Одиночное автопутешествие из Сибири на Кольский полуостров. Маршрут туда проложен по региональным и местным дорогам. трафик практически нулевой. Большегрузных машин очень мало.Дорожное покрытие от грунтовых дорог до идеального асфальта. Время в пути до Мурманска - 4,5 суток с отдыхом ночью.
Нитка маршрута
Новосибирск - Омск - Тюмень - Ирбит - Нижний Тагил - Нижняя Тура - Чусовой - Пермь - Карагай - Афанасьево - Киров - Шарья - Нея - Буй - Пречистое - Вологда - Вытегра - Медвежьегорск - Мурманск - Заполярный - Титовка - полуостров Рыбачий - Мурманск - Петрозаводск - Вологда - Ярославль - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Челябинск - Омск - Новосибирск
 

Предисловие.

30 лет назад,  в августе  1985 года, после окончания военного училища, я прибыл в город Мурманск для дальнейшего прохождения службы. Назначение получил в п. Нижнее Луостари. Прослужил в этом суровом и прекрасном регионе 2,5 года. Потом судьба и служба заставили поменять шапку – ушанку на панаму, и снега на пески и горы. И только вот сейчас удалось вырваться из рутины и совершить марш-бросок на Край Земли.  Интересно было походить по городку, зайти в часть.

За время службы удалось посетить и полуострова  Средний и Рыбачий. В те времена такой дороги  от Титовки туда не было. Можно было проехать только на военной технике. Один раз проехали по старой Немецкой дороге от Печенгского стрельбища на Муста-Тунтури. Сейчас она осталась в таком же состоянии, только  мосты  разрушены.  А вот  дорогу  вдоль Титовки и далее через перевал до  пос. Большое Озерко  сделали. Практически автобан. Только вот, как военные ушли в 95 году, так и за дорогой следить перестали. Теперь это «гигантский дуршлаг», как метко заметила одна девушка после поездки на полуострова Средний и  Рыбачий.

 В 1986 году мне поручили свозить на перевал  Мустатунтури  детей из нашего военного городка. На «Урале».  Водителю пришлось изрядно попотеть, преодолевая перевал с отметкой 366,0. Тогда это была непростая дорога. Встали мы лагерем под перевалом  Мустатунтури возле озера, как раз там, где сейчас находится музей. Целый день ползали по перевалу.  Впечатления от поездки остались у всех на всю жизнь.  Я думаю, что многие из тех пацанов и девочек, уже смогли снова побывать в этих местах. Это остается на все жизнь.

Итак, позвольте представить Вам небольшой  рассказ о  дороге  от Новосибирска до мыса Немецкий на полуострове Рыбачий, который находится на Кольском полуострове.

Средство передвижения  Лексус  LX470, 2007 г.  238 л.с.

День первый.

30 июля. Пробег 1460 км. 23,30 – 22,30 – 23 часа.

Маршрут:  Новосибирск – Омск – Ишим – Тюмень – Каменка – Калугина – Елань – Ирбит.

В Абатском потратил 2 часа на небольшой ремонт. Глушитель прогорел. Спасибо ребятам  на СТО, поставили большую заплатку, так и проехал всю дорогу. Уже дома купил новый и заменил.

Дорога от Абатского до Тюмени запомнилась постоянными ремонтами, но как то повезло, нигде практически не стоял. Один раз пришлось воспользоваться высоким клиренсом и объехать пробку по ремонтному участку.

 В Тюмени проскочил поворот на объездную и час потерял, пока вырвался из города. Я много раз ходил на Запад  и дороги выбирал основные. В этот раз решил прорываться по прямой, поскольку качество дорожного покрытия и наличие асфальта на этой машине  не критично.  Поэтому в Тюмени ушел на северо – запад  на Ирбит.  Количество машин  значительно уменьшилось, а фуры практически не попадались.  Трафик нулевой.  В дороге всегда пользовался Дубль Гисом для поиска точек в городах,  Яндекс навигатором,  программой  MAPS.ME. и  Советскими военными картами, закачанными в смартфон. Параллельно всегда работал Навигатор с Навителом. Этого вполне хватает.

К Ирбиту уже надо было отдохнуть.  Гостиница  «Поворот».  Могу рекомендовать. И стоянка для машин и ресторан внизу. В стоимость входит и завтрак в номер. Точно не помню, но что-то вроде 1500 рублей.

Второй день.

31 июля.  Пробег  910 км.  9,30 – 01,30 – 16 часов.

Маршрут: Ирбит – Невьянское - Нижняя  Синячиха - Верхняя Синячиха (грунтовка до Акинфеево) – Нижняя – Верхняя Салда – Нижний Тагил (по окраине) – Ниж. Тура – Лесной – Промысла – Горнозаводск – Чусовой – Пермь – Карагай – Афанасьево – Омутинск.

Трафик местами практически нулевой.  Дорога проходит по красивейшим местам Урала. При разработке маршрута специально сделал такой крюк. Нижняя Синячиха – красивое место. Музей деревянного зодчества и монастырь. 

Интересный музей перед Чусовым.  Малый пробег за день обусловлен остановками на осмотр достопримечательностей и местами плохой дорогой. Этот участок не рекомендую легковым машинам. Хотя, местные вовсю гоняют. Ночевал где-то на стоянке в машине. 

День третий.

1 августа.  Пробег  1 390.     7,00 – 03,00  -  20 часов.

Маршрут:  Омутинск – Белая Холуница – Киров – Орлов - Котельнич – Свеча – Шарья – Мантурово – Нея – поворот на Галич – (участок 15-18 км грунтовка с большими ямам)  Буй – Любим – Пречистое – Вологда – Кириллов – Вытегра – Пудож.

Дорога разная по покрытию. Все виды асфальта и щебенки присутствуют.  Один момент! По Атласу есть дорога от Кирова через Стрижи и Оричи прямо на Котельничи. Доехал до  п. Оричи, спашиваю на АЗС дорогу на Котельничи, а мне говорят – там нет дороги, только Железная дорога.  Прокололся я, хотя навигатор упорно вел меня сразу на Котельничи через Орлов.  Потерял 2 часа. Между Ленинским и Поназырево  через дорогу Утка с цыплятами переходила дорогу. Притормозил.

После Мантурово километров 10 – щебенка. И перед городом Буй километров 15-18 грунтовка с большими ямами. В Пречистом выехал на трассу   М-8. Сразу трафик. Куча фур. Все куда –то летят сломив голову. Как же хорошо было ехать по региональным дорогам.

В Вологде ушел вдоль озера Кубенское на Вытегру. Трафик большой. Рыбаки с лодками на прицепах мигрируют туда-обратно. На этом участке уже надо смотреть на количество топлива в баке. АЗС стало гораздо меньше. В Вытегре пришлось сворачивать в сторону выезда на Питер. Только там есть заправка. Потом продолжил движение на Пудож.

От Вытегры и за  Пудож масштабный ремонт дороги. Реверс, светофоры. Благо, что прошел этот участок ночью, и трафик был маленький. Обратно пошел через Петрозаводск и на пароме в Вознесенье. Гораздо лучше. Дотянул до Пудожа и ночевал в машине напротив АЗС .

День четвертый.

2 августа. Пробег  966 км.  9,30-17,00  -  7,5 часов.

Маршрут:  Пудож – Медвежьегорск – Мурманск.

 Самое быстрое продвижение по маршруту. Средняя скорость получилась 96,8 км/ч.  От Медгоры дорога на «отлично».  В 12,00 уже завтракал на выезде на Мурманскую трассу.

Дальше дорога прямая и ровная. В 17,00 я уже въехал в Мурманск.  Заехал в магазин. Закупил продукты в Ленте на 3 дня и в гостиницу. «69 параллель».  Заранее выбрал именно ее по отзывам. Нормально. НО! Могло быть лучше.  Не зря Лена Летучая поставила этой гостинице не совсем хорошую оценку.

 День пятый.

3 августа. Пробег 235 км.  12,00 – 20,00.

Маршрут:  Мурманск – Печенга – Луостари – Заполярный -  Печенга – река Титовка –  стоянка на  берегу  в Губе Большая Мотка.

Так как погода не баловала, то из Мурманска сразу отправился в Печенгу и Луостари.

 Первая остановка возле Мемориала Славы.

Печенга. Прокатился по городку. В 85-87 годах машин у офицеров практически не было. А сейчас все обочины возле КПП заставлены.

Итак, через четыре с половиной дня пути я достиг своей цели  - пос. Нижнее  Луостари (Танковый).  4870 км от Новосибирска.

Луостари.    В городке тишина, никого не видно. Народ! Ау! Где все? В наше время квартир не хватало, а сейчас верхние этажи пятиэтажек почти все пустые. В нашей квартире тоже никто не живет. Вместо трех магазинов функционирует только маленький отдел, где раньше был овощной. Теперь всем приходится ездить в Корзуново. Да и там, говорят, городок умирает. Грустно все это.

Второй этаж. Угловая квартира. Сейчас стоит пустая. А раньше за квартиры в двухэтажках была нешуточная борьба.

 В свою казарму тоже не попал. Закрыта вообще. Все подразделения обитают в одной казарме.

Заполярный.  Прокатился по городу. Тоже народа почти нет. Машин мало. Спросил местного товарища, где прилично можно пообедать.  Предложил  пиццерию «Челентано».  Могу рекомендовать.

Обязательная программа выполнена. Теперь можно выдвигаться на Рыбачий. На АЗС в Заполярном прикупил связку дров. 

 День шестой.

4 августа.  Пробег  240 км.  10,30 – 22,30 – 12 часов.

Маршрут:  западный берег п-ова Рыбачий – Мыс Немецкий – Вайда Губа – мыс Скорбеевский – Большое Озерко – хребет Мустатунтури.

После мыса Коровий дорога выходит на пляж.

В районе  мыса Кийский основная дорога уходит от берега вправо, но это не интересно. Сворачиваю влево, вдоль берега.  Красивые виды гарантированы.

Туман. Мыс Немецкий. Самая северная точка материковой части России.

Дальше через поселок  Вайда-Губа на мыс Кекурский.

Все побережье было под надежной защитой.

Появился мыс Кекурский.  По мне так  одно из самых красивых мест.

Теперь держу путь в заброшенный гарнизон Мыс  Скорбеевский.

Небольшое отступление. В том гарнизоне  12 лет! прослужили наши друзья. Тогда это был самый большой гарнизон на полуострове Рыбачий. Котельная, трехкилометровый водовод из озера, школа.  В 84 году построили новую котельную. А в 85 пришел приказ сворачиваться и перебазироваться в другой гарнизон, поближе к Мурманску. Все задаются вопросом, кому понадобилось все разрушать в домах и казармах. По Скорбеевке могу сказать. Те дома, куда поступил приказ перебазироваться, оказались так же разобранными до голых стен. Командир дал приказ, снимать все что можно, и потом в новых квартирах восстанавливать. И продолжать жить. И служить.  Ну а уже потом, время, люди и звери довершили этот разгром. 

Ну вот, так и приезжай в гости к друзьям! Даже чаем не напоили. 

Через высоту 236,0, гора Перевальная, выходишь на перекресток. К памятнику.

Налево – на  Зубовку и Цыпнаволок. Направо – на Большое Озерко.

Сюда приходили все транспортные корабли и катера из Мурманска. Дальше уже служивые добирались до своих гарнизонов на земном транспорте. Кто на Уралах, кто на вездеходах. 

Выбравшись на полуостров Средний,  остановился на ночевку под хребтом Муста-Тунтури на берегу бухты Кутовая, рядом с какой-то базой.

День седьмой.

5 – 6 августа.    8,00 – 03,50 – 20 часов.

Маршрут:  хребет Мустатунтури – Титовка – Мурманск – Петрозаводск.

Все.  Основные цели этой поездки достигнуты. Луостари, Мыс Немецкий и Скорбеевка.   Теперь можно направить лыжи в сторону дома.  До свидания, Край Земли. Будем надеяться, что мы еще встретимся.

 Дальше была Карелия.  Онежское озеро.

День 8 – 11. Дорога домой.

Обратно я пошел через Петрозаводск. Здесь нам довелось прослужить  пять лет и после увольнения в запас прожить еще четыре года. Потом решили вернуться на родную землю, в Новосибирск. Прокатился по ночному городу, мимо бывшего дома, и ушел на Вознесенье. Под утро выехал на берег Онеги, маленько поспал и снова в путь. Теперь  опять только дорога, теперь бросок в Сибирь.

Обратный путь решил все же идти по федералке.  Вологда – Ярославль – Иваново – Нижний Новгород – Казань – Уфа – Челябинск – Курган – Бердюжье – Омск – Новосибирск.

По времени получилось практически так же, но гораздо напряжнее, если так можно выразиться. Трафик большой. Рация в пути довольно  неплохо помогает. Да и антирадар пищит вовремя.  Хотя  особо и не нарушал. Все в пределах нормы. Русской нормы.

Ярославль. Ночевка у озера.

Возврат в Азию.

В итоге дорога домой заняла 4,5 суток.

Штрафов не получал. За всю дорогу остановили всего два раза. Просто для проверки документов. И только на постах. Заправлялся на нормальных заправках. Проблем с топливом не возникло.  Для н/з  брал с собой 40 литров в канистрах. Одну так и привез домой.

Всем удачи на дорогах!

Видео можно посмотреть вот здесь:

https://youtu.be/kBEt6wSg6WI

https://youtu.be/WgqSzgmxlGY


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте