Варианты маршрута. Выбор пути.
Выдвинутые нами требования и ограничения к маршруту заведомо
отсекали все акватории на территории России – в декабре-январе – холодно, а
экономические ограничения диктовали выбор старта и финиша в странах, куда летают
самолеты из Новосибирска (транзитные заброски через Москву и др. города даже
не рассматривались): Таиланд, Мальдивы, Индия, ОАЭ, Турция, Египет и почти все
Средиземноморье.
Варианты со Средиземноморьем не выглядели заметно
дешевле, чем с портами Индийского океана, но зимой там прохладновато и визовые
трудности выглядели посложнее. Но при возможности пойти в Средиземноморье
в августе-октябре – привлекательность маршрутов резко возрастает.
Основной выбор пал на акватории северной части Индийского
океана.
В 2004-2006гг. рассматривались и просчитывались следующие варианты:
Вариант 1 – Заброска через ОАЭ
Выбор был сделан именно на этом варианте.
Привлекательность:
1. авиатрансфер – до ОАЭ из Новосибирска
всего 300$;
2. рекогносцировочный участок вдоль берегов Омана (450 км);
3. муссон дует с левого борта и первые 2500 км можно рассчитывать на полный бейдевинд
без лавировки;
4. солидный океанский участок до первых островов (Лаккадивских) – 1800 км. И далее
почти 1000 км – путешествие среди коралловых атоллов (это детская мечта, что
весьма немаловажно!);
5. сход с маршрута на первом этапе – до Мальдивов – возможен в любой точке.
В случае чего - слева по борту 300-400 км до Индии – это подъемное расстояние
для маломощного подвесного мотора и аварийного запаса горючего, которое можно
взять с собой. Если муссон понесет в открытый океан, то запаса еды и воды на
30 дней вполне достаточно до первой земли, но Аравийское море не пустынно, можно
рассчитывать быть спасенными проходящими мимо судами.
Недостатки:
1.
на первом этапе – это каким-то образом вляпаться в Пакистан без визы. Опытные
путешественники и яхтсмены всех стран предупреждали – только не в Пакистан,
«даже если все будет очень хорошо – дней 7-10 потеряете»;
2.
второй этап – от Мальдивов до Калькутты или Таиланда – превышал наши амбиции
и представлялся весьма сложным по двум причинам:
-
ветер встречный (абсолютно!), а участок большой, переход может затянуться;
-
в случае аварийного схода – ситуация неблагоприятная.
Главным недостатком
варианта мы считали то, что на этапе маршрута от Шри-Ланки (Мальдив, Индии)
до Андаман при неблагоприятном развитии путешествия и возникновении аварийной
ситуации – самостоятельный сход с маршрута весьма проблематичен, а скорее
всего просто отсутствует. Судно будет уносить в открытый Индийский океан,
в зоны, где фактически не проходят судоходные пути и помощи ждать совсем неоткуда,
и никаких 30 дней не хватит для дрейфа до первой обитаемой земли. Аварийный
выход на Шри-Ланку плох по-любому, т.к. там гражданская война и вероятность
благоприятного окончания похода не выше, чем в «Русской рулетке».
Тем не менее – мы выбрали именно этот вариант, решив
что нас никто никуда не гонит. Мы дойдем до Мале, наберемся опыта, оценим свои
силы и там решим – куда двигаться:
1. Никуда, на этом и закончим.
2. На экватор и обратно в Мале – и закончим.
3. Через Шри-Ланку на Таиланд.
4. Вдоль Индии «до куда дойдем» - в идеале – до Таиланда.
5. Обратно на север в ОАЭ вдоль побережья Индии и заончим
в Индии.
6. Обратно на север через Индию в ОАЭ.
Переход от Мальдивов до Таиланда через Шри-Ланку – рассматривался
как основной - при самом благоприятном развитии ситуации до Мальдивов.
Вариант 2 – Заброска через Таиланд
До столицы
Тайланда раз в неделю летает самолет.
Из Тайланда
возможны два варианта маршрута:
- первый –
это рекогносцировочный переход с попутным муссоном до Андаманских или Никобарских
островов - и это очень положительный момент, а далее – см. вариант 1.
- второй – это Тихоокеанский бассейн. Рекогносцировочный
переход по Сиамскому заливу (мелкому и полному островов и рифов) в Южно-Китайское
море, а по нему – до Тайваня, и, совсем уже амбициозно – до Южной Кореи. Маршрут
со всех сторон хорош до анализа – не помешаем ли мы там своим плаванием местным
жителям? Не выходя из Новосибирска выяснили – помешаем! Новосибирский яхтсмен
Александр Руднев, делавший попытку путешествовать в тех краях на яхте в одиночку,
поделился с нами своим печальным опытом, из которого следовало, судоходство
там настолько тесное, что «нас просто затопчут и никто не заметит», к тому же
воровство и пиратство к мелким судам – там в чести, масса потенциальных сложностей
с властями.
В общем –
мы отказались от тщательного рассмотрения этого варианта именно из-за боязни
неопределенности отношений с людьми и властями стран, которые учились у СССР
строить коммунизм.
Стоит отметить, что вариант путешествия вдоль Вьетнама -
вполне приемлемый – может быть интересен для туризма, но для наших целей он
не подходил.
Вариант 3 – Заброска через Индию
В Нью-Дели несложно попасть через Бишкек или Ташкент. Дорога
с пересадками может занять два дня – это сложнее по сравнению с прямым перелетом,
но недорого и реально.
Из Нью-Дели легко попасть в Калькутту или Порт
Блэр. Затем Андаманские или Никобарские острова (как обкаточная часть
маршрута). Далее с зимним муссоном на запад к Мальдивам через Бенгальский
залив вдоль Индии или прямо через Шри-Ланку. И при благоприятном развитии
событий с тем же муссоном – до Сейшельских островов, либо в ОАЭ, а оттуда
– самолетом в Новосибирск.
Главное достоинство
этого маршрута – в благоприятности ветров – они весь маршрут в попутных румбах.
Вариант окончания на Сейшелах, безусловно, чуть дороже примерно на 400-500$
и замороченнее обратный перелет через
ОАЭ иди Мальдивы, но все же привлекательнее в спортивном отношении.
Главный недостаток варианта такой же как в первом случае.
В этом плане старт от Калькутты более благоприятен (далеко не унесет), но Калькутта
– это клоака всей Индии и море там на 200 км вглубь и вширь – это сточная лужа,
ходить там – радости мало.
Вариант 4 - Через Египет
Красное море – хороший рекогносцировочный участок – далеко
не унесет, если что. Но уж очень большой и много разных стран по берегам, а
в каждой – свои порядки, хотя это преодолимо.
А после Красного
моря – Сомали – это самое пиратское место на земле! Там раздели подчистую
почти всех российских яхтсменов, кто туда попадал. Океанская часть маршрута
могла быть только в сторону Сейшел или до Мальдив или вдоль Африки, подальше
от берегов Сомали, в сторону Мадагаскара.
Даже при благоприятном завершении маршрута – вылет в Новосибирск
через Москву или ОАЭ – это очень дорого и неопределенно.
Аварийные
сходы с маршрута не сложны до берега. А далее весьма неопределенны.
Географически – этот вариант маршрута весьма интересен.
Вполне реализуем, но видимые экономические и административно-политические преграды
– отодвигают рассмотрение этого варианта на «когда-нибудь потом»
Вариант 5 - Старт с Западного побережья Африки,
Кения – 2º ю.ш. и переход до Индонезии по экватору.
Этот вариант
нами не рассматривался никогда. Упоминаю об этом варианте только потому, что
он муссировался в сети Интернет как наш основной! Мы об этом узнали
позже всех!
Этот вариант
противоречит всем нашим требованиям, а именно:
- очень дорогой трансфер;
- отсутствие рекогносцировочного участка;
- автономность маршрута могла превысить 30 суток;
- сход с маршрута только аварийный через SOS! Первый остров
– Мальдивы;
- 7000 км против господствующих ветров.