Азия / Парусный туризм | Спортивный туризм
 

На парусном катамаране через Индийский океан

18 декабря 2006 г. - 15 февраля 2007 г.
Судно и экипаж 
Судно

2.1.1. Требования

 

А) Предполагаемая полезная грузоподъемность судна оценивалась нами в 1200 кг:

Экипаж с личными вещами – 5 чел х 100 кг
Спец. экипировка – 5 чел х 20 кг
Бензин и подвесной мотор
Еда на 30сут – 1 кг х 30 сут х 5 чел
Вода на 30сут – (2,5 л х 10 сут + 1,5л х 20 сут) х 5 чел
Кухня, приборы, оснащение

500 кг
100 кг
100 кг
150 кг
275 кг
075 кг

Итого:

1200 кг

Б) На судне должно быть нормальное место для ночлега в океане (сухая палатка).

В) Скорость движения против ветра при волне до 3 м должна быть не менее 5  км/ч.

Рассматривались 2 основных варианта – катамаран «SibCat-27», либо тримаран «Фрези Грант-27» - производства фирмы «Кулик».

Мы два года откатывали тримаран и катамаран и так и не смогли до похода сделать аргументированный выбор. Более менее серьезный довод в пользу катамарана, который и определил выбор – это возможность размещения груза непосредственно на поплавках – т.е. больше полезной (для груза) площади.

 

2.1.2. Описание и конструкция судна «SibCat-27»

 

Парусный катамаран «SibCat–27» предназначен для длительных автономных походов по водохранилищам, озерам и прибрежным зонам морей с пресной и соленой водой. Общий вид судна, где отмечены его конструктивные особенности, габаритные размеры и технические характеристики, изображен на рисунке. 

Общий вид судна
Общий вид судна

Катамаран имеет прекрасные ходовые качества вследствие относительно небольшого веса, очень гладкой и обтекаемой подводной части, качественного рангоута и парусного вооружения. При штатной загрузке и умеренном ветре катамаран ходит со скоростью 9-11 узлов, а при ветрах силой 4-5 баллов и загрузкой судна на 50% и курсе бакштаг может достигать скорость 18 узлов (35 км/ч), т.е. ходит быстрее, чем большинство крейсерских яхт!

Размеры и масса отдельных упаковок позволяют перевозить судно авиа- и ж/д-багажом, на багажнике легкового автомобиля, переносить в руках, что позволяет владельцу доставить судно практически на любую акваторию без особых хлопот. Упаковки имеют ручки и лямки для удобства переноски. В сложенном виде судно может храниться везде, где относительно сухо, при температуре от -10?С до +40?С.

Парусное вооружение судна - бермудский шлюп. Минимальный парусный гардероб катамарана состоит из трех парусов: грот, стаксель №2, стаксель №3 (штормовой), позволяющих нести эффективную парусность при ветрах от 1 до 8 баллов. Грот изготовлен из ткани дакрон 240 г/м2, снабжен сквозными латами из стеклопластика, имеет два ряда рифов. Нижняя шкаторина свободная. Стакселя изготовлены из российского парусного лавсана 200 г/м2, который не ломается на изгибах, что позволяет хранить их в карманах палатки в скомканном виде. Ракс-карабины – латунные. Цвет грота и стакселя – белый, или по согласованию с Заказчиком.

Парусный гардероб можно расширить еще двумя парусами: стакселем №1 (дакрон 140 г/м2) и геннакером или кливером.

Надувные поплавки судна изготавливаются из лодочной ткани массой 1000 г/м2 с воздухонепроницаемым и устойчивым к истиранию ПХВ покрытием и выполнены цельноклееными и двухсекционными.

Форма поплавков - «двустволка», корма – расширена, кормовая оконечность поплавков – жесткий плоский транец. Нижняя часть – автономна, верхняя - двухсекционная. Особенности формы поперечного сечения поплавка, его носовых и кормовых обводов обеспечивают его очень высокую надёжность, дополнительное противодействие дрейфу, хорошую всхожесть на попутную и встречную волну, улучшение ходовых качеств. Носовые оконечности поплавков без жестких элементов: поэтому, при столкновении с препятствием корпус мягко, без поломки демпфирует удар; в то же время надувные носы достаточно жесткие, чтобы их не сминали волны.

Нижняя (донная) часть уже надутых поплавков обклеена вторым слоем ненапряженной ткани, что делает поплавки практически непробиваемыми.

Верхняя часть поплавков оклеена противоскользящей тканью «Antislip» («рифлёнка»).

Цвет поплавков – по согласованию с Заказчиком - светло-серый, красный, синий, жёлтый.

Палуба (трамплин) изготовлена из ткани с ПХВ покрытием. Натяжка палубы осуществляется шнуровкой, которая расположена вдоль поплавка. Дополнительная функция шнуровки – быстрый сброс воды, попадающей на палубу, например, при накрывании катамарана волной. На трамплине имеются дополнительные отверстия для стока воды, исключающие захлёстывание воды снизу. Люверсы – латунные, некорродирующие в морской воде.

В длительном путешествии, когда есть потребность в рундуках для вещей, кокпит судна может быть образован двумя упаковочными сумками, имеющими специальные петли для фиксации их к каркасу. В качестве опции предлагаем использовать надувной П-образный баллон, крепящийся к поперечным балкам, образующий кокпит, на нем удобно сидеть, на него удобно облокотиться спиной, сидя на трамплине.

Палатка-рубка имеет достаточные размеры для размещения в ней походного багажа и размещения на ночлег экипажа. На палатке имеются карманы разных размеров для парусов и другого снаряжения - снаружи и карманы для всяких мелочей - внутри. На всех стенах палатки имеются окна из прозрачной, прочной плёнки. Палатка изготовлена из водонепроницаемого, невыгорающего на солнце, не гниющего, стойкого к солнечной радиации и очень прочного тентового материала с ПХВ покрытием плотностью 600 г/м2. Конструкция соединения палатки с палубой такова, что даже при накрывании палатки волной, внутри палатки сухо. Попадание воды внутрь палатки возможно только через открытый «вход». При желании можно спереди открыть вентиляционное окно по всей ширине палатки.

Противодействие дрейфу обеспечивается собственно поплавками и центральным швертом, расположенным под трамплином, между поплавками. При наезде на препятствие шверт откидывается, а при попутных ветрах может быть поднят. Лавировочный угол - 100о при ветрах до 5 баллов и волне до 0,5 м.

Рулевое устройство – классическое: два руля на жестких транцах связанных конструктивно с каркасом и надувными корпусами. Румпеля соединены поперечной связью. Перья рулей – фанерные, коробки рулей – из нержавеющей стали. Рули фиксируются в опущенном и поднятом положениях, при наезде на препятствие откидываются.

Каркас и подмачтовая пирамида изготовлены из дюралюминиевых труб, все трубы оксидированы. Оковки, соединяющие разнонаправленные элементы каркаса выполнены из нержавеющей стали. Концы всех труб закрыты пластмассовыми пробками.

Мачта поворотная разборная, состоит из 3-х элементов. Форма поперечного сечения – каплеобразная. Все оковки – из нержавеющей стали. В районе степса установлены утки для фиксации фалов. Гик закрепляется к мачте шарнирно, лик-паз на гике отсутствует – нижняя шкаторина паруса – свободная. Мачта усилена краспицей и ромбовантами. Выше узла крепления штага и вант имеется дополнительный блок для подъёма геннакера.

Стоячий такелаж: штаг и ванты - из 19-прядного троса диаметром 5 мм; тросовые наконечники, вант-путенсы, штифты диам. 8 мм и фиксирующие их кольца, талрепы М10 - всё из нержавеющей стали.

Бегучий такелаж. Фалы проведены внутри мачты. Грота-фал диаметром 8мм. с кевларовым (СВМ) сердечником. Оттяжка гика в четыре лопаря, гика-шкота - в 3 лопаря - идентичные, состоят из двух блоков, один из которых закреплен на гике, а второй со стопором – на каркасе.

Гика-шкоты (диам. 10 мм) – мягкие, удобно лежат в руке. Стаксель-шкоты диам. 8 мм проходят через блоки (левый и правый), подвижно закрепленные на ноге пирамиды и фиксируется в кулачковых стопорах, расположенных на соответствующих «ногах» пирамиды. При поставке судна все фалы и шкоты заплетены, проведены и закреплены в соответствии с их назначением.

В комплект и обеспечение входят:

·        Упаковки из прочной ткани с ПХВ - покрытием, предназначенные для транспортировки и хранения судна в разобранном виде. - 4 шт. + отдельная упаковка для грота.

·        Ремонтный набор, включающий ткани и клей в жесткой упаковке для самостоятельного ремонта надувных поплавков.

·        Набор инструментов, достаточный для сборки-разборки судна.

·        Запасные детали: штифты, полукольца, такелажные скобы.

·        Воздушный насос ножной («Bravo», Италия).

·        Руководство по эксплуатации и технический паспорт изделия.

·        Два блока и тросовый погон с блоком - для реализации потенциальной возможности постановки геннакера (или кливера).

 

Технические характеристики катамарана «SibCat–27»

 

Длина (по поплавку), м
Ширина габаритная, м
Высота от КВЛ, м
Высота палатки в коньке (от верхнего среза поплавков), м
Клиренс при рабочей нагрузке, м
Полезная нагрузка (рабочая), кг
Масса (с упаковками), кг
Размер упаковки, не более, м

8,2
4,0
10,5
1,30
0,6
1000
350
2,9

Поплавки:

Диаметр поплавка в миделе, м
Полный объем двух поплавков, м3

0,7х0,9
5,2

Паруса, м2

Грот
Стаксель №1 (генуэзский)
Стаксель №2 (лавировочный)
Стаксель №3 (штормовой)
Геннакер

16,5
10,2
5,2
2,0
20

 

2.1.3. Изменения и дополнения к заводскому исполнению судна

 

А. Верхняя часть поплавков была заказана не цельноклееной, а двухслойной.

Т.е. шкура плюс надувной элемент, причем в каждом поплавке было по 2 одинаковых двухсекционных надувных элемента, каждый из которых мог занимать весь объем – от носа до кормовой перепонки и 2/3 кормового объема в районе перепонки. Т.о. в случае разгерметизации любого из отсеков, надувался параллельный надувной элемент, который занимал его объем. Это повышало живучесть судна в случае разгерметизации (разрыва, пореза, протирания и т.п.) основного объема верхней части поплавка.

 

Б. Два шверта вместо одного.

На 4-й балке были установлены параллельно 2 швертовых устройства, вместо одного. Основным доводом до старта было: «запас карман не тянет», «два всяко лучше чем один!» и т.п. и при слабых встречных ветрах можно будет удваивать площадь швертов.

 

В. Электропроводка внутри мачты для электропитания топового фонаря

 

Г. «Гусак» для КВ-антенны, который был прикреплен к топу мачты стальными вытяжными заклепками.

 
2.1.4. Дополнительная комплектация судна

 

Надувные матрасики, размером 1,6х0,5х0,1 м – 4 штуки. Сделаны на фирме «Кулик» из лодочной 1000-граммовой ткани. Они служили пайолами в палатке, распределяли нагрузку, служили гидроизоляторами. Могли служить пневмодомкратами на берегу или элеметами плавучести в море. Оказались очень удобными.

Рундуки размером 1,4х0,6х0,5 м – 2 шт. – сделаны из водостойкой фанеры. Были установлены на поплавках между 4 и 5 балками. Служили для хранения инструментов, ремнабора и продуктов питания, а также как сиденья.

Приспособление для постановки мачты. Без него мачту можно поставить только завалив судно на бок, предварительно полностью разгрузив. Приспособление позволяло поставить мачту даже на воде. Мы эту ситуацию опробовали на берегу. Смогли поставить мачту вчетвером не сходя с катамарана.

Команда

2.2.1. Требования к участникам

Первоначально предполагалось, что в команде будут 3 человека – это новосибирский костяк – мы единомышленники, давние друзья, давно схожены, всё знаем друг про друга, а главное – кто в чем силен и слаб.

У всех достаточный опыт и хорошая морская практика. К недостаткам «костяка» следует отнести:

- все капитаны и руководители;

- никто толком не знает английского языка.

На случай отказа кого-то из основных участников к моменту старта были кандидаты в количестве до 7 человек с соответствующей квалификацией и опытом.

По мере обкатки различных ситуаций пришли к выводу – пойдем впятером. Суммарный опыт группы был колоссален!

При подготовке мы теоретически проигрывали любые, самые невероятные ситуации – быстро находили разумное разрешение их и из нештатных делали штатными, т.к. всегда что-то подобное где-то с кем-то уже случалось.

Все умели делать все, умели «тянуть лямку», умели терпеть лишения, умели ждать и быстро и качественно делать дело. Никто не отказался на 2-х летнем этапе подготовки и, таким образом, нас пошло в поход пятеро.

Возможно, что если бы нас пошло трое, то судно бы не было так серьезно перегружено и ни одной поломки бы не случилось и скорости были бы выше. Но тогда бы мы, возможно, и не узнали пределов прочности и надежности судна.

 

 

Ф.И.О.

Судовая роль

Дата рождения

Основная специальность

Домашний адрес, телефон

Адрес сайта, e-mail

1

Кулик Анатолий Павлович

капитан, кок

18.04.1954

инженер-механик, канд. техн. наук, Ген. директор ЗАО "Кулик", г.Новосибирск

г.Новосибирск, ул.Лесосечная д.7, кв.1,
(383)-333-62-60

kulikboat.ru
info@kulikboat.ru

2

Ковалевский Евгений Александрович

дипломатия, связь с властями и местным населением, толмач, видео- и фото-съёмка

6.05.1957

инженер-механик, канд. техн. наук, Зав.Отделом международных связей Института физики прочности и материаловедения СО РАН в г. Томск.

г.Томск, пр-т Академический д.17, кв.190,
(3822)-49-08-86

www.kovalevsky.tomsk.ru, admiraljack@yandex.ru

3

Маслобоев Юрий Николаевич

штурман, медбрат, радист

12.04.1961

инженер-системотехник, ведущий инженер Института автоматики и электрометрии СО РАН.

г.Новосибирск, ул.Русская д.9 кв.93,
(383)-333-85-42

mas@sl.iae.nsk.su

4

Пикалов Геннадий Петрович

боцман, казначей

7.08.1940

инженер-энергетик, ведущий инженер Института «Сибэнергосетьпроект» в г. Новосибирск.

г.Новосибирск, Морской пр. д.36, кв.21,
(383)-330-27-44

sosna@academ.org

5

Гридин Павел Александрович

электроснабжение судна, моторист

7.02.1960

инженер - автомобилист,директор собственной небольшой гостиницы в г.Кемерово

г.Кемерово, Искитимская набережная д.3,
8-905-905-01-01

www.pasha.gidkuzbass.ru
gridinp@mail.ru

 

2.2.2. Спортивно-биографическая справка

 

Кулик Анатолий Павлович, 52 года

Родился 18 апреля 1954г. в г.Краснодар, по образованию инженер – механик, кандидат технических наук.

Вдовец, трое детей.

До 1987г. был научным сотрудником. Первый свой настоящий парусник-надувастик построил в 1982 году. Со временем хобби переросло в любимую работу. С 1990 года известен производством надувных катамаранов под маркой «Кулик», Генеральный директор ЗАО «Кулик».

Все официальные спортивные регалии в прошлом: мастер спорта по водному туризму (1983г.), Бронза, Серебро, Золото в Чемпионатах СССР по водному туризму в 1979-87 годах.

В 1990г. с краснодарскими друзьями осуществлял первопрохождение рек Непала, с ними же организовывал первые водные соревнования «Интерралли Белая» в 1990-93 годах.

Парусный опыт – 22 года хождения по Обскому морю и понемногу: Байкал, Балхаш, Азов, Чёрное море. Участие в парусных регатах. Одну из них – «Обское море», организовал в 1987 году и проводит до сих пор.

Обязанности в походе – капитан и кок.

 

Ковалевский Евгений Александрович, 49 лет

Родился 6 мая 1957г. в г. Томске, по образованию – инженер, кандидат технических наук.

В настоящее время возглавляет Отдел международных связей Института физики прочности и материаловедения СО РАН в г.Томске. Женат, воспитывает дочь.

В спортивном туризме известен под именем «Адмирал Джек». Им пройдено более 70-ти рек. Наиболее значимые: сплав по Дудх–Коси (с Эвереста) в январе 2004г. на двухместном катамаране; первопрохождение р.Арун (Тибет) в декабре 2004г.; 17 раз прошёл Мажойский каскад и др.

Имеет звания: «Выдающийся путешественник России», мастер спорта России по туризму, чемпион России по туризму 2004г. и ещё масса регалий региональных и клубных.

В Томске – председатель областной комиссии по водному туризму, президент Томской региональной ассоциации рафтинга.

Свободно владеет английским, немного испанским.

Обязанности в походе – дипломатия, связи с властями и местным населением, видео и фотосъёмка.

 

Маслобоев Юрий Николаевич, 45 лет

Родился 12 апреля 1961г. в г.Кемерово, по образованию – инженер по электронно-вычислительным машинам (так раньше называли то, что сейчас стало компьютером), работает по специальности ведущим инженером в Институте Автоматики и Электрометрии СО РАН.

Женат, двое взрослых детей. Туризмом увлекается с 18-ти лет, много что исходил, изъездил; последние значимые достижения: 1990г. – золотой призёр чемпионата СССР по велотуризму, 2004г – первое место в чемпионате России по горному туризму.

Под парусами с 1983 года, имеет свою яхточку «Ассоль». Как правило, на 2-й 3-й день как сходит лёд на водохранилище, сбрасывает свою яхту на воду. К надувастикам проникся в 2002 году, поучаствовав в весеннем парусном ралли по Волге. В общем, с парусами - на «ты».

Обязанности в походе – штурман, медбрат, радист.

 

Пикалов Геннадий Петрович, 66 лет

Родился 7 августа 1940г. в г.Омск, по образованию инженер – электрик.

Всю жизнь проектировал и строил линии электропередач, работает ведущим инженером в Институте «Сибэнергосетьпроект» в г.Новосибирске.

Женат, три дочери, четыре внука.

Громаднейший опыт полевой жизни, связанный с его профессиональной деятельностью и увлечением путешествиями.

Парусный опыт – с 1969 года – первая байдарка оснащённая парусом, участие в 19-ти парусных регатах «Обское море». Три раза Балхаш насквозь, пять раз Байкал (во всех направлениях).

На Обском море – авторитет в среде рулевых надувных парусников. Последние пять лет, с мая по октябрь, «живёт» под парусами. Безусловно - самый опытный рулевой в нашей команде. Не обременён официальными титулами, последний получил в 1956 году – «Турист СССР».

Обязанности в походе – боцман, казначей.

 

Гридин Павел Александрович, 46 лет

Родился 7 февраля 1960г. в г. Осинники Кемеровской области.

По образованию – инженер – автомобилист.

Работает в г.Кемерово директором собственной небольшой гостиницы, где и проживает.

Женат и уже неоднократно.

Профессионально увлекается фотографией. Продолжает учебу в институте на факультете кинофотомастерства.

Турист по убеждениям и своему образу жизни. 1989г. - лагерь «Варзоб» (Таджикистан); работа инструктором в областной станции Юных туристов, кандидат в мастера спорта по водному и лыжному туризму (1993).

2005г. - присвоение спортивного звания «Заслуженный путешественник России».

Паша – известнейшая личность в туристко–бардовской тусовке Кузбасса. Известен организацией и проведением совершенно уникальных мероприятий, в том числе «Слётов Дураков». Легко узнаваем по своей капитанской фуражке и пионерскому горну, с которыми не расстается.

Парусный опыт – на своём древнем «Просторе» многократно изучил все близлежащие крупные озёра и водохранилища. Путешествия под парусами по Байкалу и Чёрному морю.

Обязанности в походе – всё электроснабжение судна: от электрогенератора и ноутбука до карманного фонарика и топового огня на мачте; обслуживание мотора.

 


Комментарии
Совершенству нет предела... 
Guest28.01.13, 23:20
Seen 
круто
Guest02.02.12, 08:37
Артур Шаламов 
Восхищен
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 6
Ссылка:
Опубликовал Роман Железов