2.1.1. Требования
А) Предполагаемая полезная грузоподъемность судна оценивалась нами в 1200 кг:
Экипаж с личными вещами – 5 чел х 100 кг Спец. экипировка – 5 чел х 20 кг Бензин и подвесной мотор Еда на 30сут – 1 кг х 30 сут х 5 чел Вода на 30сут – (2,5 л х 10 сут + 1,5л х 20 сут) х 5 чел Кухня, приборы, оснащение | 500 кг 100 кг 100 кг 150 кг 275 кг 075 кг |
Итого: | 1200 кг |
Б) На судне должно быть нормальное место для ночлега в океане (сухая палатка).
В) Скорость движения против ветра при волне до 3 м должна быть не менее 5 км/ч.
Рассматривались 2 основных варианта – катамаран «SibCat-27», либо тримаран «Фрези Грант-27» - производства фирмы «Кулик».
Мы два года откатывали тримаран и катамаран и так и не смогли до похода сделать аргументированный выбор. Более менее серьезный довод в пользу катамарана, который и определил выбор – это возможность размещения груза непосредственно на поплавках – т.е. больше полезной (для груза) площади.
2.1.2. Описание и конструкция судна «SibCat-27»
Парусный катамаран «SibCat–27» предназначен для длительных автономных походов по водохранилищам, озерам и прибрежным зонам морей с пресной и соленой водой. Общий вид судна, где отмечены его конструктивные особенности, габаритные размеры и технические характеристики, изображен на рисунке.
Общий вид судна
Катамаран имеет прекрасные ходовые качества вследствие относительно небольшого веса, очень гладкой и обтекаемой подводной части, качественного рангоута и парусного вооружения. При штатной загрузке и умеренном ветре катамаран ходит со скоростью 9-11 узлов, а при ветрах силой 4-5 баллов и загрузкой судна на 50% и курсе бакштаг может достигать скорость 18 узлов (35 км/ч), т.е. ходит быстрее, чем большинство крейсерских яхт!
Размеры и масса отдельных упаковок позволяют перевозить судно авиа- и ж/д-багажом, на багажнике легкового автомобиля, переносить в руках, что позволяет владельцу доставить судно практически на любую акваторию без особых хлопот. Упаковки имеют ручки и лямки для удобства переноски. В сложенном виде судно может храниться везде, где относительно сухо, при температуре от -10?С до +40?С.
Парусное вооружение судна - бермудский шлюп. Минимальный парусный гардероб катамарана состоит из трех парусов: грот, стаксель №2, стаксель №3 (штормовой), позволяющих нести эффективную парусность при ветрах от 1 до 8 баллов. Грот изготовлен из ткани дакрон 240 г/м2, снабжен сквозными латами из стеклопластика, имеет два ряда рифов. Нижняя шкаторина свободная. Стакселя изготовлены из российского парусного лавсана 200 г/м2, который не ломается на изгибах, что позволяет хранить их в карманах палатки в скомканном виде. Ракс-карабины – латунные. Цвет грота и стакселя – белый, или по согласованию с Заказчиком.
Парусный гардероб можно расширить еще двумя парусами: стакселем №1 (дакрон 140 г/м2) и геннакером или кливером.
Надувные поплавки судна изготавливаются из лодочной ткани массой 1000 г/м2 с воздухонепроницаемым и устойчивым к истиранию ПХВ покрытием и выполнены цельноклееными и двухсекционными.
Форма поплавков - «двустволка», корма – расширена, кормовая оконечность поплавков – жесткий плоский транец. Нижняя часть – автономна, верхняя - двухсекционная. Особенности формы поперечного сечения поплавка, его носовых и кормовых обводов обеспечивают его очень высокую надёжность, дополнительное противодействие дрейфу, хорошую всхожесть на попутную и встречную волну, улучшение ходовых качеств. Носовые оконечности поплавков без жестких элементов: поэтому, при столкновении с препятствием корпус мягко, без поломки демпфирует удар; в то же время надувные носы достаточно жесткие, чтобы их не сминали волны.
Нижняя (донная) часть уже надутых поплавков обклеена вторым слоем ненапряженной ткани, что делает поплавки практически непробиваемыми.
Верхняя часть поплавков оклеена противоскользящей тканью «Antislip» («рифлёнка»).
Цвет поплавков – по согласованию с Заказчиком - светло-серый, красный, синий, жёлтый.
Палуба (трамплин) изготовлена из ткани с ПХВ покрытием. Натяжка палубы осуществляется шнуровкой, которая расположена вдоль поплавка. Дополнительная функция шнуровки – быстрый сброс воды, попадающей на палубу, например, при накрывании катамарана волной. На трамплине имеются дополнительные отверстия для стока воды, исключающие захлёстывание воды снизу. Люверсы – латунные, некорродирующие в морской воде.
В длительном путешествии, когда есть потребность в рундуках для вещей, кокпит судна может быть образован двумя упаковочными сумками, имеющими специальные петли для фиксации их к каркасу. В качестве опции предлагаем использовать надувной П-образный баллон, крепящийся к поперечным балкам, образующий кокпит, на нем удобно сидеть, на него удобно облокотиться спиной, сидя на трамплине.
Палатка-рубка имеет достаточные размеры для размещения в ней походного багажа и размещения на ночлег экипажа. На палатке имеются карманы разных размеров для парусов и другого снаряжения - снаружи и карманы для всяких мелочей - внутри. На всех стенах палатки имеются окна из прозрачной, прочной плёнки. Палатка изготовлена из водонепроницаемого, невыгорающего на солнце, не гниющего, стойкого к солнечной радиации и очень прочного тентового материала с ПХВ покрытием плотностью 600 г/м2. Конструкция соединения палатки с палубой такова, что даже при накрывании палатки волной, внутри палатки сухо. Попадание воды внутрь палатки возможно только через открытый «вход». При желании можно спереди открыть вентиляционное окно по всей ширине палатки.
Противодействие дрейфу обеспечивается собственно поплавками и центральным швертом, расположенным под трамплином, между поплавками. При наезде на препятствие шверт откидывается, а при попутных ветрах может быть поднят. Лавировочный угол - 100о при ветрах до 5 баллов и волне до 0,5 м.
Рулевое устройство – классическое: два руля на жестких транцах связанных конструктивно с каркасом и надувными корпусами. Румпеля соединены поперечной связью. Перья рулей – фанерные, коробки рулей – из нержавеющей стали. Рули фиксируются в опущенном и поднятом положениях, при наезде на препятствие откидываются.
Каркас и подмачтовая пирамида изготовлены из дюралюминиевых труб, все трубы оксидированы. Оковки, соединяющие разнонаправленные элементы каркаса выполнены из нержавеющей стали. Концы всех труб закрыты пластмассовыми пробками.
Мачта поворотная разборная, состоит из 3-х элементов. Форма поперечного сечения – каплеобразная. Все оковки – из нержавеющей стали. В районе степса установлены утки для фиксации фалов. Гик закрепляется к мачте шарнирно, лик-паз на гике отсутствует – нижняя шкаторина паруса – свободная. Мачта усилена краспицей и ромбовантами. Выше узла крепления штага и вант имеется дополнительный блок для подъёма геннакера.
Стоячий такелаж: штаг и ванты - из 19-прядного троса диаметром 5 мм; тросовые наконечники, вант-путенсы, штифты диам. 8 мм и фиксирующие их кольца, талрепы М10 - всё из нержавеющей стали.
Бегучий такелаж. Фалы проведены внутри мачты. Грота-фал диаметром 8мм. с кевларовым (СВМ) сердечником. Оттяжка гика в четыре лопаря, гика-шкота - в 3 лопаря - идентичные, состоят из двух блоков, один из которых закреплен на гике, а второй со стопором – на каркасе.
Гика-шкоты (диам. 10 мм) – мягкие, удобно лежат в руке. Стаксель-шкоты диам. 8 мм проходят через блоки (левый и правый), подвижно закрепленные на ноге пирамиды и фиксируется в кулачковых стопорах, расположенных на соответствующих «ногах» пирамиды. При поставке судна все фалы и шкоты заплетены, проведены и закреплены в соответствии с их назначением.
В комплект и обеспечение входят:
· Упаковки из прочной ткани с ПХВ - покрытием, предназначенные для транспортировки и хранения судна в разобранном виде. - 4 шт. + отдельная упаковка для грота.
· Ремонтный набор, включающий ткани и клей в жесткой упаковке для самостоятельного ремонта надувных поплавков.
· Набор инструментов, достаточный для сборки-разборки судна.
· Запасные детали: штифты, полукольца, такелажные скобы.
· Воздушный насос ножной («Bravo», Италия).
· Руководство по эксплуатации и технический паспорт изделия.
· Два блока и тросовый погон с блоком - для реализации потенциальной возможности постановки геннакера (или кливера).
Технические характеристики катамарана «SibCat–27»
Длина (по поплавку), м Ширина габаритная, м Высота от КВЛ, м Высота палатки в коньке (от верхнего среза поплавков), м Клиренс при рабочей нагрузке, м Полезная нагрузка (рабочая), кг Масса (с упаковками), кг Размер упаковки, не более, м | 8,2 4,0 10,5 1,30 0,6 1000 350 2,9 |
Поплавки: |
Диаметр поплавка в миделе, м Полный объем двух поплавков, м3 | 0,7х0,9 5,2 |
Паруса, м2 |
Грот Стаксель №1 (генуэзский) Стаксель №2 (лавировочный) Стаксель №3 (штормовой) Геннакер | 16,5 10,2 5,2 2,0 20 |
2.1.3. Изменения и дополнения к заводскому исполнению судна
А. Верхняя часть поплавков была заказана не цельноклееной, а двухслойной.
Т.е. шкура плюс надувной элемент, причем в каждом поплавке было по 2 одинаковых двухсекционных надувных элемента, каждый из которых мог занимать весь объем – от носа до кормовой перепонки и 2/3 кормового объема в районе перепонки. Т.о. в случае разгерметизации любого из отсеков, надувался параллельный надувной элемент, который занимал его объем. Это повышало живучесть судна в случае разгерметизации (разрыва, пореза, протирания и т.п.) основного объема верхней части поплавка.
Б. Два шверта вместо одного.
На 4-й балке были установлены параллельно 2 швертовых устройства, вместо одного. Основным доводом до старта было: «запас карман не тянет», «два всяко лучше чем один!» и т.п. и при слабых встречных ветрах можно будет удваивать площадь швертов.
В. Электропроводка внутри мачты для электропитания топового фонаря
Г. «Гусак» для КВ-антенны, который был прикреплен к топу мачты стальными вытяжными заклепками.
2.1.4. Дополнительная комплектация судна
Надувные матрасики, размером 1,6х0,5х0,1 м – 4 штуки. Сделаны на фирме «Кулик» из лодочной 1000-граммовой ткани. Они служили пайолами в палатке, распределяли нагрузку, служили гидроизоляторами. Могли служить пневмодомкратами на берегу или элеметами плавучести в море. Оказались очень удобными.
Рундуки размером 1,4х0,6х0,5 м – 2 шт. – сделаны из водостойкой фанеры. Были установлены на поплавках между 4 и 5 балками. Служили для хранения инструментов, ремнабора и продуктов питания, а также как сиденья.
Приспособление для постановки мачты. Без него мачту можно поставить только завалив судно на бок, предварительно полностью разгрузив. Приспособление позволяло поставить мачту даже на воде. Мы эту ситуацию опробовали на берегу. Смогли поставить мачту вчетвером не сходя с катамарана.