Весенний сплав по реке Зилим.
д. Бутаево – сплав по р. Зилим – д. Имендяшево.

Зилим_2015 Зилим_2015
2015 май. Сплав по Зилиму. Ненавязчивые заметки.
Про майские сплавы по башкирским рекам существуют подробные отчеты.  В том числе, по реке Зилим - конечно, во время подготовки необходимо прежде всего ознакомиться с ними. В настоящих заметках я отмечу несколько дополнительных деталей, которые могут оказаться полезными тем, кто планирует с удовольствием провести время на весеннем сплаве по реке Зилим.
Итак, добираться из Челябинска мы решили на арендованной маршрутке (благо, нас было 8 человек и мы прекрасно разместились в салоне вместе со своим инвентарем) - это было удобно, поскольку такой способ доставки сплоченного коллектива к месту старта исключал лишние хлопоты при поиске средств передвижения на пересадках. Мы выехали из Челябинска в 3 ночи... Вот так поступать в следующий раз я, пожалуй, воздержусь. Что решите вы в такой ситуации - ваше дело. Первое.
Выспаться по дороге не получилось. Поэтому старт на стапеле был вялым, чему немало способствовала и погода: накануне несколько дней подряд шел неслабый дождь, да и в дороге и на стапеле он нас сопровождал все время... Было сыро, холодно и мокро под ногами и сверху... Итак, второй совет: берите резиновые сапоги или хотя бы легкие пластиковые боты - они будут очень кстати еще не раз на стоянках, поверьте.
Правда, в упомянутом раннем (позднем???) выезде была и своя польза- на месте старта (село Бутаево) мы были около 10 утра, что позволило неторопливо выполнить все работы на стапеле и во второй половине дня не торопясь выйти на реку.
Река Зилим от места старта до впадения в реку Зигазу - неглубокая, извилистая, не быстрая, в расческах - эти особенности в избытке описаны в различных отчетах. Я отмечу, что несмотря на кажущуюся простоту реки на этом участке со старта стоит экипироваться по полной (это наблюдение номер 3) - особенно тем, кто на сплаве впервые или имеет ограниченный опыт- первые несколько часов  будут посвящены отработке слаженности действий команды - возможны посадки на мель, зачесы расческами - то есть, придется идти в воду - зачастую всему экипажу. Вода в это время года, конечно, мокрая и холодная.
После соединения обеих рек течение становится более сильным, стабильным, русло расширяется и спрямляется, расчески исчезают. Особенных препятствий нет. Однако, это всё равно река второй категории сложности: один категорийный порог - Кысык ( 2 категория, а в большую воду -3), который мы по большой воде прошли прямым ходом, по центру, как обычную шиверу, без маневрирования между обливняками, о которых пишут в отчетах о сплавах по более низкой воде - их попросту скрыло водой. И вот, поэтому, еще одно соображение: на Зилим можно идти без неопена (номер 4) - достаточно высоких сапогов-болотников (например), флиса, ветровки и чувства самосохранения на пороге: чтобы вовремя увернуться от изредка накатывающих волн - иначе подмочит… Впрочем, в неопрене, конечно, есть свое удобство - тебе всё равно, вот только на мой взгляд, цель не оправдывает средства, когда нужно поутру натягивать мокрую холодную резину, чтобы совершенно спокойно пройти весь дневной маршрут без единого порога. К тому же, в неопрене может быть просто жарко: нам повезло - мы отхватили несколько солнечных дней- температура на солнце была около 25-30 градусов. Шлем, всё же, стоит надеть хотя бы на два первых перехода: по извилистой части Зилима и после слияния с Зигазой. На этих участках встречаются расчески - следует быть осторожными. Далее прямой надобности в шлеме нет. Однако, идти в шлеме или без - решение руководителя группы и ответственность каждого.
Стоянки. О них подробно написано в отчетах. Отмечу, что есть протяжённый участок практически без стоянок ( несколько километров) ниже д.Толпарово. Мы проходили деревню во второй половине дня, и нам пришлось встать на стоянку несколько позже, чем мы рассчитывали - искали удобное место лишних полтора часа примерно. Но, стоянки находятся всегда - река популярная. В частности, приятным местом для дневки был небольшой луг в месте впадения правого притока, реки Сукум - там мы обнаружили две большие любовно сложенные банные каменки, да и для размещения личного состава места было предостаточно. На дневке можно прогуляться на окрестные вершинки - размяться. Ну и баня, разумеется. Эта стоянка , равно как и все наши предыдущие, была относительно чистой. Чего не скажешь о стоянках близ пещеры Победа.... Нам было неприятно наблюдать обилие мусора на обоих берегах в этой местности. Друзья, будьте внимательны и предупредительны- забирайте хотя бы свой мусор с собой. Это - пять.
Клещи. Есть. И много, особенно на стоянке вблизи пещеры Победа: за полчаса сняли 17 штук с нашего руководителя, остальные участники  тоже не остались без внимания клещей - но с руководом не смогли посоперничать. Осматриваться обязательно, всегда и везде. От клещей полностью не спасают химические мазилки и спреи. Шесть.
Мед. Он есть во всех деревнях, которые проходит сплавом команда единомышленников. Например, в д.Толпарово можно купить  мед и медовуху - нужно только спросить у местных - в нескольких дворах торгуют. Что мы и сделали и к взаимному удовольствию продавца и покупателя купили мед. Однако, к нашему удовольствию, на выходе, в д.Таш-Асты мы также купили хороший прошлогодний мед по цене ниже, чем в Толпарово ( хотя толпаровский мед был всё равно существенно дешевле, чем в Челябинске) в обычном магазине (по- секрету, сразу за мостом :)) Совет сладкоежкам и прочим любителям здоровой еды - семь.
Дорога обратно. Я бы рекомендовал сделать также, как мы. Наша крайняя стоянка была у пещеры Победа. Утром мы вышли рано и через час, в 11.00, мы были на месте антистапеля - за мостом у д.Таш-Асты. Дорога домой была более долгой, чем к месту старта: ехали через трассу Стерлитамак-Уфа, до Уфы, затем по М5 до Челябинска. Учитывая, что выехали из Имендяшево в районе 14.00, дома были только поздно вечером. Если выходить с реки позже - выспаться не очень получится: в маршрутке это, как я уже отмечал, не очень удобно спать.  Это, пожалуй, номер восемь.
Достопримечательности. Отдельно можно отметить посещение сейсмологический станции. В наш поход это было возможно: дверь в скале была открыта нараспашку, дома обслуживающего персонала покинуты обитателями и растаскиваются местными не очень пришельцами и сплавщиками. Прежде, когда станция функционировала, посещение было невозможно. Девять, значит.
Зилим_2015

Вот и все. Буду рад, если комментарии кому то помогут. В любом случае,
 сплав, конечно, будет приятным- ведь главное это настрой и хорошая компания. И то и другое всегда в избытке есть у любого туриста. Будьте здоровы и удачи.