Казахстан / Спортивный туризм | Горный туризм

По главному хребту Заилийского Ала-Тау? Легко!

16 - 20 августа 2004 г.
Короткий (4-5 дней), но энергичный горный маршрут с прекрасными видами на Заилийский и Кунгей Ала-Тау. По технике тянет на двойку, но по километражу, пожалуй, коротковат

Примулы Примулы

По главному хребту Заилийского Ала-Тау? Легко!

Если у вас короткий отпуск, или злой начальник, или приехали погостить родственники. или, тьфу-тьфу, не дай бог, дома ремонт… Другими словами, если от отпуска остались рожки да ножки, а душа так и просится на волю, в пампасы, то неумолимо встает вопрос выбора короткого, но энергичного маршрута, который запомнится надолго, хотя бы до следующего сезона, когда отпуск будет длинный, начальник добрый, родственники останутся дома, а ремонт будет уже не нужен.

Для алматинцев и жителей ближайших окрестностей нашего прекрасного города выбор велик, но тем сложнее найти что-нибудь эдакое, с одной стороны выходящее за рамки привычного "сбегать на Иссык-Куль", а с другой - не выходящее за рамки отпущенного обстоятельствами срока.

Уже много лет, пробегая в мыле через широко известный перевал Алматы-Алагир, справа по ходу (если двигаться из ущелья Проходное в ущелье Озерное) или слева (если наоборот), мы замечали очень симпатичный ледовый перевал, отмеченный на картах как Туюк Западный (1Б, 4050м). Мало того, что сам по себе он симпатичный, на зеленой полянке ниже ледника (там, кстати, обычно ночуют те, кто идет через Алматы-Алагир с запада) по берегам ручья растут великолепные примулы. Другими словами, этот перевал привлек наше внимание в первую очередь из эстетических соображений: хотелось включить его в какой-нибудь длительный маршрут в качестве украшения.

И вот, размышляя об этом, и попутно рассматривая карты (заметьте, топографические), мы вдруг выяснили, что весь главный хребет Заилийского Алатау к западу от Туюка Западного вплоть до Проходного перевала представляет собой вытянутое в широтном направлении плоскогорье. По картам выходило, что весь этот кусок главного хребта можно пройти пешком с завязанными глазами, так как колебания высот по горизонталям составляли считанные метры. Наблюдения с п. Пила и п. Турист прибавили в этом уверенности.

Из всего этого вполне естественным образом родилась идея взобраться на главный гребень Заилийского Алатау перевалом Туюк Западный, пробежаться по нему в западном направлении, минуя перевал Дикий, 1Б, 3990м, и приземлиться на пер. Проходной (н/к, 3600 м). Ну, а для того, чтобы "лето не кончалось", дальше двигать в Правый Аксай через перевал Теплофизиков 1Б, 4070 м, затем в Каргалинское ущелье через Каргалы Низкий (н/к, 3735 м), после чего - в родное Проходное через пер. В. Ломакина (1А, 3830 м). Если начинать дорогу от Алешкина Моста (это где в р. Проходную впадает ручей с космостанции), то, в конце концов, туда же и вернешься. Получается милый кольцевой маршрут на 4-5 дней, чего, собственно говоря, и хотелось.

у Алешкина Моста у Алешкина Моста
Мы вышли с Алешкина Моста утром 16 августа. Вообще, сезон середина-конец августа, как правило, очень удобен для путешествий в наших горах: с одной стороны довольно устойчивая (хорошая) погода, с другой стороны еще тепло. Ну, и нам, кстати сказать, с погодой в целом повезло.
Район Алешкина Моста заслуживает особого разговора. Огромная древняя морена, которую в незапамятные времена напихал перед собой ледник из-под п. Пила, закупорила здесь все Проходное ущелье от борта и до борта, со временем заросла еловым лесом и можжевельником, в результате чего получилась огромная слегка всхолмленная поляна, плавно спускающаяся в сторону города. Для этого места известно название Лунная Поляна (свидетельствуем, очень подходящее название: зимой в полнолуние здесь просто фантастически красиво) или Терра. В верхней части поляны, чуть ниже верхней границы елового леса, расположен Алешкин Мост, а в нижней части - знаменитый Родник.

Говорить, что это красивое место - все равно, что ничего не сказать. Это несомненно, особенное место, с некоторым даже мистическим оттенком. Один знакомый буддист утверждал, что медитировать там особенно приятно.

Так вот, покинув утром Алешкин Мост, без особой спешки, часто останавливаясь для фото/видео съемки, к обеду подошли под перевал Туюк Западный. Примулы к этому времени уже отцвели, но пейзаж все равно был замечательный. Время и погода располагали к подробной разведке предполагаемого пути подъема.

Перевал представляет собой широченную ледовую седловину, разделенную по центру скальной балдой, вправо от которой уходит внушительных размеров карниз. Нижняя часть ледника покрыта обломочным материалом, и отделена от зеленой травки невысоким моренным валом. Левее балды ледник довольно крутой и в двух местах пересекается трещинами. В кошках и с крючьевой страховкой проходится, но мы, однако, сразу смекнули, что это, пожалуй, не 1Б. Если же заходить на ледник правее карниза, то по относительно пологому языку ледника можно подняться на перевал без особых усилий.

Следующим утром мы так и поступили. Справа, вдоль границы голого льда и камней подошли к пологому языку, там обули одну на четверых пару кошек и связались в 40-метровую веревку. Нижняя часть ледника (как потом выяснилось, на шесть веревок) полностью обтаяла и поутру была весьма скользкой, по каковой причине вибрам без кошек не держал. Поэтому стиль движения был следующий: счастливый обладатель старых ВЦСПС'овских кошек выходил вверх на всю веревку, организовывал страховку на двух ледобурах и принимал остальных. Ситуация была воспроизведена шестикратно, после чего появился слой снега, достаточный для того, чтобы держаться на склоне в вибрамах.

Ближе к перевальной точке слой снега стал выше колена, солнышко пригрело и наст раскис. Чуть не доходя ледового озерца на перевале, на ровном, можно сказать, месте нашли, без ущерба, правда, для себя, неширокую трещину. Перевальная точка ничем не была отмечена: ни тура, ни палки, ни консервной банки с запиской или без, из чего мы заключили, что люди здесь ходят редко, а может и вообще никогда. Тур мы конечно построили, чем, безусловно, нарушили девственность пейзажа.
По ту сторону перевала Туюк Западный спуска не оказалось: перевал вывел на обширное плоскогорье, простирающееся на несколько сотен метров на юг и юго-запад, в сторону истоков р. Туюк.

Впечатления об этом перевале сложились следующие. В июне-июле, когда снег закрывает лед до самого низа, это типичный 1Б. Начиная примерно с середины августа, когда снег почти полностью стаивает, на крутом участке необходимо использовать кошки и/или крючьевую страховку, что повышает категорийность по крайней мере до 1Б со звездой. С высотой перевала тоже есть некоторые неувязки. Высота 4050 м, указанная в комментариях к схеме "Высокогорные перевалы северного Тянь-Шаня" (ГУГиК при КМ РК, 1992г.), явно завышена, так как к отметке 4020 м (по карте бывшего советского Генерального Штаба, которой, наверное, можно доверять) от перевала приходится подниматься ориентировочно метров на 70-80 по вертикали. Таким образом, высоту перевала Туюк Западный мы оценили как примерно 3950 м.

После интенсивного обеда небольшой пологий подъем вывел нас на главный хребет Заилийского Алатау. В этом месте он похож на взлетную полосу для широкофюзеляжных самолетов. Плоское пространство шириной около ста метров и длиной километра два с плавным понижением к перевалу Дикий, свидетельствовало о том, что в ходе последнего оледенения ледник здорово поелозил по здешним горам, превратив их в довольно плоский тип ландшафта.

Зато пейзажи в восточном, южном и западном направлении просто великолепные! Отлично смотрится пик Легостаева на востоке, а дальше и южнее - красавица Кант-Бастау. На юго-западе хорошо различим Чоктал и бесчисленное множество других вершин Кунгей Ала-Тоо. Хоть и не Гималаи, но впечатление, что стоишь на крыше мира, все равно есть. К сожалению, дымка и тучи не дали нам возможности отснять все это великолепие. Тем лучше - для каждого есть повод сходить туда самому. Между прочим, если вы захватили сотовый телефон и донесли его туда целым и невредимым, то можно позвонить и поделиться с друзьями и знакомыми радостью общения с прекрасным.

В районе отметки 4020м (перед спуском к перевалу Дикий) взлетная полоса круто обрывается в сторону Проходного ущелья, и это дает возможность детально рассмотреть подходы к перевалу Дикий с севера. Подходы, надо сказать, вполне удобные: некрутые моренные валы, симпатичное озерцо. Для тех, кому наскучил перевал Проходной, Дикий - это отличная альтернатива: технической сложности практически никакой (если честно, на 1Б он не тянет, 1А для него - в самый раз), ландшафт совсем другой, а если дальше ваш путь планируется вверх по Чон-Кемину, так Дикий еще и удобнее, поскольку полноводный и часто неудобный для переправы Туюк можно перебрести в верховьях.

Спуск с "крыши мира" к перевалу Дикий пологий и несложный. На Диком нашли прошлогоднюю записку (14 июля 2003 г., 16ч. 10 мин.) турклуба "Романтик" под руководством М. О. Федоренко, в которой ссылались на снятую ими записку группы Светенко от 2000 г. Мы несколько обиделись за перевал Дикий. На наш взгляд он вполне заслуживает того, чтобы через него ходили чаще.

От Дикого пологий подъем (примерно 50 минут ходьбы) выводит на отметку 4005 м. На этом участке было множество козьих следов, что с одной стороны радует - есть еще какая-никакая окружающая среда, а с другой стороны совершенно непонятно, что же этим козлам там нужно: там ведь даже лишайник толком не растет. Вероятно, все-таки, тяга к духовному совершенствованию распространяется даже на козлов, решили мы, а духовно совершенствоваться в горах, как известно, легче, чем на равнине.

Отметка 4005 ничем не примечательна, кроме того, что изредка посещается туристами со стороны Проходного перевала. Мы нашли там записку, датированную 25 августа 1998 г (клуб альпинистов и туристов "Бумеранг") и здоровый деревянный указатель сторон света и, видимо, чего-то еще (надписи, если и были, то стерлись).

Спуск к перевалу Проходной, местами довольно крутой и сыпушный (лучше держаться правее по ходу) занял примерно час с небольшим. За день до нашего прибытия в "Тамерлановой куче" (существует поверье, что огромный тур на Проходном перевале был сложен еще воинами железного хромца) была оставлена записка вездесущего клуба "Романтик", объединившимся на этот раз с участниками экспедиции лаборатории экологии животных и биомониторинга (вот бы с кем поговорить о духовном совершенствовании козлов!) ЭФА города Санкт-Петербурга.

Для ночевки немного спустились с Проходного в сторону города и установили наш не очень большой лагерь (одна палатка) на прекрасной зеленой полянке, с которой очень хорошо просматривалась наша предыдущая ночевка под перевалом Алматы-Алагир. Вся прогулка по маршруту Туюк Западный - Дикий - Проходной от ночевки до ночевки заняла у нас около десяти часов.

Озеро на фоне Озеро на фоне
Еще озеро под Проходным Еще озеро под Проходным
Для тех, кто скачками проносится по тропе, направляясь с севера к Проходному перевалу и стремясь как можно скорее погрузиться в целебные воды Иссык-Куля, неожиданным окажется тот факт, что перед самым Проходным расположено более десятка небольших озер, ничем, кроме разве что температуры воды, не уступающих своему знаменитому киргизскому собрату.

Это место можно было бы назвать нашей Карелией, но мешает отсутствие леса. Озера разбросаны в живописном беспорядке и каждое по-своему неповторимо.

Насладившись красотами озерного края, мы направились в сторону перевала Теплофизиков. Подходить к нему можно слева или справа от здоровой, но сильно разрушенной скальной балды. Слева путь немного длиннее, но как-то надежнее. Правый вариант проходит по узкой щели, сильно забитой крупными скальными обломками и завершается крутым осыпным склоном, который выводит на заснеженное плато, расположенное прямо под перевалом. Мы же вышли на то же плато практически с юга, от небольшого ледничка вблизи Проходного перевала. По дороге заметили старую оформленную ночевку (расчищенную от камней площадку с остатками стенки от ветра), что утвердило нас в правильности выбранного варианта.

Сам перевал Теплофизиков представляет собой узкую щель между разрушенными скалами. С востока подход относительно пологий, а вот на запад, в сторону Правого Аксая, спуск очень крутой, и покрыт подвижной как ртуть сыпухой. На перевале обнаружили записку, оставленную неким Витей 1 июля 1996 г. Он, в свою очередь, снял записку туристов из Москвы, датированную 9 августа 1993 г. Между тем на перевальной точке нами была обнаружена веревочная петля для спуска и она не производила впечатление предмета, пролежавшего восемь лет на открытом воздухе. Но посетители, если они и были после 1996 года, следов пребывания не оставили.

Спуск в Правый Аксай требовал напряженного внимания. Рыхлые скалы в верхней части гребня напоминали о возможных камнепадах, а мерзкая сыпуха под ногами предлагала съехать вниз вместе с ней. Поэтому, спустившись благополучно к леднику, мы перевели дух, но, как оказалось, преждевременно.

Дальнейший наш путь проистекал вниз по леднику Теплофизиков (на старых схемах времен Грудзинского – л. Ауэзова), который через некоторое время довольно резко перегнулся и безобразно обтаял. Идти по крутому льду вниз в вибрамах не хотелось, организовывать страховку тоже, поэтому пришлось выбраться на боковую сыпуху и с проклятьями по ней корячиться (другого слова не подберешь).

Ниже перегиба ледник выполаживается и дальнейший путь под перевал Каргалы Низкий (н/к, 3735 м) мало чем отличается от городского тротуара, разве что сделан изо льда. Если от перегиба ледника посмотреть вверх на орографически правый склон, то можно увидеть место, где должен быть перевал Каргалы Высокий (самой перевальной точки не видно, но если отбежать к центру ледника, то, наверное, можно разглядеть). Со стороны Правого Аксая подъем на него представлен крутой сыпухой, перемежающейся рыхлыми скалами. Со стороны же Каргалинского ущелья, как мы потом убедились, перевал облит льдом почти с самого верха, и даже в конце августа лед был упрятан под толстым слоем снега. Под перевалом, правда с большого расстояния, угадывается небольшой ледопад.

Этот перевал был вне нашего пути, так как Каргалы Низкий представлялся нам более логичным путем в Каргалинку. Действительно, подъем от ледника до перевальной точки занял примерно 30 минут. Здесь мы обнаружили записку детско-юношеского туристского клуба «Гадкий Утенок» из Москвы (наконец-то не «Романтик»!) от 4 августа 2003 г., которая сняла записку того же клуба.

Спуск в Каргалинку, «до травки» под конечной мореной Каргалинского ледника, занял примерно час. Погода испортилась, в районе перевала сыпала крупа, которая плавно переходила в дождь по мере потери высоты. Тем приятнее было наливаться горячим чаем в сухой палатке, когда мы ее наконец поставили.

Перевал В. Ломакина Перевал В. Ломакина
Утром следующего дня стали подниматься в сторону перевала В. Ломакина. Здесь можно посоветовать выходить на ледник сразу же, как только появится такая возможность – идти по камням рандклюфта между ледником и склоном крайне неприятно, а ледник чистый и гладкий, почти как на катке Медео. Кроме того, он нас обрадовал цепочкой следов, которые мы, при ближайшем рассмотрении интерпретировали как следы снежного барса. Подход к перевалу простой и приятный, но сам он производит плохое впечатление.

В действительности, подойдя к перевалу, мы вдруг обнаружили, что есть, по крайней мере, три седловины, которые можно рассматривать как перевал В. Ломакина, причем подъем на все три представлял собой сильно осыпной склон с вкраплением разрушенных скальных участков. Средняя седловина показалась наиболее приемлемой для подъема (впоследствии оказалось, что самая удобная седловина - крайняя южная), хотя именно перед ней ледник был засыпан здоровыми «чемоданами». Поднялись мы действительно быстро, хотя и в постоянном ожидании неприятностей в виде падающих камней. Но, господь милостив…

На перевале обнаружилась записка, которую можно было бы выставить на каком-нибудь аукционе древностей – удалось разобрать дату: 4 августа 1989 г. Оставила ее команда СТК «Спартак» из Москвы, которая поднялась на перевал, совершая радиальный выход со стороны Каргалинского ущелья.  Нам же, в отличие от москвичей, предстояло спускаться в сторону Проходного. Кулуар, ведущий вниз непосредственно от перевала, был признан нами избыточно камнепадоопасным, поэтому пошли правее, где ситуация казалась более спокойной. Спуск длинный, нервный, весьма неприятный. Ходить там большими группами не рекомендуем (используйте более южную седловину!).

Само это ущелье довольно длинное, узкое и по своему красивое. К сожалению, туман снова препятствовал фото и видео съемкам. Чтобы пройти весь ледник от перевала до того места, где конечная морена переходит в травянистый склон, потребовалось около двух часов. Еще минут через сорок мы были на любимой полянке у Алешкина Моста.

В целом маршрут можно охарактеризовать как простой, приятный и логичный. Единственное место, на которое следует обратить особое внимание в смысле безопасности – это спуск с В. Ломакина: все «живое», нет ни единого надежного камня, руками лучше ни за что не браться, а ногами не топать. Но те, кому это не нравится, могут либо уйти вниз по Каргалинскому ущелью, либо перевалить в Проходное некатегорийным безымянным перевалом, который находится в следующей камере к северу от В. Ломакина.