Интересный, а главное уникальный маршрут по реке Пыжа, с посещением её истока - озера Коккёль и других озер Сумультинского хребта. Уфимская группа из 15 человек прошла пешком 100 км, с преодолением перевалов 1Б, и 130 км по воде, с прохождением порогов 3-5 к.с.
 
Пыжа - почти что счастье!

Плацкартный пейзаж Плацкартный пейзаж
Новосибирск - Бийск Новосибирск - Бийск
Счастье привалило! Счастье привалило!
В поисках озер. В поисках озер.
Не Айс! Не Айс!
Подъем на "11 уфимцев" Подъем на "11 уфимцев"
Покоряя вершины! Покоряя вершины!
Весь горизонт. Весь горизонт.
Пыжимся. Пыжимся.
Капитанская четверка. Капитанская четверка.
К-2 в пороге Каро-Кан К-2 в пороге Каро-Кан
Наш красный локомотив! Наш красный локомотив!
Штурм - дело нелегкое Штурм - дело нелегкое
Долина реки Пыжа Долина реки Пыжа
озеро Коккёль озеро Коккёль
Коккёльский водопад! Коккёльский водопад!
Скоро мы найдем наш перевал! Скоро мы найдем наш перевал!
Учалинские озера Учалинские озера
Дети Алтая. Дети Алтая.
Именно так это и делается! Именно так это и делается!
На память! На память!
Дурные протоки Дурные протоки
Вступление
Прошло уже два часа, с того момента как скорый поезд пришел в мой родной город и закончил путешествие нашей группы по рекам Алтая, и сейчас я задумываюсь: «А было ли оно?». Не то чтобы путешествие было незапоминающимся, нет, здесь каждый день был своей отдельной историей, о которой можно будет рассказывать внукам сидя вечером за чашкой чая, мол, вон какие вещи вытворяли в нашей молодости! Но все это пролетело настолько быстро, будто бы эти три недели лета просто выписали из жизни пятнадцати человек, покорявших алтайские горно-лесные дебри.
Поскольку состав нашей группы молодой, искали приключений, и их хватало! И каждое новое приключение переживалось по-разному, но всегда позитивно и оптимистично, что помогало нам бороться с любыми препятствиями на пути.
Время историй!

Эпилог
Словарь терминов применяемых в историях:
Пыжиться – участвовать в спортивном путешествии по реке Пыжа
Оттопыжиться – после целого дня сплава по Пыже упасть без сил
Иди ты на Пыжу – самое жесткое ругательство среди водников
Рыбак – местное ругательство
От рыбака слышу – ответ на местное ругательство

История 1. Дорожная.
Если прикинуть, то до Алтая добираться не столь долго. Чуть больше суток до Новосибирска, а затем ещё ночь до Бийска, а дальше уже на машине – а это уже совсем другая история. Как и обычно, учитывая оформление групповой заявки на билеты для нашего коллектива, места достались самые шикарные: верхние боковушки редкостно чередовались с нижними. Несмотря на то, что многие из нас плевались по этому поводу, деваться было некуда!
Очень порадовало огромное количество провожающих именно нас. Всегда приятно, когда люди не ленятся в субботу, в 10 утра, припереться на вокзал, чтобы отправить кого-то в долгий и тяжелый поход. Думается, а им то это к черту?! Однако, может я наверно чего-то не понимаю, поскольку сам выступаю чаще в роли уезжающего.
Искоса взглянув на циферблат больших вокзальных часов, начинаются последние наставления в дорогу: «Будь осторожен, думай, прежде чем сделать, не ходи в мокром, да и вообще не забывай одевать шерстяные носки на ночь», - и все, пора в душный вагон!
Для людей, которым суждено бороздить просторы планеты всю жизнь, поезд – это ностальгическая и приятная нотка в жизни. Стук колес приятно убаюкивает, плацкартный вагон дает возможность познакомиться с людьми, которым жутко скучно ехать в поезде и они делятся с тобой различными фрагментами своей жизни, а ты делаешь вид, что внимательно слушаешь и удивляешься, приподнимая брови. Ну а после, остается только есть, пить да спать. В последнем, нужды не было никакой, поэтому лично мы налегали на первые два пункта. Быстро закинув на верхние полки громоздкие рюкзаки и весла, наша компания организовала на столике бокового места настоящий царский стол, который  и сломился бы, если не уникальная советская система раскладного бокового нижнего места! Пиршество наше временами перебивала злая проводница, которой для быстрого перелета с одного конца вагона в другой мешали наши оттопыренные ноги в проходе. С этим мы сделать ничего не могли, нас много – а стол один!
К большому счастью, существуют большие города, где обязательно нужно постоять минут 40-50, чтобы пребывающие сюда пассажиры могли подробнее изучить местные вокзальные достопримечательности. И мы этой возможности не теряли, и за время стоянки поезда успевали не только изучить вокзал, но и осмотреть всё вокруг него, сфотографироваться, немного пошабашиться, при этом громко приговаривая друг другу: «Только не говорите никому, что мы из Уфы», и даже испробовать местных напитков.
А дальше снова поезд...
В Новосибирске были уже вечером другого дня. К нашему счастью, поезд пришел вовремя, и у нас оставался целый час на то, чтобы погулять по вокзалу сибирской столицы и загрузиться в следующий поезд.
Поезд назначением «Новосибирск – Бийск» появился минут через 20. Очередное боковое верхнее место в вагоне, к которому я уже привык, занял быстро. Не сразу осознал, что рядом в купе семья туристов разговаривает на незнакомом мне языке. Ещё минут через пять понял, что язык тот немецкий. Здесь стоит поблагодарить школьный курс немецкого языка, благодаря которому научился с трудом, но отличать английский язык от немецкого. Очень удивился, узнав, что кто-то среди нас знает английский язык. Руслан просек иностранцев и залился межнациональный разговор. Говорили они долго, рядом сидели мы с Юркой, как два барана, тупо улыбаясь, и ничего не понимая. Однако, любые национальные границы подрывает алкоголь. И вот часа через два мы все про всех знали, и дружно пели песню «Ой то не вечер»...
Утро началось в Бийске, конечной станции нашего поезда. Отсюда очередная пересадка и снова в путь. Добравшись до Телецкого озера, сменили одни колеса на другие. В этот раз мы стукались потолком о кузов ГАЗа-66, когда тот преодолевал жуткое бездорожье. 40 километров тряски и мы на Пыже. Речка с первого взгляда не особо впечатлила, но я утешал себя тем, что глубина её позволяла погрузить ватерлинию катамарана в  воду.
Здесь мы оставили наших рыбаков, а сами отправились дальше. Нас ждало что-то более грандиозное и серьезное, нас ожидала пешая 100-километровая прогулка к истоку этой самой Пыжи!

История 2. Перевал «11 уфимцев».
Ну, вот наконец-то и начинается активная часть. Машина оставила нас у красивого притока Пыжи, реки Аспарт. Здесь стоит небольшой, но уютный домик на берегу лесного озера, которое образуют воды Аспарта. Задача на день предстояла трудная, и понимали это все. Пунктом назначение было озеро Коккёль, которое дает начала нашей любимой речке, до него по расчетам штурмана было 24 километра. Расстояние, мягко говоря, немаленькое, да и рюкзаки пока набиты до отвалу.
Первая часть дня была штурмовой. Каждый вспомнил о том, что мог бы в принципе с собой и не взять, кто-то думал о ногах в разваливающихся ботинках, которые все-таки натирают мозоль на большом пальце, некоторые захотели бросить курить. Да, настоящее штурмовое начало!
Небольшую разрядку дал обед. Мокрые ботинки можно было сменить на резиновые сланцы, и лечь не под рюкзак, а на него. Два часа отдыха пролетели мгновенно, и вот снова в дорогу. Кто-то потихоньку начинал сдавать позиции, другие пускали в ход 23-е дыхание. Только один человек бежал все это время впереди нас, и казалось бы, не знал усталости – наш руководитель.
На Алтае темнеет раньше, чем например, у нас в Башкирии, и поэтому часов в 8 была дана установка на поиск лагеря. Минут 30 прошло, а сколько прошли мы, уже не помню, главное что нашли стоянку. Но счастье ждало нас через минуту, когда вдалеке перед собой мы увидели красивейший водопад, стекающий по каменной глыбе с высоты 50-70 метров. Чувство, которые нас постигло, наверно называют эйфорией. Мы прыгали как дети, кричали от счастья, обнимались и поздравляли друг друга, будто и не было этого бешеного расстояния и тяжелого рюкзака, этой усталости – все было уже позади. За ужином, наш руководитель, Юрий Геннадьевич, огласил, что пройдено нами было не 24 а 30 километров. Сейчас это был только повод для гордости, поскольку главная цель была достигнута – мы пришли на озеро Коккёль!
Следующий день ставил целью посещение всех озер, которые находятся рядом. Особая штурмовая группа в составе четырех человек должна была обследовать ещё и перевал, за которым будет уже южный склон Сумультинского хребта. Погода никаких сюрпризов не принесла, и прямо к нашему выходу из лагеря заморосил мелкий дождь, который так и сопровождал нас почти до самого возвращения. С высоты, на которой находится озеро, открылись невероятные пейзажи, среди которых ещё вчера мы бродили с рюкзаком, а сегодня с восхищением любуемся. Поднявшись ещё чуть выше, появилось озеро, на карте обозначенное как Коккёль. В переводе, Коккёль – синее озеро, и это действительно так. Вода в озере глубокого синего цвета, будто бы её специально подкрашивали! Памятные фото отложили на обратную дорогу, и двинулись к перевалу. Не прошло и пяти минут, как нас захватило облако, которое плыло за нами чуть ли не по пятам. К тому же здесь появился тот самый ветер гуляющий на вершинах, который изрядно пронизывал наши мокрые одежды, и становилось как-то не по себе от холода. Как  говорилось в одной известной рекламе: «Не айс». В связи с этим было решено оставить исследование перевала на другие путешествия, а пока обогнуть озеро Коккёль с другой стороны, и кроме этого найти ещё одно озеро с островом, именно так было обозначено на карте. Цель поставлена, тропа, к сожалению, кончилась, холод, однако, собачий. Очень интересно было запечатлеть в этот момент наши лица, в каждом из них читалось что-то типа: «Так, успокойся. Возьми себя в руки, тряпка! Скоро это все закончится. Черт, что же мне дома не сидится». Чем труднее цель, тем приятнее её достигать! Все трудности забываются, а взятая цель остается всегда!
Увидев ещё только вдали то самое озеро с островом, стали петь песни, кричать, искренне радоваться, что все-таки оно есть! После непродолжительных фотосессий, было необходимо идти дальше. Жуткий холод одолевший нас не оставлял времени на долгие экскурсии. После непродолжительного спуска, мы вышли к восточной стороне озера, откуда оно выглядит совсем иначе. К тому же закончился дождь, над озером запарило очередное облако, которое четко отражалось в гладе воды. Я как фотограф не мог упустить такой уникальной возможности запечатлеть Коккёль.
Вниз спустились со стороны водопада, здесь сделали пару фотографий на его фоне, ещё раз восхитились невероятной мощью воды, разбивающейся о скалы, и вернулись в лагерь.
Впереди нас ожидало ещё большее, но об этом мы пока не знали.
Утро третьего дня. На подвиги настраивала солнечная погода, в первый раз за поход. Любуясь на гору, в которую мы полезем с рюкзаками через пол часа, решил всерьез размять мышцы. Действительно, вершинка была не самая малая в округе, но мы привыкли доверять своим силам, это показал первый штурмовой день.
Первые сотни метров были наверно самыми трудными, за целый день отдыха плечи отвыкли от рюкзака, а он не полегчал ни на грамм! А затем начался визуальный обман, это когда идешь и видишь вершину, а потом доползаешь, и видишь что это не вершина, и так раз десять. Там где стало понятно, что непонятно куда идти, остановились на перекус. Юрий Геннадьевич попросил меня достать карту и компас, и мы уселись, думая как бы нам выгоднее перевалить на другую сторону хребта. Перевал, конечно, мы нашли, но в действительности он не внушал доверия. Склон был сплошной курум, да и угол подъема довольно приличный. Я как штурман прекрасно понимал, что для нас это единственно возможный вариант, поэтому тихонько вздохнул, и мечтал оказаться уже на вершине.
Подъем давался на удивление легко, в первые моменты ноги ускользали вместе с курумником, и даже был момент, когда было страшно ступать дальше. Но чем выше мы поднимались, тем больше меня интересовала вершина перевала, а не его формальные трудности. Когда мы оказались на самом пике, я даже не сразу понял. Впереди показались те самые, Учалинские озера, открылся Сумультинский хребет – мы на вершине.
На всех перевалах и самых высоких точках принято делать туры. Тур – это горка, сложенная из камней, которая обозначает, что в этом месте тот самый пик или вершина. Здесь тура не было, поэтому Юрий Геннадьевич поспешно начал его сооружать, подзывая и нас на это дело. Каждый, кто взобрался на этот перевал, добавил свой камень, а то и не один, к сооружению тура. Здесь руководитель объявил: «Ну что, перевал взят, тур сделан, надо бы и назвать его». Сама только мысль о том, что перевал будет назван именно нами, привела меня в восторг, а когда дело дошло до самого названия, я понял, что не такая это и легкая работа, названия перевалам давать! На туре оставили записку, в которой и указали, что перевал был преодолен уфимской группой, таким то числом и т.д. Здесь кто-то и добавил: «А давайте назовем перевал «11 уфимцев»?! После недолгих колебаний, руководитель поставил точку своим твердым решением. Перевал высотой 2363 метра, имеющий категорию сложности «1Б», который был покорен группой уфимцев 30 июля 2009 года, стал носить название «11 уфимцев», в честь его покорителей. После возвращения решили оформить этот перевал официально.
А пейзаж с нашего перевала необыкновенный, перед самым носом возвышается одна из самых высоких точек Сумультинского хребта, отрог 2714 метров, под самым подножием перевала раскинулись несколько озер, которые несут воду в речку Учал, а весь горизонт как на ладони! Вот и очередное препятствие мы преодолели, да ещё как! Разве это не счастье?!
После этого в плане была радиальная прогулка к точке 2583. В жизни многих из нас это была самая высокая точка, на которой мы побывали. И это тоже счастье!

История 3. Горная рыбалка по пыжински.
Пока мы не жалея ног штурмовали вершины и перевалы, наши рыбаки, оставшиеся у места начала сплава, на реке Пыжа, совершали подвиги рыболовного характера. Когда только строились графики и планы этого похода, рыбакам предлагалось все шесть дней наших скитаний по горам, рыбачить на Пыже. Целых шесть дней рыбалки – это очень хороший подарок для рыболова, правда, если рыба в речке есть! А если рыбы нет?! Тогда приходится рыбакам менять квалификацию!
Мы заканчивали пешую часть вдоль реки Эвий, левого притока Пыжи. К большому счастью, была найдена лесовозная дорога прямо до нашего лагеря, по которой ноги не просто бежали, они летели. Судя по GPS-навигатору, мы бежали под 7 километров в час, и это, между прочим, с рюкзаками. Наверно ещё вдохновляло то, что наконец-то наши пешие скитания закончатся, все соскучились по воде! Ещё всем было интересно, как же поживают наши рыбаки, есть ли рыба, а если и нет, то чем они занимались эти шесть дней!
То, что до лагеря уже совсем немного я чувствовал на подсознательном уровне, не как штурман, а именно интуицией! Меня уже не смущал рюкзак на плечах, если бы не рация, по которой передавали о перекурах, я бы так и добежал до лагеря.
И вот, мы появляемся в лагере. Рыбаки выходят нас встречать, и факт того, что они живы и здоровы -  уже радует! Как они нас встретили, описать трудно! Кто был больше рад, мы или они, точно не скажешь. Нас ждал необыкновенно вкусный ужин, с настоящей картошкой, квашеной капустой и квасными напитками! Наконец-то никаких консервантов и соленой воды из пакетиков на обед! Вот это счастье! А перед этим была баня. Мы наконец-то помылись за неделю похода! Грязь слезала только после второго смывания мочалками, а то и после третьего!
После бани, сидя за столом и поглощая все вышеописанное, мы узнали, что бедным рыбакам жилось похуже нашего брата-пешника. О том, что рыбы в речке нет, их оповестил местный житель проезжающий мимо. Правда до этого они уже успели и сеть поставить, и удочек позабрасывали, жаль, что только ловить нечего. Вот так и сходили с ума потихоньку все эти шесть дней.
Надежда была одна, что рыба появится после пыжинских водопадов, мол, рыба не может выше водопадов подняться, а там она есть. На этой мысли рыбаки шли всю водную часть похода. Да вот только и водопады пройдены, но рыбу поймать все равно не получалось. Обнос этих самых водопадов дался нелегко, в частности рыбакам. Испытывал немного искреннюю жалость к ним, но понимал, что сейчас им уже не поможешь: «Поехали на рыбалку, а тут по горам скакать, пороги проходить», на что Эльвира ответила: «Вы теперь горные рыбаки». На этом и сошлись. Теперь в Башкирии можно открывать федерацию горной рыбалки, и отправлять всех на Пыжу, для боевого крещения! Во время этого же обноса стал свидетелем очень интересной словесной дуэли между рыбаками:
- Ты что сюда, рыбачить приехал?! Рыбак!
- От рыбака слышу.
Вот так, слово рыбак было перенесено больше в разряд ругательных, чем повествующих.
К сожалению, даже когда мы влились в быстрые воды Бии, результат рыбалки был однозначен. Либо рыбаки к тому моменту разочаровались, либо на Алтае действительно нет рыбы. Хотя одну конечно поймать удалось, в самый последний день, на сеть. Маленькая сорошка, была с жадностью зажарена на палочке. Сергей, который приготовил и доставил блюдо к столу, приговорил: «А теперь каждый должен попробовать хотя бы маленький кусочек рыбы». Мы послушно отщепали от рыбки по кусочку и насладились вкусом алтайской рыбы. Затем он добавил: «А теперь попробуйте мне сказать, что у вас в походе рыбы не было!»


История 4. О порогах и правилах их прохождения!
После хорошего ужина и бани пора было стапелиться и начинать двигаться по воде. В распорядке дня, мы должны были тронуться после обеда.
Я как капитан экипажа К-4 «Аэро» должен был подойти к делу ответственно. Встал с утра одним из первых, и поднял весь свой экипаж. Организовать народ – это одна из самых главных обязанностей капитана.
К обеду, катамараны без особых усилий уже были готовы. Все шло по плану, несмотря на то, что время летело бешено быстро. С самого начала было решено сделать отчаливание с двух берегов, т.к. судов много, а места мало. Катамараны уже опустились на воду, до отвалу набиты хламом и были почти готовы к отправке. По традиции, к запланированному выходу налетела туча, которая тут же разлилась мощным ливнем. И вот после 2 часов сборов, когда неопрен, спасжилеты и каски были натянуты на тела, а огромная груда хлама крепко привязана к катамарану, к нам на берег пожаловал руководитель. Равнодушно наблюдая за тем, как мы кипишимся и подвязываем оставшиеся вещи, а после поддуваем спасательные жилеты, он простоял минут пятнадцать. После чего, Юрий Геннадьевич спросил меня: «Экипаж готов». Я в свою очередь, на правах капитана ответил: «Готов»! Следующей фразы я неожидал точно!
Он громко и четко объявил: «Развязываемся. Старт откладывается на завтра».
Сказать честно я не сразу поверил, но иронии в его глазах не читалось. И тогда мне стало понятно, что его слова можно воспринимать всерьез, после чего тихонько захихикал. По ощущениям это можно сравнить так: Перед вами кто-нибудь встает, берет весло, и со всего маху, на ваших же глазах, ударяет вам по голове. А после того как вы придете в чувство, говорит вам: «Извини, случайно вышло»! Но обсуждать решения руководителя не принято, и мы распаковались обратно.
Через 20 минут нас собрали для оглашения замечаний. Причиной, по которой отложили старт, стало неписанное правило водников: «После шести вечера пороги не проходятся». И то, что это было объявлено после полной готовности, вбило это правило в наши головы надежно! Такое не забывается!
Во всем был виноват бесконечный сбор вещей, габариты которых просто превышали габариты катамарана. В связи с этим было решено оставить все неучтенные продукты здесь. И начали твориться удивительные вещи! На этом месте можно было смело открывать продуктовый магазин, если не супермаркет. Казалось, что четверть рюкзака каждого набита неучтенными продуктами! Пришлось устроить ещё один вечерний пир! А кто-то ведь мечтал похудеть в походе...
Утром мы наконец-то тронулись, слава Богу не головой! На первых метрах пришлось разрабатывать командный голос, которого явно не хватало, чтобы докричаться до носа катамарана. Первые препятствия с легкостью пролетались, и я не успевал следить по описанию, какой же это был порог. Так, совсем случайно и не принужденно мы влетели в Казинский каскад. Поняли это после первого же порога, первое препятствие четвертой категории. Вот здесь началась настоящая школа. Долгое изучение препятствия, построение линии прохождения, расстановка страховки и фото-видео операторов. В Казинском каскаде были пройдены пороги 3-5 категорий сложности: Вход (4 к.с.), Альтернатива (4 к.с.), Лабиринт (3 к.с.), Проводка (3 к.с.), Вираж (5 к.с.). Приходилось и на камни налетать, и под деревьями проплывать – скучно не было!
Естественно, самым интересным было прохождение Виража, при виде которого сначала стало даже не по себе. Его мы отложили на следующий день, поскольку время приближалось к неписанному правилу. К сожалению, мало у кого хватало опыта, для прохождения этого порога, поэтому руководитель дал разрешение на проход только двух судов.
Проходили «Вираж» капитанской четверкой. Четко проработали линию движения, и вперед! Благодаря слаженным действиям и четким командам, порог был пройден без особого труда. Впечатлений было столько, что даже не сдержался и после прохождения позволил себе немного покричать!
Дальше ждал обнос водопадов, после которого ничего серьезного из порогов нас не ожидало. Но даже эта небольшая часть препятствий оставила несгладимые впечатления в наших сердцах, которые падали в пятки во время прохождения порогов!

История 5. Пыжиться и не оттопыжиться!
Для многих водников река Пыжа покажется не интересной. По речкам нужно сплавляться, а здесь из 70 км сплавной части, судно плывет чуть более половины. Как преодолевается остальное расстояние стоит рассказать подробнее.
Первые пыхтения, или же пыжения, здесь это уместнее, начинаются у начала водопадных участков. Их на Пыже два, общей протяженностью 3, 5 километра. К сожалению, прохождение их фактически нереально, поскольку река делает большое количество сливов от 2 до 5 метров. А посмотреть на них стоит, вещь очень красивая. Приходится разбирать катамараны, грузить в рюкзаки и тащить на себе. К нашему большому счастью, несколько дней перед нами шла группа Корнилова, которые протоптали тропу. Нашли её не сразу, но главное что нашли. Ничего не подозревая, мы двигались по ней до самого конца, а она закончилась у завершения первого водопадного участка. Нас это мягко говоря разочаровало, но деваться было некуда. Смеркалось. Было решено оставить вещи здесь, а самим вернуться в лагерь.
На следующий день мы пришли к месту захоронения вещей, а сами отправились разведывать тропу. Разведка эта проходила жестко и долго. В итоге наша тропа пролегала по курумам, жестким зарослям кустарника и не только, а также небольшим скальным выступам. В итоге, оставшиеся 2,5 километра мы прошли за 4 часа, еле вышли к назначенному месту, на котором даже стоянки нормальной не оказалось! По ходу неоднократно спускались по веревке, поскольку иначе не представлялось возможным! «Вот такая вот рыбалка!», - добавил кто-то из рыбаков. С неким ужасом представлял себе, что завтра придется вернуться за оставшимися вещами. Мужался.
На следующее утро все сделали по-другому. Разглядев по карте, что можно пройти не два, а один километр, но только напролом, решили штурмовать высоту. Ну действительно, хуже уже некуда было, а так хотя бы расстояние сократим! Таким образом, через перевал 910 метров мы вышли к месту захоронения вещей всего за полтора часа! При этом качество дороги значительно увеличилось!
Вернувшись в лагерь и собрав катамараны, уже за вечерним столом, прозвучало: «Вот мы напыжились»! И добавить к этому было действительно нечего!
Впереди нас ждал порог Каро-Кан, последнее серьезное препятствие на реке. Траектория движения была выбрана по левому берегу, но движению этому мешало бревно, перегородившее левую протоку. Именно этим бревном мы и занялись с утра. Главными лесозаготовщиками выбрали меня и Костю. Задача была ответственная, и подходили мы к ней ответственно. Поэтому пилить пришлось в жару, в полном обмундировании водника. Пот сходил хлестче, чем в бане.
Первыми покорять Каро-Кан ушел экипаж К-2. Бедный катамаран с трудом проскребся, но в один момент наглухо налетел на камень и чуть не скинул наездников. В итоге, еле дойдя до назначенной точки, было принято решение провести суда до второй части порога. Суть одна, мы продолжали пыжиться на реке Пыжа!
Ключевой момент в этом занятии наступил на следующий день, когда нам предстояло пройти препятствие называемое «дурные протоки» при этом не оттопыжиться и не одуреть!
«Дурные протоки» - это 15 километровый участок (позднее оказалось, что он намного длиннее), где уже полюбившаяся нам речка Пыжа делится на многочисленные протоки, образуя завалы и прочие пакости, мешающие прохождению. Здесь стоит быть очень внимательным, и верно выбирать протоки. Если выберешь правильную протоку, то вместо 20 завалов будет только 10, и ничего страшного, если в этой протоке воды не будет. Описал исключительно наш случай. Как штурман, я знал, что продолжаются протоки 15 километров и заканчиваются в деревне Новотроицкое. Именно поэтому, в очередной раз, поднимая катамаран над мелью, приговаривал про себя: «Новотроицкое, Новотроицкое». Мой экипаж наверняка подумал, что я уже невменяем... Однако, добравшись до Новотроицкого, завалы не кончились, да и мели продолжались! В этот момент, главное было совсем не оттопыжиться!
Завалы преодолевали совершенно разными способами. Такова была наша учесть, если вспомнить, что для нас это учебно-тренировочный поход. И чем больше и качественнее мы пыжимся, тем легче нам будет потом! Только жалко тех, кто попал с нами под одну гребенку, а их больше половины в нашей группе! Ну, вроде все живы, здоровы, да ещё и довольно, а это значит, что попыжились мы здорово!

История 6. О людях и зачем они здесь нужны!
Юрий Геннадьевич Овчинников (руководитель) – это наш самый большой начальник или же руководитель группы. Действительно очень опытный человек, и это прослеживалось в каждом решении, которое он твердо принимал. Во-первых, это человек-безмен, об этом стало ясно ещё до отъезда, во время сборов. Кроме этого в его значении слово «Подвиг» это даже больше чем подвиг советского разведчика, и если он говорит это слово, то значит, предстоит действительно что-то серьезное и сложное и наверняка все будут оттопыжены. Ещё одна особенность которую стоит отметить, своим опытом Юрий Геннадьевич не жалея делится, а на это далеко не каждый руководитель идет. Я бы сказал, не у каждого есть чем делиться.
Я уверен, что всем участникам похода запомнилась его фраза: «Решения руководителя не переиначивать и тупо выполнять. Кому не нравится, в следующий раз со мной не пойдут». Эта фраза сразу все дает понять, и я думаю, что все снова готовы будут пойти на подвиг под его руководством.
Костя Козин (завхоз) – сказать честно я долго удивлялся, как у этого человека хватает сил спорить о сале, которое не будет лишним, аджике, сухарях и сухофруктах. А с другой стороны, если бы не его упорство, возможно, мы бы и голодали в последние дни похода. Кроме этого это незаменимый человек, который в нужный момент сможет перепилить дерево на реке, переговорить Тину Канделаки и только ему хватит выдержки весь поход идти замыкающим!
Марат Самигуллин (фотограф) – неоднократно был в походах фотографом, поэтому знаю насколько это тяжело. Марату не только удавалось с легкостью выполнять свою роль в походе, но ещё и сохранять большой запас иронии, что было немаловажно и благоприятно влияло на климат в коллективе! Этому человеку креатива не занимать! Ещё одна важная роль Марата в походе, это, конечно же, капитан экипажа К-4 «Перчик». Управлять этим судном подвластно только опытным речным волкам!
Юра Усманов (реммастер) – человек которому не страшно ничего кроме клещей! Очень интересный человек. Для него практически не существует преград и формальностей. Ему удалось проходить всю пешку в одних штанах и футболке, которые промокали после каждого дня, но он упорно все сушил на себе, несмотря на то, что в рюкзаке имелся не один комплект сухой и чистой одежды! Выдержки у этого человека хватает.
К счастью удалось пройти маршрут без сильных травм снаряжения и поэтому услуги по ремонту не требовались. Повезло, однако.
Олег Ибрагимов (должности его к сожалению не знаю) – а это просто волшебник! Когда он доставал из рюкзака литровую банку пива, это был фокус, который Коперфильд не покажет. Кроме этого, Олег умеет обращаться с прибором GPS, который был незаменим в этом походе и неоднократно делал нашу жизнь проще и счастливее. Отдельно стоит отметить стихотворный дар Олега, который сочинял и рифмовал все моменты нашего похода. Коронная фраза похода: «Не стоит драматизировать ситуацию».
Руслан Рахимов (видеооператор) – в этом походе абсолютно заново открыл для себя этого человека. Во-первых, человек, который найдет общий язык с каждым и даже с немцами. Коммуникабельности Руслана я просто дивился, как легко он заводит разговор с соседями по купе, при этом абсолютно не важно на каком языке они говорят, точно также с местным населением и вообще нашей группой. В том что он отличный видеооператор я даже не сомневался, этого требует род деятельности, которой он занят в обычной жизни. Кроме этого это редкий романтик, знающий многие стихи Есенина.
Только Руслану удалось пройти Пыжу на нескольких судах.
Ксения Киргизова (комендант) – человек которому не хватало пыжиться на Пыже и ей все время хотелось что-нибудь поделать. Кроме этого, она не уставала носить кофе в постель Юре, который, как правило, вставал раньше Ксении, но это не важно! Главный специалист в походе по блинчикам.
Кристина Лавренова (хронометрист) – без устали записывала все события нашего похода! С должностью хронометриста не каждый может справиться, но Кристина это сделала! Она одна из немногих знала время, дату, температуру воздуха и воды! Очень нужный человек! Заводится от колбасы. Коронная фраза: «Ну давай колбаска, давай!» Иногда вместе с Ксенией хотела что-нибудь поделать.
Эльвира Мустафина (доктор) – излечит всех от всего в любое время дня и ночи! Эльвира полностью отдавала все силы на излечение нашей команды, что даже на саму себя сил не оставалось. Со стрессами борется путем медитации, что немаловажно. Отличный матрос нашего корабля «Аэро».
Алина Шафеева (казначей) – для начала это человек который умудрился не запутаться в расчетах бюджета похода! Затем это человек, который обладает уникальным стропорезом от известной фирмы, и уже поэтому этот человек незаменим! Кроме этого, Алина знает множество узлов, и всегда сможет вывести людей из облака накрывшего все вокруг. По скоростным качествам не уступает зур-начальнику.
Кильметов Эдгар (штурман) – пытался найти тропу там, где её не было. Весь поход пытался разобраться в картах и к концу почти разобрался. Единственный вывод, который удалось сделать: Не верьте картам! Кроме этого, выполнял функции капитана судна К-4 «Аэро». По ходу делал немного фотографий.
Кухарев Сергей (рыбак 1) – не знаю кто поймал первую рыбу, но по крайней мере приготовил точно он. А значит, его можно отнести к рыбаку. Входит в федерацию горных рыбаков РБ. Отлично готовит, что неоднократно доказывалось самыми вкусными ужинами, завтраками и обедами!
Кильметов Ильдар (рыбак 2) – возглавляет федерацию горных рыбаков РБ. Эта федерация доказала, что на Алтае рыбы нет! Для большинства участников похода приходился папой.
Кадаев Ильяс (рыбак 3) – ещё один рыбак, который входит в федерацию горных рыбаков РБ. Хорошо разбирается в картах, что свидетельствует о том, что он майор. Умеет находить общий язык с местным населением.
Козлов Игорь (рыбак 4) – как вы уже догадались, тоже входит в федерацию горных рыбаков РБ. Для него ловить рыбу также просто, как и по горам лазить.
Окончание.
В последний день похода, когда наш лагерь находился на реке Бия, меня не покидала тоска по Родине, по Уфе. Я вспоминал её улицы, дурацкий доперестроечный вокзал и набитые автомобилями улицы. Захотелось, чтобы поход уже закончился.
Уже в поезде появилась первая мысль: «Черт, как же это все быстро прошло, и даже не понимаешь, а где я был, все эти три недели?».
В нашем вагоне был замечательный проводник Юра. Он работал проводником только летом, как стажер, подрабатывал. Мы с ним разговорились, он рассказывал о том куда, как и с кем они ездят, я рассказал ему, откуда вернулись мы. Когда я поделился с ним мыслью о том, что этого времени будто бы не было, он мне ответил: «Да как же не было, я за последние три недели уже третий рейс мотаю, до Анапы и обратно»! Я в ответ засмеялся, и про себя отметил: «Значит, все-таки было!»


Пролог.
В моем рассказе, слово «счастье» употреблено 17 раз. Не потому что так надо было, а потому что его нельзя было заменить каким-либо другим словом, несмотря на все богатство русского языка. Это было именно счастье, но не полное. До полного счастья не хватало рыбы!
Вот и все.

Комментарии
Guest08.09.09, 21:17
от Вероники 
Эдгар, я когда посмотрела на объем твоего сочинения, подумала, что растяну чтение на несколько заходов...но, прочла на одном дыхании! Молодчина!!! Единственное, вас приследует малый уровень воды;))), зато вы потихоньку подходите к горному туризму;)
Орленок Эд.02.09.09, 20:18
Ответы! 
1. Да, нашли. Собственно мы в неё и уткнулись, по вашим следам... А вот дальше пришлось тропить... и совсем в другом месте!
2. По описанию так и есть, но в наши планы не входило посещать правый берегю
3. Пороги "Аут" и "Верблюжий" не проходились из-за нехватка времени. Нужно было сделать стапель, затем антистапель и по-новой! Шли с отставанием от графика.
К тому же, эти самые пороги не были вписаны в маршрутку...
Guest31.08.09, 11:02
Вопросы от Валентина Корнилова  
1. После обносов 1-го водопадного участка есть неплохая стоянка по ЛБ на высоте 3-4 м. от реки.
Вы ее не нашли?
2. Из рассказа я понял, что вы обнесли сразу два водопадных участка. Соответственно не нашли нашу стоянку по ПБ между водопадами, где охотничья избушка, и нормальная тропа обноса по ПБ. Это так?
3. Если мои предположения по 1 и 2 вопросу верны, тогда вопрос только один:"Какого хрена так проходить речку?"
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 4
Опубликовал Эдгар Кильметов