Сплав по р.Суводь на майские 2010, река с самым большим уклоном в Вятской губернии

Сплав

30.04.10.
Собирались как-то вальяжно, без суеты. Единственное что подстегивало мозг – отсутствие 2 человека в экипаж матросом в байдарку к Майку. На его поиски потратили много времени, но так никто и не рискнул с нами сорваться за пару часов до отъезда. Ну и фик с ним, Майк один вполне способен грести и рулить даже в 3-х местной байде.
Затарившись в просторе на нехилую сумму, и, предварительно пробив глушитель в автомобиле, в восьмом часу вечера втроем выехали из пятничного города. На самом деле нас было четверо – кот Васька впервые принимал участие в водном походе в качестве пасажира, талисмана и приманки для клещей.
Еще оставалось нерешенной проблемой – заброска меня в с.Суводь из п.Петропавловск через г.Советск. Я был немалость озадачен, предварительно узнав минимальную стоимость данной услуги в самом недорогом такси Классика – 650р. Куда мог - написал по группам Вконтакте г.Советска просьбу помочь доставить меня по-божеской цене, но почему-то никто не откликнулся.
В суводский бор приехали затемно, сильно удивились уровню воды, но расположились и устроили перекус. На костер остановился проезжающий мимо уазик. Из него «выпало» тело и по синусоиде устремилось к нашему лагерю. Из бессвязной речи удалось понять, что тело принадлежит местному леснику и оно категорически против разведения костров на вверенной ему территории. Разрулили эту тему. Отбой.

01.05.10
Утром первым делом на реку - воды катастрофически мало, курица перейдет, но фигня – прорвемся.
 Перегнав авто в Петропавловское, вернулся на такси. Стали собирать байды и скарб.
Пока укладывались прибыла группа водников с детьми, пивасом, кучей шмоток, топорами-бензопилами и 3 тайменями. Долго офигевали. Мы от того что они сразу не развернулись, они от того в какую опу они приехали. Примерно на этом и был построен наш с ними диалог. Я предложил им попробовать проехать дальше на следующую реку Ишеть, может там повезет больше, но они смирились со своей участью и остались.
Наш котЭ, видимо сильно охренев от увиденного нашествия бадйарастов, решил пойти помедитировать на поваленную сосну в чаще леса, естественно не предупредив никого о своем намерении слинять.
 Отыскали мы его в пятом часу вечера и благополучно отчалили, пожелав соседям догнать нас и получив от них пожелания удачи.
Прямо от старта начались небольшие завалы и расчески, местами мели. Поначалу немного обескураживало количество препятствий на погонный метр реки, но потом эти головоломки начали приносить удовольствие, без них становилось даже скучно. Но река долго скучать не давала – каждый следующий затор казался хуже предыдущего. Перед очередным лабиринтом из поваленных деревьев я мысленно прощался с надеждой легкого сплава и представлял себе неизбежный обнос по «непоймикакому» берегу. Но вопреки глазам, которые боятся, руки, которые делают, протаскивали длиннющие трехместные байды по таким извилистым лазам, где подстать ходить, наверно, только каякам. Сухим оставаться в таких условиях практически невозможно, приходилось регулярно мочить ножки и балансировать на затопленных деревьях, протаскивая байдарки через них. Потом вся вода с меня стекала прямиком в байду. Из подручных средств только цепная пила - оказалось она вполне сносно  пилит затопленные стволы древ. Гребли вообще по-минимуму, в основном приходилось тормозить и рулить перед очередным препятствием, вследствие чего средняя скорость была обратнопропорциональна количеству завалов. Берега реки после моста заросшие лиственными деревьями постепенно сменились хвойными став более обрывистыми Вот такая «чудная» река нам попалась на сей раз.
Медленно но верно нервная система кота Васьки начала сдавать и, где-то на 2-й час сплава, он решил что водный туризм – это не его. Будучи привязанным на шлейке к обвязке байды (а-ля раб на галере), он решил сигануть на приблизившийся левый берег, но, толи не рассчитал траекторию при исходной длине поводка, толи ему уже было всё равно, только до берега он не долетел. Трудно сказать на что были похожи те движения, которые он совершал, находясь в воде полуметре от берега, подпрыгивая, отталкиваясь от дна и снова плюхаясь. Кот паниковал, а я растерялся и просто смотрел на него. Но это, видимо, ему вскоре надоело, и он весь мокрый взобрался обратно на байду на голову матроса Тани. Надо было видеть его глаза в этот момент! Так Васька успешно посвятился в водники. Больше попыток вплавь сбежать он не предпринимал, даже не смотря на постоянные столкновения с ветками и вдавливания его тушки деревьями при прохождении под оными.
Поворот сменялся другим, открывая новые картины с хаотично раскиданными стволами поваленных деревьев. Мы уже вполне освоились со своими габаритами и понимали в какую щель завала сумеем пролезть, а в какую лучше не рисковать. Обносов пока не случалось. Один раз я предложил обнести бревно толщиной с локоть, перегородившее реку на мели, но Майк захотел погеройствовать и начал с усердием шинковать древесину как на салат прям не сходя с носа байды! За минут двадцать нарезав бедную ель кольцами он успокоился и мы двинулись дальше. Со следующим завалом пришлось бороться мне всерьез. Быстро обнести его не представлялось комфортным и решено было пропиливаться. Жаль топора у нас не было! Река стала более полноводная.
Около восьми вечера встали за первым шумным перекатом. Природа образования переката оказалась рукотворная – вбитые в дно реки металлические прутья и трубы удерживали грунт от размыва. Эти же прутья грозили пропороть дно, учитывая что перекат находился сразу за внушительной расческой и выход из-под нее находился перпендикулярно течению.
В первый день мы даже не знали какое количество км прошли, т.к. у нас не было карты самой реки. У вечернего костра мы, воодушевленные дневными приключениями, гадали что же ждет нас завтра и как бедные водники на «Тайменях» будут продираться по такому экстремальному маршруту?!

02.05.10
Ночью шел дождь. Утром все нормуль и снова в путь! Майк замечает справа по борту тень под водой. Бобер! Воодушевление подталкивает уж если не поймать то двинуть веслом по нему, по бобру, а не по Майку! Здравый смысл отметает такие глупости. А впереди нескончаемый лабиринт поворотов-завалов.
Вскоре появляются веселые перекаты, уклон реки и скорость начинают увеличиваться. Мы с вдохновением проходим череду перекатов и завал. На завале перетаскиваем байдарки чрез бревна и новые покатушки с криками и чертыханиями на следующей гряде перекатов. Очень ясно виден перепад высот между «ступенями» переката реки. Вот он – спортивный уклон! Ощущения непередаваемые! Шум воды, брызги, столкновения с камнями! Радости как воды в байде! Ради этих нескольких километров стоило ехать и продираться через завалы! Настораживало только то, что во многих перекатах были вбиты прутки арматурин и трубы. На один из таких «подарков» мы налетели, совершив внезапный и мгновенный «стоп». Наша байда не получила никаких повреждений, а Майк заработал длинную колотую царапину на днище, видимо, на одном из «проползаний» через очередной завал. Такая завальная река и ни одного обноса по берегу!
Внезапно, когда мы уже шли по спокойному участку реки, я услышал справа на возвышенном берегу сопение. Такой звук как будто рядом охотничья собака громко втягивает ноздрями воздух. Ну собака - и собака, решил я и встал в байдарке на ноги, приготовившись увидеть охотников с большим псом. То что я увидел немалость удивило и напугало меня. Холеный бурый медведь стоял на задних лапах метрах в двадцати на поляне и смотрел на меня. Из-за берега, скрывавшего доселе байдарки и сидящих в них он не видел, но видимо слышал наши разговоры и учуял запах туристов или кошака. Я же предстал перед ним как бы высунувшись по пояс из реки. Первая мысль, мелькнувшая в голове – от нас или на нас… Сразу вспомнилось, что водные преграды медведям пофик. Я ничего другого не придумал как заорать «МЕДВЕЕЕЕЕДЬ!!!!!» В следующий момент я посмотрел на команду, в надежде увидеть какую-нибудь реакцию, затем снова посмотрел на берег и увидел как медведь убегает в ближайшие деревья. Тут уж я пожалел что не было под рукой включенного фотиса. Кроме меня его так никто и не увидел. Я впервые в жизни встретил медведя в дикой природе. Абориген расскзывал нам что в этих краях он 2 раза встречал косолапого. Нехилая получилась адреналиновая добавка после перекатов. Внутренне возбуждение зашкаливало. Тут же родилась шутка, что если медведь побежит на нас – мы бросаем ему Васька, а сами сматываемся! Взбудораженные мы подплыли к большому перекату с водопадом по форме напоминающему огромный знак «инь-янь», где перегородку между «инем» и «янем» построили бобры и через нее с шумом переливалась вода. photo-1423092_163555646 Причем это препятствие было очень аккуратным и, как назло, непроходным для байдарок. Эмоции переполняли, и я бросился ломать эти природные красоты, сделать слив, но сооружение оказалось на редкость прочным - мне пришлось немалость повозиться стоя по колени в «яне» пока вода с шумом не устремилась на меня из переполненного «иня». photo-1423092_163557027 Немного похозяйничал в этом диком и удивительном месте. В этот момент бобры, наверно, сильно пожалели что медведь не съел нас! photo-1423092_163557038 Для нас же день удался более чем! Такой концентрации адреналиновых коллизий я не встречал еще нигде! Ну, наверно я еще мало где побывал. Но что-то перевернулось в сознании после этих приключений, я стал как-то по-другому смотреть на водные походы. Сделав шаг из созерцательно-километражных в адреналиново-выживательный сплав, обратно делать шаг уже, кажется неинтересно.
Тем временем река стала широкой и спокойной - первый признак того что впереди уже паводковая Вятка. photo-1423092_163557041 Склоны отступили, а хвойный лес сменился лиственным, мы шли по глади озера урочища Нижняя Суводь. photo-1423092_163557047 Тут, на живописной стоянке, было решено встать на ночлег, хотя еще не было и 17часов. photo-1423092_163557058 Я немного стал замерзать и очень хотелось переодеться в сухое. К вечеру собрался дождь, а кот слинял на охоту. photo-1423092_163557786

03.05.10
План на новый день был таков – заход к заброшенной церкви, затем финиш в Петропавловском и радиалка до озера. photo-1423092_163557794 Стартовали и долго петляли в лабиринте затопленного леса и р.Ишеть.
К церкви пробиться мы так и не смогли – все удобные подходы подтоплены, а долго искать смысла не видели. photo-1423092_163557800 У меня это была уже третья неудачная попытка посетить её. Затем благополучно дошли до Петропавловского, photo-1423092_163557806 собрали снарягу и пошли отмечать обедом в кафе. Сидим, значит мы, и тут в кафе зашел он – один из водников группы на тайменях! Мы были в шоке и чуть не заопладировали ему, поприветствовав его дружным возгласом! На его вымученном лице можно было прочитать и радость, и негодование и усталость. Грязный промокший плащ сильно контрастировал с нашими одеждами. Весь его вид говорил сам за себя – откуда он и что ему пришлось пережить. Он заказал несколько стаканов водки, один выпил не закусывая, и на вопрос «сильно ли штопались?» утвердительно ответил, особенно новую таймень, и поспешил к своей команде с живительной огненной водой. Мы не стали его задерживать, хотя было еще много вопросов о впечатлениях от сплава, да и так было все понятно – одна его фраза «А нам сказали, что это классный маршрут!» чего стоит! Еще он спросил почему мы не пропилили ходы во всех завалах, они так на нас надеялись, на что получил ответ – дескать пилили, но только там где нам это было точно необходимо. Наверно после них река стала полностью проходима))
После плотного обеда выдвинулись через деревню, затем вдоль берега Вятки по труднопроходимому лесу с большим количеством оврагов и бурелома. photo-1423092_163557809 Цель нам ясно представлялась, однажды мы уже были там, хотелось поделиться увиденным с Майком. Спустя минут 40 казалось что отчаяние начинает брать верх над надеждой дойти до этого озера – начали сказываться усталость и жара. photo-1423092_163557813 Первый раз мы преодолели путь до озера год назад на байдарке, случайно открыв его для себя, пешком же оказалось гораздо сложнее. К тому же эти несколько км приходилось нести на себе орущего кота. photo-1423092_163557818 Но когда мы все-таки дошли – были вознаграждены удивительными видами необычного многоярусного озера с ручьями и водопадами! photo-1423092_163558392 Подобного чуда природы больше нет в нашей области. Мы долго стояли и пили из кристальных ручьев и никак не могли напиться, какой-то странный эффект был у воды – хотелось пить все больше и больше! photo-1423092_163558394 Можно часами находиться там, но раскаты приближающейся грозы напомнили что пора сматываться.
Дождь и град вымочили нас, но мы мокрые и довольные дошли до Петропавловского и вскоре была уже только дорога домой…

З.Ы. Сидя на работе и перживая посттравматический синдром острого дегидротоксикоза меня вдруг осенило – ведь есть же еще р.Ишеть, сестера Суводи с таким же нравом и уклоном! Вот только воды большой дождаться…