Очередное путешествие на катере по очень интересному шведскому водоёму - озеру Мэларен.
 

Знакомство с катером. Знакомство с катером.
Руины церкви в Сигтуне Руины церкви в Сигтуне
Sw021 Sw021
Sw025 Sw025
Упсала. Кафедральный собор Упсала. Кафедральный собор
Замок Упсала Замок Упсала
Sw033 Sw033
Sw042 Sw042
Стренгнес. Собор Стренгнес. Собор
Корабль Васа в миниатюре Корабль Васа в миниатюре
Тихие улочки Гамла Стан Тихие улочки Гамла Стан
Внутри крепости Внутри крепости
Команда Команда
Sw054 Sw054
Sw055 Sw055
Крепость Свеаборг Крепость Свеаборг
Sw051 Sw051
Ворота в Балтику Ворота в Балтику
Здравствуй, Стокгольм. Здравствуй, Стокгольм.
Поход начался! Поход начался!
Sw009 Sw009
Первая ночёвка Первая ночёвка
Балтийское море Балтийское море
Тоже Балтийское море Тоже Балтийское море
И это тоже Балийское море. И это тоже Балийское море.
Вход в Мэларен Вход в Мэларен
Дротнингхольм Дротнингхольм
Дротнингхольм. Королевский дворец Дротнингхольм. Королевский дворец
Sw017 Sw017
Руины церкви в Сигтуне Руины церкви в Сигтуне
Старинная Сигтуна Старинная Сигтуна
Скуклостер Скуклостер
Яблочко от яблони недалеко падает Яблочко от яблони недалеко падает
Sw024 Sw024
Завтрак на борту Завтрак на борту
Речка Фюризон Речка Фюризон
Женщины любопытны Женщины любопытны
Встреча на Фюризоне Встреча на Фюризоне
Sw034 Sw034
Камбуз Камбуз
Sw036 Sw036
Finnmaster Sports Family Finnmaster Sports Family
Дары шведского леса Дары шведского леса
Озеро Мэларен Озеро Мэларен
Sw040 Sw040
Снова Мэларен Снова Мэларен
Тихий Стренгнес Тихий Стренгнес
Грипсхольм Грипсхольм
Мариефред Мариефред
Sw047 Sw047
И снова Мэларен И снова Мэларен
Музей под открытым небом Музей под открытым небом
Остров Бьорко Остров Бьорко

Возможно посетители сайта Маршруты.ру более искушены в географии, но все кому мы сообщали, что ходили на Мэларен задавали вопрос о его местоположении. Хотя, в действительности, всё просто: там, где озеро Мэларен «впадает» в Балтийское море, стоит город Стокгольм. Тем не менее, найти русскоязычные описания походов по этому водоёму не удалось. Да и адрес шведской чартерной фирмы, способствующей водным путешествиям в районе Стокгольма, нашёлся далеко не сразу. Причём, если в Финляндии и Нидерландах катер мы получали непосредственно в фирме, то здесь она лишь свела нас с владельцем катера, и в дальнейшем мы имели дело непосредственно с ним. Возможно, именно наличие промежуточного звена несколько увеличивает цену аренды, в сравнении с упомянутыми странами. Также отличие в том, что в Швеции довольно пристально интересуются наличием прав на управление катером и опытом предыдущих плаваний.

Наше путешествие пришлось на стык лета и осени. Высокий сезон уже миновал. В плюсе были больший выбор катеров и сезонная скидка. В минусе то, что уже с середины августа закрыты для прохода старинные Stromsholm и Hjalmaren каналы, а также опасение возможной дождливой и прохладной погоды. Правда, в нашем случае эти опасения оказались абсолютно напрасными. За восемь дней пути дождь шёл в общей сложности минут 10, а температура воды была приемлемой для купания. В море: +19С, в озере – на градус теплее. Да, начинали и заканчивали поход мы именно в Балтийском море, так как в одном из его заливов расположена марина, где базируется арендованный катер. Надо сказать, что в акватории Стокгольма море совершенно не соответствует сложившемуся представлению о нём. Морского горизонта мы не видели вовсе – взгляд постоянно упирался в многочисленные острова архипелага. При этом ширина некоторых проток ненамного превышала габариты катера. Купаться приятно: вода прозрачная, солёность незначительная. Вот только пляжей немного, но купальная платформа нашего судна вполне компенсировала этот недостаток. Кстати о катере: все предыдущие вояжи мы совершали на водоизмещающих судах, скорость которых не превышала 7 узлов. Выбранный для шведского круиза Finnmaster Sports Family способен разогнаться до 35. Но рекомендуемый крейсерский ход – 22…25 узлов. Это, конечно позволяет запланировать более длинный маршрут, но в соответствии с ростом скорости заметно растёт и расход топлива. Хотя адепты моторного чартера безаппеляционно заявляют, что если вы интересуетесь стоимостью горючего, то этот вид отдыха не для вас. В реальности мы столкнулись с нехваткой не денег, а заправок. Отнюдь не во всех, даже весьма крупных маринах можно напоить ненасытный табун лошадей из конюшни Volvo Penta. Но мы очень признательны шведским товарищам за активное решение наших проблем. Из советских времён вспоминается, что такое же водно-моторное братство было и в нашей стране. Как сейчас? А даже не знаю. Слишком уж много препонов для путешествий по российским водным путям, поэтому и едем за рубеж, несмотря на хлопоты с получением визы.

Теперь собственно о маршруте. После обстоятельного инструктажа вышли из Sabyvikens марины в близлежащий городок Vaxholm, проход к которому охраняет старинная крепость. Нынче, конечно, не имеющая стратегического значения. Сделав необходимые продуктовые закупки, взяли курс на природную марину Gallno. Относительно кратчайшего пути к Стокгольму это, довольно, большой крюк. Но первую ночёвку мы хотели провести «на природе», но при этом у причала и, непременно в укромной бухте, куда не проникают волны от больших судов. Упомянутая стоянка всем этим требованиям соответствует. Подходили к ней уже в сумерках, однако поиск места труда не составил, поскольку на борту был карт-плоттер. Мы впервые пользовались этим девайсом, но сразу оценили его полезность – видеть своё перемещение по карте в режиме реального времени, конечно, удобно. Освоению устройства очень способствовала поддержка им русского языка. Кстати о языке: английский знают похоже все шведы, а несколько раз мы удачно попадали на бывших соотечественников.

К полудню следующего дня проследовали через Стокгольм. Уровни озера и моря чуть отличаются поэтому вход в Мэларен лежит через шлюз. Забегая вперёд, замечу, что в озеро нас впустили бесплатно, а за обратный выход в Балтику запросили аж 160 SEK (около 700 рублей), что заметно выше голландских тарифов, не говоря уж о Финляндии, где шлюзуют бесплатно. Знакомство со шведской столицей отложили на потом, а зачалились в Tappstrom , откуда совершили пеший радиальный выход (5 км) в Drottningholm – загородную королевскую резиденцию. Её сравнивают с Версалем. Там мы пока не были, но в сравнении с Петергофом, существенно скромнее. Впечатлило, что в одном крыле дворца реально живёт королевская семья, а в другом проводят экскурсии для всех желающих, да и по парку можно передвигаться практически свободно.

На ночь бросили якорь у одного из островов близ Sandvik . На сам остров выйти довольно проблематично – так сильно он зарос. Впрочем, один из плюсов путешествия на катере в том, что не требуется место на берегу для установки палатки и приготовления пищи. Очень нам поглянулась возможность установки в кокпите съёмного столика. А если свет стояночного огня с натяжкой приравнять к огню костра, то вполне уютная обстановка получается. И ещё об уюте: люк в крыше рубки был прозрачным и поэтому, отходя ко сну, можно смотреть на звёзды.

Наутро пришли в Sigtuna – симпатичный городок с налётом провинциальности. Знаменит руинами старинной церкви. Есть хорошая марина с гостевым причалом, где можно было и заночевать. Почему иногда стремились встать в марине? – Просто, единственно чего не было на нашем замечательном катере, так это преобразователя напряжения на 220 В, а телефоны и, особенно, фотоаппараты требовали подзарядки. Накупив сувениров, пошли к следующему памятнику архитектуры – Skokloster slott, считающемуся самым красивым дворцовым сооружением Швеции . В сам замок не пошли, а в рядом стоящий храм заглянули, где смотрительница вкратце рассказала историю семьи хозяина замка и показала фамильный склеп. В прилегающем парке оказалось много яблок. Вкусных и, почему-то невостребованных. Разумеется, с веток мы ничего не рвали – плоды в достатке лежали под яблонями.

Но стоянка у Skokloster омрачилась намоткой на винт куска порванного паруса. Ткань оказалась очень прочной – потребовались значительные усилия, чтобы освободить движитель от остатков материи. Шведы не поняли нашего героизма и предложили поднять катер краном. Однако, мы решили обойтись своими силами. В первую очередь потому, что совершенно не представляли стоимость подобной услуги, а во-вторых: не хотели таких манипуляций с чужой собственностью. Это обстоятельство плюс почти пустой топливный бак, задержали нас в марине Skarholmen дольше, чем предполагали, поэтому переход в Uppsala отложили на следующий день. Впрочем, марина очень достойная. Заправки только нет и магазин далековато. Но и туда, и туда нас свозили на машине местные "лодочники". Путь в Uppsala лежит по узенькой речушке Fyrisan с заросшими берегами, чем-то напомнившей родной край. Судовой ход только заметно глубже. Да и нет у нас на подобных речках никакого судового хода. А тут попался навстречу немалых размеров теплоходик, разошлись с которым не без труда. Ещё повстречалась приличная стая гусей, которых появление катера не слишком напугало.

В Uppsala сходили в самый высокий шведский собор. Постояли у могилы Карла Линнея. Поднялись на холм, где расположен Uppsala slott и откуда открывается великолепный вид на город. Потом краткий шопинг и в обратный путь. Маршрут по Мэларену не был абсолютно кольцевым: заход в Uppsala - это весьма протяжённая радиалка. Более того, в дальнейшем пришлось колечко несколько укоротить и отказаться от захода не только в Arboga, но даже и в Vasteras. Причина в том, что там, где мы планировали заправиться топливо закончилось. Новое обещали подвезти через день(!), и это как-то нетипично для заграницы. Поэтому пришлось вернуться почти к Стокгольму. До заправки дошли практически на последних каплях. Вообще, в водно-моторном походе положение стрелки указателя топлива очень сильно влияет на душевное состояние.

Вынужденно сократив маршрут, опередили запланированный график движения и выкроили время на экскурсию по Strangnas. В этом, очень фотогеничном, городке тоже есть немаленький собор и, как в других населённых пунктах, всё чистенько и ухожено. А в марине есть заправка! Далее по плану был Gripsholm – замок мечты, прославленный Куртом Тухольски. Мечта, правда, довольно скромная. На Рублёвке мечтают гораздо смелее. В то же время количество и качество катеров и яхт на шведских стоянках поражает воображение. Ещё в Mariefred (так называется город, где расположен Gripsholm) есть действующая железная дорога, по размерам меньше нашей узкоколейки. Но, видимо, эта фишка вполне рентабельна. Прокатиться, к сожалению не удалось – поздновато пришли. Равно как не попали и в замок, но встреченные соотечественники посоветовали не огорчаться по этому поводу.

Потом ещё был остров Bjorko - краеведческий музей под открытым небом (говорят, именно оттуда началась Швеция). Потом – Стокгольм, который, конечно же, заслуживает большего внимания. Успели посетить только музей корабля Vasa и побродить по узким улочкам Gamla Stan. Затем опять паром и столица Финляндии – Хельсинки, который встретил нас летней жарой, что побудило продолжить путешествия по воде переходом на остров Kustaanmiekka чтобы осмотреть крепость Suomenlinna, отнесённую к наследию ЮНЕСКО.

Резюме: путешествие очень понравилось. Конечно, не в последнюю очередь этому способствовала отличная погода, но и пройденные 640 километров по-своему красивы и памятны. Можно сказать – действительность превзошла ожидания. Озеро Мэларен весьма похоже на финское Саймаа, которое мы (по опыту наших путешествий) отнесли к эталону озёрных маршрутов. Также красив и Стокгольмский архипелаг, где мы осмотрели малую толику из его 30 000 островов.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте