По приглашению друзей из Минска (спелеоклуб "Гелектит") два старых "Барьеровца" поехали на Западную Украину. Посетили ознакомительными выходами гипсовые пещеры: Оптимистическая (вторая по протяженности в мире 220 км и самая длинная в гипсах), Озерная (130 км). Приняли участие в праздновнии 45-летия Львовского спелеоклуба "Циклоп". Посмотрели Львов и Каменец-Подольский.

На Запад, к Карпатам

30 апреля. Киевский вокзал. Сразу выйдя из метро, встречаю Сашку Макеева. Он с велосипедом и кучей барахла.
- Куда?
- К Карпатам.
- Я тоже.
- Ты знаешь, где здесь поезд?
- Найдем.
Их 14 велосипедистов до Львова, нас двое спелеологов до Тернополя. Поезд один. Как много общего.
Это джаз…

На фоне львовского вокзала На фоне львовского вокзала
Еще один вид города Еще один вид города
1 мая. Утром утверждаемся во мнении, что нам не надо в Тернополь, нам надо во Львов. Братья белорусы ждут нас там. Это тот же поезд: всего 2,5 часа дороги. Мы дважды обращаемся к проводнику и дважды слышим твердое нет. Ему не нужны наши деньги, ему нужно чтобы мы ушли. И мы уходим. Сначала тихонечко переносим один рюкзак в вагон к велосипедистам, потом другой и остаемся там сами. Мы - два стареньких и, видимо, единственных зайца в этом поездею. Мне было смешно.
Львов поначалу показался шумным, но мы быстро разобрались с камерой хранения, обратными билетами, а подошедшие «Геликтиты» заправили нас пивом.
Первая достопримечательность Львова – памятник видному украинскому фашисту ("Украина - только для украинцев!) Бандере. Дядечка очень напоминает сельского учителя начала 20-го века.
От вокзала в течение получаса нас преследовала страшноватая девушка в синих сапогах. В конце концов Андрей, которого первого утомило это существо в поле зрения сказал ей что-то с улыбкой и она растаяла.
На заросшем холме останки какого-то форта. Сразу видно, что это не для туристов – стенки исписаны, помоечки… Потом домики, дворики, может и не для туристов, но симпатично… В историческом центре нет асфальтовых дорог, один булыжник - на заметку велотуристам.
Как-то незаметно мы оказались в центре возле ратуши, где праздновался день города. За ратушей на центральной площади сцена, где выступают местные примы. Репертуар не для молодежи. Во внутреннем дворе ратуши еще одна сцена – джазовый фестиваль. А вид с самой ратуши – супер (как и сам город), а за три гривны – еще и полная халява.
Так понемногу прогуливаясь по городу, мы наполнялись впечатлениями, сдабривая их пивом и коньяком. Ближе к ночи мы снова вернулись к ратуше. Под дождем какие-то ребята танцевали с факелами, а на сцене во внутреннем дворике проходил джазовый фестиваль. Неизвестный мне ранее джаз-певец из Англии согревал нас своими песнями, так что и дождь не был помехой. Но кончилась музыка, и пришло время ночного экспресса в Тернополь.
Вы нас не ждали? А мы приехали...

2 мая. Тернополь и Борщев прошли незаметно. Хотелось спать, но не сильно получалось, а от этого хотелось еще больше. Помню, что тепловоз до Борщева полз весьма не быстро, а на вокзале нам попался старый спелеолог по имени Тарас. Он взялся указывать нам дорогу. Автобус от Борщова до Короливки три гривны. А три гривны, как говорилось выше, – полная халява.
Короливка – типичное село. Только выглядит оно чище, чем большинство самых чистых сел из тех, что я видел в средней полосе России. Не в обиду всем патриотам, но села и дороги в Белоруссии мне тоже показались чище, может это влияние «гнилого Запада».
Пещера и поляна, на которой собираются спелеологи, находятся в грабовом лесу (граб – что-то среднее между буком и ясенем, в ботанике, как сразу стало ясно, я не силен). В целом место приятное, но сыровато, и комаров там летом должно быть без счету.
На поляне мы отметились и начали ставить наш маленький лагерь. Белорусы повесили национальный флаг и флаг клуба «Геликтит». Тем самым обозначив границу, при пересечении которой можно было стать гостем нашего лагеря. Это были единственные флаги, и у некоторых они вызвали недоумение, но только недоумение и не больше. Интересно было бы вывесить российский флаг и посмотреть на реакцию народа. Но флага не было, остается только теоретизировать.
Многоопытный Андрей Степурко начал раздачу детям маленьких шоколадок, через это заводя с мамами дружеские отношения, которые закреплялись чашечкой кофе. Естественно, что скоро он (а с ним и наш лагерь) был широко известен в определенных кругах.
После горохового супчика в который покрошили колбаску мы начали искать пути под землю. Необходимо было решить два вопроса: получить допуск в Оптимистичку и найти проводника. К вечеру собралась небольшая (14 человек из которых нас пятеро) группа, а проводником у нас пошел Века (Александр). Забавная подобралась группа. Несколько детей, часть группы одета в комбинезоны из х/б или просто куртки со штанами. Каски кроме нас пятерых имела только девушка Марина из Киева (классические каноны спелеологии). Свет используют только электрический, поскольку нагревание сказывается губительно на кристаллах гипса.
О самой пещере

Интернациональный десант в Короливке Интернациональный десант в Короливке
Крупные кристаллы Крупные кристаллы
Правильнее всего процитировать слова Веки, которые он сказал в самом начале экскурсии: «Вся эта пещера – памятник ТРУДУ!» Для полноты картины достаточно добавить один из главных принципов, положенных в основу прохождения пещеры Оптимистическая – «СПАТЬ И КОПАТЬ». Вот так и накопалось 220 км. Все это в одной плоскости – веревка и снаряжение не нужны. На площади два на три километра множества залов и галерей соединенных целой сетью ходов.
Так мы и шли из зальчика в зальчик из галереи в галерею, радуемся кристаллам и топаем дальше (прямо, боком, иногда на четвереньках). Тепло (+10 град.), относительно сухо (влажность 98%), потолок покрыт черной кристаллической корочкой, которой 15 млн. лет (проверить трудно, поэтому верим). В зале «Радио Люкс» полюбовались совершенно сумасшедшими кристаллами - большие (размером с руку) и чистые – красота. Были забавные статуэтки из глины, но я их много видел на Урале и эти уже не впечатлили.
Отдельно порадовала встреча под землей с Натальей Юдиной (председатель львовского спелеоклуба «Циклоп»). Протискивающийся в узком ходе мимо нее Майк не был идентифицирован и услышал вдогонку: «А это кто такой? Он не копал!» Хорошо, что сзади был Виталик, который объяснил, кто это такой и я был еще раз порадован новой фразой: «Так значит будут москали?!!» Интересно, нас ждали? И на какую роль?
Весь выход занял 6 часов, а у клуба «Циклоп» эта дорога заняла 30 лет (может и больше, но надо уточнять). Экскурсантов там не очень любят, негласное правило – пещера для тех, кто в ней работает. Я хорошо запомнил «кто выкопал 400 ведер глины, тот может позволить себе экскурсии». Судя по книжке о пещере, которую мы там прикупили, таких людей сотни, а судя по пещере есть среди них и такие, кто выкопал по 4000 ведер и более.
Отдельно скажу о книжке. Создатели ее не стали изобретателями велосипеда, они «подняли» и распечатали архивы всех экспедиций в Оптимистическую (а их было около двухсот), дополнив несколькими статьями-рассказами старожилов. Очень любопытная статистика в конце. Кто и сколько экспедиций провел в Оптимистичную. Правда, заехав в Хмельницкий к Наталье Вайвале, обнаружили, что список не полон. Ни она, ни её муж Юрий (на их семью набралось бы с десяток экспедиций) в список не попали. Зато попала их старшая дочь Джемма с единственной поездкой :)
Вышли ночью, ужинали, обменивались впечатлениями.
Сегодня будет праздник…

Братья Андраши (Тернопольский спелеоклуб), Майк и "мама Вита" Братья Андраши (Тернопольский спелеоклуб), Майк и "мама Вита"
Мелкая штриховка в центре - план п. Оптимистическая Мелкая штриховка в центре - план п. Оптимистическая
3 мая. Дождь начался еще ночью. Утром дождь не прекратился, но у белорусов оказался с собой тент. Вот под ним и готовился гороховый супчик с колбаской и поджаркой на сале. Все согласились, что поджарка повысила качество супчика, и на колбасе тоже не стоит экономить. На завтрак к нам зашел Том (большой, юморной дядька - один из старейших львовских спелеологов), но согласился только на кофе. Но кончился суп, кофе, а дождь не кончался.
Разыскали Веку и поблагодарили за вчерашнюю экскурсию. Века принял граммов 70 благодарности, а остальное ушло по кругу.
Дождь слегка поутих, и мы решили сходить с культурными людьми в приличное место. Приличное место – кафе «Либкi» (белорусы настаивали на произношении "ЛЫбки", проводя параллели с русской "Улыбкой") в Короливке. Культурные люди – спелеологи, стоящие на ногах. Культурных людей оказалось немало, но при упоминании о приличном месте они как-то странно морщились или загадочно улыбались (в лучшем случае). Сагитировали девушку Марину из Киева, а потом уже в самих «Лыбках» к нам присоединились две Саши (одна, которая старалась быть серьезной и немного загадочной, из Львова, а другая, которая не старалась, но была исключительно жизнерадостоной, из Молдавии), с одной из них был молодой человек, которого я плохо запомнил. За столом Саши сидели по бокам от белорусского Сашки, так что получилось забавное трио.
Сами «Лыбкi» не вдохновили – в подобных кабачках я не был давно и никогда не стремился; если бы не вновь пошедший дождь, то дегустацию местной водки и пельменей стоило бы устроить на улице.
Времени мы там провели не шибко много (обстановка не располагала) и двинулись назад. Обратная дорога была гораздо веселее. Мы пытались напевать «День Победы» и другие чудесные песни, которые выучили в свои пионерские годы, а Саша-молдаванка делала сурдо-перевод песни «Смуглянка». Славненько прошлись. Только вот дождь.
А в Короливке и на поляне готовились к празднику. Во славу клуба «Циклоп» были принесены в жертву 30 местных кур. Способные к труду крошили салатики. Под большим синим тентом, который должен был напоминать о чистом небе, которого не было и в помине, стелилась клеёнка – импровизированный стол. Народу прибыло. Мы наконец-то увидели Медведя, которого помнили с 94 года, когда он полгода жил в «Барьере», работая на висячке и занимаясь бумагами для отъезда в Канаду. Внешне Медведь слегка раздобрел, то ли от возраста, то ли от того, что сменил материк, язык и работу. Внутренне я значимых изменений не заметил, можно сказать, что в узком кругу (не важно из кого состоял этот круг) Медведь блистал. Вообще, каждый раз, встречаясь с Медведем, начинаешь думать, что перед этим он молчал минимум два года :)
Праздник был назначен на 17.00 и начался с опозданием всего на час. Сначала имениннику(ам) дарили подарки, и при начале этой процедуры Миша почувствовал легкое беспокойство (мы не заправились в Москве необходимыми вещами). После пары минут размышлений он решил расстаться со своим новеньким "Leatherman"-ом, верно оценив, что это у него единственная новая и приличная вещь. Кстати, поздравление от с.к. «Барьер» стало последним и было единственным от российского клуба.
Потом всем поведали самую свежую тайну пещеры Оптимистическая. Оказывается в ходе экспедиции, которая закончилась день назад, был отрыт (это не опечатка - это способ отКрытия) проход в новый большой район. По оценкам местных спецов это еще 40-50 км галерей. Район назвали Болгарским, поскольку спелеологи из Болгарии регулярно участвуют в экспедициях в Оптимистичную и хорошо копают.
Потом было общение. Мишка был рад встретить братьев Андрашей из Тернополя (один из них сейчас председатель местного клуба), которые приглашали на работу в Озерную (это 2-3 км от Оптимистичной). Когда стало совсем темно, и гул поутих, девочки взяли гитару. Помимо старых туристических песен, которые все знают и любят, нас порадовали местные (а может и не местные) юморные. Некоторые из стариков в компании с Медведем пошли посмотреть на новый район. Только поганец-дождь не хотел прекращаться.
Вот такая песенка напросилась по итогам услышанного в этот вечер.

«Спать и копать» – старо, мы в спешке за рекордом
Заглушим песнь Морфея, решительным аккордом.

Смелей круши породу!

будут рыть
твои потомки!
Спокойно, на Караби сейчас снег

Трудно быть ребенком туриста Трудно быть ребенком туриста
Близкое знакомство с хозяином Оптимистической Близкое знакомство с хозяином Оптимистической
4 мая. Вставали поздно, потому что поздно легли. Под тентом Виталик со Степуркой варили традиционный гороховый суп, с неба шел традиционный дождик. В лагере куча грязи и легкий хаос, готовится массовый отъезд.
В качестве эксперимента решили помимо традиционной поджарки и колбасы добавить в суп сыра. Результат признали успешным. К кофе пришел Том, принес лекарство от вчерашнего. Лекарство было мутно молочного цвета и занимало половину двухлитровой бутыли.
- Самогон? - с надеждой спросили мы.
- Да не. Это спирт по ошибке гипсовой водой разбавили. «Гипсовка» значит. Но не ядовито, - утешил Том.
«Самое главное - что «не ядовито», - наверное, с такими мыслями мы время от времени лечились.
К обеду приехал трактор и начал вытягивать машины, стали подходить люди чтобы попрощаться. По лагерной грязи шастали детки, которых сверху мочил дождик. Сухих вещей было мало.
Несколько удивило меня, что кучу общественного имущества и гору мусора просто бросили, предоставив разобраться с ней Медведю, Тому и еще паре заслуженных старичков. Конечно, они более опытные, но меня бы такое не порадовало. Зато нас порадовал котел вареной картошки и сковородка.
Когда народ рассосался и на поляне кроме нас осталось пять стариков и две девушки (о них чуть ниже) активизировалась идея сходить в Оптимистическую. Помимо того, что хотелось в пещеру, не хотелось оставаться наверху. Но наши горячие желания остудил Медведь, сообщивший, что вход конкретно залило водой и по входным щелям придется сплавляться, как по канализации. Почувствовать себя кусочком дерьма без гидры никто не спешил. И мы снова пережидали дождь в обществе «Гипсовки».
Договорились с Пифом, что утром передвинемся на Озерную.
Справка: Пиф, Злой Пиф (zloy PIF), Епифанов Сергей Александрович – один из старейших исследователей пещер Подолья, большую часть сил и времени отдает пещере Озерная (в настоящее время около 120 км). Роста невысокого, телосложения крепкого, умен, бородат, скрытен, бывает обидчив. Был председателем Тернопольского спелеоклуба, сейчас не принадлежит к каким-либо общественным организациям. В пещеру ходит в обществе ближайших соратников: сын – Антон, cat – Лена,сколопендра – Таня.
Это есть наш последний…

5 мая. Дождик иссяк. Позавтракали гороховым супчиком. Безусловно это был самый клевый супчик: и сала, и сыра, и колбасы - вдоволь (мастерство растет). Потом неспешные сборы с одновременной подсушкой вещей.
Около полудня двинулись в путь. Выбравшись на дорогу, получили от Пифа ценные указания где искать вход в Озерную и помахали рукой уехавшим машинам. Пошли через село, у первого магазинчика все подкрепились пивом, а я мороженным (за что заработал неодобрительный взгляд Виталика). В «Либкi» не стали заворачивать, но зашли в один из магазинчиков на площади, рядом оказался очень уютный навес со столиками и плетеными стенками. Пришлось снова пиво брать.
Пока сидели, родилась мысль сделать на ужин плов. Лук купили в магазине, а с морковкой засада. Здесь она у всех своя, поэтому не продают. Майк пошел по домам с просьбой: «Продайте москалю морковки.» Сердобольная женщина подала со словами: «Я и денег с тебя не возьму, она ж гнилая - всё-равно выкидывать, но вам (москалям) на плов пойдет.» Что она этим хотела сказать, мы гадали долго.
К 15.00 притопали к Озерной. Ставили рядом в лесу лагерь, добывали дрова, варили уху из наловленных неподалеку карасиков, потом долго и с чувством ее ели. Около 19.00 вышли в пещеру. Проводниками-экскурсоводами с нами пошли Татьяна и Антон. В лагере остались Пиф, Том и Лена.
Вход в пещеру находится на дне воронки. Поскольку он несколько раз закрывался оползнями, то сейчас там бетонный колодец, на верхушке которого железный люк, закрытый на замок. Ключ от замка у сельского головы (староста) Короливки, кому попало его не дадут. И это правильно. Ходить в пещеру Озерная первые разы надо именно с экскурсоводом. Это очень интересный карстовый объект. Заложенная в тех же самых гипсах, что и Оптимистическая, она разительно от нее отличается. Первое – объемы. Пещера известна сотни лет именно потому, что в ней на протяжении столетий прятались окрестные жители от разного рода вооруженных уродов. Последними были бандеровцы в послевоенные годы (когда их выкурили, НКВД завалила вход в пещеру), а перед ними евреи во время второй мировой, а до них еще много кто от времен нашествия Батыя.
Начальная часть – огромный по площади зал разделенный многочисленными стенками и колоннами. Пол глиняный, довольно ровный сам по себе и легко равняемый лопатой. В многочисленных ответлениях сейчас оборудованные площадки подземных лагерей на десятки человек. В тяжелые времена люди прятались там сами, прихватив с собой мелкий скот, устраивая склады еды и дров, печь там тоже была. Потолки относительно не высоки, поэтому как этой печью топили и не задыхались – отдельный вопрос.
В гротике «Кристальный» нам показали огромные глыбы кристаллов гипса. Большие, гладкие, желтоватого цвета они напоминают огромные капли меда, которые просочились через потолок. Разбиваются они на тонкие прозрачные пластинки – почти стекло.
Поводив по лабиринту, нас привели к сифону «Капитана Немо». По установленной там мерной линейке объяснили, что примерно раз в тридцать лет уровень воды в пещере сильно поднимается (на метр и более), ходить по ней становится возможным только в гидрокостюмах, некоторые районы закрываются. С чем связана такая сезонность я, честно говоря, не понял.
Потом было озеро в зале «Черная грязь». Очень красивое и приятное место. Здесь я понял, что отдельные места в Озерной напоминают мне уральские пещеры. Это милое озеро напомнило Кунгурскую. Только вода и воздух в Озерной гораздо теплее, купаться вполне реально при наличии полотенца. А какую можно фотосессию сделать (мечтательно закатываю глаза)!
К полуночи вылезли на поверхность. Небо было усыпано звездами. К кромке леса, который смутно угадывался в темноте, мы шли через мокрое от вечерней росы поле злаков. Под ногами шуршала молодая пшеница (или рожь), холодная роса мыла комбинезоны, ночной воздух был наполнен романтикой и легким восторгом.
В лагере нас ждал ужин. Гречка с тушеным мясом (не путать с тушенкой) – шедевр от Тома и Лены. Махнув рукой на желание не чревоугодничать, я обожрался. Периодически в тарелку падали майские жуки, которых привлекал свет лампы. Их мы не ели.
Забавный момент получился, когда, придя из пещеры, я быстренько снял свой желтый комбинезон, сапоги, одел желтую курточку и сел к костру напротив Сергея Александровича. Все заняло 1-2 минуты. Пиф не сразу сообразил, что я уже переоделся, а когда понял, то фыркнул и выдал примерно такую фразу: «Господи. Москали, ну куда вы все время спешите?»
Мы о чем-то дискутировали у костра. Из услышанного я сделал вывод, что на Украине (как и везде) пещеры нужны только тем, кто в них работает. А те, кто работают в них, ценят других за участие в общем деле. Прозвучали фразы о том, что УСА не интересуется своими пещерами, а ищет рекордов. Что помощи от нее они не видели все те годы, что состояли в ее рядах, а потом вышли. Что правительство (прошлое, настоящее и будующее) продажно. Что москалей не любят не за то, что русские плохие, а за то, что кто-то из Москвы когда-то повел себя недостойно пребывая здесь, в этих пещерах. Мы это уже слышали в предыдущие вечера и именно от стариков, так что новостью для нас это не стало. Будем надеяться, что наш визит немного смягчил их мнение.
Домой…

Только Победа! Только Победа!
Какое колесо - такая и белочка Какое колесо - такая и белочка
6 мая: Такси вызвали с вечера. Быстро собрались и позавтракали чашечкой кофе, не дожидаясь горохового супчика. Белорусы решили проводить нас до машины, девушки до кромки леса.
Машина подъехала почти точно. Серебристый фольксваген, до чего мы дожили, пижоны. Водитель – парень наших лет спросил куда едем. Сказали что до Каменца-Подольского (130 гривен - как и договаривались).
- А потом куда? – спросил водитель.
- Потом в Хмельницкий, - ответили мы.
- А почему меня не до Хмельницкого?
- Так дорого.
- Да не дорого. Чуток доплати и поедем.
- «Чуток», это сколько?
- Да, гривен 20-30.
Сколько от Каменца-Подольского до Хмельницкого мы не знали, но знали, что там ходит рейсовый автобус, а сумма 20 гривен на двоих – совсем немного даже за 20 км. Мы дали себя уговорить на 20 гривен.
На въезде в Каменец старая крепость. Возле неё останавливаемся. Идем внутрь, берем экскурсию. Всего 200 рублей и нам все расскажут. Первая башенка, первый шок – колодец, откуда осажденные брали воду. 40 метровый колодец в диаметре метров 10-12, вырубленный в известняковой скале. Подсвеченный лампой кажется немного неестественным, темным зеркалом блестит на дне его вода. Мда… предки были трудолюбивы. Следующим пунктом программы тюремная башня. Узнаем историю некого Устина Кармалюка. Из пятиминутного рассказа понимаем, что он все время откуда-то бегал и имел отменное здоровье, а пал жертвой женской жадности. Пытаюсь дополнить понимание о его героической жизни вопросом.
- Так кто он был по убеждениям? За что боролся?
- Да, разбойник обычный. Мстил и грабил. Типа Робин Гуда, только никому ничего не раздавал, для себя воевал.
Отличный портрет для народного героя. Интересно, что про него в фильме показали.
Слушаем рассказ про исключительное стратегическое положение города и тактическое крепости. Все верно: такого природой защищенного города поискать - не найдешь. Излучина реки настолько крутая, что город почти на острове, берега – юрские известняки – скалы по 30-40 метров. Естественно, крепость на узком перешейке – напрашивающийся штрих для завершения картины.
«Но даже самые современные укрепления и 4-6 метровые стены пали, когда к городу подошел турецкий султан. 150 000 тысяч янычар против 1500 гарнизона (городское население не в счет). После нескольких дней боев пали передовые укрепления. Дальше минная война. В одну из ночей турки взорвали мину, и в стене появилось два пролома. Начался штурм, кровопролитный ночной бой закончился тем, что турок выбили, а проломы завалили камнями и т.п. Заделали, короче. Утром приняли решение сдать город, ведь после ночного боя от гарнизона осталось всего 500 человек.» Услышав о таком окончании героической защиты, Мишка негромко (но экскурсовод услышала) сказал мне.
- Вот этим мы и отличаемся. Русские бились бы до последнего. Вспомни Брестскую крепость.
Ответить на это бедная женщина нам не смогла, и мы продолжили осмотр. Не буду утомлять прочим, но городок красив и интересен. Один минарет с мадонной на вершине - восьмое чудо света. Рекомендую для посещения всем.
Выехали из Каменца и обнаружили, что до Хмельницкого 90 км. Но наш водитель, которому экскурсия понравилась не меньше чем нам, никак не отреагировал на это. Мы проехали это расстояние в такси за 20 гривен (!) = 100 рублей (!!!)
В Хмельницком у нас была последняя приятная встреча. Мишка нашел телефон (спасибо Скалопендре!)и договорился о встрече с Наташей Вайвалой. Шансов что нас вспомнят, было немного; кажется 14 лет прошло. Но Мишку узнали. Мы встретились у них в магазинчике. Там, в туалете, мы наконец-то помылись и Мишка заменил свою футболку с надписью «Только Победа», которую не снимал с Москвы, на футболку, купленную в Каменце-Подольском.
Пара часов общения были очень приятны и подогреты массандровским вином. Все-таки жизнь налаживается и у нас, и у них. Хотя, по сути, мы все одно. Помнится Мишка, топая по дороге к Озерке, сказал: «Зря мы Украину отдали.» Зря мы забываем, что сила в дружбе и других человеческих отношениях.
Лежа на полке в поезде, мы прокачивали через себя пережитое за последние дни. Я уснул с довольной улыбкой на лице, а Мишка взял ручку и начал ваять стихи. Вот один из шедевров.

N.

Подолье. Дождливо. Пещера под нами.
Тоскливо. Гитара грустит.
Кто мыслит о пиве, кто грезит о славе,
А кто и без мысли молчит.

Закончится ливень, и, ночью томимый,
Сгустится туман над рекой,
И дальше в дорогу пойдут пилигримы,
И я распрощаюсь с тобой.

Не здесь мои мечты, волненья, тревоги,
Хоть край этот дивно хорош!
Меня ожидают другие дороги,
А ты остаёшься – ну что ж…

Я знаю, что в мире твоя есть улыбка,
Я помню твой голос и взгляд.
Но счастье так хрупко, надежды так зыбки,
А годы летят и летят.

Подольские грабы шумливые песни
Поют над пещерой твоей.
Я сердца частичку оставил навеки
Средь этих бескрайних полей.

М. Вологдин, С. Лавров
с.к. «Барьер» - май 2008г.

Мой P.S.

предвидя упрёки в "великодержавном шовинизме" и т.п., поясню: я родился и вырос в Мурманске (СССР). но, где бы я ни был: в Подолье, Абхазии, Крыму, на Урале или в Сибири, я всегда знал: это моя Родина. я люблю её, люблю до сих пор, хотя мне говорят, что уже не всё это моя Родина. и мне безумно жаль, что мы её "отдали". с пониманием я отнесусь, если украинец или грузин, глядя на бескрайнее море тайги, пожалеет, что "зря мы Сибирь отдали". согласен: зря!
думаю, Вы поняли о чём я. а к Подолью у меня давняя любовь (впервые я побывал здесь ещё в 1988-м, но это была совсем другая история...)
М.В.
Кое-что из Львовских песен

Диалог на вершине
(На мотив "Диалог у новогодней ёлки")

-Маша, скажите, о чём так задумались вы?
-Думаю я о красотах, что ждут нас в пещере.
-Ну, вот насчёт красоты я совсем не уверен.
-Лучше скажите, кто эти придумал узлы?

- Что тут такое?
- Не видите? Это булинь.
- Что же я трактор, по-вашему
- Нет, вы не трактор.
- Просто похожи на маленький шумный ректор.

- Маша, скажите Вы любите долгую жизнь?
- Да я люблю. Но причём здесь вот эти узлы?
- Только при том, что нагрузки они не удержат
- Даже вот этот?
- Нет. Этот удержит, конечно.
- Только развязывать кто будет?
-Как, кто? Конечно же Вы.

- Здесь и корове неделю придётся жевать.
- Это за что же вы этим меня наградили?
- Вы не хотите, тогда перевяжет пусть Игорь.
- Нет уж, придётся вам всё это перевязать.

- Что тут за бантик?
– Простите, но это прямой!
- Это страховка, считаете вы?
- Да я считаю.
- Вы понимаете, что...
- Да я всё понимаю.
- Боже, чему учил я вас этой зимой?

- Этой зимой мы на скалах играли в снежки...
- Это я помню. Вы вспомните лучше верёвки.
- Да, вы смешно так болтались на верхней страховке.
- Ну, а навеску вы помните?
- Это увы...

- Это печально. А кстати, где первый?
- Внизу.
- Как так внизу?
- Очень просто - спустился.
Тут диалог в монолог превратился.
И ещё долго Один сотрясал высоту.

Бабы – дуры.

Наш паровоз вперёд летит,
Мы едем без билета.
Другого нет у нас пути
И денег тоже нету.

Припев:
Для нас любовь лишь перекуры.
Вперед, друзья, вперед, вперед!
А бабы - дуры, бабы - дуры, бабы - дуры,
А бабы бешенный народ!

Себе в рюкзак я положу
Кусочек Тундры и Суфрунджу.
И не забуду я про горилку,
А нет горилки пьем чернилко.

Припев...

А что нам делать в переделках?
Опережать свои проделки.
А в тех проделках да недоделки.
Как вышло много славных дел.