До чего же сильны стереотипы.... Услышишь в новостях о Москве, и возникает образ Красной площади, заговоришь о Забайкалье, и обязательно припомнишь заросли цветущего багульника..., а скажешь слово "Колыма", и тут же представляешь зону, опутанную ржавой "колючкой" .... С такими мыслями в середине прошедшего лета я укладывал рюкзак, готовясь в путешествие по Магаданской области. Меня пригласили участвовать в фотоэкспедиции со сплавом по красивейшей реке северо-востока России - Омулёвке, стекающей с великого Черского хребта в великую же Колыму.

- Это - рЯка бЯзумной красоты! - с легким нижегородским выговором просвещал меня Владимир Иванович - организатор и вдохновитель фотографического проекта. - Я стремился попасть на нее четырнадцать лет! Ты не пожалеешь!
  Моментально, непосредственно в моем мозгу запел Высоцкий: "Мой друг уехал в Магадан. Снимите шляпу, снимите шляпу! Уехал сам, уехал сам, Не по этапу, не по этапу... Он - добровольно, он - добровольно...".
  Стереотипы начали материализоваться с самого начала. В маленьком пассажирском самолете из Хабаровска в Магадан шестеро конвоиров этапировали двух заключенных. По печальным глазам зэков - парня и молодой женщины - было видно, что ничего хорошего от встречи с Колымой они не ждут. Первое впечатление от Магадана выразилось у меня немедленно в форме телефонного звонка домой в Читу. Я прокричал в трубку: "Надя, ты знаешь, в каком прекрасном городе мы с тобой живем!..".
  На следующее утро мы выехали в поселок Сусуман. Это второй по величине населенный пункт в области и главный центр золотодобычи. Отсюда вездеходом нас должны были забросить еще на триста километров севернее, уже к самой Омулёвке. Из Магадана в Сусуман проложена трасса, которая так и называется: "Трасса", печально знаменитая тысячами, десятками тысяч оборванных жизней людей на ее строительстве. По долинам рек, через мари и горные перевалы пробивалась дорога к золотым россыпям Колымы, а остатки ГУЛАГовских объектов по сей день устрашают и без того суровые ландшафты.
  Надо сказать, что в действительности лагерей на Колыме сегодня осталось всего один или два, - меньше, чем в любом другом регионе России. Это давно уже не "сплошная зона". Но люди отсюда бегут. Похоже, не уехали лишь те, кому "не на что". За последние двадцать лет население Магаданской области сократилось с полумиллиона до двухсот тысяч. Брошены несколько богатейших, только было начатых разрабатываться месторождений золота....

С трудом обгоняя попутные машины, чтобы не слепнуть в облаке пыли, наш водитель, как без тормозов, гнал вперед, а нехорошие стереотипы проклятого края не отступали, а только усиливались. Расположенные вдоль трассы немногочисленные горнорудные посёлочки, в которых еще теплилась какая-то жизнь, пребывали в такой степени разрухи, что когда возле автозаправки я достал фотокамеру, из будки выскочила тетка и стала орать, что все это есть частная собственность, съемка запрещена. Нечего, мол, тут глумиться, горы вон фотографируй! Я все равно сделал пару кадров, потом мы пообедали в придорожной столовой....
  К этому времени небо стало наполняться дымом лесных пожаров. Дождей не было уже месяц, и надо ли объяснять, что для пейзажной съемки дым в воздухе, мягко говоря, не нужен. Трасса тянулась вдоль бесконечно длинного карьера: русла и берега всех рек золотодобытчики старательно превратили в безжизненную каменную пустыню. В Забайкалье я не видел и сотой доли такого масштаба подобной деятельности. Горные гряды, окружающие трассу были более эстетичны, но они все больше и больше утопали в дыму, и также утопали наши надежды на "чудесные кадры с реки Омулёвки"...