Хотелось посмотреть самые знаменитые достопримечательности Голландии- цветущие тюльпаны, мельницы, каналы и мосты
Лаппеенранта - Веце -Хертогенбос - Дордрехт - Гауда - Роттердам - Делфт - Гаага - Лейден - Харлем - Заандам - Алкмар - Хорн - Амстердам - Амерсфорт - Неймеген - Эйндховен - Маасейк - Ситтард - Рурмонд - Венло - Веце - Лаппеенранта

В мае 2014 года мы с мужем решили попробовать съездить в самостоятельную велосипедную поездку по Голландии. Наслушались рассказов друзей ( Светы Слободенюк), почитали отчеты на Велопитере. Билеты покупали сильно заранее( за полгода) на рейс Ryanair из Лаппеенранты в Дюссельдорф, а вернее в Weeze( в 5 км от границы с Нидерландами). Билеты обошлись в 110 евро на каждого( 60 евро на человека и 50 -на велик). На двоих туда-обратно-440 евро. Забронировали пару отелей на booking, квартиру в Амстердаме на сайте airbnb и в Weeze хостел прямо в аэропорту airhostel, т.к. был очень ранний вылет обратно-в 6.40. Остальные дни планировали ночевать в кемпингах. Хотелось посмотреть Киндердейк (ряды мельниц 18 века), Кекенхоф(самый знаменитый весенний парк Европы), сырный рынок в Алкмаре, Амстердам и другие интересности. Еду покупали в продуктовых магазинах Aldi и Albert Heijn. Готовили на газовой горелке. На полноценное питание ( завтрак, перекусы, обедо-ужин с бутылкой вина) уходило 12-15 евро в день на двоих. Покупали нарезку -сыр, колбаса, ветчина, яйца, нарезку бекона для наваристого супа, колбаски. В магазинах много полуфабрикатов из овощей-картошка, уже почищенная и наполовину отваренная, овощи для супа( так и называется- зеленый суп из нарезанной капусты, морковки, лука, салата)
Голландия 2014
                                                                       Наш маршрут
День первый. 4 мая.

Велики и вещи в рюкзаках запаковали заранее в велочехлы. Рейс был ранний (10.40) и в Лаппеенранту мы заказали маршрутку, которая забрала нас от дома ну очень сильно рано( чуть ли не в 4 утра) . Проблем с багажом не было - Ryanair разрешает провозить до 30 кг за 50 евро ( понятно, что когда брали билеты в 2013 году, евро был совсем не таким).

В аэропорту Лаппеенранты
аэропорт Лаппеенранты
5 (2)
собираем велики в Веце

Долетели нормально,  собрали велики и двинулись в сторону границы с Нидерландами. Немного запутались на территории  аэропорта, но по пешеходной дорожке  и через дырку в заборе выбрались на асфальт.  И вот она - Голландия! На границе затоварились в магазинчике. Сегодня воскресенье-в Германии они еще работают, а вот в Голландии в этот день мы не встретили ни одного работающего магазина ( правда, ехали вдали от больших городов). Первое разочарование - на полях уже убраны тюльпаны, остались кое-где только поля с гиацинтами, а ведь сегодня только 4 мая! По дороге в Лаппеенранту наши и финские поля были белыми от заморозка. Так мы цветущих тюльпановых полей и не увидели за все время путешествия. Вывод - ехать надо было  раньше. Но зато вовсю цвели рододендроны! Причем ни какие-нибудь там замухрышки, а шикарные кусты 4-5 метров высотой вдоль дорог дикарем зарослями, как у нас шиповник.

Рододендроны у дороги

Проехали вдоль национального парка De Maasduinen до дороги N271 и по ней в южном направлении до городка Арсен.  Вообще, Голландия - удивительно дружественная  к велосипедистам страна. Для велосипедистов - отдельные дорожки, светофоры…

Главная достопримечательность сегодняшнего дня - сады замка Арсен.

Мы на велопарковке у замка Арсен
велопарковка перед замком

Сам замок 17 века, стоит на островке.

Замок Арсен
интерьеры замка

Его мы тоже осмотрели, но основное - сады. Я читала о них, видела фотки, но действительность превзошла все ожидания.

142
план садов замка Арсен

На небольшой площади в виде узкого клина- треугольника находятся парадный сад, сад рододендронов, горный сад с тремя водопадами, восточный сад, озеро с фламинго, оранжереи, сад для гольфа…

лестница на обзорную площадку
парадный сад
башня и мост сделаны из бетона под дерево
сад рододендронов
озеро. вдали ворота восточного сада
Обезьянки на острове
островок, где живут обезьянки.
100
102
Восточный сад нас поразил своим разнообразием
113
135
136
138

Сады платные -15 евро, но мы ничуть не пожалели. Только близость вечера заставила нас уйти оттуда.

Надо было добраться до сегодняшнего места ночлега- забронировали номер в сельской семейной гостинице в местечке Букл(Boekel). Переправились на другой (левый) берег Мааса на пароме ( паромов в Голландии много, есть платные, есть бесплатные, этот был платный-60 центов)

148

и второстепенными дорогами добрались до отеля. Немного поплутали- у нас была мишленовская карта, но мы стали читать таблички на перекрестках для велосипедистов,  а маршруты там составлены не всегда кратчайшие из пункта А в пункт В, пока разобрались… Но главное в гостинице нас ждали.

207
наша гостиница

Держит ее  семейная пара, чудесные , доброжелательные люди. Сами живут на первом этаже, а второй приспособлен под гостевой дом- 3 номера и столовая, где мы завтракали на следующий день.

За день проехали 75 км

День второй. 5 мая.

С утра перед завтраком прогулялись по окрестным улочкам городка. Поразили частные садики местных жителей. Ладно вчера сады замка, но здесь у каждого такой садик, как будто каждый житель Голландии окончил курсы ландшафтного дизайна, да еще и в качестве домашних питомцев любят держать экзотику-лам, кенгуру.

186
Садики местных жителей
201
206
Вот такие домашние питомцы встречаются в голландских садиках.
Домашний питомец
161
163

Завтрак был замечательный ( входил в стоимость номера-55 евро)-сыр, мясная нарезка, паштет, яйца, круассаны…

Наш завтрак
наш завтрак

Хорошо заправились. Хозяева с удовольствием показали нам свой садик.

Садик наших хозяев
Диванчик из самшита. хозяин стрижет его несколько раз за сезон
диванчик из свмшита
214
В столовой на первом этаже с хозяевами

Это я с нашими гостеприимными хозяевами в столовой. На стене картина, которую нарисовала сама хозяйка. Спросили хозяев, где можно купить газ для горелки. Они предложили нам свой баллон, но он нам не подошел. Нарыли нам магазин по дороге в Хертогенбос, и мы двинулись в путь. Но к обозначенному магазину подъехать не смогли - отсутствовала велодорожка, была только трасса. Пришлось покупку газа отложить. Так мимо полей, мельниц, каналов  и других достопримечательностей

232
памятник лошади,выигравшей на Олимпиаде в Сиднее. городок Эрп
236
мельница в Эрп
237
шлюз на канале у городка Veghel
239
городок Schijndel ( не знаю, как правильно читать)

добрались до города Хертогенбос. Голландцы часто называют его сокращенно Босх(Den Bosch). Это родной город  Иеронима Босха, голландского художника 15-16 веков, Памятник ему стоит на центральной площади Markt.

Цениральная площадь Хертогенбоса

А самая известная достопримечательность-Собор Святого Иоанна( Синт-Ян) 15-16 века, крестовая базилика- один из красивейших соборов Голландии в стиле брабантской готики. Собор огромный и, к сожалению, на фотках не получился. Основной фасад надо было снимать против солнца. А погода стояла замечательная! Перекусили в скверике возле собора голландскими фрикадельками и поехали дальше.

244
Хертогенбос. мост Vismarktbrug

Это мост Vismarktbrug через канал Св Яна(Иоанна). Обычно колонны по сторонам моста одинаковые, здесь на каждой стороне -разные.

Переехали через Маас по мосту и вот перед нами замок-крепость 14 века Амерзоен.

Замок Амерзоен

Дворик замка Амерзоен

Замок оказался закрыт, но мы его осмотрели снаружи.

Частный садик и пруд с карпами-кои прямо у дороги

Вот такой чудесный прудик с карпами-кои можно увидеть прямо у дороги.

Дальше на паром через Маас к интересному городку Хесден- старинные домики, подъемные мосты, крепость, валы, бастионы..

Хесден
Подъмный мост в Хесдене

Дорога идет по дамбе вдоль Мааса- справа река, слева польдеры, земли реально ниже берега реки, там пасутся овцы. Дамба не дает реке заливать польдеры. Опять паром , и второстепенными дорогами уходим к городку Веркендам и национальному парку De Biesbosch, он представляет собой водно-болотные угодья в дельте Рейна и Мааса, сформировавшиеся после наводнения Святой Елизаветы 1421 года. Торопимся на паром в Дордрехт. Этот паром платный и ходит по расписанию, последний рейс 20.15. Успели!

На пароме в Дордрехт

Вот такие веломобили можно встретить на дорогах Голландии.

Еще чуть-чуть и кемпинг Дордрехта ( 16 евро на двоих с палаткой).

В кемпинге Дордрехта

Места для палаток отделены друг от друга . По территории спокойно бродят утки.

Мы оказались там первыми путешественниками из России. Но газа для нашей горелки у них не оказалось, пообещали помочь завтра. А сегодня достаем кипятильник.

Проехали 108 км

День третий. 6 мая

С утра нам принесли газовый баллон, но он опять не подошел к нашей горелке( поняли, что в следующий раз надо брать переходник). Но зато нам нашли магазин в Дордрехте, где продаются всякие баллоны. Погода испортилась. Хмуро. Периодически моросит мелкий дождик. Собираемся и едем осматривать Дордрехт. По дороге заезжаем в магазин и – о чудо!, нужный баллон куплен! Мучения закончились! Баллон 400 грамм 8 евро .

Дордрехт- один из старейших городов Голландии, получил городские привилегии в 1220 году. С 17 века стал уступать Антверпену и Роттердаму. Набережные Дордрехта считаются самыми красивыми в стране.

Набережные Дордрехта
У ратуши
Здесь мы наконец-то купили газовый баллон
324
Лодка-башмак
Вот таких животных можно встретить на набережных Дордрехта
Дордрехт

В центре города сливаются воды Ауде-Мааса, Мерведе и Норда, самых значительных судоходных рек. В Дордрехте сохранилось много старинных домов, подъемные мосты, портовые ворота  ( город почти не пострадал во Второй мировой войне).

Подъемный мост в Дордрехте

Groothooftspoort

Это ворота Groothooftspoort 1618 года постройки.

Дордрехт

Из Дордрехта паромом, а вернее комфортабельным теплоходиком можно доехать до Роттердама. Но мы сначала хотим посмотреть Киндердейк, ряды ветряных мельниц ( памятник Юнеско).

360
паромный терминал в Дордрехте
Наш паром

Вот такой комфортабельный паром вез нас до местечка Албласердам, а там до мельниц рукой подать! Киндердейк- самый большой в мире мельничный комплекс, выстроенный в 1740 году с целью осушения польдера. Больше всего поразило это обилие ветряных мельниц и то, что они используются сейчас в качестве жилья - там живут люди!

Сейчас мельницы на заслуженном отдыхе, воду качают вот такими шнековыми насосами.

Место  пользуется популярностью - народу много. Приезжают на автобусах, приплывают на теплоходах. Погуляв среди мельниц, переправились на пароме через реку Лек и поехали в Гауду. Погода к тому времени разгулялась, ветер был попутный и мы разогнались на хорошей дороге до 30 км в час, а потом ушли на второстепенные дорожки среди полей ,каналов с лебедями, деревенек.

Дорога в Гауду

Гауда прежде всего поразила нас громадной велопарковкой у вокзала.

Велопарковка в Гауде

Посетив турбюро, поехали осматривать город.

Гауда

На центральной площади Markt находится ратуша, построенная в 1450 году в чисто фламандском стиле.

Ратуша в Гауде

Рядом Весовая De Waag с музеем сыра.

Гауда
Музей сыра

Сырный рынок в Гауде работает только летом по четвергам. Проголодались и решили зайти покушать в одну из кафешек. Томатный суп 4,5 евро. Однако… Это ведь просто густой горячий томатный сок со специями и травами. Муж сказал, что лучше пива попьет ( 1,5 евро). Самая главная достопримечательность Гауды - Собор Святого Иоанна Крестителя( Синт-Ян) 13 века. Собор известен своими витражами 16 века, они считаются самыми лучшими в Голландии. Их заказывали богатые горожане, дававшие пожертвования на восстановление церкви после пожара 1522 года. Некоторые витражи можно посмотреть через подзорную трубу - впечатляет!

Витражи Гауды
Музей Гауды
музей Гауды

Погуляв по Гауде, двинулись к Роттердаму. Часть дороги была на ремонте - пришлось перетаскивать  нагруженные  велики через песчаные кучи ( велодорожка просто уперлась в них). Роттердам - большой город, поэтому ограничились беглым осмотром. Вообще, мы поняли, что на большие города надо оставлять целый день. То есть надо вставать на ночевку в отеле или кемпинге и день посвящать осмотру достопримечательностей. Тогда будет толк, а не галопом и каша в голове.

Роттердам ( в переводе Дамба на Ротте) второй по количеству жителей город Нидерландов ( после Амстердама) и один из крупнейших в мире торговых портов ( второй после Шанхая). Очень сильно пострадал от бомбардировок нацистов  в начале Второй мировой войны. На месте старого города вырос новый с интереснейшей современной архитектурой.

Роттердам
мост Белый лебедь
в Нидерландах сегодня празднуют день победы

Проехав по набережным Роттердама, мы свернули к Делфтскому каналу( Ауде-Делфт)  и по нему добрались до городка Делфт.

Вечерний Делфт

Восточные ворота (Oosterpoort)  как-будто сошли с картины голландского художника.

Вот такие бегемоты
Вот такие бегемоты водятся в каналах Делфта
461

А это, оказывается, водозаборник.

Заночевали в кемпинге. Он оказался почему-то самым дорогим в нашем путешествии-26 евро на двоих с палаткой, но выбирать не приходилось - было уже поздно. До следующего кемпинга- в Гааге мы бы уже не добрались. Пока готовили еду на горелке - наконец-то первое,второе, уже и стемнело. Осмотр города отложили на завтра.

Проехали 93 км

День четвертый. 7 мая

Поворотный мост в Делфте
поворотный мост
Восточные ворота Делфта( Oosterpoort)
Восточные ворота утром

Делфт-очень симпатичный небольшой городок между Роттердамом и Гаагой, до Гааги можно добраться на трамвае. Права города получил одним из первых в Голландии –в 1246 году. Делфт дал свое имя знаменитому бело-голубому фаянсу, который производится в этом городе с 17 века, с тех пор, как корабли Голландской Ост-Индской компании начали привозить сюда китайский фарфор. Местные гончары сразу же стали копировать китайские изделия, только свои тарелки, кувшины, плитки и вазы для тюльпанов они расписывали по-другому: сценами из повседневной жизни, библейскими сюжетами и голландскими пейзажами. В 19 веке производство голландского фаянса почти сошло на нет, не выдержав конкуренции с англичанами. Выжила только одна фирма в Делфте.  На главной площади Markt есть магазин с делфтским фаянсом, где глаза просто разбегаются от такого изобилия красивых тарелочек, мельниц, вазочек и пр.

Делфтский фаянс
Магазин в Делфте
Делфт

Не удержались и , не смотря на то что на великах, прикупили себе сувенирчиков, которые потом все  оставшееся время возила за плечами в рюкзачке. Но своя ноша не тянет! Тем более такая красивая. Однако Делфт славится не только фаянсом. На главной площади можно полюбоваться ренессансным зданием ратуши 1618 года постройки.

Делфт. ратуша

В центре площади памятник адвокату Хуго Гротиусу, родившемуся в Делфте в 1583 году. Его работы легли в основу современного международного права. Напротив ратуши Ниуве керк( Новая церковь) с мавзолеем Вильгельма Оранского.

Делфт. Ниуве Керк

Делфт
Сырный магазин в Делфте
сырный магазин

Погуляв по Делфту, отправились в Гаагу.

Гаага( Den Haag)- большой город . Въехав в него, умудрились заплутать. В планах было посмотреть центр, съездить к морю в Схевенинген… Но ,закрутившись, посетили только Мадюродам- музей «Голландия в миниатюре»( вход 15 евро).

Мадюродам
у входа в музей Мадюродам (Голландия в миниатюре)

Здесь в масштабе1:25 воспроизведены голландские городки, замки, порт Роттердама, аэропорт Схипхол.

Мост Белый Лебедь в Роттердаме
То,что не удалось в Роттердаме- я на мосту Эразма Роттердамского ( мост еще называют Белый лебедь за красоту)
527
все деревья настоящие!
530

Мадюродам. сырная ярмарка в Алкмаре
сырный рынок в Алкмаре. Его мы скоро увидим вживую! Можно будет сравнить.
Мадюродам. Собор в Хертогенбосе
Величественный собор в Хертогенбосе, который не смогли хорошо сфотографировать вживую
Мадюродам
Восточные ворота Делфта

Ратуша Гауды

А вообще Гаага-резиденция королевы и правительства Нидерландов, здесь можно много всего посмотреть, но пришлось бы остаться с ночевкой. Едем дальше, в Лейден.

По дороге в Лейден
пережидаем очередную баржу по дороге в Лейден.

Начали осмотр с памятника Рембрандту ван дер Лейден, который родился здесь в 1606 году,

576

и  крепости - самой старой постройки в городе ( около 1150 года).

Лейден. лестница в крепость
лестница в крепость
Лейден. в крепости
В крепости ничего особо интересного, зато виды оттуда на город  красивые
Лейден
Лейден. вид на город из крепости

В центре городка попали на ярмарку и первый раз попробовали знаменитую голландскую селедку( харинг). Очень вкусно!

Ярмарка в Лейдене
Лейден

Дальше у нас в планах Кейкенхоф на окраине городка Лиссе.

Вход в Кейкенхоф
Механическая шарманка в парке
Механическая шарманка в парке. Очень понравилось, как играет.
Оборотная сторона шарманки

Шарманка с обратной стороны. Каждое музыкальное произведение записано на  картонных перфокартах в виде детской книжки-раскладушки.

Кейкенхоф  считается самым красивым весенним парком Европы. Побывав там, можем утверждать , что не зря. Мы попали на пик цветения тюльпанов. Сад находится в тени, поэтому цветение более растянуто. Полей с цветущими тюльпанами мы уже не увидели, а вот в тени на клумбах – красотища!

602 (6)
602 (53)
612 (3)
612 (5)
а здесь тюльпаны уже отцвели,головки срезаны...
610 (4)

Погуляли там почти до закрытия ( до семи вечера) и заторопились в курортный городок Зандвоорт на берегу Северного моря. Там у нас сегодня забронирован номер а отеле Hofie van Maas ( 60 евро). Нас ждали-ну оочень высокая симпатичная  девушка-голландка

614 (1)

отдала нам ключи, показала номер и уехала. Наша комната на втором этаже с выходом на деревянную террасу.

У нашего номера в Зандвоорте

Представляю, что здесь творится летом в пляжный сезон. В сумерках уже пошли прогуляться по набережной. Пляж- мелкий песочек Посмотрели на бушующее море ( дул сильный холодный ветер) и побежали в бар греться и пить пиво.

За сегодня проехали 70 км, зато очень много всего посмотрели.

День пятый. 8 мая

Утро было пасмурное. Ветер так и дул, не переставая, но в нужную нам сторону.

Пляж Зандвоорта
вот это пляж! только погода подкачала
оставили следы на мокром песочке

Прогулялись по мокрому песочку по кромке прибоя  и , проехав вдоль моря совсем немного, ушли  к Харлему.

Харлем получил городские права в 1245 году и приобрел стратегическое значение благодаря расположению между болотами и рекой Спарна. Своим благосостоянием город обязан торговле. После освобождения от испанского господства городская казна с 17 века стала пополняться доходами от торговли тюльпанами и знаменитыми голландскими гравюрами. Основные достопримечательности старого города находятся на площади Гроте Маркт (Grote Markt-Большой рынок). Это очень большая и высокая церковь Гроте-керк 14 века, ратуша в ренессансном стиле, мясные ряды (Vleeshal).

Харлем

На площади установлен памятник Лоренсу Костеру, которого в Голландии считают изобретателем книгопечатания. Немного южнее площади ,в Ауде-Манненхейс, доме для престарелых, построенном еще в 1608 году, Музей Франса Хальса.

625 (12)

Художник провел здесь последние годы своей жизни.  В Музей не заходили, а осмотрев город,

Харлем

выехали на набережную Спарны.

Перекусили селедкой ( ну, очень вкусной) и вдоль по Спарне двинулись к переправе через NordZee Kanaal.На пароме ехали с 80-летним голландцем –профессиональным велосипедистом.

На пароме

Его велосипед вызвал чувство зависти у мужа , очень он был легкий.

Можно облизнуться, глядя на такой крутой велик

Как только мы сошли с парома, дядечка тут же обставил нас, больше мы его не видели. А мы поехали к Заандаму. Квартал у железнодорожного вокзала очень интересно стилизован под старинные домики, там же находится турбюро.

Центр Заандама

Ну. а главная достопримечательность Заандама- «домик царя Петра», находящийся среди старой деревянной застройки. Домик  является одним из старейших домов в Нидерландах. Он был построен в 1632 году из древесины старых судов в качестве жилья для рабочего люда. Петр I жил  в доме кузнеца Херрита Киста всего неделю во время обучения судостроению на местной верфи в 1697 году. В последующие дни царь перебрался на судоверфи Голландской Ост-Индской компании в Амстердаме.Но этот короткий визит Петра прославил голландский домик, который сохранили благодаря объединенным усилиям России и Голландии. В 1823 году по приказу будущей королевы Нидерландов Анны Павловны вокруг домика был построен каменный павильон.

Домик Петра I в футляре
Домик Петра I
Домик Петра I.
Домик Петра I. внутри
внутри домика
Старая улочка Заандама
улочка Заандама

С удовольствием посетили музей (за 3 евро) и прослушали  интересную экскурсию  русского экскурсовода. Да и вообще не особо торопились в дальнейший путь , т. к. начался дождь, и думали переждать его под крышей. Когда дождь немного утих, поехали дальше, отметившись у памятника Петру «Царь-плотник», совсем как у нас у Адмиралтейства.

Памятник Петру I

Если быть совсем точными, оба памятника ( и в Питере и в Заандаме) были поставлены в 1911 году. Наш в революцию был утерян. В 1996 году с голландского памятника была сделана копия и установлена в Питере. Все возвращается на круги своя! После Заандама хотели заехать в Заансе-Сханс, посмотреть на мельницы, но опять начался дождь ( довольно сильный) и мы помчались в Алкмар. Приехали туда совершенно мокрые. Пришлось в кемпинге брать домик ( на четверых - меньше не было) за 45 евро с газовой плитой и сушить все шмотки.

В кемпинге Алкмара

Проехали 70 км

День шестой. 9 мая

С утра опять было пасмурно, хорошо, хоть дождь кончился. Сегодня пятница, а это значит в Алкмаре сырный рынок. Это целое театральное действо и посмотреть на него собирается куча народу, непросто пробиться в первые ряды.

Алкмар. сырная ярмарка

Сыры привозят на лодках по каналу к главной площади Markt, разгружают, приносят на специальных коромыслах к городской Весовой продавцы в белых костюмах и соломенных шляпах(красных, зеленых, синих, желтых, в зависимости от гильдии, какую они представляют), взвешивают, грузят на телеги.

Очень необычная походка у носильщиков с этими коромыслами651 (31)

На площади ярмарка, где продают головки сыра поменьше, пончики( боллены), сувениры. Мы тоже прикупили себе сыра и пончиков.

Алкмар. сырная ярмарка
651 (27)

Если девочке  бросить монетку, она поклонится.Было холодно, но она             мужественно стояла.

Алкмар
637 (4)

Пока гуляли по Алкмару, распогодилось , даже выглянуло солнышко,

В кемпинге Алкмара

и мы решили ехать дальше-в Хорн, городок на берегу внутреннего моря Маркермер(отделено от моря дамбой). Правда, солнце выглянуло ненадолго. В пути нас застала гроза,

654 (4)

и мы приехали в Хорн опять мокрые. Пришлось опять селиться в домик в кемпинге( за 35 евро).

Кемпинг Хорна

А в планах было посмотреть Хорн и ехать дальше, через Эдам, Маркен к Амстердаму…К вечеру опять развиднелось, выглянуло солнце. Муж остался в кемпинге, а я съездила посмотреть городок.

Когда-то Хорн был крупным портовым городом, но после возведения плотины на Южном море(Эйсселмер) оказался отрезанным от моря. Здесь родились известные голландские мореходы: Коэн, основатель Батавии (Джакарты), памятник ему установлен на главной площади города; Виллем Схаутен, в 1616 году обогнувший южную оконечность Америки и назвавший ее в честь родного города « КейпХорн»-мыс Горн; Абель Тасман отплыл из Хорна в экспедицию, увенчавшуюся открытием Тасмании и Новой Зеландии. Сейчас это симпатичный небольшой городок с главной площадью Markt , на которой находится красивое здание 1632 года постройки, украшенное гербами городов провинции Вест-Фризланд, ныне упраздненной. Это музей Вестфриз.

Музей Вест-Фриз
Центральная площадь Хорна

На берегу стоит старинная портовая башня.

Портовая башня
Хорн

С района гавани открываются прекрасные виды на город и внутреннее море.

675
680

А в кемпинге буйствовали кролики - их было несчетное количество.

Кемпинг Хорна

За день проехали всего 30 км. Непогода подпортила наши планы.

День седьмой. 10 мая.

700 (10) 700 (10)
Кемпинг Хорна
выезжаем из кемпинга. кролики нас провожают

С утра опять пасмурно. Временами моросит дождь. А нам сегодня надо быть в Амстердаме  до полудня. Еще в Питере на сайте airbnb  забронировали квартиру в Амстердаме недалеко от центра, чтобы спокойно осмотреть город. Приняли решение ехать в Амстердам на поезде -билет 7.80, велик 6 евро, ехать 37 минут. На вокзале Амстердама были неприятно удивлены кучами брошенных окурков и грязью. Добрались до нужного дома, немного подождали, пришла девушка от нашего хозяина и передала нам ключи. И вот мы счастливые обладатели шикарной квартиры со спальней, кухней-столовой, застекленной лоджией, интернетом и всеми удобствами( за 4100 наших рублей в сутки), что при такой жуткой погоде ( холод +10,дождь) оказалось весьма кстати.

Квартира в Амстердаме

Сначала прогулялись по окрестностям.

Интересное здание прямо на мосту через канал
Вот такой интересный дом стоит на мосту через канал
Мельница в Амстердаме
мельница в Амстердаме

Вот и такие дома у амстердамцев

Здесь живут

От нашего жилья 4 остановки на трамвае до центра, чем мы и воспользовались. Оставили велики и поехали в центр гулять по Амстердаму.

700 (1)
700 (11)
700 (6)
магазин резино-технических изделий
700 (23)
701 (1)

Проехали за день на велосипедах 7 км( 4 км до вокзала в Хорне и 3 по Амстердаму)

День восьмой. 11 мая

720 (4) 720 (4)

Погода лучше не стала. В полдень надо было освобождать квартирку. В планах было сегодня ехать дальше, но при таком холоде и дожде решили остаться в Амстердаме еще на день. Пришлось искать новое жилье, т. к. хозяин квартиры отказался продлевать аренду .На  сайте booking нашли недорогой отель Van Ostade Bicycle Hotel за 45 евро с завтраком в пешей доступности от центра. Велики поставили в гараж отеля. Отель расположен в старинном здании, лифта нет, лестница очень крутая, вещи затащили на третий этаж с трудом. Хоромы, конечно, не вчерашние, но выбирать не приходилось. Заселились и пошли гулять, периодически прячась от дождя в магазинчиках и под навесами.

706
707 (1)
Рейксмузей
709
Заглянули на цветочный рынок (Bloemen markt). Такое изобилие корешков, луковиц, кактусов...
Цветочный рынок (Bloemen markt)
720 (2)
Munttorren( Монетная башня). Сейчас в ней располагается магазин делфтского фаянса. Пишу, что здесь самый богатый выбор. Не верьте- самый богатый выбор в самом Делфте.
728 (1)
Очень понравился памятник Рембрандту с дополнениями
730 (5)
730 (11)

На великах от дома до отеля 4 км. Пешком километры не считали.

День девятый. 12 мая

Надо было как-то выбираться из Амстердама. На 14 мая у нас билеты на  самолет в Лаппеенранту.  Решили подбрасываться на поезде. Пока доехали до вокзала, неожиданно распогодилось - потеплело и даже выглянуло солнышко.

732 (2)
шлюз перед Магере Брюг
732 (4)

Тощий мост( Magere brug), старейший в Амстердаме пешеходный мост через Амстел 1672 года постройки.

Приняли решение ехать своим ходом, пока погода позволяет. И покатили по велодорожке вдоль канала Амстердам-Рейн и дальше до городка Мюйден,

734 (2)

который знаменит своим замком Мюйдерслот. Этот замок из красного кирпича, окруженный крепостным рвом, был построен в 1285 году графом Голландским Флорисом V. Десятилетием раньше этот граф даровал жителям Амстердама ряд привилегий, позволивших им перевозить свои товары по голландским каналам без  пошлин. Это великодушие стоило графу жизни: он был убит в своем замке представителями местной знати за то, что сократились их расходы. Замок был разрушен, потом восстановлен, потом долго пребывал в запустении. Окончательно восстановили его в 1948 году. Смотрится как игрушечный.

Мюйдерслот
внутри башни
743 (6)
вид от замка на залив

Осмотрели весь замок –и внутри и снаружи( за 15 евро).

Следующий интересный городок Нарден.  В 1572 году Нарден был захвачен испанцами. Они разрушили город и убили почти всех его жителей. Новые жители появились здесь только в 17 веке, с возведением здесь оборонительных укреплений. Из всех крепостных сооружений, построенных в эпоху Ренессанса, наиболее сохранились именно нарденские. Сегодня город напоминает остров с мощными бастионами, окруженный широким двойным рвом.

Наарден
Старая ратуша Нардена
старая ратуша

Осмотрев городок, отправились в Амерсфорт. Амерсфорт - единственный нидерландский город с сохранившимся практически полностью средневековым центром, который окружен двойным кольцом каналов. Городские права он получил  в 1259 году. Очень хорошо сохранились северные ворота Koppelpoort ( 14 век), сдвоенные- сухопутные и водные,

Амерсфорт

и южные Monnikkendam (1430 год).

Хотели остановиться в кемпинге Амерсфорта, но нам там не понравилось- очень грязно, бомжатского вида, пришлось ехать дальше. В этот день нам с кемпингами не везло. Еще один был закрыт, следующий – детский ( нам сказали ехать дальше). Вечерело. Прошел дождь, ноги мокрые. В очередном городке по пути (Elst)  встретили маму с двумя дочками ( все на великах) и спросили, где ближайший кемпинг( GPS упорно посылал нас дальше, за Рейн). Она нам даже дала записку для своего приятеля, работающего там. С этой запиской мы и покатили, куда нас направили. Это место оказалось вроде дома отдыха для пенсионеров. Всего 2,5 км, но немного с подъемом в конце дня нам дались трудновато. Поселили нас туда только благодаря записке и паролю- привет от Майки (Maika-так звали эту молодую женщину)- за 60 евро, но нам на тот момент было уже все равно, да и евро был другой. Все чистенькое, беленькое, тепло. Обсохли, отдохнули, поели. Жизнь наладилась.

Проехали 90 км

День десятый. 13 мая

С утра прогулялись по парку пансионата - хорошо там живут пенсионеры. Собрались и двинулись в дальнейший путь. Сегодня нам надо было добраться до аэропорта Weeze, завтра рано утром у нас самолет домой. Переправились через Рейн на пароме,

Пнреправа через Рейн

подъехали к другой реке-Ваал и вдоль нее  поехали к Неймегену. По пути несколько раз пересекались с парой  на велосипедах (голландцы), они тоже ехали в Неймеген.

797 (4)
798 (2)
801 (1)

Погода была замечательная, ветер попутный.

801 (5)
на мосту через Ваал
Панорама Неймегена

Неймеген-древнейший город в Нидерландах, только во время Второй мировой войны были практически уничтожены все достопримечательности некогда процветавшего ганзейского города Удалось восстановить ратушу.

Неймеген

Уютное место - центр старого города-площадь Grote Markt (Большой рынок).

Там мы отдохнули и подкрепились уличной едой- фрикадельки, котлетки. Суешь денежку в монетоприемник, открываешь дверцу и берешь горячую еду.

Прощаемся с Голландией. Дорога идет под горку, ехать легко.

Экзотика-самая большая араукария

Прощайте,удивительные голландские садики. Напоследок такая экзотика- самая большая араукария, виденная нами в Голландии. Въезжаем в Германию и второстепенными дорогами добираемся до Weeze. Это симпатичный маленький городок с пешеходным центром. У вокзала зашли в бар, попили пива

Веце

и поехали в аэропорт, там у нас на сегодня забронирована комната в хостеле Airhostel ( 40 евро). Чисто, уютно, удобства на этаже, кухня. До терминала около километра.

День одиннадцатый. 14 мая

Вылет у нас в 6.35. С утра пораньше подъехали к терминалу, разобрали велики, упаковали, встали в очередь. Очередь на все рейсы одна, двигается медленно. Перед нами мужик долго разбирался со своей большой сумкой- не хотел сдавать ее в багаж. Когда подошла наша очередь, мы услышали: « Gates are close» Как в страшном сне… Мы можем лететь, но без великов. Нестандартный багаж уже не грузят. Катастрофа!  Извечный вопрос-ЧТО ДЕЛАТЬ? Следующий самолет в Лаппеенранту через 4 дня. Соображаем, что можно лететь через Ригу. В Ригу самолеты летают каждый день. Сколько стоит  билет? 700 евро.  Караул ! Это бюджет всей нашей поездки! И это только один билет! У нас и денег столько нет! Сколько стоит билет в Лаппеенранту на 18 мая?-110 евро. С великом?- да. Берем два билета на 18 мая, и у нас остается 240 евро на 4 дня. Позвонили домой, попросили скинуть денег на карту. Связь пришлось держать через старшую дочку Иру в Стокгольме - до Питера сразу дозвониться не удалось. Ира в шоке, у нее в голове уже вертится - надо ехать выручать родителей. Успокоили ее, успокоились сами. Начали соображать - что дальше. Надо выручать газовый баллон. Мы же решили, что он нам уже не нужен, лететь с ним нельзя, и оставили его в хостеле. Рецепшен хостела прямо на терминале. Мы туда - так и так, забыли нужные вещи, как попасть в хостел ( там проход по коду, вдруг уже поменяли). Ура! Ничего не поменяли. Тут же  забронировали за 40 евро хостел на 17 мая ( перед следующим вылетом). Опять собрали велики.  Заехали в хостел, забрали наш газовый баллон, наше оставленное там оливковое масло, разжились чайными пакетиками и сахаром. Раскинули карты - куда поедем на 4 дня. Решили так: Эйндховен, заехать в Бельгию, потом к замку Хунсбрук и обратно по Маасу. Решили ехать в режиме финансовой экономии, без излишеств. Деньги тратить только на еду и жилье.

Итак, у нас еще 4 дня по Голландии и не только.

С аэропорта выехали уже знакомой дорогой, доехали до национального парка Maasduinen. Времени у нас много - завернули, прокатились по парку. Кругом велодорожки, вокруг дюны, сосны…

Национальныq парк Maasduinen
Национальный парк Maasduinen

Переправились на пароме через Маас. В Venray в турбюро разжились картами-схемами региона Лимбург.

Городок Venray
городок Venray
810 (2)
типичная голландская велодорожка
810 (4)
около часовен место отдыха

По пути попали в ливень – чтобы не ехать потом с мокрыми ногами, переждали в аптеке. Остановились в кемпинге Roompot, перед Эйндховеном.  В кемпинге крытый бассейн и джакузи.

826
828 (3)

Правда, когда мы приехали, он уже закрылся. Но на следующий день мы оттянулись! И за всю эту роскошь + место в палатке на  двоих всего 12 евро! Сказка! Летом для купания используют пруды.

812

Территория кемпинга очень большая. Бесплатным бонусом кролики.

День двенадцатый.15 мая

Погода наладилась. Тепло, солнце. Оставили вещи в кемпинге и съездили налегке в Эйндховен. По пути осмотрели замок и парк с шикарными рододендронами в Гелдроп.

Голдроп
В парке много старых деревьев.

Рядом очень необычная церковь с полукруглым куполом.

Когда мы ее фотографировали, к нам подошел местный рабочий-электрик (он проверял уличное освещение),  спросил, приезжие ли мы, и посоветовал заехать  посмотреть замок. Он очень обрадовался, когда мы сказали, что уже были там и нам очень понравилось. А нам понравилось, что встречались нам исключительно дружелюбные  и тактичные люди, которые даже хвалили мой жуткий английский.

Эйндховен-крупный промышленный город. Права города ему были дарованы герцогом Хендриком I Брабантским в 1232 году. Несколько раз за свою историю был разрушен, последний раз крупными бомбардировками во время Второй мировой войны. После войны был быстро восстановлен, застроен современными высотными зданиями. Старинных домов почти не осталось.

Эйндховен
На этой площади первый раз увидели полицию. Они вежливо попросили нас слезть с великов, т.к. это пешеходная зона.

Погуляв по городу, вернулись в кемпинг, сходили в бассейн, понежились в джакузи, собрались и покатили в Бельгию. Тем более это оказалось совсем недалеко - каких-то 30 км. Ехали второстепенными дорогами. Вот такие пейзажи нам попадались по пути.

829
830 (1)
830 (2)

Первый бельгийский город -Hamont с очень интересной церковью( Sint Laurentius kerk).

833

Затем по дороге N76 доехали до канала Zuid-Willemvaart

834 (4)
835

и  покатили дальше по велодорожке вдоль канала. По дороге довольно часто попадались велосипедисты.

836
842
на другом берегу дот времен войны

Вдруг в районе города Бре велодорожка уперлась в забор - индустриальная зона. Пришлось выбираться какими-то тропами, хорошо, что совсем недалеко до асфальтовых дорожек.

837
839 (1)
баржа-памятник в индустриальной зоне

Переехали канал по мосту и ушли на городок Opitter по N721

839 (3)

и дальше по N773 до брались до городка Маасэйк на реке Маас на границе с Голландией. Долго проискали кемпинг. GPS не хотел показывать эти места, т.к. загружена была карта только Голландии, а мы были буквально в 200 метрах от границы в Бельгии. Методом опроса местного населения добрались все-таки до кемпинга прямо на берегу Мааса. На рецепшен никого не было. Мы уже поставили палатку, когда появился хозяин и взял с нас 12 евро.

Проехали за сегодня 97 км с радиалкой в Эйндховен.

День тринадцатый. 16 мая

858 (5) 858 (5)
Ситтард Ситтард
881 (6) 881 (6)

С самого утра замечательная погода.

843 (2)
Кемпинг в Маасейк
в кемпинге на берегу Мааса

Собираемся и едем через Маас по мосту обратно в Голландию.

848 (3)

Это мы еще в Бельгии, а на другом берегу уже Голландия.

Проехали велосипедными дорожками между Маасом и каналом Юлианны и оказались в городке Борн(Born).Там руины старого замка, замок чуть поновее,

Борн

а рядом на рыночной площади рыбный ларек, где мы полакомились вкусной селедкой и взяли баночку с собой( правда, в баночке она оказалась не такой вкусной). Дальше на нашем пути городок Ситтард, находящийся на границе уже с Германией. Как тут все близко! Ситтард когда-то был крепостью, а позднее торговым городом. Над центральной площадью возвышается церковь Sint Petruskerk. Городок очень симпатичный со старинными домиками и узкими улочками.

Ситтард
Ситтард. рыночная площадь
858 (5)
Вот такие там узкие улочки!
Ситтард

Посмотрев Ситтард, поехали к Хунсбруку(Hoensbroek). Это крупнейший средневековый замок на воде между Рейном и Маасом. Высокая круглая башня, которая считается самой старой, появилась в 1360 году. В это же время вся местность с постройками переходит в руки рыцаря Германа Хуна и становится вотчиной прославленного рода Хун ван дер Брук. Замок достраивали и перестраивали. Сейчас там музей и проводятся рыцарские турниры. Осмотрели замок снаружи и вокруг, внутрь не пошли – у нас же режим экономии.

От Хунсбрука уже рукой подать до таких интересных городов как Маастрихт, Аахен, но у нас остается только один день, надо успеть вернуться, и мы выворачиваем на прямую дорогу N274 и через Германию

881 (1)
вот она, граница между Голландией и Германией!

попадаем опять в Голландию, в Рурмонд. Кемпинг находится на берегу Мааса, напротив исторического центра Рурмонда. Сегодня пятница, и жители близлежайшей Германии дружно двинулись на отдых. Кемпинг весь забит кемперами, трейлерами с яхтами.

884 (2)
парковка для яхт

Кемпинг громадный, но на рецепшен очередь. Хорошо, что для палаток у них зарезервирована большая поляна, где мы стояли в полном одиночестве.

Кемпинг в Рурмонде

Поставили палатку и поехали в город за продуктами, а на обратном пути заглянули на центральную площадь Markt - она вся была уставлена столиками с креслами. Там сидел отдыхающий народ и пил пиво.

Кемпинг поразил меня тем, что там не только горячая вода в душе была за денежку, но и горячая вода в кранах платная, чтобы помыть посуду.

День четырнадцатый. 17 мая

С утра собрались и поехали осматривать город. На центральной площади все столики убраны, и там вовсю шумит ярмарка.

Рурмонд. ярмарка
Рурмонд.

Купили пончиков( боленов) на перекус,

посмотрели собор Мунстеркерк, отличный образец романо-готического зодчества.

Рурмонд

На площади у собора две очень странные скульптуры.

Вообще надо сказать, что у голландцев с хорошими скульптурами туговато.

Попрощались с симпатичным городком,переехали по мосту Маас и покатили вдоль по реке вниз по течению.

893 (5)
перекус на берегу
Долина Мааса

По дороге открывались прекрасные виды на долину Мааса. Здесь Голландия не плоская, а холмистая, что добавляет этим местам очарования.

Да еще и погода отличная - тепло, солнечно, такое впечатление, что мы где-то на юге, даже ароматы южные. Так и ехали по левому берегу Мааса

898

до паромной переправы к монастырю Sint Mihael

На пароме

и дальше уже по правому берегу через Венло.Была суббота, голландцы отдыхали и играли в спортивные игры

897
Венло

Даже и не знаю, как правильно эта игра называется - водное поло на байдарках

Дальше уже по знакомой дороге N271 мимо парка Maasduinen в аэропорт Weeze. Все, круг замкнулся. Ночевка в том же хостеле.

Проехали 70 км

День пятнадцатый.18 мая.

С утра встали еще раньше, чем прошлый раз, еще в темноте доехали до терминала, разобрали велики, встали в очередь. Народу прилично, но все на наш рейс и время еще есть. Вдруг объявляют, что наш рейс задерживается  аж на 2 часа. Чтобы он так задержался в прошлый раз! Наконец-то  на наш багаж вешают бирки и мы идем сдавать его в отдельный приемник. Все! Прощай , гостеприимная Голландия! От Лаппеенранты своим ходом добрались до Выборга и уехали домой на электричке.

В итоге за 2 недели накатали 1000 км по дорогам Голландии( ну и Германии с Бельгией).
Выводы.  Голландия нам очень понравилась. Это идеальный вариант для начинающих велопутешественников - легкая по рельефу, можно делать небольшие дневные перегоны, отличная инфраструктура для велосипедистов. Эта поездка позволила нам поверить в свои силы и задуматься о дальнейших велопутешествиях.