Россия / Пешеходный туризм | Спортивный туризм | Самостоятельная поездка

От литовской до польской границы по берегу Балтийского моря

10 - 16 августа 2015 г.
Мысль пройтись вдоль всего побережья Балтийского моря Калининградской области, пришла около года назад и с тех пор прочно засела в голове. И вот, в августе 2015 года, появился чёткий план. План был предельно прост, из Калининграда (а сам я именно тут и живу) добираюсь на автобусе до посёлка Морское на Куршской косе, дохожу до литовской границы, разворачиваюсь и иду вдоль всего побережья до польской границы, которая находится на Балтийской косе.
Морское - Рыбачий - Зеленоградск - Пионерский - Светлогорск - Янтарный - Балтийск
Дневник всего путешествия.
10 августа 2015 год. День первый.

Автобус в Морское уходил из Калининграда в 9:35. К сожалению желающих попасть на Куршскую косу было так много (и это несмотря на понедельник), что свободных мест уже не было. Я уже было решил, что придётся сидеть на автовокзале и ждать следующего автобуса, но тут в кассе сказали, что выделен дополнительный рейс в 9:45. На нём я благополучно и доехал.

По посёлку ходить не стал, а сразу же направился к морю,  по дороге сделал пару фотографий.

Часовня в посёлке Морское
Посёлок Морское дома местных жителей

Погода была жаркой и солнечной, на пляже загорали люди, некоторые купались. Я же прямиком направился в сторону литовской границы.

Часть пляжа на Куршской косе возле посёлка Морское. Фотография сделана в сторону литовской границы.

Прошёл 4,5 км и вот на дюне табличка.

Граница с Литвой

Чуть дальше «колхозный» покосившийся забор из жердей и палок времён позднего СССР. А ещё немного левее вполне современная камера наблюдения. Её я фотографировать не стал.

Увидев такой забор, многие наверное скажут вот те на, а как же лозунг «граница на замке»? На самом деле это не граница, сама граница с Литвой дальше километра на 2-3, а это начало пограничной зоны где находится пограничная застава и пограничный переход в Литву. Но естественно дальше этого забора ходить не стоит, ибо это чревато неприятностями и проблемами. Я не пограничник всех тонкостей не знаю, но думаю, что всё это как-то так выглядит.

Ну что же постоял я минут десять, «полюбовался» на точку отсчёта своего путешествия и отправился назад, наконец «покорять» всё побережье. Пройдя метров сто, принял решение свернуть в сторону залива и пройтись там. В общем с дюны на дюну, добрался до залива. По дороге встретил множество следов кабанов.

Дюны на Куршской косе.

Вид с Куршской косы на залив.

На берегу залива устроил привал. Пообедал, отдохнул и снова в путь. Опять вышел к Морскому, таким образом сделав полный круг. Вышел на побережье и пошёл в сторону Зеленоградска.

В 18:00 начал искать место для ночлега, нашёл небольшую полянку и поставил палатку. Вещи разложил для просушки.

Место ночлега.

Темнеть начало в начале девятого. После ужина сразу лёг спать. Уже начал засыпать, как услышал в кустах хрю-хрю. Сказать, что сильно испугался было бы не верно, но неприятные минуты пережил. Ночь, темнота на расстоянии нескольких километров ни души, а тут по кустам кабаны шарятся и я один в палатке. Первая мысль, едят ли кабаны людей, наверное едят когда голодные. Вторая мысль, нет не едят. Они не хищники, да и в конце августа голодные быть не должны. Третьей мысли не было, заснул.

Итоги первого дня

Итого в первый день прошагал 23 километра.

11 августа 2015 год. День второй

Ночь прошла спокойно. Проснулся около 5:00. К счастью ни я, ни один кабан не пострадал. На завтрак была гречка с тушёнкой, чай и сникерс. Немного не рассчитал с водой, поэтому было принято решение идти в посёлок Рыбачий пополнять запасы жидкости.

По дороге посетил озеро с названием Чайка.

Озеро Чайка

Уже совсем рядом с посёлком на огороде у одного местного жителя увидел интересный вездеход. Не знаю для каких целей используется, но конструкция интересная.

Вездеход на огороде
Посёлок Рыбачий

В местном магазине купил воды и кое-что из еды. Назад пошёл другой дорогой. В самом начале это было довольно широкая просёлочная дорога, но постепенно превратилась в тропу, которая то появлялась, то исчезала.

Таким образом крюк в Рыбачий вышел у меня около 10 км.

Сосны

После обеда подумал и решил идти по трассе, так как стало довольно жарко и солнце палило немилосердно. А дорога всё таки по большей части идёт в тени деревьев, но есть один большой недостаток это машины. В общем остаток дня так и шёл уварачиваясь  от транспорта. Вдоль дороги очень много разрешённых мест для парковки с небольшими беседками и оборудованными выходами к морю. Стоят информационные щиты.

Информационный щит на Куршской косе

Место для ночлега выбрал километрах в трёх от посёлка Лесной, за небольшой дюной. Если бы не поход в Рыбачий, то наверное уже прошёл бы Зеленоградск.

Итог второго дня 27 км. 9 часов. Время в движении 5 часов 36 минут.

Итоги второго дня
12 августа 2015 год. День третий.

Встал опять рано, около 5 утра. Уже выработал для себя режим ходьбы. Так как погода стоит жаркая, то основную часть пути надо проходить до обеда. Около 13:00 останавливаться на обед и отдыхать часа два, после чего продолжать движение. Стараюсь идти в режиме 45 минут ходьбы, 15 минут отдыха.

На подходе к Зеленоградску.
Местами берег каменистый

Иногда встречаются какие-то старые укрепления. Не знаю это сооружение советских времён или ещё остатки немецкого наследия.

Остатки каких - то сооружений

Как дошёл до Зеленоградска почти не заметил, утром идти хорошо, прохладно, солнце ещё не печёт. На пляже уже во всю отдыхают люди.

Пляж Зеленоградска

В городе зашёл в магазин, пополнил запасы воды и продуктов.

Зеленоградск

Вышел из города и пошёл по просёлочной дороге, которая шла прямо возле берега. Дорога то превращалась в тропинку, то опять становилась дорогой.

По сравнению с Куршской косой санитарное состояние побережья отвратительное, везде кучи мусора, грязь, сплошные машины, люди, орущая музыка и запах жареного мяса.

Остатки отдыха
Импровизированный туалет

Честно говоря не совсем понимаю как посреди этого можно отдыхать и получать удовольствие. Думал поскорее пройти все эти места, но не тут то было, поскорее не получилась, такая картина сопровождала меня практически весь оставшийся день, не смотря на то, что уже порядочно отошёл от Зеленоградска.

Возле посёлка Куликово увидел большое поле с ветрогенераторами. Первый раз рассмотрел их так близко.

Ветрогенераторы
  К концу дня понял, что в одиночестве ночевать не получится, так как везде люди. Выбрал небольшой лесок на берегу, где отдыхающих и мусора было поменьше, а тишины побольше и разбил лагерь.
Ночлег

Начал рваться один кроссовок, прямо по шву стал расходиться. Как смог зашил, но сколько он продержится не знаю.

Ближе к ночи похолодало, поднялся ветер, даже небольшой дождь начался.

Итоги за день: прошёл 29 км. Общее время 10 часов 13 минут. Время в движении 6 часов 7 минут.

Итоги третьего дня
13 августа 2015 год. День четвёртый.

Сегодня спал немного дольше и поэтому свернул лагерь и вышел в путь позже обычного. Первая цель моего пути город Пионерский. В самом начале пути берег был довольно каменистый. По дороге повстречал парапланеристов  (я точно не знаю, но по моему это так называется).

Парапланеристы
Берег

Поставил фотоаппарат на камень и запечатлел на фотографии себя.

Моя фотография

До Пионерского дошёл быстро. Он меня встретил городским пляжем с отдыхающими и резиденцией правительства РФ.

Резиденция
Пляж

После Пионерского пришлось часть маршрута пройти по дороге, так как путь по побережью закрыт молом и часть территории огорожена.

Преграда

От Пионерского до Светлогорска идти не далеко. К обеду уже был там, запасся водой и продуктами.

Новый театр эстрады в Светлогорске.

Театр эстрады в Светлогорске

Прошёл до конца городского пляжа и остановился на обеденный отдых.

Дневной отдых

Отдыхал часа полтора и снова в путь. После Светлогорска пришлось так же идти по дороге, так как после пляжа вода примыкает вплотную к берегу и начинаются камни. Зато сверху полюбовался отличными видами моря.

Вид на море

На побережье вышел в районе посёлка Лесное.

К мысу Таран подошёл уже к вечеру. Несмотря на усталость решил всё же его обогнуть сегодня, так как со стороны Светлгорска сплошные камни и палатку ставить негде. Сам мыс Таран это сплошные большие валуны, по которым приходится прыгать метров 400. Надо сказать довольно опасное занятие когда ты уже устал да ещё и рюкзак за плечами. А ещё плохо, что людей по близости нет, последние отдыхающие которых я повстречал остались километрах в двух сзади меня. Но всё прошло успешно. После того, как попрыгал по камням прошёл ещё километра два и остановился на ночлег прямо на берегу. Еле поставил палатку, так как поднялся сильный ветер. Сильно устал. Желания готовить еду не было, просто попил чаю и лёг спать.

Итоги дня: прошёл 29 км. Время 10 часов 18 минут время в движении 6 часов 56 минут.

Итоги четвёртого дня
14 августа 2015 год. День пятый.

Проснулся в 5:00. Всю ночь был сильный ветер и большие волны, но ночь прошла спокойно. К утру ветер стих.

Моя палатка

Поел и как всегда в путь.

Возле Синявино проходил мимо какой-то свалки или стройки. В общем, назначение объекта для меня осталось загадкой, сфотографировал запрещающую табличку.

Вход запрещён

Возле карьера, который превратился в озеро, немного передохнул.

Озеро

Ближе к Янтарному стало припекать. Часть пути шёл по городскому пляжу, идти довольно тяжело, так как отдыхающие весь песок превратили в довольно рыхлую субстанцию, ноги вязнут. Свернул в город, купил воды и немного продуктов.

Янтарный

Миновал лунный пейзаж на побережье возле Янтарного.

Лунный пейзаж

Встретил двух бурёнок.

Коровы

Вышел на побережье.

Вдали в море было множество военных судов, над головой кружили вертолёты, не трудно было догадаться, что идут учения. Мои опасения подтвердились, когда в небе увидел купола парашютов.

Впереди была территория военного полигона, который вплотную примыкает к морю. Если закрыли проход по побережью, то дело плохо или придётся делать большой крюк и обходить это место, или ждать когда военные закончат свои игры.

Не доходя до военного полигона несколько километров, остановился на обед. Долго искал тенёк, с трудом нашёл чахлые кусты и устроился под ними.

Часа в три двинулся дальше. По пути встретил полосу препятствий.

Полоса препятствий на полигоне

Идти становилось всё труднее и труднее.

Солнце жгло неимоверно, а военная техника так «размесила» прибрежную полосу, что каждый шаг давался с трудом, ноги вязли в песке как свинцовые.

На моё счастье путь через полигон оказался свободен и обходить не пришлось. Так как совсем вымотался, делал остановки через каждые 30 минут.

Дальше по побережью в сосновом лесочке был лагерь диких туристов, не очень хотелось там останавливаться на ночёвку, но сильно устал. Пока до него шёл, увидел интересную башню советских времён.

Выбрал себе место в отдалении от основной массы палаток. Но надо сказать мне это не сильно помогло, всю ночь в разных местах одновременно орала музыка, по всему лесочку ходила пьяная молодёжь, верещали женщины, лаяли собаки, громко выясняли отношения подвыпившие мужики, ближе к утру кто-то устроил гонку на мотоциклах, даже двух людей на лошадях видел. Сто раз пожалел, что не прошёл дальше и не устроил ночёвку на побережье. По ощущениям это был самый тяжёлый переход за всё моё путешествие.

Итоги дня. Прошёл 34 км. Общее время 10 часов 25 минут. Время в движении 6 часов 49 минут.

Итог пятого дня
15 августа 2015 год. День шестой.

Ночью почти не спал, удалось немного подремать и всё, но тем не менее всё равно отдохнул и уже в 6 утра бодро шагал по направлению к Балтийску.

Побережье

Балтийск встретил ранними отдыхающими на пляже и памятником императрице Елизавете.

Памятник императрице Елизавете

Прогулялся по пирсу, сфотографировал военный корабль проходящий мимо.

Военное судно
Пирс

Потом отправился в магазин, который находится возле парома. Купил немного еды и значительно пополнил запасы воды. Купил пять литров, один выпил сразу, два оставил на сегодняшний день, два оставил на завтра. Дело в том, что дальше мой путь проходит по Балтийской косе, а там есть магазины только в самом начале, в посёлке. Дальше до самой границы ни населённых пунктов, ни магазинов нет, источники воды мне тоже не известны, поэтому пришлось запасаться.

Двинулся на паром, люди уже толпились у причала, стояла очередь из машин. Так как желающих уехать на косу было много, то паром ходил не по расписанию, а гораздо чаще.

Паром

Переправился довольно быстро.  Сразу же пошёл на побережье и начал свой путь. Так как была суббота, то отдыхающих было довольно много.

На берегу встречались останки старых бетонных укреплений. Многие из-за движения песка, волн и ветра оказались в перевёрнутом состоянии.

Останки старых бетонных укреплений

В 13:00 решил сделать привал на обед. Погода стояла хорошая, только немного жарковато. Нашёл тенёк и расположился на отдых.

После обеда отправился дальше.

Прошёл мимо наблюдательной вышки, она производила впечатление давно заброшенной и не обитаемой.

В этот день шёл до 19 часов, после чего стал искать на ночлег. Перелез через дюны и нашёл полянку, где и поставил палатку. Вокруг ни души, последних людей оставил километрах в трёх позади себя. По моим подсчётам до границы я не дошёл около 5 километров, вернее не до самой границы с Польшей, а до начало огороженной территории, но как ни всматривался в даль, так границы и не разглядел.

Когда стемнело, залез на дюну и только тут в темноте увидел вдали яркие огни километрах в шести, семи от меня. Ну вот и граница, цель моего путешествия. Завтра планирую подойти к границе настолько близко насколько это возможно.

На ужин сварил гречку и открыл банку тушёнки купленную утром в магазине, но к сожалению консервы оказались испорченными, хотя и срок годности ещё не истёк. Пришлось есть одну гречку и запивать чаем.

Итоги дня: Прошёл 32 км. Общее время 12 часов 19 минут. Время в движении 7 часов 28 минут.

Итоги шестого дня
Последний день. Седьмой. 16 августа 2015 год.

Проснулся отдохнувшим. Надеюсь сегодняшняя ночёвка последняя в палатке и эту ночь я уже буду ночевать дома.

Неспешно собрался и пошёл по направлению к границе. Прошёл километра четыре и вдали появился забор со знакомой табличкой.

Место ночёвки
Подхожу к границе с Польшей

В общем, почти всё как и на литовской границе, забор, видеокамеры, здесь только ещё домик стоит. Подошёл поближе, показалось, что возле забора стоит пограничник, решил ещё немного подойти и только тогда разглядел, что это манекен. Чуть подальше рассмотрел российский и польский пограничные столбы, но думаю на самом деле эти столбы муляж, сама граница километрах в двух, трёх дальше, а здесь начинается территория по которой проход и проезд запрещён.

Граница с Польшей

Ну вот цель путешествия достигнута. Прошёл от одной до другой границы по побережью Балтийского моря Калининградской области. Постоял ещё немного. Развернулся и через дюны пошел назад и вглубь Балтийской косы, там есть грунтовая дорога, по которой на пограничную заставу ездят и возвращаться к парому я собирался по ней.

Пересёк дюны и пошел в обратном направлении, потихоньку углубляясь в лес.  Вдруг слышу позади себя окрик «Стой». Хоть внутренне я и готов был к встречи с пограничниками и документы все в порядке, да и не нарушал я ничего, но от неожиданности я даже на месте подпрыгнул. Оборачиваюсь и вижу такую картину. Огромными прыжками, во всю прыть несётся на меня внушительных размеров овчарка, за ней такими же прыжками бегут два пограничника, один с автоматом на перевес, у другого в руках радиостанция. Первое о чём я подумал, когда увидел эту картину «Ну как в кино». Почему-то сразу возникли ассоциации с фильмом «Пограничный пёс Алый».

Окружили они меня со всех сторон, ну а дальше как обычно. «Кто, куда, откуда, с какой целью? Какие при себе документы?». Рассказал я им про своё путешествие, показал паспорт с Калининградской пропиской, один из них, старший лейтенант внимательно всё посмотрел, предал по радиостанции мои данные,  после этого документы мне вернули и отпустили на все четыре стороны, а точнее назад в Балтийск. Слава богу, на этом это приключение закончилось.

На дорогу я вышел довольно быстро и прямо по ней пошёл назад. Шёл быстро, хотел до 18:00 успеть на паром.

Идти по дороге было легко, почти весь путь пролегал через лес, поэтому солнце не пекло.

Где-то на половине пути встретилось заброшенное здание.

По дороге назад

В обед остановился на стоянку на берегу залива, первым делом искупался, доел последний хлеб с салом, догрыз оставшийся сникерс запил это всё остатками воды и пошёл дальше.

К Балтийску подошёл даже раньше чем планировал, около 16:00.

Сделал несколько фотографий, посмотрел как в залив заходит судно. Паром ждать не стал, переправился на моторной лодке, заплатив 50 рублей.

Дальше автовокзал в Балтийске, маршрутка, Калининград. Дом.

Корабль

Итоги дня: Прошёл 33 километра. Общее время 8 часов 55 минут. Время в движении 6 часов 47 минут.

Итоги последнего 7 дня
Итог.

В одиночку прошёл 211 км (в соответствии с навигатором, в реальности 195-200), потратив на это семь дней. Увидел много замечательных красивых мест. Поставленную перед собой задачу выполнил в полном объёме. Готов к дальнейшим путешествиям.