Краснодарский край / Автотуризм
 

Путешествие по черноморскому побережью

10 - 27 августа 2009 г.
Еще в детстве мечтал поехать на побережье черного моря на своей машине. И вот случилось.
 

Девочка и Море. Азов. Девочка и Море. Азов.
Ах, лето. Азов. Ах, лето. Азов.
Соли. Азов. Соли. Азов.
6 сортов вин "Абрао" 6 сортов вин "Абрао"
крейсер «Михаил Кутузов» крейсер «Михаил Кутузов»
скала "Парус" скала "Парус"
Перед погружением Перед погружением
Под водой. Место съемки Малый Утриш. Интерес краба!) Под водой. Место съемки Малый Утриш. Интерес краба!)
Под водой. Место съемки Малый Утриш. Под водой. Место съемки Малый Утриш.
Уходим на глубину Уходим на глубину
крейсер «Михаил Кутузов» крейсер «Михаил Кутузов»
Вид на Геленджик. Вид на Геленджик.
Вид с высокого берега. Город Анапа. Вид с высокого берега. Город Анапа.
Здание маяка. Здание маяка.
г. Анапа. г. Анапа.

Еще в детстве мечтал поехать на побережье черного моря на своей машине. И вот случилось. Мой боевой конь - автомобиль Хендай Туксон (Тушканчик), двигатель 2.0 , полный привод, МКПП, штатная резина. Из дополнительного оборудования: лопата совковая, два троса (на разрыв 10 тонн, зачем – не знаю, просто есть), ручная лебедка, два карабина (альп.) «Еремеля», огнетушитель, аптечка, Си-Би радиостанция. Маршрут прост из Москвы в Анапу и обратно в Москву. GPS сопровождение двумя программами: iGo и GisRX. Цель: Анапа и каждый день катание по побережью, купание на диких пляжах. Основная задача – выявить интересные и проходимые маршруты для вседорожников «Туссан».

Временных рамок из Москвы до Анапы не ставим. Еду в «один руль», опыт дальних поездок – второй.Пассажиры: вторая половина в Греции, мама решила поехать со мной в Анапу.

· 22.00 отъезд от дома.

· 23.00 после заправок, докупок и звонков по телефону выезд на трассу М4, Москва – Дон.

· 23.30 – 01.30 пробка из-за ремонта дороги

· 5.30 – после объездной, за Воронежем, заправка, кофе, личная гигиена.

· 6.00 – 12.00 Из за ремонта дорог, плотного движения, плохими погодными условиями, заправкой и пробкой в районе Аксая, мы добрались до Ростова на Дону.

· 12.30 Принято решение покушать (сразу после объездной Ростова на Дону)

· 12.45 – 14.00 Обед.

· 14.00 – 19.00 Анапа.

Время в пути – 21 час. Из них часа 3 «пробки». Скорость от 80-90 км/час до 130 км/час на отдельных участках маршрута.

Вот и город-курорт Анапа. Солнце, море – красота.

Остановились в частном секторе. Хозяев знаем уже 6 лет. Отличный двухместный номер с кондиционером, туалетом и душем в номере, телевизором и холодильником. Стоимость в сутки за номер 1200 рублей.


На следующий день после приезда был куплен путеводитель черноморского побережья, на берегу моря изучен, разложен закладками, выписаны в блокнот интересные моменты, и плавая в море, шла проработка маршрутов. Было принято решение начинать с Таманского полуострова.


Таманский полуостров.

Один мой друг со своей семьей остановился на берегу Азовского моря в поселке Голубицкая. Созвонившись с ним, я отправился в поселок, и, подхватив их, мы отправились в район поселка Тузла. Поселок находится вблизи косы, протяженностью около 2 км. Прелесть косы в том, что с одной стороны находится черное море, а с другой Азовское. И в месте, где коса заканчивается, на противоположном берегу, находится уже Крым. И даже видны пограничные вышки. Прекрасное море, водятся рапаны, есть небольшое течение. Народу, по сравнению с центральными пляжами, мало. Дорога до Тузлы, асфальт. По дороге есть указатели, так что заблудиться трудно. При въезде на косу стоит шлагбаум. Проезд легковой машины 150 рублей, постановка палатки еще 50. Выдают мусорные пакеты. Еду лучше купить в Тамани. На косе магазинов нет, а если что и продают, то уж точно не по материковым ценам. Протяженность маршрута Анапа – Тузла – Анапа около 100 км. Дорога по косе крупный и мелкий камень. Возможен подъезд на любом классе автомобиля.

Следующее поездка была на грязевые ванны и соли, на берегу черного моря в районе села Артющенко.Проезд возможен опять к самому берегу моря. Стоимость въезда легкового автомобиля 200 рублей. Рядом расположены базы отдыха, стоимость от 400 рублей сутки. На берегу, возможно, поставить палатку. Дорога: основная часть маршрута асфальт, 2 км грейдер, 800 метров укатанного песка. Найти поселок легко. На большом перекрестке в Тамани, поворот налево, по главной дороге. Далее на Артющенко. Протяженность маршрута Анапа – Артющенко – Анапа около 80 км.

В самой Тамани можно посмотреть домик М.Ю. Лермонтова, провести дегустацию вин (тем, кто не за рулем!), а если перекресток в Тамани (ориентир танк), проехать прямо и направиться в сторону поселка Волна, то возможен выезд на обрыв. Мыс «Железный рог». С мыса открывается отличный вид. Сам мыс славен тем, что на его поверхность выходит пласт бурого железняка. Дорога на мыс от Тамани асфальт, далее около 1.5 км обычная проселочная дорога . Без единой ямы!

На этом путешествие по Таманскому полуострову было завершено. Есть правда еще «Радоновое озеро», но на него я так и не доехал.

После однодневного отдыха в Анапе я продолжил свои путешествия, но уже по окрестностям Анапы.Если вы приехали в Краснодарский край на поезде или самолете, то в принципе досуг ваш скрасят различные экскурсионные поездки, которые можно купить на каждом шагу. Стоимость такого тура на одного человека в среднем составит от 500 рублей ( включая транспорт, экскурсию и экологический сбор). Приехав же на своей машине можно увидеть, естественно, больше и за меньшие деньги. Поэтому было принято решение посетить Абрау-Дюрсо (завод шампанских вин), Сухую щель (место, полюбившиеся «дикорям»), а так же Большой и Малый Утриш.

Анапа – Абрау-Дюрсо – Сухая щель – Анапа. Дорога на Абрау лежит через невысокий горный перевал. Покрытие асфальт. На поворотах в горах, естественно, надо быть внимательней. Местная молодежь ездит по своим правилам дорожного движения. После того, как вы спустились с перевала, попадаете в поселок Абрау-Дюрсо, с правой стороны сразу же есть бесплатная стоянка. Тут же лавки с сувенирами, и предложением купить домашние спиртные напитки. Цены экскурсий на завод от 250 до 2000 тысяч рублей. В день нашего приезда, предлагали только одну экскурсию с дегустацией. Стоимость 400 рублей на человека. Впечатление от экскурсии нет никакой. Провели по подвалу в дегустационный зал и рассказали небольшую историю, которая даже не запомнилась, вначале показали документальный фильм на 10 минут из истории Абрау-Дюрсо. Что же касается дегустации, то тут повезло моей непьющей маме, которая первый раз в жизни вошла в кураж и дегустировала и за меня! Предлагалось шесть сортов шампанского. Лично мне понравился первый номер (по запаху, руль и алкоголь не совместим). Это был коллекционный классический Брют. После дегустации, мы отправились на озеро. Прекрасная горная вода. Купался во многих горных озерах, бывали места и интересней, но само озеро и в правду замечательное. Хоть берега и изгажены (бутылки, окурки, фантики). Дальше, погуляв по набережной, продолжили свой путь в урочище Сухая щель. Дорога лежит по серпантину в сторону поселка Абрау, затем поворот направо по указателю. Доехав до бетонного забора с колючкой, начинается около 3 км гравийной дороги. С пылью и камнями. Продолжая движение по ней, доезжаете до будки (с левой стороны) и натянутой веревкой. Охранник мне открыл путь, ничего не спрашивая, только сказал, хорошо отдохнуть. Дальше спуск метров 30 по крутой дорожке, и через 150 метров я выехал на берег моря. Чистая. Нет! Чистейшая вода, практически нет народу. В тени и по берегу стоят машины, это отдыхающие приехавшие дикарями. Единственная трудность, это возвращение на асфальт. Заключается в том, что, неважно какая у вас машина, на подъеме вам никто не уступит дорогу, сделают попытку прижаться к скале и начнут кричать в окно, что, мол, или проезжай или уступи дорогу. Поэтому, когда возвращался, один из подъемов преодолел лишь с четвертого раза и то, когда включил дальний свет, «противотуманки», клаксон и, увы, московскую наглость. Покрытия: большая часть асфальт, 3 км гравий, мелкая пыль. Протяженность всего маршрута составила около 120 км.


Переведя дух в Анапе, искупавшись в местном аквапарке (стоимость 1000 рублей днем и 700 рублей вечерний сеанс), я отправился на покорения Малого Утриша.


Анапа – Малый Утриш – Анапа. Сложность этого маршрута заключается в том, что неизвестность всегда пугает и заманивает тебя. Разговаривая с местным населением о поездке на М. Утриш, многие пугали и говорили, что и «нива то» не каждая доезжает, а что уж тут Туссан…. Проверим, подумал я, и еще раз прочитав, где сворачивать, отправился в путь.

От Анапы до Сукко ведет отличная асфальтовая дорога. Дальше, дорога уходит на перевал в сторону Большого Утриша и в центр поселка Сукко, двигаться надо прямо в сторону Б. Утриша, и сразу же искать с асфальта левый съезд в горы. Дорога сразу возьмет крутизну, асфальт сменится на камни, мелкую пыль, в некоторых местах попадутся очень крупные камни. Наезд на них чреват пробитым колесом. Такая дорога будет на всем протяжении маршрута. Время в пути занимает от часу до полутора часов. Встречаются крутые подъемы и спуски. Помимо естественных препятствий в пути попадались машины, которые шли в противоположном направлении. Эти встречи будут сложны в разъезде. Встретившись на подъеме или спуске, две машины разъедутся только в том случае, если кто-то уступит дорогу, спустившись или поднявшись в начало подъема/спуска. Несколько раз приходилось включать полный привод. Уверен, что в дождливую погоду этот маршрут с трудом можно преодолеть в одиночку, на неподготовленной машине. И уж точно без полного привода не обойтись. Через 1.5 часа я спустился в долину и оказался в бухте Малого Утриша. В бухте есть места для кемпинга, есть магазин и «палатка». В магазине не был, а вот в «палатке» решил купить воды. Полтора литра газировки стоила 50 рублей. Берег моря – галечный. Дно становится сразу достаточно глубоким, с чистой, кристальной водой. Надев маску, можно увидеть прибрежный подводный мир. «Толпы» крабов, греющихся на камнях, причудливых рыб, которые с не меньшим интересом изучают тебя. Да! При въезде в зону кемпинга стоит шлагбаум и два парня спрашивают, куда и зачем. Я ответил, что еду к морю, улыбнулись и открыли шлагбаум, денег за въезд не брали. Дорога обратно заняла час. Итог – маршрут интересный, в сухую дорогу проходим на любой машине, безопасней на машине имеющий полный привод. Если продолжать движение по дороге вдоль моря, то можно приехать в Сухую щель, а дальше и до поселка Абрау. Дорога обратно, до Сукко, заняла час. Асфальт 40%; камень, мелкая пыль, грейдер 60% (значения примерно). Расстояние от Анапы до М. Утриша примерно 30 км. Вернувшись в Анапу, я отправился на мойку. 450 рублей.

Переведя дух, следующий маршрут был на Большой Утришь. Что могу сказать. Въезд 300 рублей, многие оставляют машины еще на спуске в поселок. На центральном пляже, там, где дельфинарий, делать нечего. Народу столько, сколько нет на центральном пляже в Анапе, грязь, мусор, в общем, мне там не понравилось. Некоторые уходят по берегу в сторону М. Утриша. Возможно там и лучше. Не был.


На следующий день я отправился в Новороссийск.

Цель – посетить крейсер «Михаил Кутузов» и погулять по городу. Дорога в Новороссийск из Анапы занимает 40 минут. В городе помогает ориентироваться GPS-навигатор. Крейсер находим сразу же, около морского вокзала. Машину оставляю в 1 км от порта. Дальше пешая прогулка. Город чистый и красивый, развлечения на все вкусы. Посетил музей на крейсере. Стоимость 50 рублей. Смотреть кроме орудий и стендов в офицерской кают-компании нечего. Лишь то, что этот крейсер достигал 35 узлов (65-70 км в час) – уже стоит того, что бы зайти на его борт и почувствовать силу и мощь Российского флота. Далее прогулялся по набережной и искупался в море на центральном пляже. Народу было мало. Изобилье всяких кафе, закусочных, ресторанов. Зайдя в продуктовый магазин, купил перекус и отправился обратно в Анапу. В общей сложности провел в городе около 5 часов. Достаточно интересно и красиво. Покрытие всего маршрута асфальт.


Сутки на отдых и снова в путь.

Теперь вторая основная задача поездки. Родилась в процессе. Добраться до скалы Парус. Это приблизительно 130 км от Анапы. Маршрут не особо сложный, и весь проходит по асфальту. Единственный неприятный момент, что придеться стоять в пробке при повороте на Новороссийск в Цемдолине. И, так же, возможно попасть в пробку в самом Новороссийске из-за большого количества большегрузных машин.

Что ж, не так страшна пробка, когда есть кондиционер и циркуляция воздуха в салоне. Хотя и без этого всего стоять, естественно, то же можно, просто менее комфортно.

Маршрут начинается стандартно – в магазин, купить еды и воды. Теперь я еду от Анапы в сторону Геленджика, затем я повернул в сторону Дивноморское, далее по указателям в сторону урочища Голубая бездна, поселок Прасковеевка. Продолжая путь по главной дороге, я доехал по GPS навигатору до съезда в сторону поселка Прасковеевка. Дальше навигатор показывал, что при движении прямо, будет плохая, грунтовая дорога. На самом деле дорога – асфальт, причем достаточно новый. Приблизительно через пять километров, асфальт кончается и начинается гравий. Впереди можно увидеть металлический забор с калиткой и колючей проволокой поверху. Создается впечатление, что дорога кончилась, но рядом с калиткой, есть поворот налево и дорога продолжается, тут уже припаркованы первые автомобили. Приблизительно через 100 метров стоит шлагбаум. На нем предлагают 4 варианта парковки: перед шлагбаумом бесплатно, 100 рублей у магазинов, 200 рублей на расстоянии 50-70 метров от пляжа, 300 рублей въезд на сам пляж. Можно выбрать второй вариант, достаточно удобный. Машины стоят в тени деревьев, но за 300 рублей машины попадают уже под более бдительную охрану и в место, где не ходит народ.

До скалы “Парус» осталось пройти пешком метров 200-250.

Пляж галечный. На море был легкий шторм, но при этом море не было грязным. Народу не так уж и много, хотя вначале кажется наоборот.

По дороге обратно, остановился в Геленджике, около подъемника «Олимп». Спуск-подъем стоит 400 рублей. Покушать стоит от 50 рублей (чебуреки, пирожки) достаточно съедобные, что нельзя сказать о молочном коктейле (80 рублей). Его я вернул, прям на стойку, такую гадость я не пил нигде.

Погуляв по вершине горы, сделав фотоснимки и спустившись, продолжил свой путь в Анапу. Новороссийск проехал на закате. Проводив солнышко, въехал на последний перевал перед Анапой, и, не доехав до нее около 17 км, стал свидетелем ДТП. ВАЗ 2106 стоял в кювете, с помятой крышей, вылетевшим лобовым стеклом и двумя людьми, которые сидели на обочине и держались за головы. Остановилось около 5 машин.Выяснилось, что «молодые» джигиты уходили от удара, резко затормозившей машины перед ними. Сделав два оборота вокруг своей оси и перевернувшись один раз, они влетели в кювет (с их слов). Машина действительно не подлежит восстановлению, чудом они остались живы (мое мнение). Водители были абсолютно трезвы, без единой царапины (может только что-нибудь внутри «сломалось»). Были проведены местные спасательные работы. Машину достал при помощи троса из канавы, и в сопровождении еще одного автомобиля, отбуксировал их в ближайший поселок Рассвет. Для справок. Поселок Рассвет – это армянская деревня, местные рассказывали, что это рай наркоманов. В темное время суток туда лучше не заезжать. Это подтвердили и те ребята (армяне), которых я отбуксировал. Там мы оставили их машину, и я их подбросил до Анапы.

Конец дня прошел в рассказах и, выпив банку пива, отправился спать.


На этом все мои «покатушки» были закончены. Через четыре дня, я отправился по маршруту Анапа – Москва. Дорога обратно, с учетом всех пробок, заняла 22 часа 43 минуты.


Комментарии
Guest20.08.12, 00:35
Спасибо... 
Что нашли время и поделились опытом.
erpetro07.03.11, 12:22
Прикольно 
RazorRamon03.03.11, 00:19
:) 
Спасибо за пост! :)
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: