ПВД на 3 дня на велосипеде по самым популярным местам Юго-Востока Карелии и Прионежья
Кондопога - Сопоха - Кивач - Сопоха - Гирвас - Марциальные воды - Царевичи - Петрозаводск

День первый. 10.06. Кондопога

3MRz2XrInKE
Вечером в пятницу садимся на поезд из Твери до г.Кондопога. Вагон новый, произведён в Германии, внутри огромное количество всяких полезных примочек. Но вот абсолютно нет ни одной багажной полки и даже намёка на неё. Приходится одно лежачее место выделить под велосипеды и баулы. На второе место я и Миша легли вольтом. К счастью, спать так всю ночь не пришлось. Сосед снизу сошёл в Питере в половине первого ночи и я лёг на его место. Вагон очень комфортный, всё для людей, но не для туристов. Хотя в соседнем вагоне было специальное багажное купе. Немцы то понимают, что туристам куда-то нужно будет складывать своё добро. Но РЖД пытаются вычерпать из всего деньги и за провоз велосипедов в багажном купе попросили немалую сумму (не смотря на то, что мы заранее приобрели багажную квитанцию за 94 руб).
Утром прибываем в г.Кондопога. Нас встречает яркое тёплое солнце. Собираем велосипеды и едем к ближайшему магазину закупать продукты на 3 дня похода.
На выезде из города встречаем вот такой монумент. Техника поставлена в благодарность за тяжкий труд дорожников, которые строили Мурманскую трассу.
Кстати, сама трасса вызвала у меня волну восхищения. Просто идеальный асфальт, ни одной волны, выбоины. Даже кромка асфальта как будто по линейке отрезана. Я никак не мог поверить, что это произведение искусства "русских дорожных мастеров". Кто? Финны? Белорусы? Но потом увидел табличку, где было указано, что дорогу строила какая-то питерская фирма.....очень удивлён.
По шикарной дороге быстро доезжаем до п.Сопоха и сворачиваем на водопад Кивач. На водопаде не так уж и много туристов, есть время попозировать и позагорать на камушках. Кстати понравилось отношение охраны. Охранник спокойно подошёл к нам и предложил поставить наши велосипеды в специально отведённом месте, которое, причём, находится под видеонаблюдением. После этого мы без лишней ноши пошли гулять по территории.
Водопад находится в довольно живописном каньоне и состоит из 2-х основных сливов. Сейчас это уже не тот величественный водопад как был когда-то, но всё же посидеть рядом с грохочущей массой воды приятно.
На водопаде мы проводим чуть более часа. Мы никуда не спешим. Хочется пропитаться духом Карелии и оставить себе воспоминания на более долгий срок.
Я не смог отказать себе в удовольствии полазать по скалам. В контактных ботинках - это не так уж и легко.
Забрались повыше, чтобы напоследок максимально насладиться этим неописуемым видом.
После посещения Кивача у нас по планам обед, который мы устроили на берегу озера Сандал.
После обеда выдвигаемся в сторону пос.Гирвас. По дороге встречаем указатель со странным названием "Уссуна" и решаем свернуть с проложенного трека, чтобы посмотреть, что там в стороне. В итоге выезжаем на крутой и высокий берег реки Суна.
Продолжить движение решаем не по трассе, а по старой дороге, которая идёт вдоль берега реки Суна. И не пожалели. Абсолютное отсутствие какого-либо транспорта на пути, идеальная укатанная дорога и карельский лес с незабываемым благоуханием соснового бора, цветущей черёмухи и Карельского разнотравья.
Выезжаем на заброшенный аэродром. Когда-то с него взлетали военные самолёты, а сейчас здесь устраивают дискотеки на открытом воздухе, соревнования стрит-рейсеров и и дрифтеров.
Времени у нас до вечера оставалось ещё много, сил тоже. Поэтому мы решаем доехать до озера Пальозеро. На озере отличный пляж. Это излюбленное место автотуристов. Вдоль берега стоят десятки автомобилей и палаток. На удивление чистый берег.
Конечной точкой нашего сегодняшнего маршрута запланирован Пор-порог, местечко недалеко от пос.Гирвас. Здесь у нас первая ночёвка.
Очень красивое место. И как оказалось, довольно популярное. Хотя, пролететь его на машине по  дороге не представляет труда. Народ сюда периодически подъезжает, делает несколько фото, гуляет по камням, купается в озерках и уезжает. Мы же, здесь остаёмся на ночь.
Сосны на скалистом обрыве смотрятся просто потрясающе.
Наш лагерь находится в стороне от основных прогулочных маршрутов. Поэтому приходится пробираться по камням с велосипедом и тяжёлым баулом.
Встали в тихом и укромном уголке. С трёх сторон мы закрыты каменными стенами и зарослями сосны, а с одной стороны у нас озеро. Да и тропинка к нашему лагерю не такая протоптанная. Здесь нам никто не помешает спокойно наслаждаться природой.
Вид на наш лагерь с другой стороны озерка. Палатку с трудом видно между деревьев. Тем более, что по этому берегу мало кто ходит.
Распаковываемся, ставим палатку и идём осматривать "наши владения". Здесь есть, что посмотреть.
Ручеёк создаёт обилие больших и маленьких водопадиков.
А это уже самое посещаемое место Пор-порога. Здесь фотографируются все проезжающие туристы.
После ужина приятно полежать и полюбоваться гладью Карельского озера, в котором отражаются сосны, скалы и небо.Сегодня очень тепло. Комаров практически нет. Уже поздний вечер, но на улице светло - белые ночи.
День второй. 11.06. Гирвас

Утром быстро решаем небольшие технические проблемы с Мишиным велосипедом и выдвигаемся в пос.Гирвас. Сам посёлок самый обыкновенный, если не считать просто шикарнейшего тротуара-велодорожки, который идёт от начала посёлка до самой плотины.
Пару дней назад плотина была открыта и по этим камням с грохотом неслись миллионы кубометров воды, а сейчас здесь небольшие лужи и огромное количество камней.
С основной плотины слив идёт всегда. Причём шумным и бурным потоком.
Сразу за основным сливом плотины образуется несколько бурных порогов. Но одно место меня особенно впечатлило. На байдарке здесь просто нечего делать, разберёт по косточкам в считанные секунды. Для КАТ-6 здесь будет много работы. Порог крайне сложный и сильный.
Вид на боковой слив, сегодня он сухой.
В центре посёлка Гирвас народные гуляния.
Ещё одно интересное место - Гирвасский разлом. Находится он на выезде из пос.Гирвас. Это река Суна. С другой стороны плотина образовала целое водохранилище, а здесь мелкий ручеёк. Именно эта платина и уменьшила размер водопада Кивач.
На улице температура воздуха перевалила за 20 град.ц, а под плотиной лежат глыбы льда.
Из посёлка Гирвас выдвигаемся к следующей нашей цели - санаторий Марциальные воды. Сегодня Миша у нас ведущий. Приятно "посидеть на колесе". У меня хороший опыт такой езды и, поэтому, всю дорогу я халтурил, пока Миша "паровозил" против ветра.
На обед останавливаемся в пос.Спасская Губа на берегу озера Мунозеро. Здесь жизнь идёт своим чередом, всё по деревенски. По улицам гуляют куры, мальчишки гоняют на велосипеде, а дочка помогает матери полоскать в озере стиранное бельё.
А это уже Марциальные воды. Всё очень аккуратно и ухожено. Ходят толпы туристов и отдыхающих. Все набирают воду. Я тоже решаю попробовать воды. В ней очень много железа, вкус....на любителя.
Есть несколько источников, у каждого источника висит специальная кружка, которой можно набрать воды. Люди ждут свою очередь, чтобы подлечиться.
Памятная табличка гласит, что место было утверждено царским указом и является крайне полезным для "излечения недугов разных".
Рядом с источниками стоит церквушка.
Сам санаторий очень ухожен и выглядит свежо.
Просто случай на дороге. Оставим домысливать, что же произошло, благодарному читателю.
Хорошо лежит.
Ближе к вечеру начинаем искать место ночёвки. То место, которое я запланировал , сидя дома за картами, нам не подошло. Оказывается, там образовались совсем свежие дачные участки, которых ни на одной из карт и спутниковых снимках не было. Пришлось искать другое место. Забрели вот в такое болотце, но быстро оттуда срулили, так как там нас начали одолевать комары.
После часа блужданий и поисков находим вот такое живописное место. Думаю, оно того стоило.
Очень красиво, куда ни посмотри.
 На камнях растёт фиалка-трёхцветная. Я с огромным удовольствием наслаждался этими цветами, камушками и мхом под лёгкий шум волн озера Кончозеро.
Незабываемая Карельская картина
День третий. 12.06. Петрозаводск

С самого утра небо начало хмуриться. Но стоит сказать "спасибо" Карельской погоде. Она позволила нам спокойно собрать вещи и палатку, позавтракать и доехать до горы Сампо. Место находится в 2-х километрах от д.Царевичи. Довольно посещаемое. Как раз перед нами был целый экскурсионный автобус с туристами.
Поднимаемся на гору. Ждать какого либо открыточного вида с этой горы нельзя. Весь вид заслоняют сосны и прочая растительность.
Вот, наверное, самый удачный вид с горы
Пока гуляем по горе начинает поливать дождь. Деревянная лестница сразу же превращается в экстремальный аттракцион.
Спускаемся по лесенке вниз. Здесь ничего особенного
Следующий пунктом после горы Сампо идёт д.Царевичи. Ну мы воспользовались случаем, чтобы "заявить о себе" принцесскам и царевнам. Пускай знают "своих героев". А дождь в это время всё усиливался и усиливался. Карелия нам подавала порцию своей погоды за все 3 дня похода. Кстати, дальнейший наш маршрут пролегал по берегу озера Укшозеро через дачи и частный жилой сектор. Дорога там просто фантастика - более менее качественное асфальтовое покрытие, вид озера, и , самое главное, это спуски и подъёмы. На одном из спусков мой велосипед разогнался до 52 км/ч без помощи педалированием. Потом дорога выходит к реке Шуя и идёт вдоль реки.
Петрозаводск нас встретил моросящим дождём и пронизывающим ветром с Онежского озера. Как только мы поняли, что погода налаживается, в первую очередь, переоделись во всё сухое. Я насквозь промок и продрог. Переодеваться решили прямо на Петрозаводской набережной.
На набережной встретили тусовку местных велолюбителей. Ребята совершенно бесплатно накормили нас горячим пюре с сосисками и напоили чаем с лимоном. За что им огромное спасибо! Толи погода всех спугнула, толи в Петрозаводске не так развито велодвижение, но велолюбителей, желающих бесплатно отобедать набралось в этот день немного, человек 12-20.
Наш обед
Вдоль набережной установлено огромное количество разного рода скульптур и прочих малых форм. Мне понравилась тренировочная площадка, очень крутая, много различных тренажёров, турников и прочих радостей спортивного человека, всё сделано по уму и аккуратно.
А этот монумент, наверное, самый известный в Петрозаводске, его можно часто увидеть на открытках, путеводителях и прочих литературных изданиях, где рассказывается про это замечательный город.
Река Лососенка, протекает через весь город и имеет бурный нрав. На байдарке там было бы интересно проплыть.
Есть и вот такие водопады на этой реке.
И не скажешь, что эта река находится в черте города.
Вдоль реки Лососенки расположен парк для гуляний. В этом парке тоже много различных достопримечательностей.
Иногда даже немного забавных.
Как и в любом другом городе через речку перекинут "свадебный" мостик с тонной замочков.
Ещё один мостик через р.Лососенка. Едем на вокзал, скоро домой.
А это ж/д вокзал г.Петрозаводск. Погода сделала нам замечательный подарок. Пока мы катались по городу на нас не упала ни одна капля дождя. При подходе к вокзалу Карелия решила попрощаться с нами хорошим проливным дождём. Спасибо тебе, Карелия, мы ещё вернёмся!