Через корыта в горло и обратно

2016-09-09--14-42-50_hf

Если считать по количеству человек в машине, то лучшие три четверти человечества высказали пожелание увидеть «что-то красивое, но ровное»! И чтобы никаких перевалов, серпантинов, никаких пропастей в метре от колёс … Желание понятное, но не совсем понятно, как его исполнить в ЧерноГОРИИ?!

Пытаясь хоть как-то приблизиться к этому идеалу, я решил, что лучше всего поставленным условиям подойдет активно рекламируемый в последнее время маршрут с кодовым названием «KRUG OKO KORITA».

Map1[1]

В предыдущей главе уже были описаны две наших первых остановки в Орьево и у крепости Медун. Теперь можно отправляться дальше.

По кругу, который больше похож на обведенный по периметру плод манго, мы решили двигаться по часовой стрелке, т.е. до селения Корита доехать по северной дороге. Топоним Корита встречается в Черногории неоднократно. Это множественное число от «корито». А само «корито - корыто» представляет из себя половинку древесного ствола с выдолбленной серединой – деревянный желоб. Если уложить множество корыт друг за другом, то вода из горного источника по ним попадет в селения в долине. Судя по распространению топонима, такие водопроводы раньше не были редкостью.

2016-09-09--15-53-04_hf

Дорога до Корит (Kucka korita) на самом деле соответствовала первоначальным желаниям, она вилась среди леса, лишь иногда плавно переваливаясь через невысокие холмы. Затем леса расступились, и мы выехали на равнину. Вот мы и в Коритах. Равнина разделена на крупные неравные части каменными заборами в пол человеческого роста. На некоторых из этих уделов пасутся овцы и коровы, кое где стоят домишки разной степени недостроенности, которые в Черногории именуют весьма точным термином «викедница»: жить можно, но не долго. На развилке дорог стоит … заведение общепита. Харчевня-трактир-забегаловка … даже не знаю, как лучше охарактеризовать это место. Вход в заведение с гордым названием «ресторан Dubirog» украшен костями и черепами каких-то животных, на территории, изрядно побитые жизнью деревянные сараеподобные домики, между которыми с живописной небрежностью валяются останки каких-то сельскохозяйственных инструментов, тележные колеса, покалеченные детские игрушки и велосипеды.

2016-09-09--13-53-40_hf
2016-09-09--13-54-08_hf

А ведь мы приехали в Корита с совершенно серьезными намерениями. Долина расположена совсем близко от Албанской границы, и дальше мы пойдем пешком. Для разминки в заведении мы приняли на грудь по паре рюмочек ракии и двинулись в путь … до ближайшего столба с указателями. Маленький пешеходный «круг» длиной около пяти километров. Южный путь до цели против часовой стрелки метров на 200 короче северного. Однако он несколько сложнее, т.к. приходится перевалить через горку.

Map2[1]

Пройдя мимо викедниц за каменными заборами, овец и коров за ограждениями из колючей проволоки, перевалив через горку, заросшую травой в человеческий рост, и дальше следуя по обмеченной лесной дороге, мы наконец добрались до Горла.

2016-09-09--14-48-00_hf
2016-09-09--14-49-20_hf

Грло Соколово – тысячеметровый горный провал, который разделяет Черногорию и Албанию. Здесь когда-то стояла черногорская пограничная будка, а теперь установлены две (крайне неудобные) большущие скамейки, т.ч. можно любоваться пейзажем хоть стоя, хоть сидя, хоть лежа. А любоваться есть чем! Никакая фотография не может передать того ощущения полета, вершины которое испытываешь, глядя поверх ущелья в даль, на горный массив Проклетье, вершины которого вздымаются на албанской стороне на высоту более двух километров. Где-то глубоко внизу лепится ко дну провала албанская деревушка Тамара, со смотровой площадки кажущаяся совсем игрушечной.

2016-09-09--14-49-58_hf
2016-09-09--15-12-44_hf

И конечно такое место не могло остаться без собственной легенды. Рассказывают, что однажды пропал в этих краях юнак. Он оступился и упал в пропасть. Боец сильно разбился, но зацепился за каменный выступ. Обесслилившего человека увидел сокол. Птица спустилась к раненному, взяла в клюв клок оторвавшейся материи и улетела к горному ручью. Сокол не давал человеку умереть от жажды, пока через несколько дней его не нашли. Казалось бы, правильнее было рассказать, что птица носила воду в горле и поила из клюва. Но уж, какую легенду я нашел, ту вам и пересказываю.

2016-09-09--15-13-28_hf
2016-09-09--15-22-24_hf
2016-09-09--14-54-26_hf

А еще в Грле … точнее над Грлом растет замечательный шиповник! ПопарИв над провалом и набрав крупных красных ягод, мы продолжили свой путь против часовой стрелки, направившись обратно к Коритам по чуть более длинному, но гораздо более легкому пути. Эту половинку дороги между Коритами и Грлом можно проехать на автомобиле. Но и вернуться придется той же дорогой. А мы, замыкая пешеходный круг, вышли из леса на очень красивые поля, взломанные торчащими тут и там исполинскими волунами и заросшие ковром из можжевельника. И конечно можжевеловых ягод мы тоже набрали, и даже один можжевеловый куст с собой прихватили. Куст, кстати, до сих пор жив. Значит, есть надежда, что приживется на новом месте.

2016-09-09--15-26-56_hf
2016-09-09--15-29-46_hf
2016-09-09--15-30-02_hf
2016-09-09--15-38-24_hf

Южное полукружие круга автомобильного оказалось весьма похоже на полукружие северное. Просто едешь, просто смотришь. Пару раз нам пришлось задержаться, т.к. «круг око Корита» активно расширяется, и дорожная техника в нескольких местах что-то крушит, копает, ровняет и расчищает. Одна из таких остановок случилась аккурат в католическом селе Делай (Deljaj). Если бы не дымка, то вид на каньон реки Циевны был бы очень красив. А вот розового Исуса, установленного рядом с 9-метровым бетонным крестом, хоть в дымке, хоть без, красивым назвать никак нельзя.

2016-09-09--16-51-50_hf
2016-09-09--16-52-28_hf
2016-09-09--16-52-34_hf

Я не оговорился, назвав жителей села Делай католиками.

Племя Кучи исторически делилось на три группы: старые Кучи — православные сербы, покровителем которых считается святой Дмитрий Солунский, новые Кучи — православные сербы, с Николаем Чудотворцем в качестве своего покровителя и Затриебачи — албанцы-католики, празднующие свою Славу в день Рождества Пресвятой Богородицы. Само село Затриебач, по которому получили название эти кучи, находится не далеко от села Делай.

2016-09-09--17-05-42_hf

И что в результате? Стоит Круг потраченного времени?

Вопрос сложный. На одометре нашего автомобильчика вечером высветилась ровная цифра дневного пробега «180 км». Поэтому, если вы стартуете не из Подгорицы, а с побережья, то подумайте, стоит ли ехать «за триста верст, киселя хлебать». Если с вами нет человека знакомого с достопримечательностями «круга», то вся эта поездка покажется вам заурядной и скучной. Некому будет подсказать, где и ради чего остановиться, что посмотреть.

Конечно, Грло Соколово великолепно. Однако люди, любящие горы, уверен, скажут, что горы без преодаления вовсе не горы. Это как сокол в зоопарке. Вы можете всем рассказывать, что видели живого сокола, и это будет чистейшей правдой, но вот только видели вы его вовсе ни с покоренной вершины, а доехав до зоосада на трамвае. Но ведь не всем дано вершины покорять. А Грло вполне доступно почти всем. И это, несомненно, очень хорошо. … Вот только ехать до него далековато. Это, кстати, мешает посмотреть все интересные места на «круге». Просто не остается времени, чтобы заехать к памятнику в Фундине, к церкви Св. Николая в Рундине, поискать пещеру Bokec где-то между Врбицей и Медуном или пещеру Kuk около Дучичей, побродить подольше вокруг крепости Медун и по музею Марко Милянова. И уж совсем не стоит рассчитывать на поездку в тот же день к Букумирскому или Рикавачскому озеру (Bukumirsko jezero, Rikavacko jezero).