В четвертый раз на Курилах,дай Бог,будет пятый,шестой...
Нитка маршрута
остров Итуруп,стров Сахалин
 
Большой Лосось в Тихом океане

Большой Лосось в Тихом океане

          Курилы! Для кого как, но для меня эти слова стали магическими, не знаю почему, но вот прошло уже почти пять лет, как я впервые посетил Кунашир- Шикотан и меня тянет....,не знаю почему, но я хочу видеть Дальний Восток, те далекие острова, на которые давным- давно ступила нога русских первопроходцев.
          Меня тянет на Дальний Восток, меня тянет на Курилы, не хочу загадывать, это говорят плохо, но я планирую когда- нибудь, в обозримом будущем, пройти все Курильские острова, сегодня прошел все обитаемые Курилы, впереди еще вечность и бесконечность, которую предстоит познать.
          Итак, я на Сахалине, острове, с которого, в 2006 году я стал открывать Дальний Восток, далекий, и, ставший близким для меня, на острове который буквально околдовывал меня, когда еще, будучи десятилетним мальчишкой, я рассматривал его на физической карте СССР и грезил малосбыточными мечтами побывать на Сахалине, на котором, а мне там всегда везет, действительно хорошая погода.
        До отправления "Фарша", так аборигены называют теплоход «Игорь Фархутдинов» у меня почти 12 часов, многое мне предстоит сделать на Сахалине, и  конечно же посетить могилу отца Сергия, в миру Бирюкова Владимира Александровича, не побоюсь высоких слов, моего духовника, иеромонаха, настоятеля Северо - Курильского храма. Он ушел от нас тихо, не просил помощи, не ходил и не обивал пороги, парадные подъезды. Рак, практически неизлечимая болезнь ,взял его на семидесятом году жизни, о.Сергий боролся как мог, переносил сильнейшие блокады и химиотерапии на Камчатке, в Хабаровске, во Владивостоке. Один только Бог знает, сколько стоило ему сил добираться 5 суток по штормам и непогоде, в лучшем случае, при так называемом океанском штиле, после очередных неудачных процедур в Северо - Курильск, чтобы превозмогая боль, нести пастырское слово. Ему было тяжело, ему было очень тяжело быть одному на самом северном курильском острове, но он, верно служил, служил Богу, Отчеству, Родине, когда было совсем плохо о. Сергий не проводил богослужений, молился дома, как и в эту раннюю Пасху весны 2013 года.
         Сложнейшая операция не удалась, почти два месяца он умирал в келье монастырского подворья при Кафедральном соборе, сильно исхудал, никого не хотел видеть, не хотел причинять страданий друзьям и близкими, оставаясь, как говорят юристы, в здравом уме и трезвой памяти.
Не далеко от Сахалинского аэропорта "Хомутово" есть новое городское кладбище, на самых задворках которого и расположена более чем скромная могилка иеромонаха, там нет никаких памятников, лишь деревянный крест и штук двадцать гвоздичек, вот то, что, казалось бы, осталось от этого великого человека.
             Мы беседуем с матушкой Валерией, именно она до последних минут ухаживала за иеромонахом, можно сказать, он умер у нее на руках, именно Валерия сообщила нам всем это прискорбное известие. В те страшные дни, когда я каждый день думал о нем, в конце июля 2013 года, в солнечное воскресное утро я увидел не отвеченный звонок от священника, который вошел мне на телефон где - то в два часа ночи по московскому времени, я догадывался, но очень не хотел думать о плохом, но оно произошло, когда я поговорил по телефону о.Сергия с матушкой Валерией....
Сахалин и Курилы, вот, что я сразу понял, планируя отпуск, раз уж не успел проститься с другом даже на девятый день, то на сороковой, обязательно посещу его могилку.
«Он ведь ничего не ел, ничего не просил»,- вспоминает монахиня, ни о ком ничего плохого не говорил, пожалуй даже и не жалел, что вот так уходит от нас. Как- то обмолвился он и о родной Москве, вспомнил свой последний визит и позор, позор за тех его, назовем их "коллег", которые с сумасшедший скоростью, с сиренами и мигалками, разгоняя автомобильные пробки, выкатывались из ворот Храма, построенного на месте бассейна.... Он бедный, провинциальный пастырь, не знал, как  спрятаться за стены прозрачной троллейбусной остановки, чтобы не слышать, увы, язвительные и не безосновательные комментарии пассажиров о слугах народа...
«Вот  Вам часы»,- сказала монахиня, и передала мне часы отца Сергия, единственное, что осталось от бедного священника, он их, по словам матушки, завещал мне.
В тот же день, в Южно - Сахалинске, я повстречал, находящегося с оказией, мэра Северо- Курильска, Александра Эрастовича Сомова, я не готов был принять этот дар иеромонаха и просил Сомова забрать часы и передать их в Северо- Курильский городской музей, Сомов был категоричен и мы с ним договорились, что часы остаются мне, если я не захочу их носить, то я передам их в городской музей....
"Игорь Фархутдинов" стоял под погрузкой на причале Корсакова, второй раз я уходил от этого причала на Курилы, в 2012 году я на него прибыл с Вакканая. Теплоход был весь в огнях, интенсивно шла погрузка контейнеров, пару автомашин ждало своей очереди, народу на причале было человек пятьдесят. Корабль практически не изменился за четыре на года, таже команда, тот же капитан Беляков Александр Владимирович, который, пусть и не с первого раза, но вспомнил меня, что было особенно приятно для меня....
Легкий штиль убаюкивал, проснулся я около 14-00 по Сахалинскому времени, не удивительно, ведь почти двое суток я не спал, вдали был Итуруп - остров Большой Лосось, так его называли айны,  самый большой и красивый остров Курильской гряды, так повествуют все издания и умные книжицы, рассказывающие об этом архипелаге.
Мы подошли к причалу, да, к причалу, а не к плашкоуту, слева от парохода пришвартован танкер, справа, выброшенная в феврале двенадцатого года баржа, на улице стояла осенняя солнечная погода. Я был поражен, не знаю, как там на Кунашире, не был 4 года, но на Итурупе все было по другому, асфальтированная дорога, связывающая поселок Китовый (Ясный), где и находится главный островной порт, красивые двухэтажные домики, монумент - парусник....
Но цены, ассортимент, который мало чем отличался от Северо- Курильского, та же водка, под которой я понимаю разновидности вин, коньяков, пива, малоизвестного происхождения, йогурты подмосковного производства с почти истекающими сроками годности, консервы, стиральные порошки, страшненькая китайская одежка, мебельные гарнитуры отечественного производства в стиле "аля девяностые"...
Несмотря на относительную благоустроенность Курильска в городе нет никакой развлекаловки, выражаясь современным языком, единственное кафе- столовая- ресторан находится в гостинице с "уникальным" названием "Итуруп" и работает сие заведение строго по часам, в завтрак, обед и ужин. От голода умереть не дадут, кормят вполне сносно и не дорого, но местный колорит, естественно, присутствует. На мою просьбу дать меню, тетенька была удивлена моим вопросом, заявив, что времени писать меню у ней нет, так как она не только официант, а еще и повар, посудомойка и уборщица...
В Курильске, Китовом, Рейдово нет никаких клубов, дискотек, кинотеатров, зато есть храм, музей, спорткомплекс, построенный Гидростроем, посетить который стоит 200 руб., есть вполне цивилизованные местные курорты- ванночки  с термальной водой, имеющей бальнеологические свойства на берегу моря, а также купели на горячей речке...
Большая гордость Гидростроя - аэродром и аэропорт, который вот- вот должен быть построен, его ждут все курильчане, это действительно уникальный объект, взлетная полоса, длиной почти в три километра покрытая аэродромными железобетонными плитами. Ведь он сможет принимать среднемагистральных Боинги, говорит Павел Иванович Кравченко, главный строитель Итурупа, аэродром будет всепогодным, наладится регулярная связь не только с Сахалином, но и с материком, не за горами и его международный статус.
Долго ждут курильчане новый аэродром, существующий "Буревестник", находящийся в пятидесяти километрах от Курильска на океанском побережье малопригоден для использования, сильные туманы, пронизывающий ветер.... По словам островитян, японцы создавали и использовали его как аэродром камикадзе, сейчас этот аэродром в ведении Минобороны, вероятно, с постройкой нового аэропорта, "Буревестник" прекратит свое существование, сгинет и одноименный поселок в несколько домов...
Большие трудности преследовали Гидрострой при строительстве нового аэродрома, чего стоил визит московской комиссии, пытавшейся разоблачить островных "жуликов". Комиссия работала беспристрастно, поселилась на полузаброшенной погранзаставе, в единственную гостиницу ведь нельзя, она же гидростроевская, в кафе при гостинице тоже нельзя, вообщем, ничего нельзя, можно только копать..., копать лопатой, упертой с пожарного стенда  скальный грунт, проверяя мощность балласта заложенного под взлетную полосу. Что интересно, никто из островитян не пошел помогать "разоблачать" строителей, даже пара маргиналов, пытавшихся помочь раскапывать взлетную полосу быстро ретировалась, не получив обещанный магарыч. С тем и уехала комиссия, добираясь до большой земли гидростопом, так этот метод передвижения называет известный вольный путешественник Антон Кротов.
Природа Курил уникальна, вулканы, горы, заросли ольхового и кедрового стланника, бамбучника, прозрачные речушки, дикорастущие цветы, которых не встретить в Центральной России... Я мчусь на квадрике по Охотскому побережью острова, Белые скалы, черный вулканической песок, стаи чаек взлетающих из под колес машины, выкорчеванные башни советских танков, предназначенные для обороны острова, могилка неизвестного матроса, парня, лет двадцати погибшего при неизвестных мне обстоятельствах... Стихия берет свое, на памятнике отсутствуют сведения о несчастном, лишь керамическая фотография, вот что напоминает нам о неизвестном солдате. Путь идет к заставе "Сентябрьская", которая была расформирована в начале тысячелетия. Буквально за километр до заставы меня настигают лошади, да-да, лошади, оставшиеся от пограничников, три взрослых и один жеребенок. Говорят раньше был целый табун, часть которого задрали медведи, другую кто- то с вертолета, остались сильнейшие и удачливые.
Поначалу я немного поостерегся лошадей, помятуя рассказы о мустангах, но лошади, как бы это назвать, не потеряли человечность, подошли и с удовольствием полакомились с руки белым хлебом и печеньем. Оказывается не перевелись добрые люди, бывшая воспитательница детского сада с мужем и дочерью раз в неделю приезжают к сентябрьской на квадриках и подкармливают наших меньших братьев.
Застава вызывала удручающее впечатление, первый раз я был поражен в 2006 году разрухе на заставе в Ясноморском под Невельском, застава Шелехово на Парамушире..., на мысе Курбатова на Шумшу, все это былое величие нашей страны разваливается на глазах, я с ужасом, думаю не будет ли такого, когда кто - то придет и будет изучать артефакты Курил, здесь мол, русские границу великой империи держали... Я понимаю, может и не надо такое количество застав, и прогресс сильно шагнул вперед, всякая там радиоэлектроника, телемеханика, 3G, 4G..., но мы, же не страна киборгов, граница должна быть обозначена и прежде всего человеком с ружьем в зеленой фуражке.
Что касается японско - айнских артефактов, то на Итурупе их значительно меньше чем на Северных Курилах, видел детали старой японской пушки, вросшей в землю и останки японского рыбзавода недалеко от Рейдово, кстати у этого рыбзавода чуть не напоролся на медведя ловившего лосося, к моему счастью, мы друг друга испугались.
Итуруп замечателен, удивительны его люди, пусть, некоторые из которых и желают покинуть остров, но в тоже время готовые вернуться на остров при развитой .
          С хорошим настроением я покидал Итуруп, при всех его трудностях, жизнь кипит, остров держится, живет и выживает.
Через несколько дней я сделал два марш-броска по Сахалину, Южный- Холмск-Чехов-  Ильинский – Взморье – Долинск - Южно- Сахалинск, а также Южно-Сахалинск - Поронайск.
         Запустенье, серость, грязь, одним словом разруха, вот чем встречают эти поселки, но все же не все так плохо, верно , пусть и не очень быстро, но на север острова идет асфальтирование транссахалинской автомагистрали, ведется перешивка железной дороги с японской на российскую колею, я думаю не за горами и мост на материк, будет дорога, будет жизнь.


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте