Свети Петка в Спиче (Сутоморе)

2015-04-28--13-41-06_hf
Апрельская фотография 2015 года
 
«Нижняя» Петка
Церковь Святой Петки в Заградже (Crkva Svete Petke u Spicanskom polju)
В Сутоморе, а точнее в Заградже, а еще точнее на холме в Спичанском Поле, находится Церковь Святой Петки известная с XIII века. Церквь была построена в 1273 (1270?) году, и упоминается в повелении короля Милутина 1306 года, как одна из нескольких православных церквей в этом крае.
В давние годы район Спича и Сутоморе являлся самостоятельной обштиной (жупой). Жупу составляли одиннадцать сел от Шушани у Бара до Мишичей в Сутоморе. Местные жители шутили, что в Спичанской жупе церквей больше, чем прихожан. На этом небольшом пространстве и сегодня сохранилось 12 православных церквей, из которых в 4-х службы проводятся регулярно. Кроме Св. Петки стоит упомянуть церкви Св. Стефана Дечанского (1861), Св. Ивана (XVI век) и Св. Теклы (XIII-XIV века). От церкви Св. Димитрия (Св. Митра), которая была построена в царствование короля Милутина и украшена великолепными фресками, сегодня остались только развалины. Католическая Церковь Св. Андрея Первозванного, от которой в настоящее время тоже остались только руины, также была построена во времена правления Неманичей, и по латинским источникам в XIII веке был православной.
Изначально и церковь Св. Петки на Спичанком Поле была православной. Однако, через некоторое время в ней был установлен еще один - католический алтарь, а на погосте стали хоронить представителей обеих конфессий. Церковные списки рождений, венчаний и смертей ведутся в этой церкви католиками с 1774 года.
В местах соседствующих с Баром издавна сформировалось весьма своеобразное культурно-религиозное явление. Множество небольших храмов имели по два алтаря.
Ivan Jovovic в своей работе «Dvooltarske crkve na Crnogorskom primorju» пишет:
Наибольшее количество двуалтарных церквей находится в жупе Spic.
Первое упоминание о церкви с двумя алтарями находится в докладе Барского архиепископ 1637 года. Обитатели Спичанской жупы, отмечал архиепископ, провели мессу в церкви, или, скорее, в часовне Sv. Jovana/Ivana, где было два алтаря. Один используется католиками, а другой православными верующими. Аналогичным образом проводились и богослужения и в церкви Sv. Tekle/Cekle.
Могилы католиков находились рядом с православными могилами.
Йовович отмечает, что концентрация двуалтарных храмов типична для районов, которые находились под управлением Османской империи.
 
На сегодняшний день лучше всего сохранились двуалтарные церкви Св. Петки, Св. Теклы и Св. Рока возле Сутоморе, Св. Димитрия в крепости Нехай, церковь в Венецианском бастионе Гавансоле в Старом Баре, церковь Св. Николы в местечке Вельи Микуличи и еще несколько зданий разной степени сохранности.
 
2015-04-28--13-43-00_hf
Апрельская фотография 2015 года
 
Однако лихие Югославские 90-е не обошли стороной церковь Св. Петки в Спиче. Из храма был выброшен католический алтарь. Позднее церковь еще несколько раз подвергалась вандальным нападениям. Причем страдали вещи и церковная утварь обеих конфессий. Деньги из церковной кассы не забрали, очевидно, что нажива не была мотивом нападения. Последнее, из найденных мной в местных СМИ упоминаний, датировано 2008 годом. В этот раз опять пострадал католический алтарь.
Хочется надеяться, что это помутнение мозгов и озлобление душ человеческих все же закончится.
 
2015-04-28--13-48-54_hf
Какой прекрасный стол рядом со Спичанской Петкой! Эх, как можно гульнуть!
 
Из прочих интересных объектов, которые расположены рядом с церковью Св. Петки, стоит вспомнить о крепости Хай (Табия, Голо Брдо), о которой я уже писал раньше.
2015-04-28--13-51-26_hf
Мозаичная икона Святой Петки (Параскевы) установлена на воротах храма
 
А что же нам известно о самой Святой Петке – Параскеве?
Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке. Богомольные родители дали ей имя Параскева (с греческого «пятница») в честь дня страданий Господних. Однако девушку ждали в жизни ужасные испытания. Христианку привели к городскому властителю и предложили отречься и принести жертву языческому идолу. Но Параскева отвергла это предложение. Язычники озлобились, привязали ее к дереву, а затем приколотили железными гвоздями. Сняв же тело, они бросили истерзанную мученницу в темницу. Однако в узилище случилось чудесное исцеление Параскевы. Это еще больше разъярило ее мучителей, и они отсекли ей голову.
Святая Мученница считается охранительницей семейного благополучия и счастья, покровительницей полей и скота. Поэтому в день ее памяти принято приносить в церковь для освещения плоды.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте