Тагул. 6 – 10 августа

Река не только сменила название (с Гутары на Тагул), она стала совсем другой. Быстрое ровное течение сначала среди высоких зеленых берегов, правда, потом они постепенно понизились до обычных. Часто встречаются простые перекаты. Туристских и охотничьих стоянок на Тагуле немного, они хорошо видны с берега, и пренебрегать ими не стоит, т.к. потом может долго ничего путного не попасться: берега крутые, и ровных площадок мало. Очень много зимовий, они стоят на всех удобных местах. Пока мы плыли по Тагулу, мы ни разу не воспользовались гостеприимством этих домиков. Если они были свободны, то встречались днем, когда мы в активном движении, а вечером всегда перед зимовьями стояли лодки, иногда несколько, и мы проходили мимо.

Рыбацких лодок по всей реке много. Часто идут самосплавом вдоль берега, и под берегом ловят хариуса.

На Тугуле во время сплава дважды видели норок у воды.

Жаркая и солнечная погода, начавшаяся после дождя на Гутаре, привела вечером к мощной грозе. Сначала стало очень душно, потом на небе стали формироваться грозовые тучи. Так как удобную туристскую стоянку, которая была на повороте реки перед впадением притока Самолячья, мы проигнорировали – вставать еще было рано, то потом, при виде надвигающейся грозы, мы стали интенсивно искать место бивака, но ничего не было. На берег даже просто выйти невозможно. И только перед притоком Болотная встретилась большая и высокая галечная отмель, на самой высокой точке которой были видны остатки небольшого бивака (мт 46). Огромная черная туча медленно наползала впереди. Мы в большой спешке делали одновременно все бивачные дела: натянули тент, что сделать на этом острове было непросто (почти не к чему было крепить растяжки – не было больших камней, а растительность – жидкая), ставили палатку, заготавливали дрова (сразу их под тент, пока сухие). Но эта первая туча прошла мимо. Потом была вторая черная туча, но она шла очень медленно и тоже прошла мимо, а мы успели за это время не только приготовить ужин, но и поесть. И, наконец, третья, такая страшная, вся пересвеченная молниями туча, закрывшая весь видимый горизонт, накрыла нас. Мы даже откинули весла (металлические лопасти) подальше от катамарана, сняли с него спиннинги (а вдруг), отбросили пилу, а я (трус невероятный) отказалась идти в палатку (металлические дуги), и мы вдвоем сидели на дровах под тентом. Вся картина сильнейшей грозы разворачивалась перед нами. Все полыхало. Молнии били и между тучами, и врезались в горы, окружающие нас, хлестал дождь. Буйство стихии! Дикая красота. И только, когда гроза перешагнула нас, мы ушли спать.

Эта отмель встретилась нам очень во время, т.к. после нее почти сразу Тагул входит в разбои: множество узких проток, острова, многочисленные заломы, которые в узких протоках вызывают настороженность. Для себя сразу решили, что будем идти по правой протоке (ну, любим мы правые протоки). Она оказалась широкой с быстрым течением, на правом берегу видели две маленькие рыбацкие избушки.

Тагул в разбоях

Это нас вдохновило: значит, протока судоходна. Правда, в одном месте, где куча заломов, эта протока стала узкой и сделала пару крутых зигзагов, а нам пришлось чуть-чуть напрячься. Вскоре в нашу протоку влились другие протоки, она стала шире, и хотя Тагул все еще был в разбоях, плавание упростилось.

После выхода из разбоев, берега опять стали высокими, течение осталось быстрым. Перекаты чередовались с глубоководными плесами. Встречались острова, но они были уже небольшими.

Тагул после притока Малиновка
На острове перед притоком Яга

Пройдя более 60 км, на галечном острове перед притоком Яга, остановились на бивак. На острове многочисленные следы костров, видно, что он пользуется популярностью (мт 48). Вечером рядом с нами заночевали рыбаки.

Тагул ниже ручья Грядинский
Берега Тагула

На следующий день, дождавшись, когда уйдет туман и потеплеет, где-то в одиннадцатом часу отправились покорять пороги Тагула. Погода весь день отличная. Перед порогами есть несколько перекатов, они достаточно чистые, но имеют небольшие валы.

Пороги на Тагуле простые. Самый сложный из простых – первый, называется Верхний. Имеет две ступени. У меня было большое желание снять на видеокамеру его прохождение, но в момент нашего захода в первую ступень снизу, по самому безопасному проходу, вверх пошла моторная лодка. Нам пришлось ей дорогу уступить, и мы запрыгали в валах по центру порога. Там полно крупных камней, «бочек». О камере пришлось забыть. Все объехали и даже не забрызгались. Вторая ступень более короткая, также с крупными камнями и «бочками». Опять все без проблем обошли. После Мурхоя все эти пороги не воспринимаются. Но, тем не менее, после порога на левом берегу памятник тому, кто не смог этот порог пройти (мы так предположили, т.к. на берег не выходили и табличку не читали).

Вскоре после Верхнего порога перекат Дымокурка. На наш взгляд, это все-таки шивера с большим количеством надводных и подводных камней по всей ширине русла, требуется маневр. Но скорость течения небольшая, и каких-то трудностей не возникает.

До следующего именного переката «Борона» 6 км. Тагул на этом промежутке имеет в русле много больших камней, но расстояние между камнями большое. Попасть в камень надо еще постараться.

Перекат «Борона» тоже шивера с камнями. Между камнями широкие проходы, иди, куда хочешь.

Перед порогом «Часовенский» красивые скалы, на реке перекат с валами, а на берегу очень красивое место с большой благоустроенной дачей. Охотничьим домиком это уже не назовешь. После поворота порог «Часовенский», который почти весь снимала на видео.

Высокие берега Тагула перед первым порогом

Последний у нас по ходу порог «Первый», он самый простой из трех порогов. Мы его почти не видели, когда шли: солнце било в лицо, все блестит, но все камни как-то проехались мимо.

Пройдя все пороги, на левом крутом повороте реки очень во время встретили оборудованную рыбацкую стоянку (мт 49). Жара весь день стояла необыкновенная, мы на катамаране посреди реки как на сковородке. С радостью остались тут на полудневку. Берег дарил нам тень.

К вечеру небо заволокло тучами, поднялся сильный ветер, но все, для чего нам нужна дневка, было уже сделано.

Дневная жара вылилась в ночную грозу. Небо от молний сияло как новогодняя елка. С ближайших склонов после ударов грома сыпались камни. Но дождь был в основном мелкий, ливень длился всего несколько минут.

С утра серое небо, мелкий моросящий дождь, безветренно и тепло. Отправились в плавание.

Тагул в районе притока Топорок

Постепенно дождь усилился.

До обеда ни разу не выходили на берег потому, что нечего там под дождем делать. Проплывали красивые скалы, но хмурое небо портило вид. Я немного снимала, но большая часть осталась за кадром, т.к. на объектив камеры попадают капли. Все высокие береговые скалы в тумане.

Тагул перед урочищем "Холодный Перелаз"

Так и прокатили самый красивый участок Тагула в непогоду. Хотя после обеда дождя условно не было, но серость и туман подпортили впечатление.

Тагул перед выходом на равнину

Потом река вышла с гор, но течение осталось таким же быстрым. Прошли первый населенный пункт Григорьевку и примерно через 6 км после нее на левом берегу устроились на ночлег (мт 50). Стоянок на реке после Григорьевки совсем нет. Рыбаков в селе ждут машины, а туристы с ходу идут до моста через Тагул или до пос. Талая. Вечером все тот же дождь. Он прекратился только ночью.

А с утра густой туман. Дождавшись, когда он поднимется, выплыли (около 9 часов), но оказалось, что туман поднялся только в месте нашей ночевки, и скоро мы уже почти не видели берегов, а впереди все вообще было в белом «молоке». Это был район, где Тагул разбивается на многочисленные протоки и острова. Выбирать главную и проходную протоку нам помогали утки. Стайка плыла впереди перед катамараном. Куда она поворачивала, туда и мы. Так утки нас и вывели из этого лабиринта на широкую протоку. Далее с ситуацией справлялись сами, тем более, что туман немного поднялся и стало что-то видно.

Как-то неожиданно вышли к мосту через Тагул.

Мост через Тагул
Знак у моста
Вид с моста вверх по течению
Вид с моста вниз по течению

За мостом на правом берегу большая поляна. Видно, что именно она является местом, где заканчиваются маршруты, все в мусоре.

Длина сплава по Тагулу 181 км.