Река Гутара. 3 - 6 августа

Дневка. 2 августа

Дневка с постройкой катамарана. Строили его прямо во дворе дома Суворовой А.Н. День выдался теплый и солнечный, и только под вечер был кратковременный дождь. Вечером специально для нас Иван, муж Альбины Николаевны, протопил баню. Следующим утром посетили магазины. Кроме этого закупили овощи, яйца и мясо у Ивана, еще специально для нас он испек три буханки хлеба. Короче, затарились под завязку.

Во время дневки много общались с Вадимом (отчим Ивана), он рассказывал о других туристах, которые бывают в Верхней Гутаре, какие случаи с ними происходят. В некоторых туристских фильмах о Гутаре Вадим фигурирует. У Вадима – зимовье в 25 км ниже по реке. Он попросил нас обязательно в зимовье зайти и выполнить одну маленькую просьбу.

Гутара. 3 – 6 августа

Река Гутара, по сравнению с Мурхоем, широкая, есть достаточно места для маневра, и этим она проще.

Стартовали в обед. Только отплыли, начался мелкий моросящий дождь. Пришлось срочно причалить и надеть водозащиту. Пережидать дождь было бесполезно, все небо затянуло темными облаками, а мы хотели доплыть до зимовья Вадима, благо недалеко. 25 км на быстром течении – это всего три часа. Дождь шел почти все время, пока плыли. Все пороги, расположенные на этом участке: «Рог», «Ласточкин хвост», «Трезубец», «Бык», «Морская Яма», «Сопкол», шивера «Лабиринт» и многочисленные перекаты с безымянными шиверами шли сходу. К сожалению, у нас почти нет ни фотографий, ни видео. Только один раз достали фотоаппарат и камеру во время небольшого отдыха на берегу. В этот момент дождь на несколько минут утих.

Гутара после порога "Морская яма"

А так он не позволял пользоваться техникой, а на экшн-камере «посадили» почти всю память еще на Мурхое. Из перечисленных порогов заметили не все, т.к. в нашем восприятии это были шиверы. Правда, «Быка» и «Морскую Яму» нельзя было не узнать по характерным скалам. В шивере «Лабиринт» множество надводных камней, требующих внимания и маневрирования, а на пороге «Сопкол», который находится в районе устья притока Сопкол, и на некоторых шиверах достойные валы, которые, когда били в нос катамарана, долетали до кормы, где сидим.

Ниже порога Сапкол

И мы были мокрыми с ног до головы то ли от дождя, то ли от валов. Но после Мурхоя все эти препятствия казались простыми, в первую очередь из-за ширины реки.

После порога «Сопкол» на правом берегу зимовье Вадима (мт 41). Кроме всего, это ориентир самого сложного порога на реке – порога «Гутарский», который начинается примерно через 150 м после зимовья. Остановились в зимовье, под вечер удачная рыбалка на хариуса.

Зимовье перед Гутарским порогом

С утра густой туман, в воздухе 100% влажность и только после обеда погода начала разгуливаться. Выплыли только в третьем часу. Сразу порог Гутарский. Мы не удосужились внимательно его посмотреть, пока стояли на берегу, видели только, что он короткий. Река резко сужается, слив и два высоких вала с «бочками». Первая же «бочка» развернула наш катамаран на 90°, второй вал и следующую «бочку» проходили боком, благо, что катамаран большой и прощает ошибки. И только после порога развернулись.

Далее следовали только шиверы и перекаты. Течение быстрое.

Река Гутара

Плыть в этот день было не просто. Вскоре начался сильнейший встречный ветер такой силы, что, перестав в шивере грести, мы остановились относительно берега. Вода несется, а мы стоим.

Поэтому причалили к берегу, решив немного переждать. Здесь оказалась хорошо оборудованная туристская стоянка. На другом берегу были высокие крутые скалы. Пока мы стояли, дважды с этих скал грохотал камнепад, камни долетали до воды, а так было видно, как камни летят и бьются о деревья. А впереди по Гутаре громыхала гроза. Пропустив грозу и дождавшись ослабления ветра, пошли вперед. Шиверы и перекаты следовали постоянно. Вода все-таки низковата, камней в русле много, без конца приходилось лавировать, но валы стали чуть ниже тех, что были до Гутарского порога.

По небу продолжали гулять черные тучи, атмосферное давление низкое, и наше самочувствие было плохим. Сплав по красивой и быстрой реке перестал приносить удовольствие. Подвернулось охотничье хозяйство Морозова Леонида (мт 42) по левому берегу. Только успели разгрузить вещи, как ударил сильнейший летний ливень с грозой. Дождь был такой силы, что не видно было противоположного берега. Катамаран был еще не привязан, а мы, стоя под навесом, смотрели на него и переживали, не смоет ли его дождевыми потоками в реку.

Потом дождь начинался еще несколько раз, после очередного ливня сфотографировали двойную радугу.

Радуга над зимовьем Леонида Морозова

Вечером все в тумане, а на небе все те же грозовые тучи. Пытались ловить хариуса, но безрезультатно.

С утра туман, который быстро поднялся. В течение всего дня погода очень хорошая. Река все такая же, как накануне.

Гутара в районе притока Бол. Мангажа

Быстрое течение, на всех поворотах шиверы с большим количеством камней, перекаты, чередующиеся короткими плесами. Часто на выходе из шивер высокие валы. На реке много островов. Несколько раз встречались красивые скалы.

Гутара после притока Верх. Ёрма

Постепенно шиверы и перекаты стали проще, плесы удлинились. За день без проблем, особо не стараясь, прошли 62 км. Остановились на галечном берегу ниже нежилой деревни Нижняя Гутара (мт 43). В течение дня поймали несколько мелких хариусов.

На следующий день с утра опять туман и очень холодно.

Утренний туман

Солнце не успело, как следует разогреть природу, как набежали черные тучи, которые загнали нас на остров, где мы под тентом переждали дождь и заодно пообедали.

Пока обедали, дождь закончился, и очень сильно потеплело, стало даже жарко. Пошли вниз. Простые перекаты следовали один за другим. По берегам стало встречаться много заломов, которых раньше не было. Берега стали ниже.

Гутара в районе притока Нижн. Ёрма

Быстрое течение как-то так незаметно донесло нас до Малого Тагула, который при встрече с Гутарой разливается на три рукава, которые намного меньше по размерам Гутары, и поэтому не сразу понимаешь, что Гутара закончилась, и пошел Тагул. На стрелке Гутары и Малого Тагула большое зимовье, стоят на высоких флагштоках три флага, обращающих на себя внимание.

Здесь встретили первую моторную лодку.