Простой маршрут для того, кто первый раз собрался в Хибины.
Кировск - р.Тульйок - оз.Академическое - пер.Умбозерский - р.Кунийок - пер.Петрелиуса - р.М.Белая - пер.Рамзая - оз.М.Вудьявр

Хибины для новичка

Хибины уже всеми хожены-перехожены, но я там побывал (как и вообще за Полярным кругом) впервые. Так что получились Хибины для новичка.

Маршрут выбирал для первоначального знакомства  с Хибинами максимально  простой: рудник им.Кирова – пер.Ворткеуайв – р.Тульйок – оз.Академическое – пер.Юж.Рисчорр – база КСС – пер.Зап.Петрелиуса – озеро в верховьях Мал.Белой – пер.Рамзая – оз.Мал.Вудяъвр – Кировск.

25.07.13. 1 день

Мурманский поезд в Апатитах в 7-20. Взял такси, так как хотел использовать первый день максимально, а с автобусами, мог потерять время, пока добирался бы. Такси до рудника, или по другому до 25-го километра, стоит 500 руб. Таксист, южный человек, дал свой мобильный на случай, когда буду возвращаться.

Доехали до автобусной остановки, которая расположена на небольшой площади прямо перед воротами рудника, с левой стороны жилые дома. Подошёл к крайнему из них, рядом с домом тропинка, что поднимается на железнодорожные пути. Перейдя через пути, поднялся по лесенке с голубым поручнем,  и вышел к дороге-бетонке, которая проложена через весь рудник и идёт на север.

Пока шёл по бетонке, позвонил в Кировский поиско-спасательный отряд (номер телефона здесь http://hibiny.com/info/yellow/item/568), короткий разговор с дежурной - заявил нитку маршрута и сроки. Тут меня догнал рабочий автобус, и шофёр предложил подвезти. В салоне автобуса горняки рассказали, что у них рядом с рудником в прошлом году снимали фильм «Перевал Дятлова».

Доехали до конца рудника, там бетонный производственный корпус, за ним сразу видна тропинка к перевалу Ворткеуайв.

Первые впечатления – вот они, горы. Прекрасная погода, солнце, на небе ни облачка, но не жарко. По сторонам тропинки карликовые берёзки, до этого их никогда вживую не видел.

Дошёл до трубы, из неё вытекает ручей, дальше идти по камням, среди которых попадаются и «живые», гуляют под ногами туда-сюда. Перед самым перевалом небольшое ущельице со снежником, по краям стенки. Прошёл по левому краю снежника, и дальше стал забираться как бы по продолжению этого ущелья, но вовремя понял, что лезу не туда, надо левее. Повернул налево, и траверсом, по камням, потихоньку вышел на перевал.

С перевала идёт вниз натоптанная тропа. Виды замечательные, простор! Тропа спускается к притоку Тульйока, на берегу вижу палатку, люди загорают. Перехожу ручей, иду вдоль него, появляются первые ягоды (немного недозрелые): черника, голубика  и какая-то ягода тёмного, почти чёрного цвета, несъедобная – сухая, с косточками внутри.

Иду вдоль ручья, несколько раз перехожу по камням с одного берега на другой. Наконец  дохожу до слияния ручья с Тульйоком, перехожу его на левый берег, черпанув при этом ботинками воды. Тропа вдоль левого берега приводит к стоянке с кострищем. От стоянки тропа раздваивается – одна тропинка идёт дальше вдоль Тульйока, другая идёт налево, круто вверх. Поворачиваю по ней и начинаю подъём, сначала через лес, потом лес кончается. Однако крутенько, пришлось даже разок остановиться, передохнуть.

Постепенно подъём выполаживается, идти легче, открывается панорама с видом на Умбозеро. Попадаются красные ягоды, не знаю, что такое, похоже на толокнянку. Пологим подъёмом иду на север,  и выхожу к высоте 675,8, на ней тур с запиской в бутылке, записка вся промокла и сгнила.

Далее немного вверх и мой путь пересекает дорога (интересно, на чём тут ездят? и куда?), прошёл немного по дороге и свернул направо. Вышел к небольшому оврагу со снежником, от него пошёл на северо-запад, по тропе, тропа скоро кончается, стал двигаться вдоль склона, по камням, потом поднялся повыше, где поровнее, внизу видна тонкая лента дороги. Наконец показался край озера Академического, стал спускаться.

Смотрю, от озера в мою сторону поднимаются двое - мужчины, уже в возрасте, с небольшими рюкзачками. Спросили, как я шёл, я стал показывать по карте, они в ответ -  нам то, чего ты показываешь, всё равно  непонятно. Оказалось, они приехали на машине (?), и пошли погулять. Сказали, что поскольку карты у них нет, то пойдут обратно тем же путём, каким и пришли. На том и расстались.

Спустившись к озеру, стал раздумывать. Вроде бы  устраиваться на ночлег рановато, а идти дальше… так я полмаршрута за первый день пройду, да и неохота уже топать… Решаю оставить рюкзак и подняться на цирк над Академическим, пофоткать озеро сверху.  Поднявшись, вижу дорогу и на ней сначала одну группу туристов, потом ещё одну. Все идут в сторону пер. Юж.Рисчорр. Возможно, это более оптимальный путь к перевалу, чем обходить восточнее, через притоки Каскаснюйока.

Сверху пейзаж великолепный, внизу под ногами ярко-бирюзовое Академическое, а на горизонте в дымке, среди гор проглядывает Умбозеро.

Спустившись обратно по курумнику, ставлю палатку, готовлю ужин. Ветерок есть, но несильный (что, как говорят, для Академического нехарактерно), горелку не задувает. Вокруг ни души, впрочем, через некоторое время на другой стороне ручья, который вытекает из озера, появились люди. Там же они и остановились на ночлег.

Как только солнце зашло за гребень цирка, сразу резко похолодало. Залезаю в палатку, ложусь, но долго не могу заснуть. Непривычно светло, как будто бы лёг спать днём, поэтому подсознательно ощущаешь себя халявщиком.

26.07.13. 2 день.

Утро порадовало такой же прекрасной погодой, что и накануне – ни облачка. Позавтракал, отмахиваясь от комаров (не думал, что среди камней они водятся), собрался и вышел в районе 8 часов. Забегая вперёд, скажу, что собрался… м-м… не так, как надо.

Ещё за завтраком, решаю не идти на Юж.Рисчорр, так как весь свой маршрут могу пройти слишком быстро, а сделать крюк на пер.Умбозерский и оттуда к базе КСС.

Перейдя через ручей, подхожу к группе, что пришла вечером. Ребята из Рязани, руководитель  - взрослый мужчина и несколько подростков. Я с ними потом ещё встречусь.

Иду сначала на северо-восток, потом на север. Плато, по которому двигаюсь, довольно удобно для ходьбы, если бы только не ручьи, притоки Каскаснюйока, где приходится то спускаться, то подниматься. Зато со стороны плато хорошо видны все три перевала – оба Рисчорра и Умбозерский.

Наконец дохожу до ручья, что течёт с Сев.Рисчорра. Ого, а склон-то ничего так, крутенек. Осторожно спускаюсь по камням, упираясь на палки.  Внизу перехожу ручей на левый берег, по которому тянется хорошо набитая тропа. Двигаюсь вниз по ручью, навстречу то и дело попадаются группы, что идут на Сев.Рисчорр. М-да... прямо народное гуляние!

По тропе дохожу сначала до леска со стоянкой, а потом, повернув налево, через лесок, выхожу к притоку с Умбозерского перевала. Теперь начинаю двигаться вверх по ручью, слева встречаются красивые скалы, этакие слоистые пироги. Несколько раз перехожу туда-сюда через мелкие рукава ручья, затем выхожу на укатанную машинами дорогу.

Впереди виден перевал, хотя, перевал – это громко сказано, просто проход  между гор. А в этом проходе озеро, а за ним другое, действительно очень красивые, с очень прозрачной водой бирюзового оттенка. Солнце печёт, жара, так и тянет окунуться. Только вот вода ледяная. Ограничился тем, что умылся, поплескал на голову и походил немного по краю озера босиком.

Дальше пологий спуск по дороге, начинается лес. Когда пошли сосны, у меня появилось стойкое ощущение, что я где-нибудь в Крыму, погода, ну совсем на Кольский непохожая! Дорога, наконец, упирается в дорогу, что идёт на Гольцовое озеро. Поворачиваю налево и вскоре выхожу на вырубки, вид у которых очень неприглядный. А представить, что на этом месте начнутся горные работы, рудник… грустно…

Появляется база, несколько зданий за деревянной изгородью. У входа ряд столбов с набитыми на них табличками-указателями с названиями разных городов. Табличек столько, что столбы, кажется, вот-вот рухнут.

В одноэтажном деревянном домике с антенной отмечаюсь у дежурного по базе. Спрашиваю, вроде здесь где-то собирают подписи в защиту Хибин и против строительства нового рудника. Он пожимает плечами, советует зайти и спросить в гостинице, это такое двухэтажное белое здание напротив. Захожу, внутри что-то вроде холла, за столом несколько ребят пьют чай. Спрашиваю у них, один отвечает, что это дело (сбор подписей) прекратили. Позвонить домой также не удаётся, здесь берёт только Мегафон.

Выхожу с базы, иду к водопаду, метров 500 по дороге на юг, там налево ответвляется дорога, на ней указатель. Водопад можно осмотреть, как и снизу, так и сверху. Вдоволь нащёлкав фотоаппаратом, иду дальше по дороге вверх, вдоль ручья Рисйок. То и дело попадаются стоянки, но занятые. Наконец, на другом берегу ручья вижу хорошее место, перехожу, осматриваюсь. Что ж, в принципе можно остановиться, и даже сухих сучьев для костра насобирать (хотя в лесу из карликовых берёзок это непросто). Разбираю  рюкзак, и… ёпрст! Нет дуг и колышков от палатки! Оставил, балда, на прошлой стоянке у Академического!

Ругать себя можно долго, но надо идти, а путь только один – через пер. Южный Рисчорр. В общем-то, в это время года ещё не особо темнеет, хоть всю ночь топай, только вот подустал я уже, жара-то выматывает. Бреду вверх вдоль ручья, попалась группа, идущая с перевала к базе КСС (счастливые!). Холодает, усиливается ветер, одеваю анорак.  Дохожу до места, которое со всех сторон окружают горы. Подъём на перевал слева, хорошо видна тропа. Начинаю по ней пониматься, подъём несложный, шагай вверх по сыпухе, но всё равно, разок приходится остановиться, передохнуть.  Забираюсь на перевал, на нём установлен обелиск в честь погибшего в лавине туриста.

Далее спуск, с этой стороны перевала не такой длинный, выхожу на плато, где исток одного из ручьёв Каскаснюнйока, забираю вправо. Солнце садится, я бреду, спотыкаясь о камни, спуск к ручью, потом подъём, опять спуск... подъём… Фу-у, вот и озеро, дошёл! Стоят несколько палаток, рядом я вижу лежащие на камне свои чехольчики с дугами и колышками,  облегчённо вздыхаю. Из палатки показывается мужчина, говорит, что лежали неподалёку, он специально положил их так, чтоб было виднее.

Благодарю, отхожу в сторону, ставлю палатку, кипячу чай, перекусываю, потом заползаю в спальник - и спать, спать… Время на часах начало первого, наконец-то отбой.

27.07.13. 3 день.

Утром решаю идти через пер. Северный Рисчорр (ну, а через какой ещё? Южный-то уже прошёл!). Опять через знакомое плато, дохожу до ручья, что течёт с Юж. Рисчорра, прохожу вдоль ручья немного вверх, до того места, где не такие крутые стенки, перебираюсь на другую сторону, и на север, вдоль склона добираюсь до истока ручья с Сев.Рисчорра. На перевале виден большой снежник.

Начинаю подъём по камням, вдруг вижу, как на снежнике показалась фигура человека. Спускается очень медленно, осторожно, выдалбливая ногой в снегу уступы. На границе снега встречаемся – дядька из Питера, немного поговорили и разошлись, он вниз, я вверх. По снежнику идти скользковато, упираюсь палками. Солнце опять жарит, но от снежника обдаёт холодом.

Наверху снежник оканчивается перемычкой из крупных камней, затем опять участок снега, потом опять камни, и так чередуется несколько раз. По краям отвесные скалы среди осыпей. Несмотря на то, что кроме камней и снега вокруг ничего нет, меня кусает один комар, потом другой… Обалдеть, они в камнях живут, что-ли?

Снежники стараюсь проходить по краю, хотя на вид они очень плотные, можно, наверное, идти, и посерёдке. Пробираясь через каменные завалы между снежниками, нередко натыкаешься на «живые» камни. Но вот ущелье кончается, начинается долгий спуск, местами через курумники, где тропа теряется.

Спустившись, перехожу ручей Рисчорр по двум перекинутым с берега на берег стальным трубам, (вообще-то, тонковатым для переправы), и далее спускаюсь знакомой уже дорогой вдоль Рисйока. Сзади наползают тучи, слышны раскаты грома. Но дождя нет (да так и не будет в течение всего похода). Дохожу опять до базы КСС, спрашиваю у того же знакомого дежурного МЧС, где переправиться через Кунйок. Оказывается, за маленьким синеньким домиком есть спуск по лесенке к реке, там немного пройти вдоль берега, мимо бани, а за ней сразу мост.

На другой стороне вдоль реки идёт натоптанная тропинка. Иду по ней вверх по течению, попадается много хороших стоянок, но берег крутой и высокий, за водой ходить неудобно. Наконец находится стоянка, с хорошим спуском к воде, с кострищем, а вокруг полно черники. Неподалёку брод через Кунйок, по которому несколько раз проходят тургруппы (интересно, а почему не через мост? Недалеко же!).

Ужинаю, пью чай с черникой. Ложусь, и ещё долго слушаю, как шумит река.

28.07.13. 4 день

Утро ясное, чувствуется, что опять будет жарко. Вышел в районе 10 часов, по дороге на юг, в сторону пер. Петрелиуса. Рядом с моей стоянкой, оказывается. были очень живописные озёра, и стоянки на них удобные. Эх, немного не дошёл.

Решаю пойти сегодня не через западный Петрелиус, как планировал, а через восточный. Ну, всё-таки 1А, интересно посмотреть…

Дорога от моей стоянки идёт через эдакую классическую лесотундру: ели, низкие берёзки, черничник, вереск… В одном месте спугнул птиц похожих на соек, и крик у них такой же противный.  Дошёл до места, где дорога пересекает ручей Петрелиуса, посреди которого брошено несколько досок. Решил пока ноги не мочить, и свернул на тропу, которая уходила вправо от дороги. Тропа тянется вдоль ручья, иногда пересекает курумы, в них тропа теряется, но угадать можно. Местами встречаются удобные места для стоянок, на одном из них стояли палатки .

Не доходя до болота, тропа раздваивается, сначала пошёл по правой, но она стала забирать на запад, вверх, судя по всему к перевалу Чоргорр. Вернулся, пошёл  по левой тропе (рядом с ней стоит дерево с тряпкой на сучке, что-то вроде указателя), она выходит к болоту. Здесь сначала тоже не разобрался, и чуть было не полез по трясине, но вовремя вернулся, взял правее и вышел на утоптанную тропу,  которая приводит к ручью, протекающему посреди заболоченной низменности, и далее идёт вдоль него.

Иду, постоянно щёлкая фотиком – очень красиво кругом, а вода в ручье просто голубой хрусталь какой-то.  Постепенно дохожу до границы леса и оказываюсь на небольшом плато перед обоими Петрелиусами. Хорошо видна дорога в сторону Восточного Петрелиуса, иду к ней напрямик, через ручьи и поросль карликовой берёзки. Затем начинаю подъём по дороге до того места, где дорога упирается в снежник. По снежнику решаю не идти, и увидев справа тропу, перехожу на неё.

Она идёт сначала по сыпухе и небольшим камням, потом начинаются камни покрупнее. В камнях тропа периодически исчезает, но если внимательно присмотреться, что-то похожее на тропу можно обнаружить. Солнце жарит вовсю, ну Крым натуральный! Наконец забираюсь на перевал. Сильный ветер холодит тело через насквозь промокшую футболку. Хорошо видна долина Малой Белой с извивающейся лентой реки и озёрами. Прохожу тур, выложенный на большом камне-пирамиде, потом начинается спуск, и я выхожу к скальному обрыву. М-да.. здесь только на дельтоплане… Надо поискать другое место.

Сдаю назад, пробую правее, и тут вижу проход вниз между небольшими стенками, эдакая траншея. Угол приличный. Начинаю осторожно двигаться вдоль стенок, упираюсь палками, прижимаясь к левой стене. Под ногами монолитный камень, ботинки держат, не скользят, хорошо, что сухо. Стена кончается, дальше спуск идёт по камням и сыпухе. Справа, метрах в сорока, видна тропа, возможно лучше было бы спускаться по ней.

Так потихоньку сбрасывая высоту, выхожу на плато и иду к озёрцам. Они больше похожи на огромные лужи, посреди серой глины и камней. И хотя вода в озерцах прозрачная, пить её я не решился, несмотря на то, что питьё, что брал с собой, кончилось.

Пейзаж южного подножия г.Петрелиуса разительно отличается от вида с северной стороны. Он  похож на пустыню, никакой растительности. И пить хочется, как в пустыне. Но вот показались ручьи, что образуют исток М.Белой. Наконец-то можно напиться, умыться, и немного передохнуть.

Иду вдоль многочисленных притоков М.Белой, сначала по левой стороне, но потом, когда стали попадаться курумники, перебираюсь на правую сторону, где оказывается хорошо набитая тропа. По ней дохожу до озера (на карте безымянного). Удобное место для стоянки на берегу уже кем-то занято, поэтому иду дальше, и немного ниже озера, среди зарослей берёзок ставлю палатку.

Заходит солнце, и сразу резко холодает, появляется роса. Странно, почему-то здесь черника и голубика незрелые, зелёные. Может потому что низинка, так как взобравшись рядом на небольшой пригорок, нахожу голубику созревшую. На пригорке значительно теплее, эдак градусов на четыре-пять! Отсюда просматривается озеро Большая Имандра. Спускаюсь к палатке, и меня обдаёт холодом, как из  погреба, но перебираться на более тёплый пригорок и заново ставить палатку неохота.

Готовлю ужин на горелке, в этом березняке дров много не найдешь. Одев на себя термобельё, и и ещё фуфайку (ну вдруг… холодно будет), залезаю в спальник.

29.07.13. 5 день.

Утром опять такое же безоблачное небо, и ближе к десяти часам начинает хорошо припекать. Размышляю немного, а не сбегать ли радиалку на г. Юдычвумчорр, но прикинув, что придётся переть туда-сюда по жаре, отказываюсь от этой затеи.

Собравшись, иду уже знакомой тропой вдоль реки, теперь вверх. Перед подъёмом на пер.Рамзая перехожу через ручьи  на другую сторону. Тропа на Рамзай хорошо видна из долины. Поднимаюсь, дохожу до начала ущелья. Кругом нагромождения камней. Если обернуться назад, то видно, как среди гор синеет озеро Большая Имнадра.

Начинаю пробираться по ущелью, здесь прохладно, ветер дует, как в аэродинамической трубе, эхо от звука шагов и стука палок о камни. Идти надо внимательно, высматривая не очень-то различимую тропу, а то можно полезть не совсем туда. Справа на отвесной скале непонятное сооружение – торчит палка, вокруг неё намотаны тряпки, какие-то рейки… В конце ущелья пологий снежник, были б санки – ух, скатился бы…

Далее спуск по ручью, довольно скучноватый. Небо начинает затягивать облаками. Иду по левой стороне ручья, потом перехожу на другую сторону, и обходя скалу, вижу небольшой водопадик, живописный такой. Затем тропа по правому берегу исчезает, и дальше иду только по левому.

Потом от основной тропы ещё одна ответвляется слева круто в гору. Решаю двигаться вдоль ручья, и может быть зря, поскольку идти не очень удобно, тропа узкая, петляет среди деревьев, корней, кустарника…  Иногда тропа забирает немного вверх, и там начинает попадаться черника, правда не очень зрелая.

Иду через лес из кривых берёзок, с серебристо-серой корой, как у осин, и затем выхожу на дорогу, что проложена вдоль озера Малый Вудьявр. Направляюсь по ней на запад, в сторону Кировска, и через несколько сот метров попадается съезд с дороги к озеру. По нему выхожу на поляну, никого вокруг нет, что ж, неплохое место для стоянки. Вода в М. Вудьявре, как и во всех хибинских озёрах, кристально прозрачная. Хорошо бы окунуться, что и делаю. Здорово освежает!

Ставлю палатку, перекусываю, со стороны той части озера, что ближе к городу, слышна музыка, разговоры… Вот уже и цивилизация о себе напоминает.

Чайки носятся над озером, время от времени поднимая истошный крик, гоняясь друг за другом. Интересно, ночью также орать будут?

30.07.13. 6 день – финальный.

Как я и опасался, чайки на ночь и сами спать не ложились, и мне не давали. Ну правильно, ночи, как таковой, ведь нет… чего спать-то…

Утро выдалось облачным, но тёплым, мошка такую погоду любит, что и  подтвердилось. Позавтракал, собрался, отмахиваясь от мошкары, и пошёл по дороге к городу. Дорогу время от времени пересекали ручьи, за поворотом на обочине стоял крест, сваренный из стальных труб, а немного подалее большой камень с привинченной табличкой: «… нас влекло стремление не только изучить эту замечательную природу, но и овладеть её богатством, подчинить их воле советского человека и тем оживить этот безлюдный пустынный край».

Грунтовка через некоторое время вышла на широкую дорогу из гравия, и пока я по ней шёл, взад-вперёд сновали большие самосвалы, обдавая тучами пыли.

Через какое-то время дошёл до Ботанического сада, объявление на нём извещало, что полярно-ботанический сад-институт КНЦ РАН проводит экскурсии в музей и оранжерею строго по предварительным заявкам. Предварительной заявки у меня не было, в сад не пошёл, а позвонив сначала домой, а потом в КСС, вызвал такси.
   Кстати, пока ждал такси, заметил, что у ограды бот.сада буйно цветёт борщевик. Стало быть родной, и до Заполярья добрался!

Через полчаса прикатил молодой джигит на «девятке», и помчал меня на скорости, какую максимально мог выжать из своего видавшего виды авто. Высадившись на ул.Ферсмана, я походил по городу, купил продуктов, немного перекусил на скамейке рядом со Сбербанком. Город – панельные пятиэтажки, выбитый асфальт на тротуарах, ветер… По Ферсмана дошёл до железнодорожного моста, там повернул и идя вдоль железной дороги, добрался до вокзала.

На вокзале встретилась знакомая группа из Рязани (с которой пересекались у Академического). Они рассказали, что были в Кировске в краеведческом музее, жаль не знал, что есть такой музей, а то бы тоже заглянул.

Прибыл поезд, вагон практически пустой, занято всего пять-шесть мест. Но моё недоумение разрешилось, когда остановились в Кандалакше - пустое пространство вагона сразу исчезло  от толпы туристов-водников и их огромных рюкзаков и баулов.

Вот такое знакомство с Хибинами.