Cт. пл. 110 км – р. Бол. Пайпудына – руч. Золотой – пер. - р. Лонготъёгана – пер. – р. Немуръёган – р. Сядотаяха – пер. – р. Гэна-Хадата – р. Хадата – руч. Ворга-Шор – пер. – оз. Бол. Щучье – р. Нодэяха – р. Щучья – пер. – р. Гердизшор – р. Мадъяха – р. Щучья – фактория Лаборовая – «Бованенковская трасса» – р. Харбей – ст. Обская – ст. Лабытнанги. Общая протяженность: 386 км. Маршрут пройден 19-28 июля 2009 г, продолжительность 10 дней, в т.ч. 1 дневка. В среднем, в день 43 км.

Общая характеристика маршрута

Маршрут проходил по северной части Полярного Урала севернее ж/д ветки Сейда-Лабытнанги. Единственными постоянными населенными пунктами на протяжении маршрута являются фактория Лаборовая, поселок Обская и город Лабытнанги на финише. Необходимо планировать автономное обеспечение на все время прохождения маршрута.
Начальная часть маршрута проходит в горной местности и, в целом, является пригодной для велотуризма. Здесь присутствуют дороги хорошего и приемлемого качества, по которым можно передвигаться на велосипеде большую часть времени. Дороги, как правило, проложены по долинам рек. Рельеф альпийский а местность очень необычна и живописна (тундра, лесотундра). Горы невысокие, с высотами порядка 1000 метров. Перепады высот  на перевалах небольшие – в пределах 300 м, набор высоты плавный. Основными препятствиями для движения являются броды через реки и ручьи, а также заболоченные участки. Броды преодолеваются без специального снаряжения, однако течение в реках стремительное, а вода холодная. В период высокой воды, как было в нашем случае, переправа может потребовать немало времени и острых ощущений.  Заболоченные участки встречаются повсеместно – в районе перевальных озер, в долинах рек, на восточных склонах и в тундре. Топких болот нет, но движение с велосипедом крайне затруднено.
Вторая часть маршрута – от вдоль р. Щучья и далее до Лаборовой (р. Нодэяха – руч. Молтасё – руч. Гердизшор – руч. Мадъяха – р. Щучья – фактория Лаборовая) проходит по тундре и представляет собой болото, передвигаться по которому можно только пешком. Очень желательно здесь иметь велорюкзак с лямками, поскольку это позволит приятно разнообразить волочение груженого велосипеда по болоту. В обширных болотистых участках существуют проблемы с питьевой водой. Ее источником могут служить крупные ручьи, а в тундре - озера.
Переправа через р. Щучья близ Лаборовой имеет вероятностный характер. В период высокой воды брода мы не нашли – ни в показанном на карте месте, ни в описанном группой Бекетова-Гуревича, ниже по течению. Нам повезло с попутными вездеходами. Вездеходчики переправлялись в 500 м выше по течению от отмеченного на карте места. Однако для них имеет значение пологий берег, а не глубина или скорость течения. В отсутствие транспорта переправиться можно будет только вплавь. Лаборовая находится далеко от реки и лодок там нет, хотя могут быть вездеходы.
Заключительная часть маршрута (от фактории Лаборовой до ст. Обская) – укатанный щебеночно-гравийный грейдер протяженностью около 140 км. Близ Лаборовой и ст. Обской он хорошего качества, а в середине сильно разбит грузовиками. Движение на трассе практически отсутствует. По проложенной рядом однопутной железной дороге курсируют мотовозы и рабочие поезда. Со слов рабочих, раз в сутки есть пассажирский (скорее всего, тоже рабочий) поезд, который останавливается только на разъездах, расположенных через 30-40 км. На перегоне поезд не остановится. Попутного транспорта за все время движения мы не встретили, поэтому необходимо рассчитывать только на свои силы. Магазины есть в Лаборовой и вскоре за мостом через р. Щучья – в оранжевых балках слева от трассы (при движении в Обскую). Цены и ассортимент северные. Между поселком Обская и Лабытнанги проложен асфальт (11 км).
Местность открыта всем ветрам, преобладающее направление – северное и северо-западное, с океана. Это наиболее сильные ветры, средняя скорость 12-15 м/сек. Бывают ветры западного и юго-западного направления. Нам повезло, и ветер был попутным на всем протяжении Бованенковской трассы. При необходимости ехать против ветра, возникли бы серьезные трудности, поскольку скорость его очень велика, в особенности, в утренние и вечерние часы (сносит груженый велосипед).
Климат Полярного Урала суровый. В середине июля на склонах хребтов местами еще белеет снег, а в конце августа- начале сентября вершины уже покрыты снегом. В начале мая наступают белые ночи. В период с 1 июня по 11 июля продолжается полярный день и солнце вообще не заходит. Период белых ночей продолжается до начала августа, что при необходимости позволяет увеличить ходовой день. В начале августа ночи уже темнее: ежедневно день убывает на 10 минут. В середине месяца кончается лето: желтеет трава, ночи становятся длинными, темными, часты заморозки и туманы. Погода непостоянна – облачность и дождевые облака могу появиться в течение нескольких минут. Погода в течение всего похода стояла жаркая (до +37) и сухая. В безветрие ее переносить тяжело из-за высокой влажности. С заходом солнца температура резко падает и держится около нуля, возможны заморозки.
Растительность, в основном, представлена карликовой березкой, луговыми травами и цветами.  Конец июля — разгар цветения растений в горах. Ягоды подходят позже, в первую неделю августа. Крупные кусты и деревья встречаются редко – в основном, в глубоких, защищенных от ветра долинах рек, либо на юге – в районе пос. Полярный, р. Харбей, в долине р. Щучья. Это ольха, ива, лиственница. Кусты по берегам рек и ручьев представляют собой серьезное препятствие для движения. В качестве топлива можно использовать сухие ветви, которых достаточно на вездеходных «трассах», плавник, остатки строений, однако гораздо практичнее использовать газ.
Животный мир разнообразен. Июль – пик активности комаров и мошки. Из крупных хищников есть волки, медведи, росомахи, рыси.  На дорогах постоянно встречается мелкая живность – зайцы, ласки, птицы.
Местное население занимается оленеводством, рыболовством и охотой. Люди настроены доброжелательно. Возле переправы через р. Немуръёган есть балок с магазином. Возле оз. Бол. Хадата Юган Лор – несколько пустых балков. Возле оз. Щучье живет егерь, в течение нескольких лет работает экспедиция геофизиков. Близ озера Харампэто, у дороги в Лаборовую, расположен православный детский лагерь «Земля надежды». На дороге от Полярного к Хадате могут встретиться вездеходы или ГАЗ-66. Далее, в сторону Щучьих озер, транспорта еще меньше, поскольку здесь начинается территория заказника и необходимо разрешение, а дороги сильно разбиты. Туристов в районе немного, место популярно у водников. Встретили 2 пешие группы в районе Лонготъёгана и Хадаты.
Необходимо отметить, что весь маршрут находится в пределах погранзоны (установлена ФСБ в 2007 г), поэтому необходимо получить разрешение, связавшись с погранотрядом в г. Салехард. Значительная часть маршрута (р. Хадата – оз. Щучье – фактория Лаборовая) проходит по Горно-хадатинскому заказнику, поэтому необходимо также получить разрешение администрации заказника, расположенной в г. Салехард. Ни то ни другое разрешение мы получить не успели (надо планировать на это, как минимум, месяц). На станции Сейда стоит блок-пост, устроенный в поезде; по информации от местных жителей, проверки бывают в речном порту и аэропорту г. Салехард. Нам повезло, и никто нами не интересовался. Егерь отнесся к нашему появлению спокойно. Делу помогло наличие маршрутной книжки с печатью МКК.

Снаряжение

Велосипеды – Merida Matts Sport 700 (2004), GT Avalanche 1.0 (2008), велорюкзаки AVL75 и «Снаряжение». Палатка - Normal «Отшельник». Для приготовления пищи использовались газовые горелки – Kovea и MSR и складной алюминиевый экран для горелки Kovea, позволивший добиться существенной экономии газа.  Для преодоления многочисленных водных препятствий на маршруте, а также хождения по болоту очень удобным оказался комплект из тонких неопреновых носков и сандалей для водных видов спорта. В такой обуви можно с комфортом находиться в течение ходового дня, а на биваке переобуться в сухие кроссовки или ботинки. При движении обувь испытывает серьезные нагрузки (хождение по воде, камням, грязи, кустам), поэтому должна быть качественной и крепкой. Желательно наличие защиты пальцев и передней части стопы. В середине лета обязательны накомарники и промышленные запасы репеллентов.
Для навигации использовался комплект карт ГШ (1, 2, 5 км), спутниковые снимки районов Лаборовой, р. Харбей и г. Лабытнанги, а также компьютер FSC Pocket Loox N560 с программой OziExplorer CE. Для подзарядки компьютера в походных условиях применялась Li-Pol батарея Prestigio PowerBank 301. Маршрут движения записан при помощи GPS-логгера Holux M-241. Ориентирование не представляло проблем, поскольку движение происходило либо по дороге, либо по очевидному вездеходному следу.