Разные разности в Паштровичах
Монастырь Прасквица - Челобрдо - Монастырь Рустово - церковь Св.Спиридона - форт С.Спиридона

Монастырь Рустово и паштровические легенды

2016-04-26--13-26-12_hf

Черногория в этот раз встретила меня дождем и бесконечной пробкой из-за ремонта дороги южнее Будвы. Если дождь всё же иногда прекращался, то надежды на то, что пробка рассосется в ближайшие дни, не было никакой. Собственно, поэтому и все свои планы я постарался строить так, чтобы посещать места расположенные южнее этой будванской засады.
Южнее Будвы тянется вдоль побережья Паштровичева гора. Место это мной исследовано далеко не полностью. Так что было где развернуться.

Монастырь Прасквица

Знакомой дорогой, от Ядранской магистрали сворачиваю к площадке монастыря Прасквица. Здесь намечена точка рандеву с «легким кавалеристом» - мотоциклистом Булатом. Дальше, по нескольким виточкам серпантина поднимаемся вверх, к площадке у памятника жителям Челобордо, погибшим во Второй Мировой войне, и к Егоровой плите, Затем недолгий путь в глубину холма Челобордо приводит нас в Рустово, к небольшому, новому женскому монастырю.
Вид с холма Челобордо, от окончания Егорова пути на монастырь П
Вид с холма Челобордо, от окончания Егорова пути на монастырь Прасквица и о. Свети Стефан

2016-04-26--13-22-50_hf

Монастырь Рустово был освящен в январе 2003 года. Однако сетевые источники переписывают друг у друга, буквально под копирку, леденящую кровь историю этого места, относящуюся еще к XIV веку.
Ох уж эти мне черногорские байки!
История в них выглядит примерно так:
В 1381 году Венгерский король Людвиг отправил карателей (именно так чаще всего и пишут!) против паштровичей, и перебил он этих паштровичей аж 1400 человек. Большая часть убиенных была захоронена на месте нынешнего монастыря Рустово.
Не могу оспорить, однако сам не могу поверить в такую огромную цифру паштровических потерь.
Большинство сетевых источников особенно уделяет внимание тому, что паштровичи пали за православную веру … и тут же пишут, что они были союзниками Венеции. Как-то одно с другим не стыкуется. Думается мне, что вера здесь совершенно не при чем.
Паштровичи оказались разменной монетой в большой южноевропейской заварухе. Еще с 40-х годов XIV века Людовик венгерский начал терзать Венецианские владения в Далмации. После почти 20 лет беспрерывных войн ему удалось изгнать венетов из всех приморских городов. А с приснопамятного 1381-го Венеция стала платить Людовику дань и в праздничные дни поднимать венгерский флаг на площади Святого Марка. (Вот, докатились!).
«Когда паны дерутся, у холопов чубы трещат». И маленькие Паштровичи оказались как раз таким «холопом». Причем были они именно холопами (вассалами) Венеции, а вовсе не равноправными союзниками. Вот и накатили на них наемники Людовика венгерского, как каток на лягушку, даже не задумываясь о вопросах вероисповедания.
Однако вернемся, пожалуй, от ковыряния в истории в наши дни.
Храм намного более древний чем сам монастырь Рустово - церковь Успения Пресвятой Богородицы. Точная дата строительства от меня ускользнула. В сети можно найти информацию, по которой церковь построена в XIV, XV или XVI веках. Храм построен паштровичами на месте более древней и гораздо большей церкви, части фундамента которой можно разглядеть и сегодня. В 1667 и 1979 церковь была разрушена землетрясениями, но отстраивалась вновь и вновь.
Второй храм монастыря расположен в келейном корпусе и освящен во имя Святого Бенедикта Нурсийского.
В 2005 году на территории монастыря Руство был заложен и освящен храм Царских страстотерпцев Романовых, единственный на территории Черногории и Сербии. Строительство этого небольшого деревянного храма в русском стиле было закончено в 2006 году. Именно в фундамент этого храма перезахоронены останки паштровических страдальцев павших в бою с армией Людовика.
2016-04-26--13-31-16_hf
2016-04-26--13-23-34_hf
2016-04-26--13-23-12_hf
Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Глубоко меня трогает судьба Царственных Страстотерпцев. Я всем рассказываю о доме, в котором они были убиты, и о Ганиной яме. Само событие убийства Царственных Страстотерпцев – это историческая грань мирового масштаба. Так же, как и прославление их в лике святых. И эти храмы на их крови – именно явление мирового масштаба.
     У нас тоже построен небольшой храм в их честь в монастыре Рустово. © митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий

2016-04-26--13-27-34_hf
Деревянная церковь Царских страстотерпцев Романовых

Малые размеры монастыря чрезвычайно затрудняют фотосъемку. Очень сложно подобрать ракурс так, чтобы в кадре поместилось то, что хочется запечатлеть.
       В монастыре несут службу всего восемь насельниц.
Отличительной особенностью Рустово является собственная аптека. Мне приходилось встречать рустовских монашек, которые собирали лечебные травы на лугах Челобордо. В обители готовят мази, настойки, кремы, бальзамы и чаи, делают вино из инжира, зубную пасту на основе зеленой глины и местных трав.