Далёкая страна на другой стороне планеты. Что привело меня в эти места? Собственно я ещё в детстве с интересом смотрел на эти бескрайние просторы Тихого и Великого океана, занимающего почти половину нашего шарика, с маленькими островами, коралловыми рифами и множеством маленьких государств. Но решающий шаг я сделал, прочитав изложение http://www.marshruty.ru/Travels/Travel.aspx?TravelID=ef78c32c-d214-4063-9413-7119888c8ce8 - краткий путеводитель по островам Океании.
Нитка маршрута Самоа Фиджи Вануату

Самоа

Не буду повторять отчёт Баклана, всё что он говорит о Самоа – правда. Здесь действительно сохранилась самобытная культура не «для туристов», а «для себя». Конечно, тут есть и рынок сувениров (10-50t) (действительно сделанных здесь и из дерева, а не из пластика и в Китае и без диких накруток – запрашиваемые цены раза в два ниже, чем в соседнем супермаркете) и есть ансамбли «песен и плясок аборигенов» в дорогих отелях, но эти же самые аборигены - самоанцы точно так же пляшут для самих себя в многочисленных деревнях и художественно вырезают поделки для своих домов. И сами самоанцы – дружественные расслабушные люди, не гнушающиеся, впрочем, работой, и природа здесь красивая. Очень радуют повсеместные цветы – в лесах, в садах, у всех фале, в волосах девушек (в Океании в большинсве стран цветок в правом девичьем ухе означает «я занята», в левом – «я свободна и хочу любви»), на столах в столовых, даже в туалетах. Самоанцы любят чистоту (правда только на своей территории, по обочинам остатки упаковок и прочий бытовой мусор присутствует, но не в таких количествах как даже в Тае) и красоту. И танцы и музыку любят – страна небольшая, но большое количество разнообразных самодеятельных и профессиональных музыкантов и танцоров.
Сразу по поводу танцев. Советую посмотреть пару шоу – одно в столице (проводится почти каждый вечер в одном из отелей или ресторанов, около 60t шоу+буффет), где более профессионально, но коммерчески, и одно «в глубинке» (только вечером в субботу, и не каждую), где более просто, но от души. Последнее, например в Faofao beach fales (20t шоу+буффет). Иногда и просто едешь, а народ танцует в одном из фале – остановитесь и посмотрите.
С последнего издания Lonely Planet (LP) 2006года цены в тало подросли раза в полтора. Курс 3.8 тало за 1 евро. Умножив на 10, получаем чуть заниженную стоимость в рублях. Цены на всё чуть дороже тайско/малазийских, но не на много.
Началось у меня всё с приключения по прилёту. Прилетел я посреди ночи, дешёвые автобусы (2.5тало) уже не ходят, а платить за такси я не хотел, да и за отель на 7 часов тоже. Планировал найти, как я обычно делаю в таких случаях, лесочек у аэропорта и заночевать там в своей минипалатке. Прилетев, обнаружил сильный дождь и непрерывную деревню на многие километры до самого Апиа. Собственно оказалась, что тут практически всё побережье Upolu – одна большая деревня и лес начинается только где-то в 1-2 км от прибрежной дороги. Правда, совсем рядом с аэропортом, джунгли есть, но они именно по дороге от Апиа, а не к ней. Ну, короче, пройдя километра четыре, я плюнул и, пройдя через одну из уснувших деревенек, заночевал среди банановых плантаций. Проснулся я оттого, что кто-то заглядывает в мою палатку, а, увидев мои позывы к пробуждению, даёт деру. В общем, я обнаружил, что вход открыт, а кроссовок моих нет. Повторяется Индонезия (где у меня увели сандалии на автовокзале), подумал я, и, увидев, что вокруг уже ухаживают за бананами дети и пожилая женщина (посматривая искоса на мою палатку), я решил по быстрому сворачиваться. Впрочем, ботинки мне скоро вернули, когда ко мне подошёл хозяин деревеньки с сыном (один из них и увёл мои ботинки). Немного поболтав с ним (он никак не возражал против моей ночёвки, только очень удивлялся), я отбыл в Апиа. Кстати, дети тут одна из небольшого числа напастей - любят поприкалываться, поспрашивать, откуда ты, как тебя зовут, ходить рядом глазея итп. В общем, обычные дети из развивающихся стран «без тормозов». Те, которые чаще общаются с иностранцами – полегче. Да и первые быстро привыкают и перестают надоедать своим любопытством, если живёшь рядом с ними несколько дней. Взрослые намного более невозмутимы, хотя в них сохраняется большая часть ребёнка, которого они не боятся показывать.
Другая неприятность, которую я тут встретил международная – таксисты. Эта мерзкая нация имеет, похоже, общие черты во всех странах. Мне надо было возвращаться в своё фале Фаофао из национального парка за 25км, а попуток уже почти не было (автостоп тут распространен). Ну и поймал такси, сторговался с 30 до 20, так этот урод, по приезду начал хватать за руку и требовать опять 30 – далеко типа получилось. Когда не получилось уломать меня (грозил отвезти обратно – я не возражал), он попытался развести хозяйку Фаофао бич. Когда я объяснил ситуацию, мы все его дружно послали, а местные долго возмущались «тупым таксистом».
Вообще то я на Самоа рекомендовал бы обязательно рентовать хотя бы часть дней средство передвижения – автобусы тут есть и дешёвые, но далеко ходят редко, забитые, внутри курят (хотя надо сказать местные не очень любят это занятие) и добираться до красивых мест, а потом возвращаться неудобно – очень многие автобусы ходят даже в будни дни только до середины дня – узнавайте расписание заранее у местных. И ходят автобусы только в сторону Apia/Salelologa и обратно, а не между аттракциями. К сожалению, тут почти не развит мотобайкинг и его рента, который я очень люблю. Но пару мест на Upolu я всё же нашёл. Во-первых, можно выпросить сильно поюзанный байк с убитой каской на 7 часов с около 8-00 до 16-00 (время работы) у техника Неву (+ 685 7746831) с автосервиса чуть южнее рынка сувениров за 50 тало (у него и брал), а во-вторых, можно взять байк получше на день за 80тало (не торговался) в Hidden Garden фале (+685 25416, см LP), если вы в нём живёте.
Кстати, тут вообще жизнь часов в 16-00 замирает, перестают работать многие магазины, банки, рынки итп, не ходят автобусы – будьте внимательны!
В целом же всё было хорошо. Очень беспокоился на счёт погоды – я приехал в самый разгар сезона дождей, но мне очень повезло - ливни обычно поливали только с полдня и то лишь в начале (на Фиджи в это же самое время было мощнейшее наводнение с затопленными городами, деревнями и аэропортами).. Я даже успел тут сильно сгореть за 4 часа одного каякинга, так что кожа лоскутами слезала. Собственно я тут занимался именно спортивно-природной стороной развлечений – каякинг (купил проездом в Австралии надувной каяк «Стрекоза» за 300евро), сноркелингом, дайвингом и немного треккингом). Кстати, тут, в тропиках, так тепло, что в ливни никто не носит никаких плащей, курток итп. Просто ходят в стандартных футболках и шортах/«местных юбках», а когда солнце снова выходит, высыхают за несколько минут, очень удобно, кстати, так что ничего плащеобразного брать не надо
Из мест в самом Апиа жил в вышеупомянутом Hidden Garden (b&b 40t) и в Valentine’s motel (b&b 60t), первый мне понравился больше несмотря на обилие вечерних комаров – почти рядом с центром горда, но обстановка абсолютно природно-деревенская – кругом цветы, дорожки и красивые фале. Если вы не сторонники «звёзд» - рекомендую ознакомиться.
Местный Paolo Deep Marine Reserve впечатление не произвёл – просто удобный сайт рядом с городом для небольшого сноркелинга за 5t с пресным душем, ничего особенного.
Из мест проживания вне Апиа – смотрите сами. Стоимость фале с питанием/без – от 60/25t до 90/50t повсюду. В тех что подороже всё чуть лучше и там можно чуть сбить цену (как всегда приведя причину – буду жить долго/не ем мясо/рядом предлагают дешевле итп). В целом тут цены на всё для туристов не завышают в расчёт на торговлю, сбить можно только в редких случаях и приведя именно обоснованную причину. В некоторых фале розетки есть, в других – нет, спрашивайте. На Upolu жил в Faofao beach fales (домашняя такая обстановка с милым персоналом, настырными детьми и приветливыми девушками), на Савайи – в Jane’s Beach Fales (ничего особенного) и Lusia`s Lagoon Chalets (обалденно красивое место, с фале на сваях у берега, пляжа нет, но очень прикольный дизайн и великолепная лагуна, если очень надо – позагораете на веранде).
Питание в местах проживания представляет собой небольшой завтрак (фрукты, чай/кофе, тосты и иногда яйцо/омлет), обед и ужин – посерьёзнее, местами в национальном стиле, местами – в западном, в некоторых местах - шведский стол (надо заранее спрашивать «буфет» будет или нет). Если вы вегетарианец это никого не удивит, и вас соответственно обслужат - в России вот это никак не понимают. А вот что тут не понимают, так это две вещи – купание в плавках (здесь принято купаться в австралийском стиле – семейные трусы по колено клоунских расцветок) и отсутствие/малое количество детей. Впрочем, особо своё мнение не навязывают, поудивляются и всё. Кстати, это всё никак не мешает, даже при самоанской любви к походам в церковь, болтать о сексе (бум-бум по-местному), подружках итп, а местным девушкам интересоваться надолго ли вы тут стоите (если на недельку или более, они не прочь завести с вами небольшой, но плотный романчик ).
Из природных сайтов на Upolu я бы рекомендовал красивую затопленную пещеру Fatumea Pool на берегу океана (3тала), 100метровый водопад Papapapai-tai, небольшой лёгкий трек недалеко от Апиа в Mt Vaea Scenic Reserve с красивым лесом и водопадиком, который может пройти и неподготовленный человек, гораздо более трудный трек (типичный грязновато-мокрый трек по глине в дождевых лесах, особенно трудный после ливней) к горному озеру Lanoto’o который красив скорее не озером, а растительностью вокруг и ещё более трудный и худший в моей жизни (половина проходит по заросшим полуоткрытым пространствам с высокой травой и брёвнами под ногами и только концовка – по лесу), но который ведёт к лавовой пещере Pe’ape’a , в которой живут птицы, ориентирующиеся в темноте так же как летучие мыши – эхолокацией. Рядом с началом последнего трека есть система водопадов Togitogiga, в водоотбойные котлы которых можно попрыгать с трёхметровых утёсов. Все эти аттракции кроме первой бесплатные. Есть тут и другие водопады, но они за деньги и особого впечатления на меня не произвели.
К сведению тех, кто пойдёт треками.
Трек к озеру надо идти так – от основной дороги по схеме в LP идёт отвилок, вначале побитый асфальт, потом щебёнка, потом грунтовка спуском, выходящая к паркингу. Поворачиваем налево и идём 300 метров по небольшой дороге до помеченного синими ленточками места в заборе справа. Перелазим и идём по заросшей тропе вначале через поле и полуоткрытости, потом через лес. В лесу трек обозначен синими ленточками. В один конец – 20-40мин.
Трек к пещере начинается от домиков службы парка. Вначале идти заросшей тропой через лес на запад, метров через 300 будет поворот направо, там начинается разметка красными ленточками. На полях она часто пропадает, будьте внимательны. В один конец – 2-4 часа.
Гиды на обоих не нужны, но нужна подготовка.
На Savaii рекомендовал бы посетить залитую лавой деревушку вблизи Sale’aula. (5t)
Трек к бывшему вулкану (20t) впечатления не произвёл – просто заросший деревьями огромный резкий провал. Был на Afu aau falls (5t) и Pulemelei Mound (5t) - впечатления тоже не произвели – водопадик с местом для купания и большой холм из камней.По лавовым пещерам я тут не лазил и вообще на Savaii обленился куда-то ходить - мотобайка не было и я в основном каячил по волнам с утра до вечера, иногда сваливаясь с каяка в прибойных волнах, иногда собирая части каяка в мое радиусе 50м после очередной попытки «серфинга на каяке».
Нырял только на Savaii – с Dive Savaii – так, средненький дайв на троечку по умеренным расценкам (500t/4 дайва) c очень интересным (как человек) инструктором живущим тут с женой и дочкой и, как и я, не любящим мусора и курения .
Касательно оплаты мест посещений. Где-то оно стоит того, где-то, на мой взгляд - нет. Когда за посещение красивого водопада с ухоженным садом, лесенками, скамейками и непременным туалетом берут 3-5 тала (причём с местных - тоже), это я одобряю. Когда полуголый хрен на горе хочет 20t за проход к заросшей деревьями большой дыре, которая была когда-то вулканом и дорогу к которой проложил даже не он, а какие-то волонтёры с европейскими фамилиями, или сельчане требуют 10-20t за проводника к пещере, к которой без проводника ходить нельзя, а разметку к которой они случайно не сделали – категорически нет. В общем, решайте сами. Можно, наверное, и не заплатить, но если поймают, а детей здесь много и они любопытные, то будет очень неудобно.
Оплату «за место» тут вообще платят повсеместно, бережок у моря в самой столице, рядом с инфо-фале, стоят на газончике открытые бунгало, вроде для туристов и отдыхающих, в одном есть розетка, решил написать часть отчёта на нетбуке – прибежал один местный, - «Почему не спросил разрешения пользоваться?» Впрочем это не помешало ему чуть спустя мило беседовать со мной о России, Самоа и угощать меня кофием. Такие здесь вроде правила, хотя это несколько необычно для европейцев и русских.
Выводы:
Самоа идеально подходит для неспешного одиночного или семейного отдыха, почитать книжку, сидя на красивом берегу океана в милом фале, понаслаждаться цветами и деревеньками и небольшими вылазками на приятные и опять таки спокойные места. Люди, по сравнению с другими странами, не сильно приставучи и доставучи и отличаются оригинальной культурой, действительно чем-то напоминало Мьянму. Но мирового значения дайвсайтов, гор или природы вы тут не найдёте и любителям зажигать на дискотеках или на бурных реках тут делать особо нечего. В целом, на мой взгляд, посетить стоит, но вряд ли больше 10 дней.