г. Елизово - г. Петропавловск-Камчатский - п. Козыревск - в/с Копыто (Стол) - р. Бараний - р. Студеная - влк. Плоский Толбачик (3084 м, траверс 1Б) - влк. Острый Толбачик (3672 м, 2А, рад.) - Активный конус ТТИ-50 (1742 м, рад.) - соп. Горшкова (1199 м, рад.)(Северный прорыв) - воронка Звезда - ур. Кекуры - Южный прорыв - р. Толбачик - ур. Долгий Аллас - пер. Асхачный увал - оз. Утиное - оз. Крайнее - ур. Кипелое - р. Левая Щапина - р. Большой Иульт - р. Средний Иульт - р. Малый Иульт - Тумрокские гор. ист. - р. Поперечный - влк. Кизимен (с севера до 2200 м, 1А, рад.) - р. Поперечный - пер. через хребет Тумрок (1414 м, 1А) - р. Лиственничная - р. Сторож - р. Тихий - р. Комарова - р. Луговой - влк. Приходченко (1161 м, н/к, рад.) - вершина 1997 м - влк. Высокий (2153 м, 1А) - влк. Малый (1871 м, н/к) - влк. Комарова (2050 м, 1А) - ур. Гамченский дол - р. Левая Трухинка - влк. Шмидта (1741 м, связка двух перевалов 1Б) - р. Станичная - влк. Кроноцкий (траверс склона до 1273 м, 1А) - р. Кроноцкая - оз. Кроноцкое - сух. русло Быстрый ручей - Кальдера Крашенинникова (1066 м, н/к) - ур. Шлаковая Долина - ур. Тундра Ровная - ур. Каменистая Долина - р. Узон - соп. Открытая (1124 м, н/к) - р. Глухой - р. Шумная - Кальдера Узон (655 м, рад.) - р. Глухой - р. Шумная - пер. 843 м (н/к) - р. Безымянный - р. Фумарольный - влк. Центральный Семячик (999 м, н/к, до оз. Черное, рад) - влк. Бурлящий (954 м, до ур. Парящая Долина, рад) - пер. 1032 м - р. Первая Речка - р. Кислый - Нижне-семячинские гор. ист. - р. Горячий Ключ - побережье Тихого Океана - Лиман Семячик - р. Теплый - р. Бармотина - р. Старый Семячик - р. Новый Семячик - р. Быстрый - ур. Открытое - влк. Малый Семячик (траверс склона до 966 м, н/к) - оз. Пересыхающее - влк. Карымский (траверс склона до 789 м, н/к) - р. Карымская - Карымские гор. ист. - Карымское озеро (влк. Академии Наук) - гор. ист. Академии Наук (рад) - пер. 933 м (1А) - р. Карымский - р. Кедровая - р. Обрывистый - р. Жупанова - пер. Дзендзур (Сороса) (1485 м, 1А) - р. Желоб - р. Шайбная - Таловские гор. ист. - р. Таловая - ур. Медвежья Тундра - р. Горячая - пер. Пиначевский (1060 м, н/к) - р. Пиначевская - пос. Пиначево - г. Елизово - г. Москва - г. Харьков.
Камчатка 2013 - Прошли автономно 680 км за 42 дня

Прошли интересный, автономный маршрут по Камчатке протяженностью 680,1 км за 42 дня. Стартовали в районе Козыревска, вышли в Пиначево (возле Елизово). Осенью очень красиво, но прохладно. Комаров и мошек было мало. С погодой в целом повезло, дождей было не много, и хоть мы застали позднюю осень снега внизу еще не было. Посетили более десятка вулканов, видели три извержения, переплывали реки, продирались сквозь стланик - хорошо отдохнули от цивилизации. На некоторые участки маршрута описаний не было, а некоторые посещаются редко. В некоторых местах я был в 2004, 2007 и 2012 годах. Времени было мало, часть его мы потеряли по непредвиденным обстоятельствам, пришлось нагонять и уменьшать число восхождений. В процессе похода сломалась горелка и пришлось на ночевки выше зоны кустов носить с собой дрова - в общем-то оказался неплохой способ, горелку можно было бы и не брать.

Посмотрели издали на извергающуюся Ключевскую сопку, покормили с рук евражек. Залезли на заснеженный Плоский и Острый Толбачик, притом на Плоский с полным грузом (до 55 кг) на третий день похода. Море облаков, торчащие верхушки вулканов, огромные просторы. Для облегчения веса тяжелых ботинок не брали, кошки надевали на болотные сапоги. На Новое Толбачинское извержение ТТИ-50 мы на три дня опоздали - оно приутихло, но текущую в пещерах лаву посмотрели, по лавовому полю полазили, на горячей земле лагерь поставили. Были на захоженных Северных прорывах и на уединенных Южных прорывах, лазили по лавовым пещерам, продирались по зарослям. Первую полудневку пришлось сделать на 11-й день на Тумрокских горячих источниках, а всего было 5 полудневок и одна дневка. Тропа до Тумрока с каждым годом ухудшается, мост через Левую Щапину, еле висит, уже без настила. Дымящая, зубастая корона вулкана Кизимен, свежий снег, рвы от лахаровых потоков, листья в пепле.

Снежный хребет Гамчен вдали, краснеющая трава, хлюпанье по ручьям и топтание тундры. Жимолость, голубика, шикша. Дымящий Кизимен с разных точек, и вулканы Ключевская и Камень, которые было видно вдали чуть ли не до половины нашего маршрута. Красивые закаты и восходы. Интересные и слабопосещаемые вулканы хребта Гамчен - Приходченко: Высокий, Малый, Комарова. Кратера с озерами, фумаролы, булькающие лужи. Снег, обрывы, осыпи, туман, и ураганный ветер, который нам мешал довольно часто на протяжении всего похода. После вулкана Комарова, на 246-м километре пути 3 человека из группы не выдержали нагрузки и ушли обратно. После чего скорость движения у нас увеличилась.

Интересной формы, разрушенный вулкан Шмидта - острые гребни с плоскими долинами, обрывы, снежники, крошащиеся камни. Долина реки Станичная с грандиозными скалами с одного из бортов. Снежный красавец - вулкан Кроноцкий. Долгий траверс склона Кроноцкого - кедровый стланик, ольховый стланик, вверх-вниз, опять стланик и так три дня. Огромное Кроноцкое озеро с островами и обрамляющими его хребтами. В предполагаемом месте Кроноцкую речку переплыть не удалось (только до половины) этому помешало течение 4 м/с, пришлось подниматься к устью и переправляться там. Кальдера Крашенинникова, шлаковые поля, снежные склоны.

Огромные разноцветные тундровые просторы, стада медведей. Исключительно красивые долины ручьев и рек в районе Узона - все ярко-разноцветное, цвета просто нереальные. Из-за большого количества снега зимой, все речки полноводные, часто выходят из берегов. Тут есть тропы, но они в некоторых местах затоплены водой. Красивая кальдера Узон - бурлящие котлы, парящие поля, горячие ручьи, желтые березы, красная трава, зеленый кедрач - правда это все под холодным дождем. Просторы на подходах к вулкану Бурлящему, изматывающий, ураганный ветер. Парящая долина вулкана Бурлящего - ручей протекает по фумарольному, дымящему полю - все бурлит , парит и шипит. Разноцветные камни на дне ручьев. Термальное поле вулкана Центральный Семячик - черное, кипящее озеро окружено оранжевыми холмами - виды инопланетные. Нижне-семячинские горячие источники - купальня, побитый морозом шеломайник, парящий ручей Горячий Ключ, горячие водопады. Просторное побережье Тихого океана - зеркало вулканического песка, пемзовые причудливые скалы, шум волн, соленый воздух, приятные воспоминания о Курилах.

Болотистый Семячинский лиман. Широкие реки Старый и Новый Семячик. Переправа через Новый Семячик наверно самый неприятный брод за поход, хоть и не самый сложный - долго пришлось идти по пояс в воде против течения обходя ямы, а вода то холодная. Заросший ручей Быстрый, шлаковые просторы возле вулкана Малый Семячик, ночевка во рве с целью спастись от урагана, песчаный дождь. Знакомое озеро Пересыхающее, регулярно выбрасывающий столб пепла вулкан Карымский, расслабление в Карымских горячих источниках, чтение старых журналов в домике у вулканологов. Круглое Карымское озеро. Кипящие лужи, парящие фумаролы, мини-гейзер на источниках Академии Наук. Прижимы, кусты, провожающий грохотом вулкан Карымский. Стланик, разноцветная тундра, желтые березы, стланик, опять тундра. Утром уже холодно, все подморожено.

Интересная переправа речки Жупанова - переплывали ее 4 рукава по очереди в гидрокостюме. Глубина двух рукавов больше роста, течение тоже приличное. Потратили на это почти полтора дня, с завистью наблюдали за медведями, которые это делают регулярно за несколько минут. Симпатичный мишка с белыми ушками мешал нам поймать рыбу - вернее это мы ему мешали. Березовый лес, ольховый стланик с опавшими листьями, тундра и разрушенное лавовое поле и мы на перевале Дзендзур, отсюда уже видно заснеженные "домашние" вулканы - Авачинский, Корякский, Козельский и пр. Привычная долина Налычево, горячие источники, опавшие листья, засохшая трава. Беговая тропа в Пиначево. В конце пути погода сильно подпортилась, полил сильный дождь, ветер, а сверху выпал снег. День объедания в Елизово и самолет домой, на который мы так боялись опоздать.