Мурманская область / Автотуризм
 

Северный Ветер. Мы у него в ладонях... Кольский п-в, 4X4

15 июня - 2 июля 2008 г.
А началось все с журнала «Полный привод 4х4» за 2007 год – с напечатанного в нем отчета «Лапландия 2007» об экспедиции по потаенным уголкам Кольского полуострова. Будучи не в силах оторвать взгляд от фотографий удивительных пейзажей, я поняла, что просто не могу там не побывать, и мы с другом начали постепенно готовить свежекупленную «Ниву». Машина обзаводилась силовыми бамперами, экспедиционным багажником, прочной защитой, большими колесами с грязевой резиной, CB-радиостанцией и выезжала на соревнования. Затем были заменены штатные редуктора, переделана конструкция крепления некоторых агрегатов, обварен задний мост и установлен А-образный рычаг вместо тяги Панара. Вскоре определились и с целью экспедиции – добраться на «Нивах» до самой северной континентальной точки Европейской части России – мыса Немецкого на полуострове Рыбачий Мурманской области. Но не просто добраться, а по бездорожью, посетив по пути наиболее интересные места и объекты Кольского полуострова – природные и исторические. Кроме того, я не видела ни одного отчета, где подобный маршрут проходили бы исключительно на «Нивах», и было интересно проверить надежность этой техники в экстремальных условиях российского заполярья.
Нитка маршрута
Москва - Вологодская - Ярославль - Вологда - Онежское - Карелия - Медвежьегорск - Лоухи - Кандалакшский - Белое - Умба - Кузомень - Белое - Умба - Октябрьский - Кировск - Умбозеро - Ловозеры - Ревда - Ловозеро - Мурманск - Оленегорск - Муста-Тунтури - Рыбачий - Немецкий - Мыс Скорбеевский - Вайда-Губа - Печенга - Муста-Тунтури - Мурманск - Петрозаводск - Санкт-Петербург - Москва
Москва Вологодская Ярославль Вологда Онежское Карелия Медвежьегорск Лоухи Кандалакшский Белое Умба Кузомень Белое Умба Октябрьский Кировск Умбозеро Ловозёрские Тундры Ревда Ловозеро Мурманск Оленегорск Муста-Тунтури Рыбачий Немецкий Мыс Скорбеевский Вайда-Губа Печенга Муста-Тунтури Мурманск Петрозаводск Санкт-Петербург Москва
Арктическая пустыня 
Как за 2 дня стереть до корда новые «Hankook'и»

На роднике На роднике
Стоянка на Онежском озере Стоянка на Онежском озере
Устал от асфальтовых дорог Устал от асфальтовых дорог
Вот такие в Карелии знаки... Вот такие в Карелии знаки...
Пропуска заказаны, еда и запчасти закуплены - в машину не помещаются, флаги и наклейки получены. Экипажи лихорадочно и чуть ли не круглосуточно заканчивают подготовку автомобилей: кто-то срочно перебирает подвеску, кто-то доваривает защиту, багажник или ставит СВ-радиостанцию. В общем, все как обычно. Ох и тяжело же было вставать наутро в день отъезда :) Выехали, как ни странно, вовремя. Льет дождь, сверкают молнии, гремит гром, настроение приподнятое, хоть и опасаемся за антенны «сибишек». У нас барахлит реле стеклоочистителя, штурман время от времени высовывается на полном ходу из окна и теребит в который раз застрявшие на месте «дворники». Выглядит весело :) Обедаем в царских палатах Ростова Великого. Вот и Ярославль, родина наших покрышек и всем известного пива. Близ Вологды попадаем в аномальную зону - кругом давно идут ливни, а здесь, на маленьком пятачке трассы сухо. И тут вдруг встает инжекторная «нива» Игоря. По его словам – уже во второй раз, и именно в этом месте. Выливаем из корпуса воздушного фильтра около литра воды, попавшей туда еще с прошлых покатушек, до этого никак себя не проявлявшая. Меняем фильтр, едем дальше. Вскоре начинаем искать место для стоянки. Впереди большое озеро Белое, но не тут-то было. Весь берег заболочен, подъезда к воде и даже просто сухой стоянки найти не удалось. Пришлось ехать дальше, до Северо-Двинского канала, где и располагаемся. И тут замечаем,…что половина протектора новеньких Hankook RT-03 MT 31'' на обоих задних колесах Славиной машины - как небывало. Да, мы все знали, что задний мост у него был гнутый. Но на глаз он был погнут слегка, в повседневной езде это никак не проявлялось, а поменять и обваривать времени уже не было. Но никто предположить не мог, что это «слегка» вот так вот проявится. Оставалось еще 2 запаски…. К концу следующего дня колеса дотерлись до основания, и были поменяны на на запасные 31” от УАЗа, с «дубовыми» покрышками российского производства. И с перепугу заказали новую балку заднего моста в Мурманске, ведь если так дальше дело пойдет, до Москвы просто не на чем будет ехать, а покупать каждые 2 дня по 2 новые покрышки тоже не выход. Но заменить ЗМ случай так и не представился – покрышки от УАЗа оказались из более твердой резины, и продержались до самой Москвы.
Как от нас штурман сбежал

Стела "Полярный круг" Стела "Полярный круг"
Вот такие в Карелии знаки... Вот такие в Карелии знаки...
        Вторая ночевка была недоезжая Медвежьегорска, на Онежском озере. Погода чудесная, солнце, бескрайняя гладь озера, уезжать не хочется…
        Привычно переговариваясь по рации, замечаем, что что-то давненько не слышно третьего экипажа – Игоря с Таней. Оказалось, у тангенты их 20-летней радиостанции YAESU отвалился контакт, они нас слышали, а мы их нет. Запаяли его найденным гвоздем.
        В Медвежьегорске Игорь хотел пораньше приехать на заправку… и приехал раньше на 100 рублей. ГАИ не дремлет :) Но то, что никто из экипажа не был пристегнут, они почему-то не приметили.
        Вскоре видим громадную стелу «Полярный круг», традиционно фотографируемся . Пошел мелкий моросящий дождик, впереди скопище фур – подъезжаем к Кандалакшскому таможенному посту. Еле-еле ползем за грузовиками, и всю нашу группу из потока «вылавливает» сотрудник. Оказывается, мы не заметили и не остановились у знака «Стоп. Таможенный контроль», и въезд в Мурманскую область нам обошелся в 500 рублей с группы :)
        Еще полкилометра, и поворот на Кандалакшу, где нас встречает четвертый экипаж – Алексей на практически стандартной ниве, резине «кама-флейм», без шноркеля и без штурмана. Все экипажи устали от долгого дневного перегона, и более близкое знакомство решено отложить до стоянки. И тут…
        Подходит ко мне штурман Славы – Тоха, и заявляет: «Мы сколько еще будем без цивилизации? 6 дней ? У меня похоже начинается гайморит, и я могу не выдержать … В общем через полчаса из Кандалакши в Москву отправляется поезд, на него остался единственный билет…»
        Вот так и смылся наш штурман, найденный незадолго до отъезда по объявлению на форуме. Причем до отъезда несколько раз встречались, общались, я задавала вопросы о здоровье и серьезности намерений, получала положительные ответы… Ну не держать же человека. Но самая главная подстава заключалась в том, что Леха со Славой договаривались оплачивать все расходы в экспедиции пополам. А с таким раскладом не за горами настанет то время, когда средства начнут подходить к концу…
        На стоянке в Кандалакшском заливе мы заливали горе изрядным количеством спиртного, фотографировали потрясающие виды с открывшимися взору заснеженными горами, знакомились с Лехой. С его нивой успели тесно познакомиться еще до стоянки - уставший Егор при развороте не заметил и зацепил ее, за что принес глубочайшие и искренние извинения.
        Услышав в лесу шум и рев чего-то большого, дошли до дороги и увидели ГАЗ-66 с надписями kolatravel.com с группой джиперов, они ехали в свой лагерь. Затем долго обсуждали, как поедет и поедет ли вообще практически стандартная нива по горным булыжникам, разрушенным деревянным мостам, грязи и песку. В голове крутились слова Константина Кушнира о разорванной на части «ниве» на камнях… Но убедив друг друга в том, что мы своих не бросаем, если что – перетащим на тросу, лебедке, или вытянем по частям, под утро разбрелись по палаткам.
        Кстати сказать, утро на Кольском, в период белых ночей теряет свой привычный смысл – солнце-то не заходит! И небо почти не темнеет. Думали мы - думали, как же сутки мерить, и стоит ли стараться придерживаться режима, и решили что ночь – это время, когда мы спим, а утро – когда встаем, даже если на часах в это время 10 вечера :)
Песчаное зло или Кузоменские пески не отпускают без тоски

Кругом настоящие дюны! Кругом настоящие дюны!
Кладбище в песках размывает ветрами, обнажая кости Кладбище в песках размывает ветрами, обнажая кости
Кузоменские пески забирают... Кузоменские пески забирают...
Тундра до горизонта Тундра до горизонта
        День был солнечным. Вчерашние опасения по поводу сложности выезда с места стоянки не оправдались – видимо после трудного дня и грязь показалась глубже, и горка – круче, и камни – больше, а дорога – извилистей. Дорога круто уходила в горку, на пути лежали увесистые каменюки.
        Для нас, москвичей, это был первый опыт вождения в подобных условиях - кто-то глох, кто-то скатывался назад, но вскоре все освоились. Слава поехал искать газовую заправку в Кандалакше, а мы тем временем тренировались во вскрытии «нивы» – Леха случайно закрыл ключи в салоне.
        А дальше началось зло. Сначала это был песчаный грейдер красного цвета, в сухую погоду очень пыльный. Пыль забивалась во все щели и дырки, скрипела на зубах, и не спасали даже закрытые окна и салонный фильтр. Уже вернувшись в Москву мы продолжали находить эту пыль в самых неожиданных местах.
        Поворот на Кузомень - и тут начинается глубокий песок. Еще ближе к морю – и «немного песка» превращается в настоящую пустыню до горизонта – дюны, барханы, редкие травинки. Где-то вдалеке видна деревня, но добраться до нее сразу не получается – упираемся в дюну, тракторные следы занесло песком, машины вязнут и зарываются.
        Поискав объезд, попадаем в эту странную деревню. Впечатление такое, что жители – призраки. Мы находимся в параллельном мире, где мы их видим, а они нас – нет. И ребята, и взрослые не то что бы не обращают на нас внимания, а смотрят мимо, будто на пустое место. Слышны разговоры о водке, чужой жене, а рядом – разрушенное ветрами и песками кладбище с обнаженными костями и черепами, и никому из жителей до этого нет никакого дела! Ни в одном другом месте мы еще не встречали такой реакции – обычно жители если и не горят желанием общаться, так хоть смотрят с интересом, по крайней мере замечают. Или просто здесь туристы на внедорожниках – обычное ежедневное явление?
        Покидаем это странное место по берегу моря. Песок постепенно сменяется голой и бескрайней тундрой до горизонта, красной в лучах заходящего (или восходящего?) солнца. Несемся по берегу в отлив, красота неописуемая!
        Впереди на мели стоит баркас, брошенный около 50 лет назад. «Подплываем» по прибрежной полосе моря прямо к нему, исследуем и фотографируемся на память. По берегу проезжаем мимо оставленного рыбацкого поселения – тони Трухинская, рядом - ветхий деревянный маяк. Я не смогла побороть искушения залезть на самую его вершину и сфотографировать пейзаж.
        Лагерь разбили неподалеку, на берегу моря.

Комментарии
Guest07.05.12, 11:06
Молодцы! 
Я служил на "Локауте" с12.11.76.по.9.11.78, - это на мысе Коровий, перед Скорбеевкой,- а вот съездить туда всё никак не получается. Народ у нас хозяйственный,- и там всё растащили!!!!! Хочу всех проинформировать, - власти Мурманской области хотят ограничить свободное посещение Рыбачьего. Надумали создать там природный парк или что то вроде этого. Мне, кажется, просто хотят сорвать денежку с туристов. Сергей М--в.
Guest15.12.11, 16:01
Молодцы!! 
КАК здорово что вы решились на такой маршрут!!! Ваш дневник очень интересен. Немножко завидую вам, у самой нет возможности вот так путешествовать, а места действительно красивые!! Вот что надо рекламировать в тур агенствах!!! А то только и слышно-Турция, Египет.....
Guest28.02.11, 16:35
Сапог Украина 
Нормальная поездка ничего экстремального. Я жыл и работал пос Октябрьский (45км) Кировский раон. Ездили на рыбалку на мотоцыклах ( м 105 в народе Минск) на р Умба, Канозеро. Капустное. А сей на вездеходе типа Нива я бы с радостью поехал туда отдохнуть. Кто бы взял меня был бы рад.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 3
Ссылка: