Черногория / Самостоятельная поездка | Автотуризм

Крепость Могрен. Просто мимо проходил

16 сентября 2016 г.
... а можно было бы сделать здесь конфетку!
От Ядранской магистрали до крепости и обратно.

Крепость Могрен. Просто мимо проходил

2016-04-23--17-05-06_hf[1]
Будва из иллюминатора. Виден остров Святого Николая и полуостров Могрен

Грешен - не люблю достопримечательностей.
Очевидно оттого, что они слишком отполированы взглядами,
про них и так всё известно, в них нет тайны.
© Борис Акунин

Мне вечно не хватает времени. А т.к. список тех мест «что еще никто не видел» скорее растем, чем уменьшается, то я даже представить себе не могу, когда я займусь списком, в котором «то, что видели все». Именно поэтому я до сих пор не забрался к крепости Нехай в Сутоморе, не поднялся к крепости Свети Андриа над Котором, не съездил в Цетине или к мосту Джуржиевича ... Но иногда выпадает случай, когда прямо по пути оказывается какое-то место из всем известных. Так что грех не ознакомиться, если есть время.
Так, возвращаясь с Луштицы, я оказался в крепости Могрен, которую видел многократно, но всегда куда-то спешил и проезжал мимо.

2016-09-16--17-29-46_hf
2016-09-16--17-30-56_hf

Во второй половине XIX века Будвеи прилегающие территории были укреплены австро-венграми. В самом городе были сохранены и обновлены стены крепости, в 1836 году была выстроена казарма, а в 1873 году - госпиталь. Городской гарнизон к 1881 году состоял из 1-го батальона 4-го пехотного полка и артиллерийского дивизиона.

Для обороны города с моря в 1860 были построены береговые батареи на мысах Яз и Завала, а так же крепость Могрен. По информации Лалошевича и Павичевича, батареи были реконструированы в 1882 году, на каждой из них было установлено по пять орудий (тип и калибр неизвестны). Батарея Яз принимала участие в подавлении восстания 1869 года. Её орудия вели огонь по повстанцам из Побори, Маины и Браичей. (Ilija LALOŠEVIC, Radojica PAVICEVIC «Fortifikacioni system Воке Kotorske austrougarskog perioda»)
Удивительно, что о самом крупном оборонительном сооружении, крепости Могрен, нет даже таких скудных сведений.

2016-09-16--17-31-24_hf
2016-09-16--17-31-56_hf

Крепость находится на полуострове над одноименным пляжем, западнее Будвы. По преданию пляж получил свое название по имени испанского моряка Могрена, которого выбросило здесь на берег после кораблекрушения. В благодарность, моряк построил в глубине пляжа небольшую церковь Святого Антония Падуанского. Этот храм можно увидеть на старых открытках. Католики из Будвы приходили сюда и приплывали на лодках в день Святого Антония, который отмечается 13 июня. Существовала местная традиция, до этого дня не открывать купальный сезон.
Вскоре после окончания Второй Мировой войны церковь была порушена и перестроена в ресторан.

13690732_1794866110756919_4519652415559979205_n_hf[1]
Plaza+Mogren+30s_hf[1]
Пляж Могрен и церковь Святого Антония Падуанского. Фотография 1930-х годов

Съезд к крепости находится буквально в паре десятков метров от въезда в туннель Могрен со стороны Будвы. Мне попадалась недавняя информация с фотографиями, на которых бравые будвяне с лопатами, граблями и топорами, расчищали эту дорожку от Ядранской магистрали до крепости. Она до сих пор свободна от зарослей, а вот новые кучи бытовых отходов, пластиковых и стеклянных бутылок уже успели набросать.

2016-09-16--17-36-12_hf

Поднимаюсь к крепости и вхожу в ворота. Большое укрепление! Для того чтобы разместить орудия, артиллерийскую прислугу и вспомогательные службы такой размах явно избыточен. Значит, гарнизон состоял еще из какой-то воинской части. Однако, что это была за часть, каковы были её задачи? Ответов на эти вопросы я не нашел.

2016-09-16--17-32-30_hf

«Было бы счастье, да несчастье помогло». «Благодаря» пожару, случившемуся на полуострове Могрен несколько лет назад, крепость Могрен освободилась от зарослей. Сейчас природа уже снова наступает, но пока ей удалось захватить лишь края укрепления.

2016-09-16--17-33-02_hf

Судя по залитым бетонным площадкам, которые, скорее всего, использовались как подлафетные укрепления и бетонным бункерам, крепость использовалась итальянцами во время Второй Мировой войны. Об использовании укрепления югославской армией после 1944 года нет никаких сведений.

2016-09-16--17-34-48_hf

В крепости можно побродить по стенам и залезть внутрь бункеров. Но все доступные внутренние помещения замусорены и загажены. При том, что мне встречались укрепления, которые находятся в гораздо более плачевном состоянии, именно Могрен вызвала чувство какой-то безысходности. И вроде бы сохранилось не так и мало, а как-то всё очень тоскливо выглядит. Может быть потому, что от крепости рядом с популярным туристическим городом ждешь чего-то большего, чем просто помойка за полуобвалившимися стенами. Но есть то, что загадить не удалось – замечательный вид на Старую Будву и остров Святого Николая.

2016-09-16--17-30-50_hf
Вид на Будву и остров Святого Николая из крепости Могрен

Видимо по названию существовавшего когда-то ресторана остров получил в народе прозвище «Гавайи». В 60-х – 70-х годах прошлого века Гавайи были популярным молодежным местом. Дискотеки в летний сезон грохотали здесь всю ночь напролёт. И ведь удобно – городу не мешает. Народный топоним прижился. Правда теперь почему-то рассказывают, что Гавайями Свети Николу начали называть туристы.

13729142_1007873125993111_1090824992635752484_n_hf[1]
Остров Святого Николая, "Гавайи", 1968

Крепость Могрен в последнее время регулярно попадает в новости. Особенно часто она упоминалась в прошлом (2015) году. В мае уж было дошло дело до конкурса, на котором должен был быть выбран новый арендатор, в июне будванская скупщина выступила против сдачи руин в аренду, в августе от администрации города поступило новое предложение – устроить в крепости кинотеатр под открытым небом и площадку для городского фестиваля … Но воз и ныне там.

2016-09-16--17-35-54_hf
Вид на Ядранскую магистраль из крепости Могрен. Слева туннель Могрен, справа Будва