Белое море / Парусный туризм | Спортивный туризм

Из Кандалакши в старую Ковду под парусом

3 - 6 июля 2006 г.
На небольшом, самостоятельно построенном швертботе поход из Кандалакши в старую деревню Ковда по Кандалакшскому заливу.

Подготовка к походу

Ещё прошлой зимой мы с Юрием Борисовичем Маловым начали планировать поход на моей лодке по Княжегубскому Водохранилещу. Это интереснейшая система озер. Нам нужно было дойти морем до Княжой губы, там уже договорились, что нас и лодку перевезут на машине мимо электростанции в водохранилище и так далее. Были у другие варианты заброски швертбота на эти озёра. Конечно, целью похода был отдых, рыбалка, спокойное путешествие.  Борисыч сказал, что обо всём договорился и мы стали собираться.  Перевернули лодку, я её подчищал, шпаклевал, топором заострил форштевень для снижения лобового сопротивления, стамеской заострил кормовой плавник для правильного гидродинамического обтекания его водой. Обработанные места пропитал эпоксидной смолой и покрасил. Покрыл эпоксидной шпатлёвкой гвозди снаружи обшивки. Снаружи положил один слой алкидной зеленой краски и по зелёному после прошёл финским лодочным уретановым лаком. Внутри прошёл серой эпоксидной корабельной краской по стыкам первых нижних поясьёв.  Последнии три дня июня мы с Боричычем усиленно готовились вместе после работы часов до 11-12 вечера. Установили закрутку на бушприт для Генуи, мачту от верхней части укрепили вантами, для чего по бортам установили вант-путесы. Было сломано не одно сверло при образовании отверствий в этих самых путенсах-нержавейка, всё-таки! Была немного изменена проводка дирик-фала, поднимающего гафель. Придуманы блоки плавучести. Кое-что ещё по мелочам.  О планирующемся походе я сообщил отцу Митрофану из Варзуги, и он благословил нас на это серьёзное дело. Днём перед выходом я съездил в церковь, поставил свечи, заказал молебен опутешествующих Александре и Юрии. С прихожанками поделился новостью об отплытии, ,,спаси, Господи!,, ответствовали они.
Начало похода

Изображение 035 Изображение 035
30 июня собрались у гаража в 9 вечера и начали предстартовую подготовку. Я даже не спрашивал Борисыча куда и как мы идём. Наконец в 2 часа ночи 1 июня 2006года мы отвалили от берега.В полный штиль пришлось развести пары и под мотором мы прощли до о.Еловый с крейсерской скоростью 8км/ч. У Елового слегка задуло с С, мы были на распутье: можно было идти под парусом либо между Колвицей и островами заповедника, либо Западной Ряжковой Салмой. Я чего-то затрусил идти открытым морем, пошли проторенным путем мимо Ряшкова. И не зря,потому что вскоре пришлось высажываться на материк- в туалет. Вскоре обнаружилось, что поставленная наспех  система закрутки Генуи даёт сбои, а именно- в то время как  нижний барабан, снабжённый надёжным подшипником, крутитсы, то верхний вертлюжок из-за натяжения стального тросика, вставленного в переднюю шкаторину Генуи, прроворечивается плохо. Таким образом, Генуя при закрутке скручивается в верхнейь части в узлы, а при попытке раскрутить её запутывается и не раскручивается.причиной тому-скупость хозяина яхты. Покупая барабан закрутки , я приобрёл к нему маленький верхний вертлюжок без подшипника с разрывной нагрузкой 650 кг (куда мне больше, подумал я).В руках он крутится просто замечательно, а вод под мощным натяжением фала тормозит. Верхнии вертлюги с подшипниками стоят в два раза дороже и разрыв у них болше тонны. На протяжении похода пришлось просто опускать и поднимать Геную обычным способом, что доставляет много неудобств. По  возвращению в базу я первым делом заказал в достопамятный ,,Фордевинд-Регату,, нормальный верхний вертлюг с подшипником.  И так, прошлогодним маршрутом мы дошли до губы Княжая. На этот раз нам не пришлось вычислять с помощью GPS вход в губу, почит не видимый с моря. Шли по памяти. В 9 утра высадилисьна о.Крестовый, что прямо у входа в губу Княжая, который очень понравился в том году со стороны. В губу заходить не стали. Наши предвкушения об острове оправдались. Чудесное место! Видно, что здесь часто отдыхают княжегубцы, однако очень чисто. На верху одинокая ухоженная могила 1973 года. Берег пологий без камней, с западной стороны, обращённой к губе,- мелкая галька, с южной где выход к морю-мелкий золотой песок. Интересно, что северный берег, глядящий в сторону Кандалакши, высок и каменист. Восточная часть острова нами не обследовалась. Борисыч позвонил по мобильнику в Княжую и оказалось, что человек, обещающий нас перевести на водохранилище, не может этого сделать... Ну и что ж, пожал плечами  Борисыч, что ж тут такого, пойдём в Ковду... Зимой ,обсуждая планы походов, я конечно говорил ему, что хотел бы попутешествовать по морю, в Ковду, в Умбу. Но я также с радостью принял предложение об озёрах и оно до сих пор оставалось основным вариантом. Про Ковду как-то и не говорили, а тут так вот просто всё решилось.
Лирика.

Юрий Борисович Малов - старый опытный путешественник. Яхтсмэн, спортсмэн, комсомолэц. Всегда уверен и спокоен, характер нордический, твердый. Любой вопрос решается без напрягов, с учётом реальных обстоятельств, трезвой оценки обстановки, а также пожеланий другой стороны. Малов - охотник, ходил на лося и медведя. Правда в этот раз ружьё не брал. Вынослив - может не спать сутками. В этот поход большую часть времени был рулевым. Малов захватил с собой ,,на всякий случай,, свои 250-метровки как раз до Ковды, так что мы тут же изучили и проложили маршрут - забили контрольные точки на GPS. В этот раз мы были обеспечены глобальной системой позиционирования в двойне: у меня был старенький бэушный Magellan, а Юрий Борисовичь приобрёл этим летом новенький простой Garmin, очень удобный, но мы его не успели ещё всесторонне изучить. Мы позавтракали, отметили по 100 грамм, я поспал, сделал несколько снимков на одолженный мне друзьями цифровоц фотик.  В 15 часов того же 1 июля мы вышли южным проливчиком между островом и материкоми пошли проложенным курсом  на Ковду.
Поход продолжается.

Небо было чистым, высокие прозрачные облака, напоминающие то рыбку, то крыло птицы, проплывали по небу. Я достал атлас облаков, скачанный из Интернеиа и пытался выдать собственный прогноз, основанный на формах облаков. Устойчивый ветер от С-В силой 3-5м/с и отсутствие волны позволяло двигаться под всеми парусами в галфинд с постоянной скоростью 7-8км/ч. С разрешения Борисыча, который был на руле, я даже лёг подремать. Но толком спать было невозможно,потому что  кругом такая красота! Солнце прогрело воздух до +20. В бинокль можно было видеть, что под восточным берегом залива, в 12км отсюда, почти штиль-вода какзеркало. Однако это вполне могло быть миражом, поскольку на обратном пути мы наблюдали именно мираж, о чём позже.    По левому борту остались острова заповедника: Тарасиха с кордоном, обитаемым человеком и собакой. Дальше неё ещё пару небольших островков, населённых птицами. При нашем приближении у них была объявлена тревога,все пернатые поднялись в воздух, а лететь-то и некуда! Они не стали на на снападать, а мы на них и не собирались. Правым бортом оставили открытую губу Нищевскую, где Дмитрий Лоскутов с Гелиной Беловой отдыхали в 2003году перед штурмом на вёслах Вачевской салмы против приливного течения. Тут расстояние до берега Нищевской было около 3км. Так мы дошли до о.Вачев и не дожидаясь прилива, прошли Вачевскую салму, сразу после которой начиналась обширная губа Ковда со всеми её многочисленными островами.              Тут видимо до нас добрался тот самый штиль. Убрали грот, попыхтели мотором, но решили экономить горючее и я сел за вёсла, решив, что будет более достойным зайти в Ковду на вёслах. Около маяка на каменном островке Приглубый Баклыш у входа в губу толпились рыбаки на катерах и резиновых лодках с моторами и энергично дёргали удочками, вытаскивая одну за одной добрых трещин( не путать с трещинами и другими щелями в стенах ,полах и женских телах). И это при том ,что в Кандалакше рыба вообще ни какая  не клевала! (и так было всё лето). Нам стало обидно.  От обиды я налёг на вёсла, чтобы не видеть такой несправедливости и вскоре мы оказались ввиду села Ковда. По берегу стоят деревенские дома, на каменистом холме-двухсотлетний деревянный трёхметровый крест, из-за холма виднеются купола знаменитой  Никольской церкви 17века, построенной без единого гвоздя. На берегу остов большой деревянной ладьи. И тут тоже куча рыболовов успешно промышляли треску. На подходе задул вечерний бриз от Ю, мы подняли Геную и под ней подошли поближе к селу. Вечернее солнышко красиво освещало деревню.            Было 21.20, таким образом  от о.Крестового до села Ковда мы  дошли за 6,5 часов, всего от Кандалакши до Ковды-13 ходовых часов при благоприятных погодных условиях. Дмитрий Лоскутов  в 2003 году в конце лета вместе с Галиной Беловой добирались сюда в одну сторону трое с половиной суток (чем они там занимались). Мы их победили!        Настроение было благодатное, но мы не стали подходить к берегу сейчас, а решили остановиться на ночёвку на оюОвечий, что в одной миле напротив села. Укромная крохотная бухточка  на острове приютила нас.  Очень долго и истошно кричали две птички с красным клювом. После ужина Борисыч улёгся на берегу у костра на железной кровати (и кто её туда притащил), а я в лодке поднял пайолы на банки, разобрал свой уютный спальник,,Jack Wolfskin..  ,но долго ворочался, не мог уснуть. В термобелье,,Red Fox,, было жарковато, жужжали комары, однако это возмещалось приятными впечатлениями и вскоре видения синего моря под голубым небом, дальнего берега на той стороне залива и проплывающих рядом с нами островов превратились в сон.