Московская область / Водный туризм | Спортивный туризм

На моторной лодке из Нижнего Новгорода в Нею

22 - 23 мая 2007 г.
Началось оно 22 мая от стрелки Оки и Волги в Нижнем Новгороде, а закончилось 23 мая в городе Нея Костромской области.

Предшествовала ему некоторая подготовка, а именно получение разрешения на перегон лодки от нижегородского россельхознадзора (рыбнадзора). Дело в том, что до 10 июня там реально запрещено движение на маломерных судах по Оке, Волге и Горьковскому вдхр. Тем не менее, разрешение я получил! Старт. 22.05.07, 8-05 утра. Стрелка Оки и Волги. Нас двое, лодка Навигатор-350, мотор YAMAHA 9,9, 20 литров бензина, навигатор Garmin GPSmap 76S.

Идём по Волге на северо-запад. До плотины Горьковской ГЭС ровно 50 км. В Городце нас должен ждать грузовичок, чтобы объёхать шлюз и перевезти в Горьковское вдхр. Течение Волги приличное, порядка 3,5 – 4 км/ч, наша крейсерская скорость – 25 км/ч. Фарватер обозначен буями, створов на этом участке заметили всего 4. В 10-15 подходим к Городцу. За полчаса до этого мы созвонились с водителем, и к моменту встречи он уже ждал нас на берегу. Не сдувая лодки, грузим её в «Бычок»-фургон и сразу двигаем на заправку. На 50 км ушло ровно 10 литров. Через 20 минут мы уже на берегу водохранилища. Быстро укладываем вещи и в 11-20 стартуем на север вдоль восточного берега Горьковского моря.

Горьковское вдхр. встречает нас полным штилем. Вода вся светло-жёлтая то ли от пыльцы, то ли от какого-то цветения. Течения нет, и мы идём 27 км/ч (полный газ – 30,5 км/ч). Потихоньку появляется волна, и километров через 15 мы уже «прыгаем». До шторма, конечно, далеко, но «барашки» отличные. В 13-20 проходим Сокольское, единственный крупный населённый пункт по этому берегу после Городца (105 км от Нижнего). К слову, все предварительные замеры расстояний, сделанные с помощью Google Earth, полностью совпадают с показаниями навигатора. Это радует.
14-20. Мы доходим до правого верхнего угла водохранилища. Здесь Волга поворачивает на запад, а нам на северо-восток в устье Унжи.

14-55. Устье Унжи. За кормой 144 км. Почти середина маршрута. Короткая и неприятная волна, опять «барашки». Подходим к первой деревеньке по правому берегу реки (если смотреть по течению) и любопытства ради интересуемся насчёт бензина. То, что ближайшая заправка будет через 60 км в Макарьеве, это нам известно. У местных, естественно, ничего нет и в ближайших деревнях «вряд ли кто-то поделится». Мы к этому готовы, бензина до Макарьева должно хватить.

Впереди самый запутанный участок маршрута. Огромное количество небольших островков, рукавов, тупиковых заливов. Если бы не навигатор, мы потеряли бы там часа 2, и это при том, что у нас на руках была приличная «двухкилометровка» тех мест. Участки с беспокойной водой сочетались с участками с полным штилем, то тут, то там попадался довольно опасный топляк, но мотор подбросило только один раз (без последствий).

Наконец в 18-40 появляется устье реки Неи. Перед нами по сути финишная прямая длиной около 85 км. Ширина реки около 60 метров, течение 2,8 – 3,2 км/ч. К этому моменту у нас остаётся 4 литра бензина, так что пора заправляться. В 7 км выше устья Нею пересекает дорога, и в 10 км от моста тот самый Макарьев, где есть заправка. За 40 минут этот вопрос достаточно легко решается, и мы идём дальше вверх по реке. В 20-30 встаём на ночлег. Всего за день пройден 221 километр, из них 211 по воде и 10 по суше.

23 мая, 9-20, продолжаем путь вверх по Нее. До города Нея приблизительно 70 км (по Google Earth). Облачно, но небо не дождевое. На скорости 25 км/ч довольно прохладно, приходится одеться чуть теплее. Река нигде не сужается меньше 50 метров, акватория чистая, идти – одно удовольствие. К 11-00 разгуливает, становится тепло, настроение из хорошего превращается в отличное.

12-40. Пригород Неи. Проходим остатки старой плотины (изначально предполагался обнос), и в 12-50 подходим к железнодорожному мосту трассы Москва-Ярославль-Шарья-Киров. 292 км от Нижнего Новгорода. Погрешность измерения 2 км, но если учесть замеры скорости течений, то, пожалуй, всё точно. Ещё 10 минут, и м