Отдых в новых красивых местах на берегу Балтийского моря.
Калининград-Солнечногорск-Янтарный-Балтийск-Куршская коса

Калининград (июнь 2016)

Давно приглядывались к Калининграду: место европейское, город с богатой историей, Балтийское море рядом, Куршская коса есть. В общем, собрались и полетели. В июне 2015 года. Мы ехали бродить, ездить по окрестностям, любоваться пейзажами, а не по магазинам и по ночным клубам.
Первое впечатление от дороги в Калининград из аэропорта: обилие Иван-чая везде вдоль дорог. Любых дорог, как потом выяснилось. Все луга сиреневого цвета.  Эта картина стала каким-то символом этой местности для меня.
В городе немного осталось исторических памятников - практически все было разрушено во врем Великой Отечественной войны. Те здания, сооружения, памятники, что остались от Кенигсберга заботливо восстановлены и превращены в настоящие достопримечательности. Все приметные места описаны в путеводителях и различных отчетах. Я остановлюсь на не очевидных для обычного путешественника моментах нашего путешествия.
1. Жилье. Не стали заказывать гостиницу - хотели иметь возможность готовить себе еду сами. Сняли квартиру (airbnb-в помощь). Довольны: чисто, недорого, есть все, что нужно. Жили рядом с островом Канта, ж/д и автовокзалы в двух остановках. А это - удобно, потому что перемещения по области - в основном на автобусе.
2. Погода. Была разная. Мы застали и солнце и дождь. Общее впечатление: не жарко :). Обязательно брать куртки, кофты, непродуваемые брюки. В идеале следует иметь набор туристической одежды: флис+мембрана. Солнцезащитные очки тоже пригодятся. Расхожая шутка у калининградцев: "Выходя из дома не забудь зонт и солнцезащитные очки" :).
3. Мы загорали. В Солнечногорске и в Янтарном. И купались там же. Ну... были такие непродолжительные и бодрящие омовения скорее. Вода - примерно 18 градусов по Цельсию. Красиво в Солнечногорске: приятный лесистый поселок, хороший, но не очень большой, пляж. Обилие кафе, сувенирных лавок и красивых мест для отдыха. Курортный город, иначе и не скажешь. А вот в Янтарном- отличный (!!!) обширный пляж! Если есть погода, и вы собираетесь загорать - езжайте в Янтарный. Только запаситесь перекусом - кафешек здесь практически нет.
4. Музей янтаря. В Янтарном располагается янтарная фабрика еще немецкая. И есть музей янтаря. Мы сходили на экскурсию - нам понравилось: интересно, и экскурсию проводит энтузиаст своего дела. Вы вот, например, знаете, что янтарь - хороший антисептик? И много чего другого можно узнать и увидеть на экскурсии. Запись на экскурсии - в салоне-магазине при фабрике, на определенные часы. На поезде до Янтарного не доехать - поезда давно не ходят. Хотя, на картах обозначена железная дорога. Можно зайти на бывший ж/д вокзал - о том, что когда то здесь ходили поезда напоминают перрон (без рельсов), фонарные столбы вдоль него и неказистое здание вокзала. Воспользуйтесь автобусом.
5. Балтийск. Бывший закрытый военный порт. Ныне открытый для посещений военный порт. В гостинице Балтийска провел день или два И.Бродский, о чем упоминают экскурсоводы на организованных экскурсиях. Можно посмотреть на военные корабли - это впечатляет. Можно покормить лебедей - они в изобилии водятся рядом с гостиницей. Но самое интересное для нас - это было путешествие на пароме на Балтийскую косу. На косе находится заброшенная шведская крепость. А еще там есть гидрогавань, которую соорудили еще немцы, и использовали наши войска до середины девяностых годов прошлого века по назначению. Очень впечатляющее сооружение. Здания гидрогавани  и бетон "летного поля" хранят следы войны: рытвины и ссадины от осколков и разрывов снарядов. Сейчас гидрогавань в запустении. К сожалению.  Можно попробовать представить как в свое время здесь кипела жизнь: необычные самолеты выкатывались из обширных ангаров, съезжали в воду и взмывали затем в небо. На косе нас застал дождь и сильный ветер - небольшой шторм. Вымокли порядком - зато! сами нашли янтарь на берегу. Шторм - это мечта янтарщика: волнами выбрасывает янтарь на берег, где  и можно найти небольшие кусочки этого необычного камня. Мы наблюдали как несколько местных ловцов янтаря в гидрокостюмах бродили в полосе прибоя и большими сачками вылавливали поднятый со дна волнением янтарь. Так добывают янтарь кустари.
6. Музей Мирового океана. Обязательно сходить. С детьми тоже, конечно. Очень интересно. Например, можно пройтись по научно-исследовательскому судну  "Витязь" и получить представление о том, как проводятся исследования океана или попасть внутрь подводной лодки. Интересная экспозиция на уникальном действующем корабле космической связи "Виктор Пацаев": небольшие, но ёмкие экспозиции про освоение космоса. Конечно, нужно брать экскурсовода - так гораздо интереснее. Огромное спасибо работникам этого музея за то, что они организовали такой интересный и необычный музей.
7. Люди. Приветливые и простые. То есть, с ними хорошо и спокойно. А еще они патриоты. Настоящие. Не показные. Они гордятся своим городом, его военной историей, его ролью в жизни СССР и современной России тоже. И гордятся всей нашей страной.  Они причастны к нашей морской истории, они это ощущают, даже не имея непосредственного отношения к морской профессии, это делает их теми, кто они есть, и это чувствуется при общении с ними. Это несколько непривычно и поучительно: для многих из нас патриотизм - непонятное и не такое уж необходимое для жизни понятие. А там его начинаешь ощущать без дополнительных сигналов и напоминаний. Такое место. Морское.
8. Куршская коса. Удивительное место. Добираться автобусом. Мы ехали до дюны "Эфа", а потом на автобусах от станции к станции ( так обозначены достопримечательности на косе) возвращались в сторону Калининграда. На остановках есть таблички с расписанием, которое более-менее соблюдается, но не стоит рассчитывать на последний автобус - ожидание становится нервным. Хотя, конечно, автобусы ходят исправно. Но другой транспорт - только попутки. На каждой станции гуляли: рассматривали достопримечательности, которым посвящена конкретная станция и бродили вокруг. Посмотрели стандартные достопримечательности: "Танцующий лес"; "Фрингилла"; просто сходили погулять по песчаному пляжу - очень красиво. Успели и искупаться тоже. Многие туристы снимают гостинцу в одном из поселков прямо на самой косе - чтобы было удобнее путешествовать. Фрингилла  - биостанция (по изучению птиц),  там организованы экскурсии, которые проводят сами сотрудники - это любопытно и познавательно. Можно посмотреть огромные ловушки для птиц - где еще увидишь!?
9. Дороги. Передвигались по городам автобусами обычно. Дороги вокруг в основном старинные - немецкие, обсажены на всем протяжении столетними липами - красиво. Встречаются аисты: делают гнезда на крышах домов ( красной черепицы эти крыши, конечно), на столбах электропередач тоже... Много аистов там - от этого пейзажи становятся какими-то живыми и близкими.
10. Поесть в Калининграде. Разные кафе - на любой вкус. Мы облюбовали "Папа Бепе". Довольно уютно, не дорого, разнообразно. Есть неплохая сеть кафе с традиционной французской и не только - выпечкой "Кенигсбекер".
11. Удивило. В центре города увидели заброшенное обширное многоэтажное здание. Выяснилось, что это здание администрации, в котором так никогда ни администрация, ни кто-либо другой не работал. Здание не достроено с 90-х годов прошлого века. В народе называют "вкопанный робот" за необычный вид, напоминающий голову робота. Еще непривычно было видеть храмы: уцелевшие немецкие церкви были переданы русской православной церкви и присущие православию атрибуты неожиданно соединяются со сдержанным характером зданий церквей. При переездах из города в город видели следы военных баз , которые сейчас покинуты. Очень много. Значительная часть территории Калининградской области, похоже была занята военными еще до недавних времен. Это свидетельство "холодной войны".
12.Куда не успели. В Бункер. Погулять по одноэтажной части Калининграда, там, где встречаются красивые, в том числе довоенные, частные дома.  В Форты. Еще в несколько мест на удалении от самого Калининграда тоже хотелось бы побывать. С удовольствием съездим ещё раз на Куршскую косу, на более продолжительный срок - там нам очень понравилось. Видимо, всё это будет в следующий раз.