Маршрут: руд. Карнасурта – пер. Эльморайок - Сейдозеро – пер. Куфтуай – озеро Мен-непахк – пер. Юж. Тавайок – гора Поргуайв – ручей Тавайок – брод 2 – р. Кальйок – пер. Центр. Лявочорр – р. Кунийок – пер. Сев. Рисчорр – гора Кас-каснюнчорр – пер. Юж. Ричорр – пер. Вост. Петрелиуса – р. Малая Белая – Юдычвумчорр - ст. Хибины

Ходовых дней - 17
Заброска-выброска – 4дня
Протяженность – 159 км

НеТехническое описание маршрута.
5.7 – 6.7 До места начала путешествия добирались следующим образом: от любимого всеми города Электросталь (для кого Богородск) до Курского вокза-ла ехали на “собаке”; далее на метро до ст. Комсомольская и прямиком на Ленинградский вокзал. Поезд N482 Москва-Мурманск до ст. Оленегорск. Места боковые, верхние, и этим все были рады. В этом какая-то особенная романти-ка. И так 39 часов в вагоне с десантниками-охранниками и верующими бабуш-ками. Ехали весело: кушали “сиги”, мороженное, умирали от духоты и ожида-ли чего особенного от тех мест куда направляемся.

7.7 / день первый В 12.30 поезд остановился на ст. Оленегорск. Мы дружно выгреблись из поезда и быстро нашли человека, который согласился нас до-везти до населенного пункта под названием Ревда (чуется мне он нас ждал). Вышло с носа по 400 рублев. Мужик на TOYOTе быстренько довез до той са-мой Ревды и даже больше – довез на до руд. Карнасурта (дорога до него грунтовая и топать по ней с час не весело бы было). Рудник был в густом тумане, так что окрестностей рассмотреть не удалось. Нашли рядом с местом добычи наиполезнейших ископаемых озеро Ильма и сориентировались. Туман потихоньку стал расползаться. Двинулись на ю-в. по ручью в сторону пере-вала Эльморайок прям через рудник – 15.00. Начался порывистый ветер и опять нагнал туман. Получалось так – то видим, то не видим. В итоге добра-лись до перевала через полтора часа. Видимость чуть лучше чем была. Спра-ва “капит” вода, а впереди длинный снежник, который террасами спускался вниз. Там где снежник был пологий мы и топали. Обычно эти участки закан-чивались небольшими лужицами и такими же водопадами (там приходилось карабкаться на камни). На одном таком ровном месте мы и устроили поедание “мороженого” ЗА ПРИЕХАЛО!!!. После чего двинулись вниз. Туман потихоньку становился менее густым и стали открываться громадные снежные горки с правой стороны (выдвигались идеи покататься по ним на санках). Это было в районе ручья Тулбнюнуай. Метров через 500 снежник превратился в ручей. Пошли сплошные камни, а мы по ним. На месте впадения ручья Чинглусуай в Эльморайок мы устроили перекус. После оного переправились через Чинглусу-ай и пошли по правому берегу ручья в поисках переправы на левый и соот-ветственно тропы на нем. Около километра топали по зарослям и в итоге пе-реправились (даже использовали веревку). После переправы быстро нашли тро-пу и полетели по ней до Сейда. Через час слева показалась скала Куйвы, справа маленькое озерцо. Тропа обогнула его слева и пошла в восточном на-правлении. Через 15 минут сбросили рюкзаки и пошли искать Сейд и поляну на нем (дабы уже чувствовали что оно должно быть здесь). Пересекли болотце и вот оно озеро. Встали на западной оконечности его. Со всего озера дул ве-тер, но как оказалось еще не самый сильный и холодный. Покушали и легли спать – 23.00

8.7 / день второй Проснулись без будильника. Гиена вылезла. Затем Черт, затем другие. Ветер стал дуть еще сильнее. На небе не было свободного мес-та.
Только где-то вдалеке на какой-то вершине светило солнышко. “Вот бы нам туда” – думал наверно каждый в тот момент. Ну, ничего. Не все же время находиться под солнышком, а то приестся. В итоге огонь развели, гречку по-кушали, но тут с неба стало что-то капать. В горы никто не пошел. Сидели и думали что делать. Додумались до того, чтобы набрать дров и устроить ку-пание. Видимо совсем замерзли. Штука удалась. Все довольны и бодры. Де-журный повар Сиги сотворил суп и усе еще боле довольные и сытые легли спать.

9.7 / день третий Встали в 6.00. Сотворили завтрак и стали собираться. Ре-шили идти на гору Маннепахк. Но замысел попасть туда на прямую по ручью Мочесуай не удалась. Западная часть берега Сейда за дождливую весну и приличную часть лета превратилось в непроходимое болото. Вышли в 9.15 Дождь переменный, мелкий. Пришлось идти по тропе которая и привела нас позавчера на озеро, то бишь назад. Движение назад продолжалось примерно с час. Потом плюнули и пошли строго на запад, на видневшийся склон горы Сенгисчорр. Много ручьев было на нашем пути. А точнее четыре. Преодолевали с веревкой (уж больно они все были бурными, да поколено). На заветный склон выбрались (траверс отрога г. Сенгисчорр) к 12-ти часам. На нем и пере-кусили. Спуск был ровный. Совсем. Лучше было спускаться по мокрым камням, чем по мокрой траве. Спустились и уперлись в очередной ручей. Опять по ко-лено. Сразу начался подъем. Это холм меж ручьями Мурнуай и Уэльнкуай. Преодолев его мы обнаружили небольшое озеро. На нем передохнули минут с 15-ть. И продолжили двигаться в западном направлении. Форсировали неболь-шой ручей который впадал в Уэлькунуй с Севера. Небольшой ручей обошелся руководителю мокрым рюкзаком (исключая одежду и спальник). Уэлькунуй был более благосклонен. Замокание по колено. Но замерзшие и промокшие мы далеко не ушли (напомним, карельская береза невысокая, а погода дождливая – так что влагозащитные костюмы спасали только первые часы). Встали на границе тундры и лесотундры. Несмотря на большую влажность жили кост-ром (посменные дежурные ветродуи – Черт, Сонька и Бобришка, поставщик су-хого топлива – Ольга, повар – Сиги, образователь точки кипения в кане с по-мощью половника - Гиена). Три часа и ужин готов. После чего все легли спать.

10/7 день четвертый. Поднялись в 8.00. Завтрак в целях экономии времени и большого запаса газа сделали на горелке. Вышли в десять. Шли по правому берегу ручья. Погода хорошая. Тропы не было. Вскоре налетел туман. Так нас и сопровождал практически до самого перевала. Предперевалье все было в снегу. Шли по снежникам вообще очень много. Были замечены высокогорные полярные комары (своими замерзшими телами они устилали белый снег). На пер. Куфтуай поднялись все измотанные долгим и нудным подъемом. Сиги практически адекватен. Сняли записку Экспедиционного отряда “Север-поиск” от 14.6.7. Напуганные надвигающийся грозой (гром где-то неподалеку грохотал), поспешили вниз в сторону перевала Юж. Тавайок. Но туча неожиданно куда-то спряталась. Пройдя метров с 500 (максимум) от перевала решили сделать пере-кус. Родилась хорошая идея – посетить все-таки озеро Маннепахк. Где переку-сывали там и нашли две полянки под палатки. Поставили лагерь. Вскипятили чайку и наказали почти адекватному Сигизмунду: “При первых проблесках на-шей радиоволны на обратном пути ставь воду под суп!!!” На вершину Манне-пахк вылетели (рюкзаки-то в лагере теперь жили, а не на плечах) в 22.00. В поисках озера летали 1,5 часа (итог полета одна подвернутая нога; пострадала Сонька). Далее пожалуй самые красивые минуты, которые мы пережили за этот поход. Не каждый день встречаешь настоящих диких северных оленей; настоящее дикое стадо. Сложно поверить, что такое еще есть на ентой плане-те. Оно стояло возле самого озера. Вожак как полагается с самыми большими рогами, Но не теми которые вырастают от измены не второй половины, а та-кими видя которые не захочется подходить лишний раз. Мы не стали близко знакомиться с этими рогами. Вернулись в лагерь в 00.45 11-го числа. Суп не готов. Сиги адекватно объяснил, что увел всех комаров куда-то далеко. В об-щем, в 2 часа ночи легли спать.

11/7 день пятый Встали в 11.00. Солнце. За час высохло все, что только мог-ло высохнуть. Поели, и лениво стали собирать лагерь. Вышли в 13.00. Пере-секли снежный каньон Куфтуай, и двинулись в сторону перевала Юж. Тавай-ок. Здесь снег пах арбузом. Но снега много, а арбузов не видать. Потихоньку стал наползать туман. В 14,00 добрались до перевала. Сняли записку туристов СТК “Эдельвейс” г. Симферополь от 25.8.6. И не перекуривая, двинулись не вершину Поргуайв. Кому за один день удалось увидеть два раза настоящих северных диких оленей? Нам удалось. Расстояние меж нами метров 300. Они шли с вершины вниз, а мы наоборот. Мы их видим, а они нас нет. Мы их фо-тографируем, а они нас нет. Они нас волнуют, а мы им до лампочки. И это нас радует (хоть в этот раз не поволновали). Потихоньку добрались до верши-ны (альпеншток для Соньки был настоящим спасением). Рекогносцировочная вышка возвышалась на три метра вверх. Перекус, сеанс связи с родственника-ми и друзьями и долгий каменистый путь на северо-запад до ручья Тавайок. Карта нас обманула. На карте западный отрог горы нарисован пологим. На Яву оказалась полноценная вершина место полого спуска. Решили не убивать свои тела подъемом и решили упасть до ручья. Падали целый час (в снежной кромке, которая шла лентой вдоль всего склона даже пришлось рубить ступе-ни). Внизу перекусили и перекурили. Пошли в западном направлении вдоль ру-чья по левому берегу. Нашли переправу на правый (с высока там виднелась что-то похожее на тропинку.), а на нем и полноценную дорогу. По ней уско-рились и в 22.00 встали у ручья. Поели. И легли спать “затемно”. Устали як собаки.

12/день шестой Подънялись в 9.00 Погода нормальная (небольшой дождик имеется ввиду). Поели и вышли в 12.00. Путь шел на запад до железной доро-ги. Через час мы её достигли. И как паровозы полетели на север по рельсам и шпалам (параллельно шла обыкновенная дорога, но уж больно водяниста она была). Начался отсчет ручьев пересекающих одноколейку. Очень сильный туман не позволял рассмотреть хоть какой-нибудь рельеф гор. Топали бодро. По до-роге нацепляли грибов. Ручьев оказалось гораздо больше чем было отмечено на карте. Где-то в районе ручья Лопаритовый нам встретился поезд, который старательно разбирал с помощью рабочих ржавые рельсы, да прогнившие шпалы. Там нам встретился и человек в костюме, да с галстуком. Нет, это не глюк, и грибы в сыром виде мы массово не ели. Предположили, что это главный того поезда, да и тех рабочих что разбирали нашу тропу. После ручья Лопаритовый вышли на переезд. В горах виднелся рудник. Да теперь этой дороги нет. Точнее железной нет. После переезда мы пошли по автомо-бильной тропе. Перепрыгнули через маленький ручеек. И тут опять пеерезд. Ну и сдуру повернули на запад (мол там всякого рода сооружения с телефо-ном). Через минут пять уткнулись в карьер (ну, с огромным количеством гри-бов). После него дорога стала поворачивать на юг (в нашем случае в обрат-ную сторону). Встали, перекусили и двинулись назад к переезду. Час потерян. Пошли опять по автомобильной тропе. Наше счастье было совсем недалеко. И пол часа не прошло, как мы оказались еще у одного переезда (в полном смысле этого слова). Машины шныряли туда сюда. Теперь нас не обманешь. Удостоверились что на западе те заветные сооружения, перебинтовали ноги и пошли потихоньку. Через пол часа добрались до дач (у нас дачи строят под ЛЭП, а у них на берегу озер; мы высаживаем овощные культуры и другие вещи, а они еще рыбу с катеров ловят). Когда подошли в голову ко всем пришла мысль (коллективно): “Дальше не пойдем”. Все устали, вымотались, да и ноги у всех сбиты. Упросили одного местного жителя добросить нас до Брода ТРИ. Согласился (“Бедные, холодные молодые!!!“) Пожалели балбесов. Все-таки это было правильное решение. Поездка на старенькой “Казанке” под-бодрило абсолютно всех. Кого-то чаем, а кого-то мысом Голодным. Где-то ближе к тринадцатому числу мы оказались в районе брода на западном бере-гу его. Сделали ужин и легли спать, но кто-то куролесил до утра.

13/день седьмой Поднялись поздно. Решили сделать полудневку. Начали с мас-сового помыва, продолжили поеданием завтрака, далее десерт – кисель и са-мое главное ГРИБОВНИЦА. Никто не отравился и вроде усе живы. Собрались где то к пяти и пошли по тропе которая соединяли два брода. Летели а не шли. Через три часа были на косе. Первая разведка брода показала, что как такового оного нет, а есть участок меж Умбозером и Нижним Чудозером мет-ров в 50, где два из вышеперечисленных очень плотно соприкасались. Первый раз не хотелось как-то плыть, ветер очень холодно обдувал. После того, как решили, что здесь встаем на ночлег, а утром окончательно додумаем план пе-реправы, стали рождаться у всех идеи (перспектива обхода Чудозера тоже не слишком заманчивая была): “Як же туда перебраться без лишнего намокания?” Для уверенности следовало произвести точную проверки дистанции для заплы-ва. Был выбран самый опытный из пловцов (13 лет стажу в местном 50-тиметровом бассейне со ??-м взрослым разрядом) – Черт. Намотав на левую ногу веревку (все оттяжки от палаток, “основняк”, костровой и еще масса других нитей) отчаянное тело неохотно вошло в воду. Плыть оказалось не так уж и много метров пять, но ведь так холодно. Идея трамвая провалилась, не хватало еще метров сорока. Холодное тело стояло и мерзло на том берегу. Третий раз залезать в холодную воду за вечер был в тройне противней, а на том берегу рождались мысли: “Як же пеербраться на тот берег не намок-нув?”. В общем, когда тело переплыло, стало ясно - что Брод надо брать во что бы то не стало. На том вскипятили воду сделали ужин, чай и легли спать.

14/ день восьмой День солнечный. Встали в 9.00. Позавтракали. Сплавали еще раз на разведку (мало ли тот берег вовсе не берег, а остров). Ну, острова мы не наш ли, а тот берег оказался настоящим, хибинским. Чей-то умудрен-ный опытом ум, догадался сделать плот. Состав: шесть пенок, скотч, рамы от рюкзаков. Слоеный торт из пенок армировался алюминием от рюкзаков при помощи самого буржуйского изобретения на свете скотча. Конструкция удер-живала 70 килограмм в виде Сигизмунда. Постепенно герметизировались не-которые ценные вещи и так же постепенно переправлялись на хибинский бе-рег. Итог переправы – мокрые пенки, мокрые рамы алюминиевые от рюкзаков и тела самих путешественников. Время переправы – 2,5 часа. Это надо было видеть!!! Здравствуй берег хибинский!!! До свидания Ловозеры!!! Потихоньку от Умбозера мы пошли по дороге вдоль реки Кальйок. Вот здесь-то нас и окон-чательно закусали. Ух, эта мошка. Дорога пересекла реку и мы следом за ней поспешили сделать это же действие. Перекусили наспех (наверно в этот день даже колбаса кусалась) и продолжили путь. На границе леса и тундры (В районе Седла Валлепахка) нас догнал дождь, но как только решили быстро поставить лагерь (ну не хотелось глобально мокнуть в этот день) и уже сбросили рюкзаки дождь куда-то убежал. Мы не отступились от своей идеи. Собрали каминчик, отыскали дрова (на соседнем крутом берегу стояли сухие сосны) и сварганили ужин. В процессе поедания решили, что завтра придется упереться как минимум в Центральный Лявочорр и поэтому надо лечь порань-ше. Вот такая вот середина похода!!!

15/день девятый Встали рано. Но это не помогло. Не помогло бы и то, если бы встали и в 12. Кое-как сварганили завтрак и за совместным чаепитием ре-шили, что на укусы бешенной (в прямом смысле слова) мошки организмы усех участников путешествия стали реагировать неадекватно. На то были весомые общие симптомы: опухшие искусанные лица (от шеи до макушки), общая сла-бость, у Сиги и Соньки воспалились даже лимфоузлы. Но идти надо было. Кто-то съел пару таблеток “Супрастина”, кто-то смирился и все потихоньку стали собираться. Вышли в 12,00. Началось усе тяжело (в физическом плане), но минут через десять поймали все себя на мысли, что гораздо легче как-то стало. То ли мошка, стала менее назойливой, то ли встреча с путешественни-ками из города Жуковский так повлияла. Ноги потопали. Тропинка в районе перевала Обманный плавно вошла в русло ручья. Наши ноги последовали за ней. Солнце палило. Шли по камням. Тропа то появлялась, то исчезала. Слева стала видна вершина горы Лявочорр. Появилась из ручья дорога (на месте где с вершины Лявочорр стекает ручей) и сразу развилка. Одна идет вверх по долине, другая в сторону пер. Сев Лявочорр. Ну, и пускай себе идет на се-верный перевал. Минут через 15 ходьбы наткнулись на озеро со снежником. Солнце палило, а мошки практически не было. Ну, и мы решили искупаться, так сказать для поднятия настроения. Вода взбодрила всех. Никогда еще не купался в горном озере на территории полярного круга. После принятия вод-ных процедур продолжили движение. Погода постепенно стала портится. Встретили еще людей-фотографов и потихоньку с ними, но на расстоянии, по-шли к Центральному Лявочорру, дабы их планы совпадали с нашими. Под пе-ревалом стояла вышка и разрушенное здание на проржавевших санях. Давно наверное стоит. От вышки спустились к самому подножию и сделали перекус (она стояла на пологом склоне, а долина как бы делала поворот вокруг неё). В этот момент по традиции родилась идея переночевать здесь. Идею поддер-жал дождь, который в этот же прекрасный момент начал капать с верху. Оценив крутизну склона, погоду и общее состояние решили традицию не нару-шать. Первый вечер без мошки. Время 18.00. Коль еще не вечер, решили схо-дить погулять. На этот раз разделились. Гиена, Сонька, Ольга пошли на вер-шину Лявочорр, Черт полез смотреть предстоящий перевал, Сигизмунд рубить ледорубом в большом снежнике себе грот, а Бобришка стала читать Хармса в палатке. Все это происходило при видимости в 100 метро и мелком моросящем дождике. С вершины сняли записку группы из Мурманска от 18.9.2006. На пе-ревале записки не было. Грот был выдолблен, а Хармс читан. Совместными усилиями был сделан суп, чай. Легли спать при настоящей северной погоде в 00.00.

16/день десятый Погода тажа, только утро. Встали в восемь. Оперативно сварганили завтрак, разбили мокрые вещи по рюкзакам, и пошли потихоньку наверх (ориентир палочка, торчащая где-то наверху за туманом). Через два-дцать пять минут мы были на перевале. Туман. Не видно ничего!!! Черт сла-зил посмотрел, где лучше спускаться и Через тридцать минут (минут на пять все открылось; И Ловозеры были видны и Гольцовое невдалеке; В общем сни-мали на фотопленку)двинулись вниз. Спускались с приключениями целый час (не буду говорить, что Сигизмунд пытался убить Соньку огромным спущенным наверное с самих небес камнем, и что по этому очень сильно переживал, мол: “Жалко не попал!!!”). Желоб оказался милым (В нем ловил даже BeeLine). Но все вроде обошлось. Дальше наш путь лежал по ручью прям до самого Голь-цового. По дороге разогнались быстро. Встретили одинокого путника шедшего в Ловозеры и группу из Жуковского. Где-то через два часа (с перекусом) выбрались на Гольцовое. В опасении шли по озеру: “не ушто здесь нету мош-ки???”, - по привычки маша руками в разны стороны и укутавшись макси-мально. НЕТ АГРЕСИВНОЙ МОШКИ В ХИБИНАХ!!! Через некоторое время Гиене, ну, приспичило покупаться в Гольцовом. Хотелось зайти поглубже и поплавать. Незапланированная стоянка. Двое смелых: Гиена и Ольга принимают соответст-вующий вид и входят в воду. Купание не задалось сразу – даже метров в тридцати от берега вода была все еще по колено. Вот такая вот оказия. Двое смелых приняли обратный свой вид и все потихоньку пошлепали по берегу. Вскоре дорогу перегородило широкой полосой нечто жидкое. Аппендикс Голь-цового распух до очень больших размеров. Мы решили не обходить. Ведь нам теперь уж не привыкать к водным препятствием. По колено в воде мы пере-шли этот “маленький” перешеек. Перед нами открылась прямая дорога к КСС “Куэльпорр”. Через час мы были и там. Соскучившиеся по вкусному (кто по сахару, кто по пиву) закупились необходимым и разбили свой лагерь невда-леке от КСС, на тропе с Северного Чорргора. Набив животы разбросанными на этом месте бутылками с макаронами легли спать. Счет времени в этот день не велся.

17/день одиннадцатый Поднялись в 7,00. Небо чистое. Тепло. Попитались и дви-нулись в радиальный выход на Сев. Рисчорр. Вышли в 9,00. Пересекли уже неразобранный мост в районе базы КСП (положили траки место досочек) и по-шли по грунтованной дороге в южном направлении. На перекрестке повернули на лево (восток). метров через 500 свернули на тропинку ведущая на водопад Рисйок - 10,19. После фотосессии продолжили движение по грунтовой дороге вдоль р. Рисйок. Метров за 300 до ручья, ведущего на Сев.Рисчорр дорога упирается в лесной массив. Лесная тропинка метров 300 до ручья. Форсируем ручей и идем вдоль него. Иногда появляется тропинка, меж больших камней. Приходиться даже карабкаться. 12,20 - взяли перевал Сев.Рисчорр(900). Сгущен-ка, снег, какао по традиции. Плюс запах арбуза от снежника – тоже по тра-диции. Продолжили движение. Со стороны реки Рисйок поднимаемся на верши-ну Каскаснюнчорр (1101). Подъем начинается с небольшой "сыпухи" - 20м. Затем довольно большие камни и мягкий мох. 14,00 – нашли рекогносцировочную вышку геологов. Кот-то набрал большую высоту. Сделали перекус и по "Весе-лой сыпухе" горнолыжным способом спустились на перевал Южный Рисчорр (896) - 15,31. Возвращаемся обратной дорогой в лагерь. По пути грибов теперь нет и, соответственно, не сварили гороховый суп с ними.. Легли спать спокой-ные и усталые.

18/ день двенадцатый Спали долго т.к. шел дождь. Шел дождь весь день, периодически исчезая, что бы затем снова начать. Под тентом провели весь день. В середине дня с Чоргорра спустился путник из Москвы и прибился к нам. Весь вечер провели в разговоре. И часов в десять легли спать.

19/день тринадцатый Поднялись в 9.00. Сготовили покушать, собрали вещи, распрощались с одиноким спутником и 11.00 вышли в сторону Восточного Пет-релиуса. Перемахнули ручей, что с запада впадает в Кунийок и двинулись вдоль реки на юг по колее. Через час ходьбы дорога уперлась в ручей Пет-релиуса. Не хотелось мочить сухие ноги и поэтому стали искать переправу. И нашли. В ста метрах вниз по течению через Петрелуса были переброшены железные трубы. После переправы пошли по дороге вдоль хребта под назва-нием Поачвумчорр. Встретилась очень длинная группа из Москвы (бежали очень быстро). Дорога подошла к концу, как и солнечная погода. Набежали тучи и стал наползать небольшой туман. Время 13.04. Начинаем движение вверх. Подъем осложнялся. Туман становился гуще. Сверху капало сильнее. Дуло ветром со всей долины. Длинные снежники направляли нас на перевал. Поднимались примерно час. На перевале видимость 10 метров. Ветер максималь-ный (рюкзаки работали за баласт). С неба что-то летит. Температура окру-жающей среды падает. Каким-то образом написали записку. От холода пальцы не двигались. Решили больше не задерживаться. С перевала слезли за десять минут. Внизу тумана нет, ветер чуть послабее. Ноги, руки – все тело недви-жимо. Проковыляли (в прямом смысле слова) метров 500 от перевала и встали под Рамзаем. Палатку ставили всей командой. Пальцы не сгибались. Поставили с трудом. Залезли и стали греться. Когда “отошли” стали делиться впечатле-ниями. Поразило сезонное озеро меж Петрелиусами (в 2006 на его месте даже лужицы не было), Малая Белая походила на не такую уж малую (в 2006 можно было по камушкам перепрыгнуть, а сейчас как минимум колени замо-чить, а это всего лишь верховье реки). В процессе кипятили чай и согревались теплыми, сухими вещами. Вечером поставили вторую палатку и стали сушить вещи (бесполезное дело в Хибинах). С Рамзая и с Петрелиуса ветер рвался к Имандре до ночи. Легли спать рано.

20/день четырнадцатый Вставали без будильника. Неохотно. Погода чуть улучшилась. Ветер стал тише и сверху ничего не падало. Ольга, Сиги,Гиена отправились на прогулку вниз по течению Малой Белой (одинокий путник с Чорргора рассказал про какое-то теплое озеро там). Остальные валялсь в па-латках. Перекус был оставлен на следующий раз. Вскоре все собрались в ла-гере. Сидели, рассказывали что-то, ели мороженное и тут родилась мысль: “Как это не пойдем на Юдыч?” Время 22.00. Погода безветренная, небольшие тучки. Трое отважных полезли вверх со стороны Западного Петрелиуса (мимо последнего конечно). На холме встретили много Extremальных стоянок, краси-вых квадратных камней, ровных каменистых стенок (имитация скалолазания под углом 450). Через час Черт, Ольга, Гиена уже бродили по Луне в поисках связи мобильной, любуясь Большой Имандрой (было очень хорошо видно). Ходи-ли и “втыкали”. Но ночь брала свое. Ветер принес что-то по истине северное: спокойное и холодное. Трое потихоньку стали спускаться вниз уже по знако-мому южному склону. В 00.00 пришли в лагерь. Доблестный повар Сиги (+ остальные), пообещавший (пообещавшие) именно к этому времени сварганить суп, тихонько спали, забыв “о трех”. Шорох в палатке и сонные лица наивно отмазываясь стали копошиться с ночным приемом пищи. В 02.00 двадцать пер-вого числа все легли спать, запланировав на завтра небольшой переход до ручья Арсеньева.

21/ день пятнадцатый Черт встал раньше всех, прогулялся вниз по Малой Белой с часок и стал сушить вещи. Конечно же, разбудил шорохом всех и на-чал приготовление пищи (видимо прихватила тетка). Пища сготовилась, вещи высушились (на небе не облачка, палило) и мы дружно стали кушать кашу с сухофруктами. Лениво собрались и в 15.00 направились вниз по течению. Шли по тропинке, что на правом берегу. Пробирались сначала через карельскую березу (в ней тропа извивалась как могла), а потом пошли по колее меж пол-ноценных высоких деревьев. Преодолели ручей Ферсмана по наваленным де-ревьям. И тут понеслось Через каждые минут пять полетели в горы группы. Со счету все сбились. (Мы шли вниз, а они летели вверх – опять мы как “ле-вые” идем на Имандру в конце, когда все “правые” начинают оттудова. На-верно, в этом наша уникальная непохожесть). Река уходит чуть влево и доро-га за ней, но мы не такие уж и дураки. Мы то знаем маленькую тропинку, что уходит в березняк направо на самом повороте. Немножко пройдя по ней, находим ручей Арсеньева, стоянку невдалеке с каменистым маленьким пляжем и встаем. Очередной день лени. Но, правда, запланированный (у Сиги билет на 23 число). Растягиваем Хибины до двадцать третьего числа. Вечером сидим, играем на гитаре, готовим всевозможные “дружбы”. Планируем на завтра по-мывочный день с баней. Потихоньку разбредаемся спать. Отсчет времени опять не ведется.

22/день шестнадцатый Полноценная ленивая дневка. Поход это не только бе-шенный темп, минимальное количество еды и неадекватный ее вес. Отсчет времени и не начинается. Встали дружно. Позавтракали и стали готовиться к постройке бани. Печью занимались Сигизмунд и Гиена. Заранее был вырыт не-большой заливчик в ручье (для тех кто любит потеплее). Для этого даже на-шлась старая совковая лопата. Черт пошел искать деревяшки для каркаса. За-тем совместный поиск сухой сосны и такой же раздел добытой древесины. Из сосны также была добыта смола (была незаменима в банных условиях). Рас-пилкой дров занимались все поочередно. Особо стоит отметить Бобришку и Ольгу за невероятное рвение и итоговый результат (все было распилено и порублено, даже с запасом на вторую баню и второй ужин с завтраком). То-пили в течении часов четырех-пяти. Постепенно каркас накрылся тентом. Оп-тимальной конструкцией в таежной бане является схема расписанная Шариком в мультфильме “Простоквашино” под названием “Фигвам”. Тепло не теряется в отверстии в верху, а щели по бокам (тент от палатки вряд ли сможет за-крыть всю необходимую площадь) закрываются пенками. При такой конструк-ции и тент страдает меньше. И вот терпение не выдерживает. Хочется тепла, которое забирается в легкие, в альвеолы. Которое распирает тебя до красно-ты, до жжения, до улыбки. Самое главное в этот момент сильно не расслаб-ляться, а то придется залечивать ожоги. Баня удалась. Теплая, с маслами за-граничными и кустарными (Как бадяжить сосновую смолу знает, наверно, только Сигизмунд. Известно только, что в процессе топки необходимым усло-вием является неоднократный залив огня этим раствором), с впервые распако-ванным за поход мылом (Punk’s not Dead), с шампунем, с бесстрашным купа-нием в ледяном ручье (привет моржам), EXTREMальным смывом всего, что мы-лилось и пенилось на теле (лучшее место для этого небольшие сливы воды, когда поток ледягного утягивает тебя вслед за собой). Хватит пафоса. Баня удалась на славу. Начался отсчет времени. Время в районе 21.00. Да и тучки небольшие наползли. Ужин был хорош. Дружба всегда хороша. Легли спать по отбою в 00.00. На завтра было решено встать в 03.00, дабы успеть дойти до станции.

23/день семнадцатый Три часа и мы снова на ногах. За час собрались. Съе-ли перекус, посидели на дорожку и пошли по узенькой (до жути приятной и, наверное, самой любимой для Черта) тропинке вниз по Малой Белой. Чем бли-же к устью, тем речка шире и красивее. Прям тянула вглубь. Через полтора часа вышли на прошлогоднюю нашу стоянку. Воспоминания. Там еще сохрани-лась наша баня. Черт взял из печи огромную гальку и положил в рюкзак (со второй полки в поезде она все-таки упала, без последствий) Чуть передохнули и побежали по заболоченной местности. Начались крутые каменные обрывы. Не стали фотографировать. Лучше всем будем рассказывать впечатления. Это-го фотка не передаст. Через час пришли к навесному мосту и все по очереди перебежали, а внизу река бурная. Через полчаса показались дачи. Прорваться прежним путем к станции не удалось, повороты нужные забыты. На станции нас ждала грандиозная новость автобуса сегодня (понедельник 23 число) не будет. Вопрос решился быстро (даже мало кто-утвердился в мысли что до Апатит придется топать на ногах). Сигизмунд нашел доброго старичка, кото-рый за 500 рублев согласился нас свести до вокзала в два захода. Завод АНОФ-2 снова поразил всех, а особенно его дорога-улица. Мало кому в цен-тральной части страны нашей огромной удавалось на личном или общественном транспорте проехать мимо заводского цеха, под кранами, которые что-то тя-гают, в двух метрах увидеть испарительные сооружения. Дедушка много чего интересного рассказал и показал по ходу, мало кто в музее знает информа-цию подобную той, что знает этот дедушка, когда-то житель Украинской ССР, приехавший на север строить железную дорогу. Хороший, Добрый. В общем, с его помощью мы в 10.00 уже купили билеты на 24 число с временем отправ-ления 00,16 и оккупировали буфет. Хит лета 2007 это пирожки с брусникой. Ради них можно было через каждые три дня приезжать из заплеванного Электросталя. Божественные. Да, и буфетчица очень сильно помогла (согласи-лась поглядеть за нашими рюкзаками у себя в коморке). И мы пошли гулять по Апатитам. На нашем пути возник сразу магазин… Насытив свои желудки мы ринулись в музей камня. Экскурсия бесплатно – вот оно счастье студента и обещанный коммунизм (это про доброту женщины что смилостивилась и рас-сказала все как есть). Оказывается мы чистим зубы нефелином, кусты сдаб-риваем апатитом, и вообще без города Апатиты и завода АНОФ-2 наша жизнь сплошной кошмар. Закупившись камнями и картами мы пошли искать краеведче-ский музей. Нашли. Здесь коммунизм за символическую плату – 75 руб. со всей шайки. Но, правда, это того стоило. Мы как истинные шпионы сфотогра-фировали все про Екостровский погост и древних саамов. Еще одно забавное место – это SecondHand на центральной улице. Все безделушки можно найти там. Еще там есть очень много значков СССРовсих посвященных полярному кругу (5руб штука). Где-то в районе четырех дня мы стали активно ждать поезд на сиденьях вокзала, буфета, самой платформы. По традиции вечером был пожарен попкорн на бетонном коллекторном кольце. Кто-то сидел ждал, кто-то лежал и спал.
Но время Ч пришло и мы тихой гурьбой сели в вагон N18. Места все верхние и этому все были рады. Не было ни десатников, ни православных старушек, но появились дети. Много детей. Они слонялись, обнимались, пили что-то в тихоря и кашу есть совсем не хотели. Поэтому по прибытию на Ленинградский вокзал 25 числа в 10.16 пачка “быстрой каши” была изъята с их добровольного согласия и употреблена по назначению в вагоне Захаровской электрички, которая везла шестерых отважных домой.