Поход выходного дня. От пос. Колхозное через урочище Талакан подъем на Ай-Петринскую яйлу. Поиск грота. Спуск через Карадакский лес по "Римской дороге" в пос. Родниковое

Дорогами Крыма (туристические заметки).

Наверное, так бывает у многих. Живешь в одном регионе, ходишь, соответственно, в одни и теже места, изредка (на время отпуска) выбираясь в большой поход. И, кажется, ну что писать об одном и том же! Все ведь знают: где расположена Байдарская долина или, что значит "Римская дорога".
  Однако, в какой- то момент осознаешь, что не "все". Что только некоторые тебя понимают.
  Да, в Крыму бывали многие, но немногие "знают" Крым. А после того, как я открыла для себя "Маршруты" , появилась и возможность познакомить Вас с этими удивительным регионом поближе. Показать те его достопремичательности, которые обычно не заметны при беглом осмотре.

Браконьерский грот.

Поднимаемся от пос. Колхозное Поднимаемся от пос. Колхозное
Вид на Байдарскую долину Вид на Байдарскую долину
Вот и снежок! Вот и снежок!
Браконьерский грот (таков он осенью) Браконьерский грот (таков он осенью)
Желание попасть в Браконьерский грот появилось у меня достаточно давно. Точнее с того момента, как мне про него рассказали. Рассказали, причем, еще пару лет назад.  Но все не складывалось.
 И вот, наконец, выждав  время, когда яйлы прилично заметены снегом,  на улице ударил мороз и ветер устраивает на море шестибальные шторма, мы решили отыскать это замечательное место.
  Расположен Грот на Ай-петринской яйле недалеко от  дороги ведущей на Ат-Баш.

Осенью наши друзья спелеологи любезно поделились координатами этого места, так что, выходя на маршрут, мы были уверены, что никакие капризы погоды не помешают нам достичь цели.

Стартовали в 9 утра из  Севастополя. На автобусе доехали до  пос. Родниковое, расположенного  в Байдарской долине. А оттуда пару километров протопали  по хорошей, местами асфальтированной,  дороге в сторону пос. Колхозное.
 Перед самым входом в село  начали подъем вверх по тропе, ведущей к урочищу Талакан. Само урочище расположено под г. Чуваш-Кой (Лысая). Через час достигли небольшого озерца с родником. И озеро и родник были замерзшие. С этого момента началась "снежная" зона.
  Снег для Крыма явление редкое и потому особо любимое! Когда появляется возможность его "потоптать", мы стараемся это сделать.
   От озера на карте указана дорога, но под 50 см снега ее, конечно, не найти. Поднимаемся вверх по балке. Снега становится все больше и больше. И вскоре мы уже с трудом переставляем ноги. Видим седловину, означающую выход на яйлу. Радуемся!

На яйле снега поменьше на возвышениях  и побольше в воронках.
  Да, Ай-Петринаскую  яйлу в этом районе очень часто называют "Сусанинским районом". Обусловлено это отсутствием дорог и многочисленными воронками: глубокими и не очень. Обходя которые легко сбиться с маршрута, особенно в туман и непогоду. Здесь без компаса, а еще лучше GPS не обойтись.    Но у нас то, есть координаты грота!

Начавшееся в Севастополе утро незаметно сменилось днем, но осознали  мы это только вечером! И то потому, что начало темнеть. Снега не убавилось.
  Решаем идти  до хорошо  известной нам дороги. Но не тут то было. Путь к ней преграждают занесенные метровыми сугробами сосны! Одолеть такую преграду мы не в силах! Да и какой смысл - дорога занесена  снегом так же, как и все вокруг.
Двигаемся параллельным курсом.  До отворота на Грот дошли уже совсем затемно. Мороз крепчает. Звезды сверкают.
 20 минут поисков между воронками - и наш дом на эту ночь найден! Тайна Грота раскрыта!

Спускаемся вниз по снежному языку. В первой комнате, открытой ветрам и морозу оставляем вещи. Через небольшой лаз протискиваемся в "спальню". Там заметно теплее.
  Устанавливаем горелку. Вначале горячий чай! Что может быть лучше в зимнюю пору, нежели чашка ароматного чая с лимоном и сахаром?
   Чтобы ночью не было холодно, в небольшое пространство грота втискиваем верхний тент от палатки.  Дуги в тент вставляем аккуратно, ибо пространство слишком мало, чтобы собрать их во всю длину! Но "человеки" существа изобретательные и упрямые! 15 минут -и "домик в домике" готов к приему постояльцев!
    Ночью было тепло и тихо. А где-то совсем рядом трещал мороз и дул ветер.

Утро встретило нас туманом и сыплющимся с неба мелким снежком.
     GPS настойчиво рекомендовал вернуться обратно тем же путем. Но мы не поддались на его уговоры и устремились на запад к г. Спирады и Карадакскому лесу!
    Идти туда предстояло подольше, и снега  не меньше - зато интереснее.
    За 3 часа, блуждая между воронками и прислушиваясь к советам  нашего радиоэлектронного друга, мы окончательно ушли от  дороги. Поняли, что лучше рассчитывать на самих себя, и пошли по направлению, минуя вершину Спирады, сразу к Карадакскому лесу.

Получилось просто отлично. Как только приспустились пониже, снег изменил свою структуру- стал более плотным, слежавшимся. Это убыстрило процесс передвижения. Срезали хороший кусок пути и  вышли на дорогу, ведущую к Карадакским озерам и дальше вниз к пос. Родниковое.
Сама дорога имеет название - "Римская". Раньше, во  времена, когда по Крымским горам еще действительно ходили римские воины ( а было  и такое), дорога была похожа на вымощенную природным камнем мостовую, до 2-3 метров шириной.
Плавно огибала  возвышенности и обходила балки. Сейчас она порядком разрушена, но следы кладки видны настолько хорошо, что сомнений, что это "кладка" нет.  Именно поэтому, Римскую  дорогу в плохую погоду туристы не жалуют: "слишком скользка". А прыгать по камушкам надо умеючи. Но в этот раз дорога была покрыта плотным слоем снега, что очень облегчило процесс спуска.
К 16 часам  мы били уже в поселке, как раз  успели к автобусу на Севастополь.
  Так закончилось наше небольшое путешествие! Было приятно Вам о нем рассказать!