Россия / Водный туризм | Пешеходный туризм | Спортивный туризм
 

Первый российский пакрафт: продолжение истории

6 июня - 14 сентября 2014 г.
Вторая статья по каржаевским пакрафтам
Нитка маршрута
Красноярск - Казань - Марий-Эл - ЯНАО - Казань - Красноярск
 

ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ПАКРАФТ: 
ПРОДОЛЖЕНИЕ ИСТОРИИ
 
 
Пакрафт Тотошка_01
 
 
Время летит – не удержишь! Вот и с момента покупки первого моего пакрафта Одуванчика прошло уже почти два года. Рынок пакрафтостроения активно развивается, ну и достославная фирма Alpacka не сидит сложа руки: выпустила новый продукт, заточенный под white water – Alpackalypse.
Штука интересная: новые материалы, новые решения, ww-навороты, повышенная прочность, все это гуд, однако цена…. А с учетом кризисного рублепада, так и вовсе мрак.


А что нам посоветовали делать в условиях этого крысиса? Заниматься импортозамещением! 

Ну а с этим прекрасно справляется пакрафтных дел мастер Сергей Каржаев )) Правда, он не зашел пока на территорию серьезного ww, но всему свое время.

Как я уже писал в дополнении к первой статье о каржаевском пакрафте, Одуванчик получился настолько удачным, что вошел в серию под именем Иволги. К сегодняшнему дню Синица и Иволга получили некоторые усовершенствования, главное из них — ярко выраженный «альпаковский» хвост, который служит своеобразным курсовым стабилизатором. Как показывает практика, штука полезная.

Также исправлен единственный недостаток, выявленный в процессе активной эксплуатации — разрушающаяся со временем водостойкая пропитка дна. На данный момент Сергей изменил состав пропитки и, для пущей надежности, ламинирует дно изнутри тонким слоем водонепроницаемой ткани. При этом, как порядочный производитель, он соблюдает гарантийные обязательства. На выпущенных ранее лодках проблема решается обновлением пропитки (нужно обратиться к Каржаеву за составом и инструкциями), в особо серьезных случаях пакрафт можно выслать на гарантийный ремонт — Сергей заново пропитывает и дополнительно ламинирует дно.
Со временем, если он перейдет на фирменный материал подходящей плотности с ПУ-покрытием, эти доп. операции отпадут за ненадобностью. Однако тогда исчезнет уникальная особенность каржаевских пакрафтов: баллистический капрон эластичен, пока не высохнет пропитка, что позволяет натянуть его на бортовые баллоны почти до самой ватерлинии. Благодаря этому вся «подошва» пакрафта закрыта броней и ей не страшны ни коряги, ни шкуродеры. 
А у классической Альпаки дно доходит лишь до середины нижней части баллонов. Сравните сами:
 
Пакрафт Тотошка_02
Слева альпака, справа Одуванчик
Удача с Одуванчиком сыграла и еще одну роль: он так понравился моему отцу, что с мая 2014 года перешел в его полное владение и, надеюсь, будет служить ему долгие годы. А себе я решил заказать новый пакрафт. Но, понятное дело, это должна была быть новая лодка, с новыми обводами и формами. Сергей не возражал, ему тоже было интересно, тем более, что идеи витали в воздухе...

Хорошо, когда производитель не почивает на лаврах, а находится в поиске новых решений. С этим у Каржаева порядок! А раз так – пошла работа ))) 



ПЛАНЫ И РЕАЛИИ

Идея состояла в том, чтобы улучшить ходовые качества Одуванчика-Иволги (в первую очередь скорость и курсовую устойчивость) без ущерба эксплуатационным. Для этого виделось: 1) увеличить соотношение длины к ширине и 2) соорудить кильсон, или хотя бы внятный штевень.

По первому пункту вроде понятно: увеличивай длину и уменьшай ширину. Но все упирается в жесткость. Сверхлегкая лодка из тонкой ТПУ-ткани, какая бы она ни была прочная, не обладает большой жесткостью. И если бублик длиной 260см, шириной 96 и с диаметром баллона 30 вполне дееспособен, то с ростом длины и уменьшением диаметра бортов жесткость начинает существенно падать. И, как бы ни хотелось, а Викинга из Иволги не вытянешь (( Можно, конечно, взять более плотную ткань, 400-600Den, и слепить из нее, но тогда мы теряем главное преимущество пакрафтов — малый вес и компактность. То же касается и давления в баллонах из плотной ткани – чтобы серьезно поднять уровень, потребуется насос, заметно отличающийся массогабаритными показателями от невесомого мешочка из силиконки.

Пункт второй. И Синица, и Одуванчик-Иволга, обладая обводами классического пакрафта, имеют тупой нос. При гребле в одиночку он легко скользит по поверхности, а вот при двухместной посадке нос заглубляется и начинает толкать воду. Обладателям каркасных байдарок и Викингов хорошо известен выигрыш от наличия кильсона и штевней. Кроме того, что штевневая лодка не толкает перед собой воду в таком количестве, она еще и устойчива на курсе, а это второй показатель, который хотелось улучшить в Одуванчике.

Установка металлического монокильсона, аналогичного Викингам, ставит под вопрос одну из концепций пакрафта – простоту и компактность. Что остается – либо надувной кильсон высокого давления, либо штевень из вспененных материалов. Но для установки требовалось существенно переработать форму носовой части. У Сергея уже была мысль попробовать разделить баллоны в носовой части. А это именно то, что создает условия для установки форштевня.

В результате родился совместный проект под кодовым названием «Барабулька»:
 
Пакрафт Тотошка_03-1
В верхней части изображен Одуванчик в качестве отправной точки, а под ним – схема нового пакрафта. Было решено довести длину до 280см, а также уменьшить ширину до 92 за счет сужения кокпита и диаметра бортовых баллонов.

Пакрафт проектировался как вместительная полуторка – на одного в длительный автоном или на двоих в короткий поход с минимумом снаряги. При одноместной посадке в носовой части предполагалось размещать коническую герму с тяжелым и нетрамбуемым грузом. Все мягкие вещи – в кормовую герму-сиденье. Плюс дополнительные пятаки для закрепления цилиндрической гермы на корме, за спиной заднего гребца.
Была мысль снабдить на всякий случай Барабульку уключинами, но позже благополучно отпала – лишний вес пакрафту, да и работа мастеру – ни к чему.

После этапа согласований начался этап изготовления. Сперва нужно было спроектировать выкройки, а затем по ним изготовить «бублик». Все этапы обсуждались по скайпу, Сергей высылал чертежи и фото:  

Пакрафт Тотошка_04
 Пакрафт Тотошка_05
 Пакрафт Тотошка_06
 Пакрафт Тотошка_07
 
Когда бублик был готов, подтвердились наши опасения: нос получился слишком мягким. Пришлось укоротить «буратинку» и укрепить носовую часть, оклеив ее плотной донной тканью и добавив сверху полудеку. Нос обрел достаточную жесткость, однако лодка потяжелела и стала короче на 20см.

Оставалось решить один из главных вопросов – каким будет форштевень. Дюралевый отмели сразу; я предлагал сделать из пенки, сложенной клиновидной гармошкой и размещенной в носовой части дна: 
Пакрафт Тотошка_08
Но такая вставка увеличивала габариты лодки в сложенном виде, делать ее съемной – дополнительное усложнение конструкции.
Сергей склонялся к надувному варианту, который и осуществил: изнутри дна нашил продольный карман, куда поместил велосипедную камеру, разрезанную и заклеенную по торцам. Поддув – через родной велосипедный клапан велосипедным же легким насосиком. Выбор велокамеры был продиктован скорее нехваткой времени на изготовление штевня из более легкой ТПУ (пришлось бы придумывать и мастерить мини-клапан).

А время, действительно, поджимало: проект затянулся и плавно перетек с зимы-весны на лето. Заканчивался месяц июнь, а в августе я планировал пешеводку на Полярный Урал, куда предполагал взять пакрафт. Но перед этим походом хотелось устроить полноценные испытания новой лодки. Времени оставалось совсем немного – всего лишь месяц. Сергей, ставший счастливым отцом и обремененный счастливыми же сопутствующими заботами, преодолел все трудности и завершил проект к концу июня. А поскольку по факту всех переделок получилась вместительная однушка для длительного автонома, без возможности нормальной посадки вдвоем, Сергей определил этот экземпляр как прототип и отправил его мне на сезонный испытания, по результатам которых предполагалось доработать конструкцию и изготовить полностью функциональную полуторку. Он поступил так, хотя проект был совместный, и риски ошибок несли мы оба. Пользуясь случаем, сердечно благодарю за столь ответственное отношение к делу, явление это достаточно редкое!

И вот, в первых числах июля я получил заветную посылку из Красноярска. Ура!!
 

 
ТОТОШКА В ДЕЛЕ

Как водится, получил, привез, надул и стал осматривать долгожданную новинку. 
 
Пакрафт Тотошка_09
Пакрафт Тотошка_10
Пакрафт Тотошка_11

Итоговые параметры лодки:
длина = 260 см;
ширина = 92 см;
максимальный диаметр бортовых баллонов = 29 см;
чистый вес пакрафта = 3170 гр.
Увеличение веса относительно Одуванчика – это результат установки надувного штевня и оклейки носовой части баллистическим капроном.
К пакрафту прилагался легонький (150гр) велонасос для накачки штевня и две гермы.

Ну что же, первое знакомство состоялось, пора проверить лодку в деле. Подклеив травящую велокамеру, утром 6 июля 2014 года я рванул в поход. Соучастников не нашлось, так что пошел один. Получился полностью автономный семидневный сплав по двум марийским речкам – Б.Кундышу и Б.Кокшаге – то, что нужно для проверки ходовых качеств и вместимости нового пакрафта. Полдня на заброску, полдня на выброску; маршрут ~ 120 км пройден за 6 ходовых дней. На мелком и завалистом Кундыше больше 15 км в день сделать не удавалось. На Кокшаге стало попросторней, рекорд – 26 км за 7 ходовых часов. Для равнинных рек со слабой текухой это вполне приличный результат на пакрафте.

Очень помогла компактность и низкая осадка в первые дни похода, т.к. постоянно приходилось протискиваться в узких проходах и переползать через бревна в русле.
 
Пакрафт Тотошка_13 Пакрафт Тотошка_14

Лодка понравилась, приспосабливаться не пришлось, веслу послушна и маневренна. За резвость и веселый нрав была прозвана Тотошкой. 
Пакрафт Тотошка_15
Пакрафт Тотошка_16
Пакрафт Тотошка_17

Вместимость оказалась достаточной для моего снаряжения, правда, кое-что приходилось вязать поверх деки. Сформировалась и своя идеология укладки в Тотошку, отличная от Одуванчика.
1) В нос идет длинная герма конусом, в ней тяжелые нетрамбуемые вещи – дорожная обувь, снаряга и продукты, чтобы создать балласт. Эта герма запихивается при подспущенных  баллонах, которые потом надуваются, фиксируя носовой багажник. В одиночном походе перед этой гермой, вплотную к штевню идет баллон с заначкой и комплект из 2-х небольших котелков, в них помидоры, масло и т.п. (чтоб не помялись и чтобы место не пропадало).
2) Далее, между носовой гермой и декой удается запихнуть всякие мелочи - тент, дождевик, карты и т.п.
3) Поверх деки вяжется цилиндрическая герма со скатанной пенкой, палаточными дугами, колышками и топориком. Рядом с ней, или в ноги на дно, идет герма с перекусами, посудой, снастями и другой мелочью, необходимой в близком доступе.
4) Все мягкие вещи (одежда, спальник, палатка без каркаса) плотно трамбуются в кормовую герму, которая служит сиденьем.
5) Для походов, где снаряги больше, есть возможность навязать еще одну цилиндрическую герму за спиной, на корму. 

Пакрафт Тотошка_18
 Пакрафт Тотошка_19
Пакрафт Тотошка_20
В общем, из Тотошки получилось неплохое экспедиционное судно, способное вместить седока с грузом довольно длительного автонома, что позже было подтверждено в пешеводке на ПУ. Еще бы сантиметров 20 длины – было бы совсем  супер, меньше груза пришлось бы вязать сверху. Ибо в мордевинд парусит…
 
Пакрафт Тотошка_21
Пакрафт Тотошка_22
У Тотошки без седока хорошо заметен дифферент на нос, поскольку там сконцентрирована основная масса груза и, кроме того, объем воздушных камер в носу заметно меньше. При посадке гребца дисбаланс почти исчезает. Поскольку ходил один, фоток Тотошки в воде с седоком нет, но для оценки хода пакрафта со стороны, а также для отчетности Сергею, я снял несколько видеороликов с мини-штатива. Стопкадры из них позволяют оценить вышесказанное:  
Пакрафт Тотошка_27Пакрафт Тотошка_26Пакрафт Тотошка_28
 
Ну а из самих роликов можно получить представление о ходовых показателях, работе штевня и хвостового стабилизатора. 

 
 
 
 
 
 
 
Теперь о допах. Специально к сезону 2014 прикупил за 1700 рубликов двухсекционное весло Аква-Универсал. Мне понравилось – легкое (950 гр) и удобное. Прочность лопасти достаточная для равнинных рек, но стучать по камням и заклинивать в топляках я бы поостерегся. Для порогов, разумеется, нужно что-то покрепче. А для таких вот маршрутиков  самое оно.
 
Пакрафт Тотошка_29
Пакрафт Тотошка_30

Также к новому сезону был изготовлен складной круговой парус. За основу был взят Wind Paddle. Покупать оригинал за такие деньги вовсе не хотелось, китайские реплики также показались дороговаты, поэтому умелая супруга соорудила аналог из старого зонтика, полоски нейлона и куска прозрачной ПВХ-пленки от какой-то одеяльной упаковки. Единственная трата – за 500 рублей была куплена китайская детская палатка-раскладушка ради плоской дуги. Это каркас для паруса, сворачивается в три петли, затем в один круг. Кстати, в палатке их оказалось аж 3 штуки, хватит еще на пару парусов )) 
Пакрафт Тотошка_31
 Пакрафт Тотошка_49

Но достаточно сильных и продолжительных ветров в том походе не было, так что полноценных испытаний и съемки провести не удалось. Несколько раз на Кокшаге раздувало и я, окрыленный, настраивал камеру. Однако вредный ветер стихал именно в тот момент, когда Тотошка въезжала в кадр.
 
 
Провоевав таким образом достаточно для того, чтобы потерять терпение, я отложил затею. На Полярный парус тащить я поленился, хотя на Щучьей было где разгуляться. Надеюсь, удастся погонять в следующем сезоне.
 
Так, за испытаниями, съемками, рыбалкой и прочими походными радостями пролетели 7 дней сплава; домой я возвращался уверенный в готовности Тотошки к новым подвигам.

Итоги первых испытаний сформулировал для себя и Сергея следующим образом.
 
По обводам и штевню
- Штевень работает, хотя нос туповат, немного толкает воду, а дно в районе штевня провисает лишнего, надо дорабатывать выкройку дна.
- Не надежная конструкция штевня (велошина), м.б. лучше камеру из ПУ-ткани или пенную вставку.
- Штевень искривлен (см. фото в комнате), возможно, камера перекрутилась в донном отсеке.
- Имхо, штевень не обязательно выводить на всю длину дна, достаточно передней части, для раздвигания воды, т.к. сзади помогает хвостовой стабилизатор. При походной загрузке этого достаточно для устойчивого курса. Сэкономим вес и меньше будет проблем с искривлением и перекручиванием штевня.

По геометрии в целом
Сочетание альпаковской хвостатой кормы с раздельными, сходящимися к носу баллонами и штевнем для равнинных рек – 100% попадание!
- Скоростные показатели неплохие: средняя ходовая 3,5км/ч, разгонял до 6км/ч (без учета течения).
- Маневренность также хороша, не испытывал недостатка, хотя крутился в лабиринте коряг постоянно.
- Курсовая устойчивость хорошая, лучше Одуванчика, не требует больших усилий для поддержания курса. Штевень и хвостовой стабилизатор в паре действенны. Правда, пробовал только с загруженным (15-20 кг) носовым отсеком, на пустой лодке так и не прокатился. По памяти, Одуванчик с загрузкой вихляет больше.
- Места в лодке для одного с грузом на 7-дневный автономный поход хватило, но кое-что приходилось вязать поверх носовой деки.

О порожистых реках. Как геометрия Тотошки покажет себя в порогах – вопрос. Вызывает сомнение дифферент на нос, при полной загрузке закаячки нет, возможно, вал будет притапливать носовую часть. Но это надо проверять, причем, как в варианте походной загрузки, так и с доп. воздушными емкостями (загнать в нос пустую надутую герму).В августе Тотошка поучаствует в пешеводке на ПУ. Там предполагаются небольшие шиверки, можно будет проверить эти соображения на практике…
 
 

НА ПОЛЯРНОМ

Ну что ж, сказано – сделано, через полмесяца Тотошка тряслась в рюкзаке вместе с остальной поклажей. Поход «Из Воркуты в Лабытнанги ‘2014» выставлен на МаршрутахРу в подробностях, с фото-видео и дневником, так что углубляться не буду. Скажу лишь, что это была пешеводка с подъемом бечевой по Большой Усе и Изъяшору (~96 км), пешкой через водораздел к Хадатинским озерам (~15км) и сплавом по озерам, Б.Хадате и Щучьей (~135км).
Пакрафт Тотошка_32
 
Участников набралось всего трое, поэтому взяли один открытый Викинг-4,7 и пакрафт. Всю бечеву и пешку Тотошка ехала в сложенном виде, и лишь на Хадатинских озерах включилась в работу. Идея была в том, что при подъеме бечевой на троих достаточно одной байдарки, т. к. по большей части двое идут по берегу. А вот для сплава по озерам и азиатским рекам одного Викинга на троих с грузом –  маловато. Особенно в верховьях, где Хадата разливается мелководными протоками, требующими маневра и проводки. Тут как раз пригодился легкий пакрафт. А на бечеве он ехал пассажиром, что позволило тащить Викинг по очереди, экономя силы.

Конечно, если идти с тремя пакрафтами – сэкономили бы 6-7 кг веса. НО. Во-первых, в Казани пакрафтинг пока не развит, я не знаю других владельцев, кроме меня и моего отца. Во-вторых, идеология пакрафтных комбинированных походов несколько иная, нежели байдарочных – в связи с малым весом совершено не обязательно привязываться к руслам рек для бечевы, наличие пакрафта открывает значительно больше интересных комбинаций пешки и воды.

Но в 2014-м хотелось пройти именно этот маршрут, и именно с бечевой, вкус которой мы ощутили совсем недавно; хотелось воспользоваться навыками, полученными на Хараматолоу и развить их для дальнейших походов. Маршрут был пройден полностью и в запланированные сроки, цели достигнуты, участники остались довольны походом, что было озвучено на Точке. 

Пакрафт Тотошка_33
 Пакрафт Тотошка_34

Что же касается применения пакрафта в этом походе, можно выделить несколько моментов, специфичных для данной местности и обстановки.

Во-первых, разумеется, шкуродеры. На Хадате они весьма кусачие. А поскольку речка резвая, риск усиливается. Имея на пакрафте такую кондовую подошву, я нисколько не заморачивался и скребся по ним без оглядки – бронированное дно Тотошки выдержало без каких-либо последствий. За все время пакрафт не получил ни единой пробоины или пореза, ремнабор не доставался.
Для сравнения, Викинг шел по Хадате без кильсона, с частыми проводками в верховьях и на перекатах, и все-таки получил несколько повреждений, правда, не сквозных.
 
Пакрафт Тотошка_35
Пакрафт Тотошка_36
Пакрафт Тотошка_37

В шиверах Хадаты (кстати, весьма веселых) Тотошка показала себя неплохо – скачет по валам как конек-горбунок, мне эти скачки понравились. Правда, на особо хороших валиках приходилось распираться, чтобы не вылететь ненароком из седла ))

Конечно, нос копает – пытается пробить вал, в результате пакрафт набирает воду, нужен фартук. Устав отливаться, стал применять следующую тактику: при заходе в шиверу откидывался назад, смещая вес на объемную корму и греб в таком положении. Нос Тотошки задирался и шлепал по валам, как и положено надувастику. В качестве импровизированного отбойника привязывал цилиндрическую герму поперек носа сверху, помогало.

Так уж вышло, что нормальной съемки Тотошки с седоком в походе практически не велось – приличная камера была лишь у меня, возиться со штативом я ленился, шиверы мы проскакивали со свистом и без тормозов. Есть лишь один видеоролик, снятый в шивере Хадаты, причем не самой веселой (просто завести лодку для повторного прохода и съемки там оказалось ближе). Съемка велась против солнца, так что не обессудьте:
 

Стопкадры иллюстрируют поведение Тотошки в шивере:

Пакрафт Тотошка_38
 Пакрафт Тотошка_39
Пакрафт Тотошка_40 Пакрафт Тотошка_41
Пакрафт Тотошка_42 Пакрафт Тотошка_43
 Пакрафт Тотошка_44 Пакрафт Тотошка_45
 
Порогов на сплавной части маршрута не было, так что испытать пакрафт всерьез не довелось. Но, думается, поведение носа станет критичнее. Тут уж скорее нужен Одуванчик-Иволга, у которого заметно больший объем воздуха в носу. Ну и фартук, само собой, не помешает. Тотошка же – скорее равнинная лодка.

Попробовал ее и на бечеве: при сплаве по Щучьей столкнулись с сильными встречными ветрами. Оказалось проще тащить на бечевке, чем выгребать. Форма носа и надувной штевень позволяют нормально держать угол к ветру, не многим хуже, чем с Викингом.
 
Пакрафт Тотошка_46


В общем, Тотошка не подвела и во втором походе, общие впечатления от лодки остались весьма положительными. Но кое-что требует доработки.

1) Хотелось бы удлинить переднюю часть сантиметров на 15-20 - маловато места под груз для большого (20 дней) маршрута в холодных областях, требующих хорошей палатки, запаса теплых вещей и толстого спальника. Кое-что приходилось вязать поверх носа, что увеличивало парусность и закрывало ближний обзор.
2) Присутствует дифферент на нос, не хватает воздушного объема. Нужно менять форму носа, делать его более объемным. Как - вопрос, требующий размышлений. На Хадате пришлось загнать вплотную к форштевню надутую герму, добавив примерно 5 литров воздушного объема, чтобы нос легче выныривал.

По возвращении из похода я отослал результаты с ПУ и Кундыша-Кокшаги Сергею, дабы была почва для размышлений. Мне же оставалось погонять на Тотошке остаток сезона, дабы выяснить еще один вопрос – возможность посадки вдвоем.
 
 

А ВДВОЕМ?

Разумеется, возможность полноценной двухместной посадки вызывала сильные сомнения, что и подтвердилось на практике.В пустой Тотошке без груза еще можно более-менее разместиться и плыть. К сожалению, ноги переднего седока не пропихиваются в носовой отсек под деку – тот слишком узок (либо нужен уж очень субтильный пассажир). Но даже если сесть лицом к лицу, плавание в режиме макания весел вполне возможно:
 
Пакрафт Тотошка_47
 
На фото – друзья, впервые оказавшиеся в пакрафте, оттого некоторая неуверенность в позах )))А вот на видео они уже освоились:
 
 
Заодно засняли Тотошку без груза в одноместной посадке. Как видим, тут уж и нос наконец-то вылез из воды:
 
Пакрафт Тотошка_48
 
Не останавливаясь на достигнутом, мы с супругой рискнули устроить двухдневный сплавчик вдвоем на Тотошке. Удовольствие, разумеется, относительное – сидеть тесно, особенно пассажиру, ноги затекают. Доплыть – доплыли, но повторять эксперимент желания не возникло.Специально снял ролик, чтобы посмотреть со стороны:
 
 
Самое неприятное, что в таком варианте нос практически ушел под воду. Ну и, конечно, спиннингом не размахнешься, так что о рыбалке можно забыть.

В общем, как ни крути, а из Тотошки получилась чистая одноместка. Более того, возникают сомнения в возможности двухместного варианта без серьезной переработки конструкции – простое увеличение длины на 20см навряд ли кардинально улучшит ситуацию.
 
 
 
ЧТО ДАЛЬШЕ?

Подводя итоги сезонного тестирования прототипа, можно сказать, что идеи, воплощенные в нем, оказались действенны. Для равнинных рек данная конструкция (раздельные носовые баллоны + штевень + альпачий хвост) получилась весьма эффективной – Тотошка обладает отличной маневренностью и хорошей курсовой устойчивостью при правильной загрузке. Небольшие конструктивные доработки позволят устранить недостатки, создав основу для введения данного пакрафта в серию.

Пойдет ли на это Каржаев – другой вопрос, ибо лодка получится преимущественно для гладкой воды. Массовый потребитель, на мой взгляд, чаще голосует за универсальность, пусть и в ущерб отдельным показателям. Вот и я, по результатам ПУ и с учетом планов на будущее, склоняюсь к варианту Одуванчика-Иволги, как более универсальному. Он, быть может, не такой ходкий и курсоустойчивый, зато объемистый нос позволит легче форсировать валы, да и с двухместной посадкой все заметно проще.

Ну а если уж делать лодку сугубо гладководную – тут скорее надо сочинять нечто более вытянутое, байдаркообразное и с элементами каркаса. Но это будет уже не пакрафт, а нечто совсем иное… 
 

Февраль 2015


Комментарии
Hrapitan09.03.16, 19:52
RE: Сколько будет стоить Тотошка? 
Тотошка была изготовлена, насколько знаю, в единственном экземпляре, в серию не вошла.Этот экземпляр после сезонных испытаний был возвращен Каржаеву. Возможно, есть шанс выкупить ее у Сергея. Лодка б/у, но в приличном состоянии, ни одной дырки. Только для профилактики попросите заламинировать дно изнутри и обновить пропитку дна снаружи — может травить.В этом случае цена будет договорная, но явно дешевле новой Иволги или Синицы. Попробуйте связаться с Каржаевым. Контакты, если надо сообщу, пишите в личку здесь или в мыло hrapitan@mail.ru Сам я ни изготовлением, ни продажей не занимаюсь, мне просто нравятся его пакрафты )))
Сколько будет стоить Тотошка? 
Hrapitan14.12.15, 13:49
Будь легче, Палатка! 
Обзор полубочки-двойки RockLand Trek 2
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовал Искандер Карманов