Тверская область / Велотуризм | Спортивный туризм

Золотая осень по картинам Левитана

7 - 9 октября 2016 г.
"Золотая осень" - одно из самых красивых времён года, наполненное романтикой, стихотворениями А.С. Пушкина, картинами И.И.Левитана и бессмертным произведением Антонио Вивальди "Времена года". Предлагаю встретить это живописную пору в походе по Удомельскому району, где набирались впечатлений и творили свои работы великие поэты, художники и музыканты, где природа ещё не потеряла всей тонкости русской глубинки..... Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. (А.С.Пушкин)
Удомля - Стан - Чайка - Гарусово - Стенецкое - Островно - Заселище - Удомля

Вступление

Если меня попросят рассказать об этом походе в двух словах, то я, не задумываясь, отвечу: "Разведка боем". И не ошибусь. Впрочем, об этом чуть ниже. А сейчас начало...

Всю пятницу я провёл в предвкушении предстоящего похода. Я задумывал его как самый красивый поход года, организованный мною. Неповторимый, холмистый ландшафт Удомельского района с раскидистыми озёрами, извилистыми речушками, широкими полями и смешанными лесами, а также чистейший осенний воздух и яркие краски осени должны были составить картины, которые заставляли великого художника Исаака Левитана брать в руку кисть и творить бессмертные полотна. Омрачал только прогноз погоды и неясность в количественном составе группы. До последнего момента я контролировал отказы участников и заявки от других туристов на участие в этом походе. Погода обещала нам нелёгкое испытание, которое началось уже вечером в пятницу.

Вечерние сборы в Твери
Наше незабываемое приключение

Итак, вечером в пятницу наша команда из 7 человек погрузилась с велосипедами в 2 машины и направилась из Твери в сторону города Удомля. В темноте немного не доехали до планового места ночёвки и разбили лагерь чуть в стороне. Днём я посмотрел место, где планировал ночёвку. Место отличное, есть оборудованные туалетные кабинки, урны, «пляжные грибочки» (такие скамейки с крышей) и плоская площадка. (Широта 57°50′19″N (57.83864), Долгота 35°1′37″E (35.026889).) Сильный ветер с озера Кубыча и начинающийся дождь добавляли экстрима в наши амбициозные планы.

Укрываемся от непогоды как можем

Утро субботы встретило нас «северной» погодой. Пронизывающий ветер с каплями дождя загнал нашу компанию под маленький пляжный грибок и заставил всех укутаться во всё тёплое, что только было с собой взято. Несмотря ни на что группа сохраняет бодрость духа и позитивный настрой. За разговорами вспоминаем отчёт Светланы Титовой про поход по полуострову Рыбачий и сравниваем её описание с текущей ситуацией. Вся одежда отсырела, причём не от дождя, а от пронизывающего «мокрого ветра». Да, именно такое определение больше всего подходит для описания этого природного явления. Стуча зубами, околевшими пальцами собираем вещи. Плотно позавтракав, мы выдвигаемся на машинах в город Удомля. Машины оставляем на платной стоянке в городе и собираем велосипеды. (Платная стоянка расположена по адресу ул. Энтузиастов, д.5, стоимость стоянки с легкового автомобиля 70 руб/сутки. Есть ещё хорошие стоянки по адресу ул.Космонавтов д.4.) На стоянке встречаемся с Михаилом из г.Удомля и Евгением из г.Вышний Волочек. Михаил проводит нам небольшую экскурсию по городу, знакомит с АЭС и даже договаривается с охранником, чтобы нас пропустили на территорию к одной из градирен.

На территории АЭС на фоне градирен. Все в сборе.

Осенью время работает против путешественника, темнеет рано. Поэтому на территории АЭС не задерживаемся надолго и выдвигаемся в сторону первой цели нашего похода – дача «Чайка». По пути наслаждаемся природными ландшафтами Удомельского района, высокими волнами озера Удомля и завораживающей красотой ярко-жёлтых лиственниц, растущих вдоль дороги. Дорога с отличным покрытием. Перед п.Касково поворачиваем направо в сторону дачи «Чайка» (на дороге стоит указатель). Первое, что бросается в глаза – это захватывающий вид с горы на озеро Удомля. В этом месте, которое называется Красильникова гора, стоит памятный камень художникам, которые работали над своими картинами в Удомельском районе. (Координаты памятного камня Широта 57°58′27″N (57.974259), Долгота 35°1′38″E (35.027099).)

Памятный камень
Камень не маленький, выше роста человека.

На этой возвышенности И.Левитан сделал свои первые наброски для картины «Над вечным покоем». К сожалению, мы почему-то не догадались пройти немного глубже по мысу, чтобы точно определить точку, с которой писалась картина, но даже с той точки, в которой мы стояли, узнаются общие очертания картины.

Картина "Над вечным покоем" была написана на берегу оз.Удомля. Церковь с крестами "вставлена" в картину с натуры. Эта церковь стояла в городе Плёс, сейчас в этом городе стоит точная копия этой церкви в том же месте (старая сгорела). Неподалёку памятник И.И. Левитану, который стоит перед мольбертом в работе над этой бессмертной картиной. Место в городе Плёс так и называется - Гора Левитана.
Красильникова гора, здесь родилась картина "Над вечным покоем".

После непродолжительной фотосессии выдвигаемся к даче «Чайка», её хорошо видно с горы.

Дача «Чайка» — музей на берегу озера Удомля, филиал Тверской областной картинной галереи. Построена в 1913 году Витольдом Каэтановичем Бялыницким-Бирулей в стиле финского модерна. Известна тем, что здесь отдыхали и работали многие известные люди и деятели культуры.

Первое, что бросается в глаза – это интересная архитектура дома. Сам по себе терем уже вызывает желание обойти его кругом и посмотреть со всех ракурсов. Пока экскурсовод занят большой группой туристов из Твери, приехавших сюда на экскурсионном автобусе, мы прогуливаемся по саду.

В саду встречаются вот такие экспонаты
Тропинка выводит нас на берег озера Удомля. Берег ухожен и чист. С береговой кромки открывается потрясающая панорама осеннего леса на фоне озера. Искать нужный ракурс для хорошего фото не нужно, в любую сторону отличный вид для написания очередного пейзажа.
Вид из сада на озеро Удомля
На берегу озера возле дачи "Чайка". Мне кажется, эта картина уже написана.
Вид на озеро открывается изумательный. Вдалеке видно АЭС

Заведующая музеем, Тимакова Елена Александровна (8-915-724-87-16), приглашает нас в дом. В доме много интересных экспонатов. В гостиной сразу бросается в глаза волчья шкура. Владельцы и гости усадьбы были заядлыми охотниками, что подтверждается обилием старинных фотографий, где хозяева красуются на фоне трофеев. По стенам развешены картины, на столах расставлены чашки и блюдца. Такое ощущение, что это не музей, а дом, в котором до сих пор жизнь бьёт ключом как сотню лет назад.

Всё просто и со вкусом
Такие шахматы я увидел первый раз в жизни. Вырезаны вручную из дерева!

Очень интересно прогуляться по дому, выйти на балкончик на втором этаже, с которого открывается вид на Красильникову гору и озеро. В этом доме очень уютно и комфортно. Экскурсия для группы из 8 человек обошлась в 500 руб. Бонусом к экскурсии была ещё и музыкальная часть. Елена Александровна, как оказалось, играет на виолончели. Звуки виолончели в гостином зале погружают в эпоху И.Левитана. Слушая живую музыку, я смотрю в дверной проём летнего балкончика, который выходит в сад … немного забываюсь, неповторимые ощущения от погружения в прошлое!

Хозяйка усадьбы играет нам на виолончели
Пока звучит живая музыка я наслаждаюсь вот этим видом

Хочется остаться ещё на минуточку в этом замечательном месте, но пора двигаться дальше. Немного возвращаемся назад до деревни Гарусово. От этой  деревни сворачиваем в поля в сторону д.Стенецкое. Это наш первый плановый спецучасток. Дорога – не подарок. После дождей она размякла, по колее текут ручьи, а в ложбинках скопились непроходимые лужи. Время от времени приходится спешиваться.

Крутой подъём в гору. На этой дорожке осень постелила нам ковёр из жёлтых листьев
А здесь уже привычные говны
По дороге встречаются небольшие лужи
На протяжении всего пути нас преследуют вот такие потрясающие виды

В качестве компенсации за неудобства – впечатляющие виды осенних лесов и полей. Дорога очень живописная. В д.Стенецкое выходим на асфальтовое покрытие и направляемся в сторону д.Островно. Кстати, в усадьбе Горка, которая находилось в непосредственной близости от д.Островно довольно долго прожил И.Левитан и написал там несколько выдающихся картин.

Перед деревней Островно сворачиваем в сторону д.Сорокино и едем на мост через р.Съежа. Мост стоит в том месте, где река впадает в озеро Островенское и где И.Левитан написал свою саму известную картину «Золотая осень». Координаты Широта 58°0′40″N (58.011051), Долгота 34°57′6″E (34.951632).

(Из Википедии) Работа над картиной была начата осенью 1895 года — в то время, когда Левитан жил в усадьбе Горка, расположенной в полутора километрах от деревни Островно, находившейся на территории Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, а ныне входящей в состав Удомельского района Тверской области. Считается, что на картине изображена река Съежа, протекающая рядом с Островно, — это место находилось всего в полукилометре от усадьбы Горка.
Для сравнения, так это место выглядит сейчас
Усиливающийся дождь заставляет нас спешить, самая удачная фотография группы на этом мосту

Вид с моста действительно открывается узнаваемый, но вот наслаждаться нам мешает начавшийся сильный дождь. Не мешкая, выдвигаемся в сторону д.Островно в надежде успеть в музей сельской школы, где я планировал не только посмотреть экспонаты, но и обогреться и обсушиться.

Музей находится в сельском доме и состоит из двух залов. Один зал посвящен художникам, гостившим в разное время в близлежащей местности. Левитан, Коровин, Богданов-Бельский, Венецианов,-гостили в этом краю и писали здесь свои известные картины. Второй зал полностью сохранил облик класса сельской школы начала ХХ века. Можно увидеть учебные пособия, глобус, "волшебный фонарь" того времени.

Музей сельской школы встретил нас большим навесным замком на дверях. В выходные он открыт до 16:00, но расписание не гарантирует его работу. Лучше предварительно позвонить. В интернете я нашёл единственный номер телефона, который оказался, к сожалению, бесполезным, так как принадлежит человеку, который уже давно  не работает смотрителем музея. Однако, на дверях висит маленькая бумажная записочка с телефоном для связи. (Нина Юрьевна 8-915-711-05-56) Кстати, связь в том районе не берёт, позвонить новому смотрителю не получилось. Вот оно, первое отступление от плана похода, мы не попадаем в одно из ключевых мест. Досадно, но ладно! Делать нечего, начинает темнеть, дождь не прекращается, а нас в этот субботний вечер ждёт ещё один спецучасток по болоту. В д.Лоховское сворачиваем направо и отличным грунтом едем до деревни Заселище. В деревне встречаем приезжего дачника, которого за глаза группа прозвала «морячком». На его голове гордо красовалась капитанская фуражка с надписью «Анапа». Он со знанием дела предостерёг нас от дальнейшего продолжения маршрута по нашему направлению. Его слова прозвучали нам во след как пророчество: «Вы там не пройдёте!»

Невзирая на уговоры морячка, мы отправляемся покорять болото. Сначала пытаемся пройти напролом, через самую чащу леса. Через 30 метров страданий принимаем решение вернуться на поле и пройти кромкой леса по полю. По старой колее от УАЗика снова уходим вглубь леса и попадаем в настоящее болото. Два часа плутания по болоту в полной темноте убивают всякий энтузиазм даже во мне, любителе болотистых участков. Провал операции «Спецучасток-2» возлагаю полностью на себя. В темноте мы сильно отклонились от проложенного маршрута. Причём, морячок советовал идти нам именно тем маршрутом, который я прокладывал дома, а мы пошли абсолютно по другому. Я же сам и расплатился за свою ошибку – по 2 литра воды в каждом берце, окоченевшие пальцы на ногах и ноги, мокрые по колено. Да что там ноги? Я весь был мокрый. Небо время от времени обрушивало на нас очередную порцию дождичка. Мозговой штурм участников группы приводит нас к самому разумному решению: бросить бредовую идею форсирования болота и вернуться в д.Островно. Группа отступала как французы в 1812 году, как немцы в 45-ом: Дасс ди руссиш - гут, айн дойчер, дер тод. Шайсе! На обратном пути встречаем морячка. Кажется, он очень обрадовался, что встретил нас в полном составе. Наверняка, для большей убедительности, он нас ещё пересчитал. Легенда о пропавших в ночном болоте туристах умерла в его голове так и не успев войти в исторические хроники этого района.

Поиски места стоянки показались бесконечными. Абсолютно везде земля пропиталась водой, негде было поставить даже одну палатку, не из чего было развести костёр. Наконец, вдалеке, сквозь темноту, я различаю ряд высоких елей. Ура! Встаём лагерем.

Находим более менее сухое место на пяточке, окруженном водой

Первым делом все подключаются к разведению большого костра, нужно обогреться и обсохнуть. На тему большого костра всех подбадривает Александр Карачевцев. В это время Ринат занимается глинтвейном, нужно согревать замёрзших туристов. Возле костра с кружечкой горячего глинтвейна настроение у всех поднимается, шутки и анекдоты добавляют позитива в этот замечательный вечер. В этот вечер я опробовал ещё одну «фишку! У меня не было сменной обуви, а в мокрых берцах как-то совсем не комфортно стоять при +3 градусах. Подсказку даёт Володя Болдин. Одеваю сухие носки, на носки натягиваю полиэтиленовые пакеты и сую ногу в мокрые берцы. Ого! Сухо, тепло и комфортно! В этот момент прозвучал очередной анекдот. Раздаётся общий смех. В общем, вечер удался. Наверное, уже только ради таких вечеров можно ходить в походы.

Заключение

В воскресенье подъём был в 6…нет….в 8….нет….в 10 утра!!! Все спали как сурки после субботнего «отдыха». Как же не хотелось выползать из тёплого сухого спальника. Так как наш поход сильно сократился в дистанции решаем ехать без обеда до г.Удомля. Поэтому, для приготовления завтрака,  было решено максимально использовать запасы провизии. Это был мегаплотный завтрак )) В этот день погода над нами сжалилась. Сквозь облака начинает пробиваться солнце. По пути домой нас провожают непередаваемые виды осенних ландшафтов Удомельского района.

Дорога радует своим рельефом
Открыточные виды. Жёлтые лиственницы вдоль дороги выглядят потрясающе

Да, сюда нужно обязательно вернуться, теперь уже летом и, надеюсь, ещё большей компанией!!!

В городе Удомля на фоне АЭС
А это я, организатор похода и виновник всех невзгод и испытаний, выпавших на головы участников нашего незабываемого приключения