Основная цель: топосъемка известных неснятых частей Физтеховской с возможными первопрохождениями.
Отчет от командира

Мое описание будет сосредоточено в основном на технической стороне экспедиции по причине того, что это уже четвертый мой Загедан, а также того, что вольно-художественное описание экспедиции и своих впечатлений о ней обещали написать другие участники.

Целью экспедиции являлось подведение некоторых итогов в исследовании пещеры Физтеховская. На сегодняшний день каких-либо больших первопрохождений в ней усмотреть трудно. Все существенно перспективные продолжения (за "Забоем" итп.) связаны с необходимостью большого количества взрывных или копательных работ. И с большой вероятностью эти продолжения вывалятся траверсами в Ростовскую. Потенциальный верхний вход (пещ. Заочная) также нужно много взрывать.

В то же время в пещере остались некоторые "достаточно легкие" ходы (не требующие копательно-взрывательных работ), которые либо непройдены до конца, либо не топосняты. Еще есть некоторые известные неточности на карте, которые желательно разрешить побывав на месте.

При этом заманчиво было бы найти продолжение в северной части пещеры, которое может идти в сторону пещ. Горло Барлога либо вывалиться в Ростовскую, но, например за сифоном -600. И предпосылки (незаткнутые ходы) к этому были.

Таким образом, основными задачами экспедиции являлись:
-Восхождение и топо двух восходящих ходов между "День и Ночь" и мостом Даина
-Прохождение и топо двух ходов вниз из Чрева
-Топосъемка системы ходов "ЗЖНГ" (под развилкой "День и ночь" - "Белый и пушистый")
-Топосъемка Белого ручья вверх от ПБЛ На Троих
-Изучение и топосъемка Колодца "Глупый Пингвин"
-Проверка следующих мест:
-Ход от зала на троих до галлереи "Белый ручей" на предмет перспективных ответвлений
-Верх Тимирязевской ветки (колодцы Альтуфьево и Бибирево)
-Хода после колодца "Буревестник" (правильность нанесения на карту колодца "Глупый пингвин")
-Леночкин Провал/Колодец
-Люськин зал в Сыре
-Поиск и топосъемка Белого ручья в Сыре
-Повесить перила над мостом Дайна
-Еще есть некие возможности в районе Галерреи осьминогов, но я их рассматриваю как малоперспективные, к тому же работать в классической части Физтеховской довольно тяжело из-за ее узости.

Опциональными задачами были:
-Топосъемка колодца из Тимирязевской ветки в Сыр параллельно Дюшкиному Юбилею (если нечего больше будет делать в Физтеховской:)
-Прохождение пещеры "Каска"
-Походы на Уруп и Пятиозерье

Программа, к сожалению, была далеко не выполнена, но обо всем по порядку.

Забрасывались от Армавира на машине до места недалеко после погранзаставы, где дорогу пересекает речка Загеданка. Машина переехала речку, далее шли пешком в 2 ходки. В эту экспедицию была применена особая тактика заброски - короткими переходами, в отличие от обычной практики длинных ходок по полдня. Последовательность была следующая: идем ходку с первой партией груза (рюкзаками) 20 мин в гору. Затем бросаем их и не отдыхая идем вниз за второй партией груза (трансы) - отдыхаем во время обратного пути. Затем идем со второй партией груза до места бросания первой. Затем отдых минут 10, берем первую партию груза и все повторяется. Лена вторую ходку не делала.

Эта тактика была почерпнута из некоей методички в интернете по тактике проведения войсковых операций, где данное соотношение было одним из рекомендуемых для марш-бросков. И надо сказать тактика дала замечательные результаты. Команда из 4-х человек, из которых реальной тягловой силой были только трое, забросилась на Загедан почти от Заставы за 2.5 дня (в 15:00 третьего дня все вещи были уже в лагере). И это при том, что первые дни во второй половине дня шли дожди, которые заставляли нас останавливаться и пережидать. Из помогающих факторов стоит отметить, что мы почти полностью заменили тушенку сублемясом (тушенка была только на заброске) и закладывались на часть продуктов и бензина из местных заначек, чем значительно сэкономили вес. Также снаряжения у нас было относительно немного.

В остальном события развивались не так удачно.

Снежники на сыпухе под перевалом "Кырт-Хуа" были довольно большие. Действительно, на Загедан лучше забрасываться на неделю позже, чем это делали мы. Примерно к последней неделе июля снежники стаивают до приемлемых размеров и между ними появляются нормальные проходы. Пользуясь случаем хочу еще раз предупредить: ЛЮДИ, НЕ ХОДИТЕ ПО КРУТОМУ СНЕЖНИКУ БЕЗ СПЕЦСНАРЯЖЕНИЯ, ДАЖЕ ПО ЧУЖИМ ПРОТОПТАНЫМ СЛЕДАМ, ЭТО ОЧЕНЬ ОПАСНО!

На четвертый день начали собирать ПБЛ и готовиться к спуску. Всего оказалось 8 трансов. Т.к. основная часть работы планировалась недалеко от Чрева, то ПБЛ я решил ставить в "зале на троих". Прособирались долго, так что в пещеру зашли только в 15:00. Это было тактической ошибкой, т.к. пока добрались до "зала на троих" и поставили ПБЛ, было уже примерно два часа ночи. Вследствие этого следующий день был нерабочий - полдня проспали, во вторую половину дня доносили трансы и дообустраивали ПБЛ. Так что с тем же успехом можно было идти в пещеру на следующий день, а в предыдущий спокойно и правильно собрать ПБЛ. Еще раз познал истину, что ПБЛ нельзя паковать как попало, это приводит к тому, что нужно сразу дотащить до места все трансы, чтобы его поставить и пользоваться.

Неприятными сюрпризами оказались снятые точки навески наверху первой наклонки в Ростовской (3 спита) и на уступе из "Белого и Пушистого" в Чрево (4 спита, хотя реально там вполне можно обойтись тремя). В отчетах о прошлых экспедициях это не было описано. Так что при посещении Физтеховской через Ростовскую необходимо иметь с собой 6-7 ушей с карабинами. Впрочем, шедшие после нас в Ростовскую Днепропетровцы скорее всего переделают навеску в Ростовской, поэтому что надо будет иметь в будущем для прохода через Ростовскую в настоящее время определенно сказать нельзя.

По итогам у меня сложилось мнение, что оптимальным местом для ПБЛ в Физтеховской, если только не планируется значительная работа в Сыре, является "Чрево" (на Столовой плите или в каком-либо другом оборудованном месте). Проблему холода на Столовой плите нужно решить утеплением ПБЛ-а и полиэтиленом над ним. После этого работать в пещере будет легко и приятно:). В зале на троих жить в принципе можно, но неудобно ходить за водой, нет нормального отхожего места и каждый выход в сторону Чрева приходится пролезать неприятную узость между плитами, да и на остальном пути до Чрева тоже не очень приятно.

К сожалению, по некоторым непредвиденным обстоятельствам, рабочих дней в пещере у нас оказалось всего три.

Итоги работы в пещере:

- Стараниями Макса ПБЛ на троих превратился в ПБЛ на четверых:) Или точнее на 3.75:) - у одного человека ноги частично висят в воздухе. Дальше в зале закончились свободные камни, но за счет камней из "стола" можно довести ПБЛ до полноценной "четверки", если в этом когда-нибудь случится необходимость.

- Пробиты перила через мост Даина (4 спита, точки сняты, оставлена веревка 15м). Облегчилось таскание трансов и не надо теперь портить "Белый и пушистый". Дополнительно стоит сделать там еще кольцо из репшнура (~30м) для облегчения протягивания трансов.

- Осмотрели ход ИКИ на предмет ответвлений. Примерно посередине хода есть тройное ответвление вверх, которое быстро затыкается. Непосредственно перед ПБЛ на троих от хода ответвляются расположенные рядом и нетопоснятые щель вниз и ход с геликтитами, идущие в одном направлении примерно на север. Ход с геликтитами пройден Максом и Кириллом - выходит в Чрево, в верхнюю его часть. В ходе есть красивое озерцо. Топосъемку хода не делали ввиду неимения особого смысла - по словам ходивших, ход ответвлений не имеет. В щель не лазили, но по виду перспективная.

- Доисследован ход из Чрева вниз под Столовой плитой (рабочее название "первый ход из Чрева вниз"). Колодец в конце оказался узким (надо взрывать или работать кувалдой), хотя до этого, по памяти его топосьемки в 2008г он мне почему-то казался широким:) Дальше просматривается такая же узкая меандровая щель, которую только взрывать. Так что ход можно считать затктутым. Ходу дано название "Ход грязного Гарри". Кто захочет узнать почему такое название, пусть слазит туда и увидит все сам. Нужна навеска: 2 веревки по ~10м, 3 спита, 3 ЕО (на двух оставлены петли, на третьей завязать булинь).

- По поводу "второго хода из Чрева вниз" вопрос остался открытым. В 2008г я наблюдал где-то справа от Столовой плиты очко в промытой вертикальной стене высотой ~5м, в начале стены вроде была ступенька. В этот раз мы исследовали 2 похожих места, первое заткнулось, второе вывалилось в "Белый водокап". Там оставлена веревка (15м) зацепленная за ЕО с соответствующей запиской. Но возможно где-то есть еще подобное место, тем более, что после очка, по словам Сергея Лаврова, должны быть ходы значительной протяженности.

- Топоснят ход над Чревом, вываливающийся в зал Моста Даина сверху. Сам ход довольно приятный, но залазить туда трудно. Начинается он в верхней части Чрева очком в левой стене, которая не доходит до пола (там завал идет вниз). Посередине хода есть дырка вниз в Чрево и колодец вверх.

- При топосъемке был использован новый для клуба прибор - лазерный нивелир (BOSH Quigo). Нивелир показал себя удобным в работе при съемке горизонтальных и наклонных ходов. Однако полностью угломер заменить он не способен: съемки в координатах "расстояние-азимут-высота" практически возможны только при удачной конфигурации хода. Поэтому прибор полезен в основном для повышения точности измерения азимута крутонаклонных направлений и в этом качестве хорошо помогает.

- В Сыре осмотрен Люськин зал. Посередине зала находится красивое озерцо с водопадиком, дальше идет непроходимая меандровая щель вниз (взрывать) и крутой ход вверх, куда залезать довольно трудно и к тому же он явно выходит куда-то в известную часть Сыра.

"Засортирье" "Засортирье"
Зимний лес Зимний лес
Золотой ключик Золотой ключик
Фотомодель №2 Фотомодель №2
- Сделали фотовыход в Засортирье. Всем выходившим понравилось:)

На поверхность вышли за 8 часов: с 8:00 до 16:00. На выход оказалось также 8 трансов (но полегче). На поверхности мыли снаряжение, ходили на Пятиозерье и всячески "разлагались". В частности устраивали баню (мужской частью состава). Оказалось, что 2 человека за полдня могут сходить до зоны леса и обратно и принести дров в количестве достаточном чтобы жара камней хватило человек на 20:) Печку сделал Макс из камней, обтянули полиэтиленом.

На сброску заложили 2 дня. Однако в реальности сброска произошла стремительным домкратом: спустившись пешком до места, где Загеданка пересекает дорогу, поймали лесовоз до заставы, далее сразу же поймали Ниву до Курджиново и в 23:00 были уже там. Ну а дальше неинтересно...

Заначки:

В поверхностном лагере "Физтеховская":
- Гречка - 1л
- Рис - (немного)
- Пшено - 1пачка
- Сахар кусковой - 3.5кг (!)
- Чай - 2л
- Бензин "Галоша" - 0.5л
- Бензин обычный - ~2л (возможно постепенно испаряется из канистры)
- Бутылки: 6л - 2, 1.5л - 2.
- Канистра для воды 10л в состоянии "ведро 5л"
- Кастрюля без крышки
- Сковорода
- Банки пластиковые разные - 2
- Пленка пищевая (много)
- Много кусков тонкой пенки (хороши на закрытие трансов и сидушки)
- Пенозад
- Трансы малые - 3
- Трос старый - 5м
- Карта системы "Ростовская-Одалиска-Физтеховская" до 2011г
>>> Полиэтилен мы затаскивали, но на бане он весь поплавился, поэтому снова нужен полиэтилен на кухню!

В ПБЛ "Лужники":
- Гречка - 5л+1кг
- Макароны - 2пачки
- Вермишель - немного
- Супы - 2пакета
- Сахар - 2кг (+ 1.5л со стевией, гадость)
- Соль - 2банки
- Кувалда
- Бутылка из под шампанского
- Карты пещеры (старые)
- Лопата - 1.5 (вторая без черенка)
- Веревка - ~10м

- Пленка отражающая - 2 по 1x2м

В "ПБЛ на троих":
- Бутылки по 6л - 2
- старая пенка обычного формата
- кусок старой пенки ~1/2
- гепсокухня с запасом топлива.