Мы никогда не берем с собой карту. И конечную точку маршрута выбираем по ходу продвижения. так, летом 2009 года вместо Пазырыкских курганов снова попали на Белуху.

белуха белуха
растительность растительность
летом я  и александр гостили у наших друзей в п.усть-чём новосибирской области. близость алтая нас манила в дорогу. мы хотели познакомиться с местами, где жила "алтайская принцесса", найденная в пазырыкских курганах.
 Искитим - Горно-Алтайск - Иня проехали автостопом с трудом в новосибирской области и легко и задорно - на алтае. водитель, который вез нас до Ини все спрашивал, были ли мы на Белухе. да, отвечали мы, но , похоже он не слышал наших ответов, и , когда подъехали к повороту на Инегень, он остановил машину, со словами: вот это короткий путь до Белухи, стал нас высаживать. мы восприняли это как "знак" (еще и потому, что, вылезши из одной машины, сразу же залезли в следующую).
дальше мы шли пешком. долго, неспешно, красиво. вдоль реки катунь по вело-мото-пешеходной тропе, то поднимающейся, то спускающейся прямо к воде. по пути ели незрелые ягоды крыжовника и смородины.

стилизованная кафешка стилизованная кафешка
местное развлечение - конные прогулки местное развлечение - конные прогулки
в тюнгуре со мной случился "голодовой псих": я отказывалась идти в горы без запаса продуктов (в тюнгуре мы оказались вечером , магазины уже не работали). накупив у "частников" каких-то домашних вкусняшек, двинули вверх. мы любим ходить по ночам: не жарко и как-то по-особенному, конечно, не видишь всех красот, но развивается ночное видение, чувствительность и интуиция поскольку искуственным освещением мы не пользуемся.
шли вдоль реки кучерла к перевалу кара-тюрек. картой мы не ползуемся. пользуемся языком, который "до киева доведет" или просто идем по видимому пути. названия мест, конечно, тоже узнаем у людей. к слову о пище: на всем протяжении пути мы находили продовольстви на всех встреченных стоянках - голод отсутствовал - рюкзаки тяжелели.
весь второй день подъема шли с мыслью, что вот-вот он, перевал! ан нет. так до ночи и не дошли. и тропу в свете луны потеряли ( среди камней-то не мудрено). ходили всю ночь вокруг вершинки: снаряжение у нас для высокогорной прохлады не подходящее, а костра не разведешь - дров на этой высоте нет.

каменный дом каменный дом
перевал кара-тюрек перевал кара-тюрек
в зеленоватом свете расссвета увидели разрушенную каменную постройку со следами цветников вокруг и маленьким ручейком. там же нашли и кучку дров. сначала думали, что под теплым солнышком удасться поспать, но когда увидели его, поняли, что двинем дальше. на самом перевале нас ожидал снег и яркое солнце. и в качестве бонуса за ночное приключение - между нами и солнцем весь день плыло маленькое облачко, защищая наши глаза.
у белухи поселились за метеостанцией у озера аккем. жили почти месяц. было холодно. на ночь грели камни в костре и брали с собой в палатку спать. днем гуляли босиком всюду, до куда могли дойти.

из запомнившихся фактов.
очень удивилась, когда увидела лук в совершенном сухом щебеночном склоне. собирала, ела: мелкий но сочный и очень жгучий.

в долине реки ярлу так называемый камень рериха удивил меня своей обтекаемостью, будто он находится в потоке. хотя окружающие камни остоугольные и не такие большие.
количество озер на вершинках. много, маленькие и чистые.

белуха белуха
ее святейшество - Белуха. я не суеверна и нерелигиозна, но я не смогла пойти дальше кромки ледника, посчитала себя недостойной. не достойной чего? - непонятно.

множество иностранных туристов. и добрая повариха в "высотнике". я наконец-то попрактиковалась в английском. и поела знаменитых лепешек.
пограничники совершали рейды каждую пятницу. проверяли пропуска в приграничную зону. у нас их не было (усть-кокса в нашем маршруте не значилась). отделались штрафом 400р на двоих. в следующие пятницы мы волею случая оказывались далеко от метеостанции, а проверяют лишь там.

спускались по реке аккем. быстро, яростно как-то. в обратную сторону стопилось плохо."Белуха не отпускала". до шебалино добрались за два дня, заплатив за проезд на автобусе.