Тверская область / Спелеология | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм

Дохлобарсучья пещера, или кому дома зимой не сидится

10 декабря 2016 г.
Пещера Дохлобарсучья, или ДХБ, находится неподалёку от города Старица возле села Стегнишино, и представляет собой более 15 км штолен и гротов выработанных вручную, т. е. обычных каменоломен.
Тверь - Старица - Стегнишино

В кратце о нашей поездке

Про Дохлобарсучью пещеру или ДХБ, которая находится на берегу реки Волга недалеко от города Старица в Тверской области, написано много. Вот несколько довольно обширных статей:

И это неудивительно. Это очень популярное место среди туристов и спелеологов. Поэтому этот отчёт я составил как обобщение всей необходимой информации для посещения этой пещеры и способ выражения своего мнения о ней.

Итак. 10 декабря 2016 года наша группа выехала на автомобилях из города Тверь в сторону г.Старица. До пещеры от места стоянки автомобилей можно добраться двумя пешими путями, практически одинаковыми по протяжённости. Первый путь - от дер.Федурново спуститься к реке Волга и идти вдоль неё вверх по течению. Где-то через 1-1,5 км справа вы, возможно, заметите вход в пещеру. Если вход не заметите, то можно просто дойти до конца кромки соснового леса. Недалеко от кромки леса, в соснах, и находится вход. Второй путь - от дер.Стегнишино. Проходите в сторону реки Волга, берёте левее и идёте метров 500, внимательно всматриваясь в берег, вход в пещеру не пропустите. Летом более приемлем вариант с дорогой от д.Стегнишино, так как к самому входу в пещеру можно доехать прямо на машине. Вдоль деревни, по полю идёт грунтовая дорога (её хорошо видно на спутниковом снимке), по этой дороге на машине вы доедете практически до самого входа в пещеру. Проехать невозможно, так как возле входа в пещеру в соснах стоят столики и деревянные скамеечки.

Координаты входа в пещеру 56 26.802, 34 54.912

Наш пеший трек https://yandex.ru/maps/-/CZDxIGZQ

BtxSj5y8y_s
Пещера ДХБ Барсучья 10.12.2016г. Берега Волги на подходе к пещере.
STYD0Fq-M9w
Базовый лагерь в гроте Ёлка. У меня сломались ножки горелки и поэтому я готовлю гречку, держа котелок в руке. Илюха нарезает помидоры и огурцы в колбасу и копчёный окорок...
GpzUkwlJWos
Грот Ёлка. Изучаем с Натальей карту пещеры.

Из обязательного снаряжения в пещеру нужно взять компас (навигатор в пещере не работает, а компас прекрасно позволит Вам сориентироваться) и фонарик. Возьмите сменную одежду, в пещере не очень чисто, на входе в пещеру довольно грязно, влажная глина. Переодеваться, лучше, перед тем как входить в пещеру. В приложении к отчёту я прикрепил карту пещеры. Она довольно большая, поэтому её лучше распечатать на большом ватмане, либо на нескольких альбомных листах с максимальным увеличением. Очень хорошо помогают ориентироваться по карте надписи на стенах пещеры. Каждый грот имеет своё "имя", которое обозначено на карте. Очень легко себя сориентировать по таким подсказкам.

Моё мнение - в эту пещеру нужно ехать минимум на 2 дня. Во-первых - это позволит максимально изучить практически всю пещеру (по карте). Мы потратили целый день и "пробежали" только правую половину пещеры. А левая половина намного больше, хотя менее интересная в плане различных шкурников, лазов и прочих "аттракционов". Во-вторых - ночёвка в пещере дополнит всю "романтику" посещения подобных мест, абсолютная тишина и темнота когда просыпаешься....ну это не передать, это нужно прочувствовать.

В пещере всегда тепло, в зависимости от температуры снаружи в пещере она колеблется от +5 до +8 град.

-Fh_PN4tDiE
Пещера ДХБ Барсучья 10.12.2016г. Практически вся команда в сборе.

Рекомендую набраться смелости и пройти (проползти) такие шкурники как "Кишка" ("Мория"), очко Кабана "Кабаний провальчик". Из Кабаньего провальчика есть 2 выхода: обычный и "очко кабана". Мне не хватило смелости вылезти через "очко кабана". Дело в том, что сам по себе "кабаний провальчик" - это очень узкий лаз, где непросто развернуться. По нему назад не возвращаются, по нему ползут только вперёд. Ползти можно смело, в конце выход довольно удобный. А вот в "очко кабана" пролезет не каждый. Мало того, что этот выход находится под углом 90 град к основному лазу, так он ещё и крайне тесный. У меня с большим трудом получилось изогнуть своё тело так, чтобы высунуть голову в этот выход из лаза, я жёстко сел в районе плеч и груди, понял, что моя комплекция не позволит мне даже с большим желанием протиснуться через "такое испытание". Я немного "дал задний ход" и прополз ещё вперёд до "нормального выхода" из Кабаньего провальчика. Лаз "Кишка", тоже, довольно экстремальное приключение. Сначала Вам предстоит спуститься по узкой щели метра на 2,5 - 3 вниз (здесь, главное, не сорваться). Потом бочком вдоль щели протиснуться вглубь и вниз "мории". Кстати, в отличие от "кабаньего провальчика" лаз "Кишка" не сквозной, а тупиковый, так что выходить Вам придётся таже как и заходили в него. Поверьте мне - это ещё то испытание. В самой глубине этого лаза (который по некоторым подсчётам составляет где-то 10-15 метров) очень узкое отверстие, в которое нужно набраться смелости и протиснуться. Вы окажетесь в небольшом пространстве, где могут уместиться 2-3 человека средней комплекции. В этом месте можно развернуться и начинать путь в обратную сторону.

Правая часть пещеры заканчивается гротом "Музей восковых фигур". Обязательно дойдите до этого места. Это как восхождение на небольшую горную вершину, просто нужно там побывать. В этом гроте мы обнаружили сотлевшее тело "дохлого барсука", точнее, как выяснилось - это всё же какое-то некрупное пушное животное, похоже на норку.

ZAmnfm-EbPk
Грот "Музей восковых фигур". Самая крайняя правая часть пещеры. Высота потолка позволяет ходить только гуськом. От точки грота "Елка" (точки старта) до сюда шли около 1.5 часов

В пещере нужно соблюдать осторожность. В некоторых местах с потолка можно увидеть свисающий "колокол". Это такой огромный кусок породы, который висит под потолком и совершенно не понятно, за счёт чего он вообще там держится и не падает. В пещере регулярно проходят локальные и небольшие обвалы.

На карте обозначен второй выход из пещеры. Мы до него дошли. Выход оборудован в виде колодезного срубика, сверху накрыт плотной тканью, чтобы дождевая вода не затекала в пещеру.

Время в пещере летит незаметно. Мы провели его здорово, народ подобрался весёлый и инициативный. Перекусив в пещере перед отъездом, мы выдвинулись домой. Уже в 8 вечера мы были дома.