«………..а 1 из них, купив авиабилет по совсем небюджетной цене, двинется на Север покорять, удивляться, восхищаться, учиться, обретать новых друзей, чтобы потом снова мечтать…». Где-то далеко на Севере, за полярным кругом, живет добрая волшебница Хэйро. Она творит чудеса и исполняет желания. Хэйро посвящается....

ХЭЙРО ХЭЙРО
Город, где швартуются сердца Город, где швартуются сердца
Дудинка Дудинка
Мончегорск Мончегорск
Юнга Юнга
Вид с капитанского мостика Вид с капитанского мостика
Карское море Карское море
Баренцево море Баренцево море
Мурманск Мурманск
Наталья Наталья
Почти год жизни с мечтой. Ну вот я и в аэропорту. До отлета 40 минут, а я еще стою в очередь на досмотр, все эти ужасные пробки на Ленинградке. Пройдя контроль, я присоединилась к очереди, шедшей на посадку на рейс Москва-Норильск. Сев в ТУ 154, мы начали движение по взлетной полосе. Но почему- то через 5 минут самолет остановился. Нас предупредили, что по техническим причинам вылет задерживается. На борту много маленьких детей, время- 2 часа ночи. Спустя полтора часа, нам сообщили, что двигатель технически неисправен и нам придется поменять борт. Пришлось возвращаться в аэропорт, который уже был закрыт на ночной режим. В результате мы вылетели на 3 часа позже. Соответственно задерживался и рейс Хэйро, которая летела на Москву моим рейсом. Когда шли на посадку, я просто не могла оторвать взгляд от иллюминатора, мы пролетали над Величайшей Сибирской рекой Енисеем. В аэропорту меня ждала Хэйро. Все-таки мы с ней увиделись. Это потрясающая женщина. Весь этот год она помогала мне, переживала за меня. И вот мы с ней, в аэропорту Алыкель, через несколько минут ей идти на посадку. Я стою, смотрю на нее, и даже не знаю, что сказать. Переполняют эмоции. Нужно быть поистине чудесным человеком, чтобы помогать какой-то девчонке из другого города, с которой общаешься только по переписке.
На улице меня встретил знакомый Хэйро , которому пришлось ждать меня 3 лишних часа из-за задержки. Он повез меня в Дудинку. По дороге Юрий рассказывал мне про свой край, про Таймыр, про Енисей и про потрясающую природу. Мы ехали, я смотрела в окно на тундру, покрытую снегом, и у меня сводило живот от восторга! Еще вчера мне все это казалось таким далеким.... Наконец-то я в самом северном городе Земли. В городе-порту, единственном в мире, который работает круглогодично, несмотря на низкие температуры. В городе, где швартуются сердца....

Поселилась я в гостинице Северное Сияние, на улице Матросова. Администратор очень удивилась, что я всего на сутки и не по командировке, туристы здесь явление редкое. Заселившись в номер, нацепив на себя теплые вещи, я пошла в город, искать Сбербанк. Не смогла сдать обратный билет, хотя в Москве в Аэрофлоте меня убеждали, что я смогу сделать это без проблем. Соответственно мне не вернули деньги, на которые рассчитывала.

Немного про Дудинку. Дудинка городок милый и компактный, обойти его можно за час. Первое, что бросается в глаза, это лица людей! Практически все улыбаются, несмотря на то, что 9 месяцев в Дудинке зима. Впечатлили меня цены в магазинах. Например, кг бананов 150 руб., молоко 60 р. Цены выше на 30-40%.

Вечером ко мне зашла коллега Хэйро, Светлана, очень приятная и общительная женщина. Светлана приехала в Дудинку 8 лет назад, да так и осталась. Зарплаты тут хорошие и отпуск с северными надбавками получается 70 дней. Она рассказывала мне свои впечатления о Таймыре. Весны на Таймыре практически нет. Зима, морозы, потом в первых числах июня (4-10 число, зависит от того, насколько суровой была зима) идет лед по Енисею, дня 3, и сразу лето. Люди снимают шубы и одевают футболки. Светлана рассказывала, как была поражена, когда наблюдала за тем, как распускаются почки. Утром выходишь, видишь набухающую почку, вечером идешь с работы, уже проглядывает листочек, к вечеру второго дня почка практически полностью распускается. На третий день все деревья зеленые. И так же осень. Она длится неделю. Вот бы и мне увидеть все это! Рассказывала мне Светлана и про то, как люди проводят отпуска. Зимой очень трудно вылететь из Норильска, дорога Дудинка - Алыкель (аэропорт) может быть закрыта до нескольких недель из-за погодных условий, люди просто не могут выбраться из города. Самолеты не вылетают. Из-за этого многие стараются брать отпуска летом. Едут в основном в теплые края, чтобы восполнить нехватку витаминов и солнца. Когда летят обратно, всегда с собой берут теплые вещи и сумку с едой, иногда приходится ждать вылета несколько суток. В Москве +20, а в Норильске уже может быть минус и метель.

Ночью я не могла уснуть. Ведь уже завтра исполнится моя мечта, к которой я год шла. Дудинка- город под номером 19. Номер 19 на телефоне, это как Отче Наш для каждого жителя порта. Свое утро я тоже начала с него. «Информация о погоде на 9 утра 22 февраля 2009 года. Температура воздуха в городе Дудинка -20, ветер восточный 2-4 м/с. По прогнозу Среднесибирской ГМС по югу Таймыра, сегодня в течении дня ожидается: облачно с прояснениями, снег, метель. Ветер ю.- з. 9-14 м/с, порывы 18-23 м/с. Температура днем -25-28.Автодорога Алыкель-Норильск открыта для всех видов автотранспорта». Вообщем, с погодой мне повезло. Утром пошла гулять по городу. Первым делом пошла в порт, посмотреть на красавец-корабль, на котором уже вечером мне предстоит выйти в Карское море. Вот он оказывается какой, красивый, оранжевый (мой любимый цвет). Все арктические суда окрашены в красно-оранжевую гамму, самый заметный цвет. Еще немного, и я окажусь на его борту. Судна Ледового типа Arctic Express закупили несколько лет назад, так как стало нерентабельно использовать ледоколы, слишком дорого получается. Аренда ледокола в сутки от 40 до 70 тыс. долларов. Вот НорНикель и закупил 5 судов Норильский Никель, Заполярье, Талнах, Надежда и Мончегорск (на нем то я и пойду в Мурманск).

И вот наступил долгожданный момент! Сколько времени я его себе представляла! Мы забираемся по трапу Мончегорска.... Меня встретил 2ой штурман и повел показывать мою каюту. Да уж, это не речной теплоход, на котором я работала. Мы зашли в лифт, в котором играла музыка, и поехали на 4 этаж. Меня поселили в каюту лоцмана. Каюта суперсовременная, в душе может поместиться 5 человек. Мебель прикручена к стенам и полу на случай качки. Потом мне показали ЦПУ и машинное отделение. Там практически нет шума, и все на суперсовременном уровне. В 9 вечера капитан объявил о готовности к выходу в рейс.

Немного про мой экипаж. Это 19 потрясающих мужчин, настоящие морские волки. В какие только моря и порты они не ходили! И Новая Зеландия, и Антарктида, и Латинская Америка. Смелые и отважные моряки, выходящие в рейс на 4 - 6 месяцев. За едой они мне наперебой рассказывали про свои путешествия, в свободное время от вахты показывали мне видео и фотографии. Рассказов хватило бы на год, это точно.
Первый шок я испытала, когда поднялась вечером на капитанский мостик, отодвинула шторку и ахнула, правда ахнула. Представляю, какое лицо у меня было… Теперь попробуйте и вы представить это картину. Ночь, судно идет по льдам Енисейского залива, три мощных прожектора освещают путь, и в лучах кружатся огромные хлопья серебристого снега… Это сказачно, это потрясающе красиво. Капитанский мостик оборудован как в лучших фантастических фильмах про космос.

За время путешествия я поняла, что смотреть вечно можно на 3 вещи- огонь, воду и радар. Никто из экипажа не мог понять моего восторга и моей мечты. Их любимая поговорка: «Море любит сильных, сильные любят берег». А тут безумная девчонка с восторгом бегает по мостику, с горящими от счастья глазами, и не может на лед налюбоваться)).

Мое утро на корабле начиналось со звонка буфетчика в мою каюту: «Доброе утро, Наталья Николаевна, пожалуйте на завтрак». По утрам и вечерам с 8 до 12 я была на вахте. Это была моя самая любимая вахта. Часто я находилась на вахте часов до 3-4 утра. Все боялась пропустить что-то интересное. Выхожу утром на мостик, а капитан мне говорит: «Эх, Наталья Николаевна, такого песца пропустили, с вас ростом бегал.». Ну конечно, только Наталья Николаевна могла такого песца пропустить)). Вечером третьего дня мы подошли к полярной станции Сопкарга, там ждали продукты и доски. Люди подъехали на буранах. Я долго думала, как-же ночью они ездят на такие расстояния и не теряют дорогу к дому. Оказалось, ориентируются по расставленным сетям. На полярных станциях занимаются рыбным промыслом, рыбу сдают проходящим судам и ведь живут как-то, хотя мне не понять этого. А я все ждала медведей и песцов, несла вахту и старалась не спать.. Закон подлости, они бегали, когда я спала. В одно прекрасное утро меня разбудил звонок с мостика. «Наталья Николаевна, хотите на мишек посмотреть?». Конечно !!!!!!!!!! Нацепив кое-как первое, попавшееся под руку, я побежала на мостик, хорошо, что жила этажом ниже. Вот вы какие, дикие белые мишки!!! Красавчики, нечего сказать! За свое путешествие удалось увидеть мишек, моржей и песцов. А северное сияние еще посмотрим, будет о чем мечтать;)).

В свободное от вахты время проводила в сауне, бассейне и в читальном зале. Еще на судне есть спортзал, но он для мужиков, такие гантельки мне не поднять. Бассейн- это отдельная история, туда каждый день заливали воду из моря, так что мне удалось покупаться и в Баренцевом и в Карском морях. Безумно соленая вода и очень холодная, но все-равно я завидовала мишкам, которые в ней купаются круглые сутки. Каждый день ходила на палубу, смотрела и слушала как судно ломает лед, наверное, это четвертое, на что можно смотреть вечно. Особенно, если это в закате полярного солнца… В Карском море наша скорость была 1-6 узлов. До Карских Ворот мы шли 5 суток, вместо положенных 3-х, застряли во льдах. Когда вышли в Баренцево, идти стало свободнее, лед там не такой, да и не везде. Скорость достигала 19 узлов.

Каким кайфом было чистить снег на корме под ветром при скорости 18 узлов! Вот мужики надо мной смеялись. Типа, все нормальные люди едут отдыхать в тропические страны, а этой интерес с безумно счастливым лицом колоть лед в Баренцевом море. Ночью на мостике я разглядывала созвездия и звезды, которые на полярном небе такие же как на звездном глобусе. Да и GPS сразу определял, что за звезда и все ее характеристики. Как, наверно, круто в космосе… На 9 сутки мы подошли к Мурманску.

Мое путешествие закончилось. Вспоминаю, и кажется, что это было не со мной, как сказка какая-то.

Это мое первое путешествие за Урал.
Кажется, что ты попал на другую планету.
Одно дело, когда ты сидишь дома, смотришь на карту России, на ее необъятную территорию и понимаешь, что это огромная страна.
А другое дело, когда ты оказываешься где-нибудь в Сибире, в бескрайней тундре.... Только тогда ты начинаешь осознавать всю масштабность нашей родины. Север, это другой мир, который можно понять и прочувствовать, только оказавшись там, а оказавшись, влюбиться в него навсегда.

Огромное спасибо Вам, ХЭЙРО…