Кратко: нашел!
бухта Чань - мыс Чань - кула Чань

2016-04-29---02_Canj

Если некоторые ключики к поиску турецких укреплений на Сутормане мне удалось найти у П.Ровинского, то подсказки на Барском берегу я обнаружил в замечательной книжке А. Щербака.
О крепости Голо Брдо (Хай) я знал и раньше, но оказывается прибрежные оборонительные сооружения вовсе не заканчиваются только нижним Хаем и верхним Нехаем.
Доктор Щербак описывает турецкую батарею на Волуице (Воловице), вскользь упоминает укрепление в Шушани (кула Шушаны). Остатки обоих этих оборонительных сооружений сегодня, по моему мнению, искать бесполезно. Но в тексте еще упоминается укрепление в Чани (кула Чаим). А вот это уже интересно! На гугли картах, на мысе Чань просматривается исключительно ровный круг. Надо проверять.
2016-04-29---20_Canj
Крепости на Гугли карте
2016-04-29---21_Canj
Чаньская кула на Гугли карте

11 ноября (1877 года) черногорцы, по приказанию князя, хотели было атаковать сначала кулу Чаим, но она немедленно сдалась без всякаго сопротивления © «Черногориiя и ея война съ турками въ 1877 - 1878 годахъ» Изъ воспоминанiй д-ра А.В. Щербака. (1879)
Бросаю машину на краю пустынного пляжа, прохожу через еще закрытые и заваленные мусором прибрежные заведения общепита и начинаю взбираться на мыс. Приходится продираться сквозь сплошное переплетение каких-то лианоподобных растений и заросли можжевельника. Исколовшись и исцарапавшись, поднимаюсь к вершине. Лез не зря! Среди кустов видна неопрятная турецкая каменная кладка.

2016-04-29---01_Canj
2016-04-29---03_Canj
2016-04-29---05_Canj
2016-04-29---06_Canj

Беда в том, что сделать удачные фотографии никак не удается. Если попытаться отступить подальше, то укрепление теряется в зарослях, а с близкого расстояния оно никак не лезет в объектив.
А ведь центральная кула на самом деле представляет из себя идеальный, большой каменный барабан, стены которого обрушены примерно на двухметровой высоте. В кустах вокруг просматривается еще множество каменных строений. Но общее представление не складывается, т.к. увидеть все и сразу среди зарослей совершенно невозможно.

2016-04-29---07_Canj
2016-04-29---09_Canj
2016-04-29---10_Canj
2016-04-29---11_Canj

Интересно, что в Барских СМИ ежегодно можно найти информацию о том, как доблестные любители истории в который раз очистили тропу к крепости Хай/Голо Брдо. Видимо о Чаньской куле эти следопыты ничего не знают. Да уж, информации практически никакой. Так же, буквально одним словом, как и Щербак, упоминают об этом укреплении местные авторы Лалошевич и Павичевич. Они пишут, что после 1878 года укреплениями Голо Брдо и Чань пользовались австрийцы. Однако если в Хае легко отыскать ровную австрийскую каменную кладку, в Чаньской крепостице я присутствия австрийского ордунга не нашел. Возможно, что просто не разглядел в зарослях.

2016-04-29---12_Canj
2016-04-29---13_Canj
2016-04-29---14_Canj
2016-04-29---15_Canj

Уходить не хотелось. Во-первых, с края площадки открывается красивый вид на море и Чаньские скалы, а во-вторых, уж очень не хотелось опять лезть в колючие заросли. Однако спуск оказался куда легче подъема. Местами в кустах обнаруживаются тропки, и русла пересохших весенних потоков.

2016-04-29---17_Canj
2016-04-29---18_Canj
Чань. Вид из крепости
2016-04-29---19_Canj
Черепаха не была готова к встрече нежданных гостей и ушла в себя

Читайте книжки внимательно. И у вас появится возможность не только побродить по пустынному пляжу ни и полазать в колючих зарослях. Удивительно ценная альтернатива, не правда ли?