Где бы ни жили потомки разбросанные жизнью по свету, побывать на родине дедов и прадедов - это то поломничество которое стоит (или может быть даже обязан) осуществить каждому. Летом 2012 нам это удалось. За осуществление этого путшествия особенно хочется поблагодарить Архипова Максима (http://www.marshruty.ru/Persons/Person.aspx?PersonID=cb3d7a96-44c7-41c9-be1b-c9cd1b9a3e0b) и его статьи о походах по умершим и умирающим деревням

Путь и встреча

Все мое детство прошло в рассказах о далекой для меня Йошкар-Оле, родной деревне моего деда в лесах Кировской области и родной деревне бабушки в районе Себяжа и неведомых родственников. В этих рассказах они как будто проживали заново те моменты и это было настолько ярко, что я невольно становился участником тех событий...в рассказах была не только романтика старины или курьезные случаи, чаще всего запоминаются именно они, но маленькие трагедии каждого прожитого ими дня...часто это все обобщалось фразой "Это жизнь, Леша". Поэтому поездка в деревню Студеново, Санчурского района Кировской области стали для меня своеобразным паломничеством в мекку родных мест и историй моего детства. Студеново как и многие деревни в округе вымирающая дерявня, еще и поэтому я так хотел посетить ее и увидеть родной дом своего деда, что готов был отправиться в путь только  со спутницей свое жизни и дочкой.
Ксчастью этого делать не пришлось, желание побывать в тех местах в первые или спустя много лет возникло у многих представителей нашего семейства... Это желание и помогло осуществить то как это было...
Первоначально поездка планировалась на конец июля на начало августа, но изменения связаные с работой заставили спешным порядком все переносить на длинные выходные июня...и вот 8 числа где-то в обед мы выехали из Москвы, она как всегда стояла в пробке, поэтому нам пришлось изрядно потолкаться в них, покрутить по проселочным дорогам по навигатору...Положительным бонусом всего этого было то что мы на заправочной станции смогли купить карту тех областей по которым нам предстояло проехать. 8 июня нам предстояло проехать только 170 километров до Клепиковского района, там сделать передышку, заночевать, подхватить бабушку с дедом и с утра 9 июня часов в 6 тронуться дальше в путь... Жизнь уже тогда внесла свои коррективы. Выехали мы только в 7. Наш скромный автопоезд состоял из двух машин в одной (волге представительского класса)))) ехали брат и бабушка с дедом, в другой я, супруга и наша годовалая дочка...День для дороги был выбран удачно, погода была пасмурная, но дождя почти не было, поэтому в дороге мы практически не страдали от жары, наоборот даже было свежо. В пути нас почти ничего не задерживало, даже ели на ходу, хотя и пришлось поплутать из-за несовершенства настроек навигатора... Я, супруга и брат перенесли дорогу до границы республики Мари-эл, а это 800 километров довольно легко, дочка поспала мало, под конец много скандалила, попробуйте просидеть в детском кресле 8 часов, когда ваш пытливый ум жаждет смены деятельности...Для бабушки с дедом в их возрасте, а им уже за 70 это был маленький подвиг, но чего не совершишь имея в сердце здоровую долю авантюризма...
Ехали мы от Клепиков, через Гусь-хрустальный и Владимир, а далее по Федеральной автомобильной дороге М7 «Во?лга» — через Нижний Новгород до  Чебоксар, а потом через плотину ГЭС и мы уже в МАри-Эл, там на границе нас встретили и дали возможность отдохнуть, почистить перышки, искупаться, попариться в бане  и переночевать на даче где то в устье Большой кокшаги. Что запомнилось по дороге это не привычные и потому забавные для нас названия населенных пунтктов в Чувашии ( Ры-какасы, Шупашкаркасы, Калайкасы) и неплохой асфальт почти на всем протяжении до Йошкар-Олы. Был участок который еще только реконструировался, но в целом в Мари-эл, Чувашии и даже Кировской области, которая говорят славится ужасными дорогами, дорожное покрытие нам показалось лучше чем в Московской или рязанской области. Было еще на что посмотреть по дороге, но мы ехали не задерживаясь, так как были ограничены праздниками. Хотя желани е проехать еще раз эту дорогу никкуда не торопясь и останавливаясь у каждого столба осталось, но это дело других путешествий...
На следующее утро мы въехали в Йошкар-Олу. На этот день была запланирована встреча с родственниками, что живут в этом городе. За последнее время он сильно поменялся, много новых зданий... для нас это было не главное, главное что спустя многие годы разлуки встретились 2 брата и сестра, а также 4 поколения родственников, некоторых я видел впервы за свои 27 лет. Вечер был посвящен неспешной беседе и прогулкам по Йошкар-Оле.
И вот только на следующий день мы приблизились к главной цели нашего путешествия...
Вперед к родным местам

Доехать от Йошкар-Олы до деревни Студеново можно 3 способами:
- на электричке. Пригородный поезд Йошкар Ола - Яранск следует 2 раза в сутки в 7.10 и в 17.00, до станции Табашино, а оттуда пешком до д. Студеново по моим подсчетам километров 5, до д. Люй - 5 км;
- на автобусе

Справочные службы:

Автовокзал г.Йошкар-Ола (8362) 45-03-05, 45-12-73
г. Йошкар-Ола, Кокшайский проезд, д.19
в год поездки находил в интернете расписание автобусов, как мне показалось, автобус ходил даже до д. Люй, на 2014 год информации об этом почти нет, в зиму перед поездкой по дороге от пгт. Санчурск до д. Люй зимой украли бетонные плиты с дороги, поэтому ходили ли тогда автобусы и ходят ли сейчас достоверной информации не имею;
- на машине. около 80 км разнообразных дорог и мест где вы соберетесь проехать и вы у цели...ехать лучше всего на ниве, уазике или тракторе.
Первоначально у меня и моей супруги, было желание выбрать первый способ, доехать вечером электричкой до Табашинов, переночевать в лесу недалеко от станции и с утра по пересеченной местности пешком дойти до д. Студеново, но потом по мере добавления родственников разных возрастов эти планы пришлось оставить до лучших времен.