республика Крым / Спортивный туризм | Самостоятельная поездка | Автотуризм

В Крым на машине из Уфы. Кольцо по южному Крыму: Демерджи, Ай-Петри, Фиолент, Балаклава, Чуфут-Кале, Белая скала, Азовское море

29 апреля - 13 мая 2016 г.
Крым. Радиальный выход на Демерджи.

03.05.16, вторник.

Участок пути

Лучистое, радиальный выход:

турбаза - крепость Фуна – Долина Приведений – плато Демерджи – г. Ю. Демерджи - турбаза

Километраж за день (км)

Ходовое время (часов)

9  ч.

Место ночевки

С. Лучистое, Турбаза «Долина приведений»

Тел: -

Стоимость размещения: 1 палатка на территории турбазы -

300 руб./сут.

Отсыпаемся, завтракаем.

Утро ясное, тепло, но ветрено.

Сегодня по плану: крепость Фуна, Долина Приведений (урочище Демержди), плато Демерджи, г. Южная Демерджи.

В 9.30 выходим.

С собой берем легкие рюкзачки (дождевики, перекус, тепл. кофты, палочки и Миша прихватывает пиво).

Сначала целимся  на крепость Фуна. Поднимаемся к конной базе «Золотые ворота» - от нее налево идет грунтовка в сторону крепости (дорога идет и дальше – практически до вершины г. Сев. Демерджи). Крепость просматривается уже с дороги. По пути к крепости заворачиваем к роднику. Родник расположен практически напротив крепости, справа от дороги, и прижат к горам. Родник огорожен.

Крепость Фуна, слева от грунтовки, 2 км от Лучистого:

«с октября 2015 г - объект культурного наследия федерального значения.

Фу?на — средневековая крепость, расположенная на скальном холме у подножия горы Южная Демерджи. Название в переводе с греческого означает «дымная».

Ранее Фуной называлась и гора Демерджи.

Площадь укрепления — 0,52 га.

Рядом с крепостью в Средние века пролегал торговый путь, который вел из Горзувита (Гурзуф) и Алустона (Алушта) в степной Крым.

После захвата Генуэзской республикой крымского побережья от Кафы (Феодосии) до Чембало (Балаклава), князья княжества Феодоро выстроили ряд крепостей, располагавшихся выше в горах, напротив основных крепостей генуэзцев. Эти крепости, с одной стороны, контролировали и сдерживали продвижение противника вглубь Крымского полуострова, с другой стороны, являлись плацдармами для захвата прибрежных городов. Такие действия феодоритов были вызваны борьбой между княжеством и генуэзцами за обладание побережьем. Крепость Фуна в этой системе выполняла роль восточного пограничного форпоста, которая не только противостояла генуэзской крепости, располагавшейся на территории Алушты, но и контролировала один из самых важных караванных путей из степного Крыма на побережье

Недалеко от развалин крепости глыбовой хаос — нагромождение огромных каменных глыб и камней. Это результат грандиозного обвала 1894 года и последующих обвалов. В результате обвала местные жители покинули территорию. Впоследствии значительный урон сооружениям нанесло Ялтинское землетрясение 1927 года».

На входе в крепость – касса. С крепости открывается вид на Алушту и моря. Место, действительно, выглядит неприступным.

На территории крепости – витрина с археологическими находками, найденные поблизости. Среди них видим глиняные черепки – очень похожие на те, что мы с Володей подобрали в Пантикапее.

После осмотра крепости возвращаемся немного назад, а потом уходим по левой тропе (которая идет к горам) к воротам в урочище «Долина приведений».

На входе  кассы. Оплачиваем.

Хотя существует возможность в долину приведений пробраться бесплатно (как нам советовали москвичи) – забраться на склон до  ворот, в результате все равно выходишь на эту же тропу. Но мы решили не изгаляться и не лазить по буеракам, тем более это не те деньги, из-за которых надо что-то выуживать. Около ворот – камень, на котором, якобы скакала Варлей при съемке х/ф «Кавказская пленница» и орех Никулина.

В долине приведений снимали фильм «Кавказская пленница» и про этот камень «коммерческим» туристам говорят, что на нем танцевала Варлей (на самом деле это не тот камень). Маршрут начинаем под орехом Никулина, со столика.

Отсюда открывается панорама на г. Чатыр Даг (по планам она у нас на завтра).

Далее уходим по маркированной тропе (белые стрелки). Приглядевшись к тропе, понимаем, что тропа идет по обнаженной древней  стене  (видимо, это город крепости Фуна).

Сначала тропа идет среди кустарника, потом выходит к урочищу Демерджи и упирается в каменный хаос: перед нами встают каменные чудовища – приведения. Впечатляет.

«Демерджи — урочище и геологический памятник природы общегосударственного значения. Площадь — 20 га., включает в себя Долину привидений — местность с «башенными» формами выветривания верхнеюрских конгломератов; окружено реликтовым лесом, где присутствуют такие породы как сосна крымская (Pinus nigra subsp. pallasiana), тис, пиракант».

Причудливые скалы имеют собственные названия. Так, западная часть скал, похожая на отару овец, взбирающихся по склону, так и называется — Хой-Кая (Овечья скала).

Самая высокая башня — Аленга, под ней — столбы Чомачай. Так назывался толстый брус в упряжке вола.

На тропе встречаем «диких» лошадей – лошади не из пугливых, дают и погладить, и с удовольствием работают на камеру.

Далее тропа разветвляется: одна уходит налево – в дремучее узкое заросшее ущелье, в сторону каменных чудовищ, вторая же (маркированная) идет правее.

Сначала идем налево (не по маркировке) – есть желание попасть поближе к истуканам (издалека видели, что кто-то стоял прямо на их макушках).  Но вскоре тропа становится непроходимой. Остановились. Мишка идет на разведку, мы ждем. Минут через 15 возвращается: идти можно, но без страховки опасно: крутой склон. Решили идти обратно на правую тропу. По пути встречаем группу с детьми – идут на вдп. Джур-Джур. Мы им сообщили, что с детьми там не пройти. В моей голове крутится карта, согласно которой на водопад тропа идет через вершину Юж.Демерджи – делюсь с ними своими соображениями. Группа возвращается вместе с нами.

Правая маркированная тропа поднимается резко вверх, открывая все новые картины и пейзажи. Хорошо видно Алушту, море.

Идем не торопясь. Периодически «отдыхаем». Перед плато - крутой подъем вверх.

На плато – самые красивые виды. Народу тьма.

Отсюда я  сфотографировала  нашу палатку и машину.

На плато сильный ветер. Утеплились.

Потом по тропе (единственной тропе, уходящей влево) идем к вершине г. Южная Демерджи.  Создается впечатление, что правый борт  тропы спускается  прямо к морю.

Идти быстро не получается – «мешает» фотоаппарат.

Слева от тропы – скала Екатерина, 1194 м. (в память об императрице, посетившей Крым). Но больше она напоминает не императрицу, а какое-то чудовище.

Другое название скалы - Балалы-Кая (Скала-дитя) или же Келин-Кая, то есть Скала-невеста. Сразу за скалой  тропа поворачивает налево в гору. Обогнув Катерину, попали на вершину.

В 15.00 были на вершине. 1240 м. На вершине установлен тригопункт.

Обратная дорога (возвращаемся по той же тропе) заняла часа 2.

В 18.00 вернулись в лагерь.

Вид на долину приведений с базы:

За день протопали 17 км. Хороший получился «отдых».

Пиво, ужин, душ.

Вечером небо хмурится, наш барометр Миша предсказывает ухудшение погоды.

А завтра по планам – г. Чатыр Даг…

Изначально планировалось после радиалки на Демерджи вечером переехать на турбазу «Ангарский перевал», откуда на Чатыр-Даг идет тропа. Но потом планы переиграли: нет никакой необходимости сниматься и устраиваться заново (лишнее время). Лагерь можно оставить здесь, на машине доехать до т/б «Ангарский перевал» - километров 10 от Лучистого; там, на платной стоянке, оставить машину; сбегать на гору и вечером вернуться в Лучистое.

Ночью дул ураганный ветер. Потом пошел дождь.