Китай / Пешеходный туризм | Самостоятельная поездка | Спортивный туризм

Санкт-Петербург - Байкал - Китай - Приморский край, июль-август 2005

29 июля - 22 августа 2005 г.
Решила Наташа проведать свою крестную, живущую в Уссурийске. Ну вот мы и поехали: Санкт-Петербург - Иркутск - оз.Байкал (пос.Слюдянка) - Улан-уде - Чита - Забайкальск - Маньчжурия - Пекин - Харбин - Муданьцзян - Суйфыньхэ - Уссурийск - Дальнегорск - Японское море - Владивосток - Санкт-Петербург
Россия байкальская
Санкт-Петербург - Иркутск - пос.Слюдянка - пик Черского - пос. Вербный - пос.Слюдянка

Вначале мы планировали долететь до Иркутска (у нас были билеты на самолет до Иркутска и обратно), там сходить на оз.Байкал и дальше, смотря по обстановке, ехать в Уссурийск либо через Китай, либо по России поездом.

В СПб мы садимся в самолет вечером 29 июля, а прилетаем в Иркутск рано утром 30 июля. Узнаем в Иркутске возможные варианты, как добраться до оз.Байкал и решаем ехать на электричке до пос.Слюдянка. До электрички на Слюдянку еще есть время и мы гуляем по Иркутску. В городе интересно сочетаются деревянные дома с резьбой и трамваи – очень необычно. В городе много маршрутных такси и практически нет автобусов. Добираемся до недостроенного моста через р.Ангара и возвращаемся обратно на вокзал – нам уже пора ехать на оз.Байкал. До поселка Слюдянка ж/д очень сильно петляет и поезд несколько раз разворачивается на 180. Проезжаем и тоннели, прорытые прямо в склонах. Выходим в Слюдянке и первым делом к оз.Байкал – купаться. Вода в озере холодная и пахнет рыбой, почти как на море. Заканчиваем водные процедуры и делаем небольшую трехдневную прогулку по местным горам.

Идем вверх по городу, затем продолжаем подъем вверх по дороге, ведущей вдоль р. Слюдянка. Дорога несколько раз пересекает реку то вброд, то по мостам. Ближе к вечеру дорога приводит нас к домам, стоящим на берегу реки. Это что-то типа турбазы, состоящей из двух домов, сарая и бани. На базе сейчас одна собака и одна девочка лет 16. Немного пообщавшись с юной хозяйкой, продолжаем путь наверх. На ночлег встаем недалеко от реки на полянке, пройдя две трети пути до высшей точки данного района – пика Черского (2090).

Продолжаем подниматься по тропе вдоль реки. Еще вечером дорога превратилась в тропу. В траве по сторонам шмыгает много бурундучков. Подходим к метеостанции Хамар-Дабан. На метеостанции узнаем о местных достопримечательностях. Нам объясняют, как подняться наверх и затем спуститься по реке и посмотреть водопады. Оставляем рюкзаки на метеостанции и идем налегке наверх к пику Черского. Сразу за метеостанцией стоит много палаток. Но открытой воды тут уже нет, поэтому стоять выше – проблематично. Горы тут не высокие (дол 2000 м) и, в основном, покрыты растительностью. Голый камень виден только на отдельных пиках. Поднимаемся выше зоны леса по тропе, проходим немного и встречаем группу из нескольких человек. Они показывают нам карту (видимо, километровку), которая подробнее нашей двушки, но все же горизонталь на ней серые и сливаются с фоном. Еще немного пройдя вперед и вверх, решаем не блуждать, а спускаться по тропе к речке с водопадами. Идем вниз по ручью (первый правый приток р.Подкомарная) и любуемся водопадами. Самый большой из них достигает 7-10 метров, только вода падает не вертикально, а под крутым углом. Доходим до впадения притока в р.Подкомарная. Здесь надо либо поворачивать назад и идти обратно наверх по тропе, либо идти вдоль реки, а затем поворачивать на северо-восток. Но тропа вдоль реки закончилась и идти здесь стало неудобно. Еще на метеостанции нас предупредили, что с водопадов лучше возвращаться тем же путем, что и пришли, то есть по тропе. Но мы ведь бывалые туристы и нам все не по чем. Вместо того, чтобы подниматься обратно (ну просто лень стало), мы продолжаем идти прямо через лес в направлении метеостанции. Углубдяемся в лес и понимаем, что зря мы не пошли обратно по тропе. Трава здесь дпстает почти до груди, под ногами камни, а лес буреломистый: настоящая тайга. Преодолев пару хребтиков и уже начиная терять надежду выбраться, доходим наконец до крутого склона. Поднимаемся на него, проходим немного и выдим впереди дома. Здесь кто-то из местных решил построить себе жилье прямо за метеостанцией. На эту дорогу длинной около двух км у нас ушло около двух часов! Забираем рюкзаки и перекусываем. Дальше решаем идти обратно к пос.Слюдянка, но не так как мы сюда пришли, а по Комаринскому хребту. Нам показывают дорогу, ведущую прямо по хребту, и мы начинаем путь. Дорога сильно разбита, а местами грязная и мокрая. Однако, кроме луж на всем протяжении хребта воды нет. Где-то посередине хребта справа от дороги расположено зимовье, где стоят 2 дома, один из которых разрушен, а второй с трудом можно использовать для ночлега. От метеостанции мы прошли больше 10 км и встали не ночлег возле дороги на спуске с хребта. Последние 5 км нашего пути я так устал, что с трудом передвигал ноги.

Утром 1 августа продолжаем спуск по тропе, названной на карте Старокомаринская Дорога. Она идет по самому верху хребта. Спустившись с хребта выходим к поселку. Сразу за поселком железная дорога. На ж\д табличка с надписью «о/п Вербный». Наконец-то на нашем пути река – купаемся тут вдоволь – правда, вода холодная. Проходим вниз по течению р.Култучная около километра и выходим на шоссе, ведущее в пос.Слюдянка. Идем по шоссе и ловим попутку до поселка. Доезжаем до поселка и здесь покупаем билеты на поезд до Улан-удэ. Поезд у нас только вечером, поэтому снова идем на оз.Байкал.