Аварка и Андийка, август 2015. Клуб "Новый Бродяга"

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Нитка маршрута Места
Аварка и Андийка 2015 август - клуб "Новый Бродяга" (Краткая заметка написанная в поезде) Основные тезисы: - дороги улучшились - население добродушное - пороги изменились, так что предыдущие лоции интересны только расположением порогов и историческим аспектом
 
Аварка и Андийка 2015 август - клуб "Новый Бродяга"

http://vk.com/topic-44851039_32818450
 
Аварка и Андийка 2015 август - клуб "Новый Бродяга"

(Краткая заметка написанная в поезде)

Основные тезисы:
- дороги улучшились
- население добродушное
- пороги изменились, так что предыдущие лоции интересны только расположением порогов и историческим аспектом

Собирались мы вообще-то в Грузию, но в связи с тем, что в последний момент не несколько сильных бойцов не смогли пойти, а новеньким собирающимся уже отказали, в связи с переизбытком народа, ну и для экономии денежных средств, и конечно для того, чтобы пошли наши друзья без загранпаспорта, мы решили идти в Дагестан. На Аварку и Андийку (Аварское и Андийское Койсу), на которых мы не были с 2009-2010 года.  Вот ведь как странно получилось,собирались на Лошадиную воду (Цхенисцкали), а пошли на баранью воду - Койсу.

Почему-то после 2009 года, ощущение о Дагестане у меня было как о суровых серых горах без растительности и зелени. Помню тогда на стапеле на Андийке все время с серых гор сбегали грязевые оползни. Всю ночь погромыхивало, правда на том берегу. в этот раз "Орлиный глаз" заметил, что по берегам рек растут персиковые и абрикосовые сады, и вообще зелености вполне много. Это конечно не тайга на Китое, но вполне зелененько. И зелень такая свеженькая, салатовая.

В 2009 году мы собирались идти сначала Аварку (Аварское Койсу), а потом Андийку (Андийское койсу), но доверившись жпэсине, мы на перекрестке повернули в сторону Андийки, а потом уже когда приехали выше, решили не разворачиваться, а идти Андийку.

В принципе, считается, что Аварка попроще, и является хорошей раскаткой для Андийки. Но, в 2009 году, сошел сель на Андийке и выше порога Орлиное Гнездо, образовался новый порог, мы его как первопроходцы назвали "Новый". Другие группы после нас пытались еще как-то называть, но сейчас выше Орлиного гнезда просто ровная вода, вообще не булькатит. А тогда, было прекрасное место немножко плчувствовать воду, и совершенно нормально идти начиная с Андийки. А так-то, конечно, начинать с шестерочного порога как-то не очень.

В 2010 году, в долине Андийки было сильно психологическим неуютно, куча блокпостов, на каждом тщательная проверка документов и странные взгляды. Так что подъехав к месту второго степела на Андийке, посмотрев на вкопанный в землю БТР или БМП (я в них не разббираюсь), послушав советы молодого лейтенантика ("Вы, как начнется стрельба, так сразу бегите к нам за бетон прячтесь"), я выдвинул предложение "уматывать", и в 2010 году  мы Аварку не пошли, а провели время катаясь на Белой, поэтому и такой странный поход Аварка (аварское Койсу, Дагестан) и Белая (Адыгея). В этом году лица аварцев, леков и лезгинов просветлели (в основном в долине этих рек живут аварцы): "как отдыхается? Не надо ли чего? может хлеба привезти?" А уж проезжающая мимо лагеря машина, в светлое время суток обязательно бибикнет, если конечно не остановится. Или так: "Ребята, это мой сад, ставьте палатки прямо под деревьями, и рвите фрукты какие хотите". Это происходит и в долине Андийки, и в долине Аварки.

Интересно, что похоже мое "интервью" журналисту местной газеты Гусену Халилулаеву в какой-то степени подействовало. На Андийке заметно меньше стало мусора. Может быть и вправду закопали. И даже таблички вдоль рек появились "Не бросайте мусор у реки".

Дороги? Дороги улучшились! Если раньше  была примета "появился асфальт, значит, скоро он кончится", то сейчас, асфальта стало намного больше. А там где грунтовка, дороги выровнены.  В долине реки Андийки активно сверлят и взрывают береговые скалы, так что некоторые пороги после просмотра могут на следующий день выглядеть совсем по другому. Из-за постоянного потока грузовиков работающих по улучшению дороги пыль, как на Большой Лабе. Ну на Большой Лабе, конечно, пыли побольше, все время скрипит на зубах.
 
Дизель, как и в прошлые разы, стоит дешево, в 2 раза дешевле. Но при этом не стоит им заправляться. На заправках, глядя на наш автобус Мерседес, прямо так и говорят: "Э! Такие машины мы не заправляем! Солярка плохая! Только для камазов!"
 
Со стоянками так, чтобы съехала машина стало сложнее, дорогу ровняли, а вот о съезде к реке как-то и не думали. В некоторых местах приходилось аккуратно прокапывать проезд.
 
Вода. Воду надо возить с собой непрерывно. И если в поселках в основном отстоянная вода из рек, такая желтенькая, то сначала надо набрать ее, а если встретили чистый ручей, то можно и заново наполнить баклашки. Не стоит надеяться, на то что потом найдем, потом может и не быть. Например, если пошел дождь, то чистый ручей быстро может превратиться в коричневый поток. Кстати, некоторые ручьи не доходят до реки. Стоит подниматься по распадку вверх и там можно обнаружить поток прозрачной воды, который исчезает в камнях и песке.
Очень рекомендуется возить с собой минеральную воду, ту которая солененькая. В магазинах мы скупали всю доступную в большой 1,5 литра таре воду. А минеральную брали "Рычал-Су" в зелененьких бутылках. Очень она приятствена в жаркую погоду.
 
Пиво и водку можно конечно поискать, но обычно ее в магазинах нет. Мяса в магазинах, чаще всего нет. Есть куры.
 
 Аварка (Аварское Койсу) прошли все. Албанский каскад, плещется, примерно 4 к.с. шли сходу. Магомед Рассул или Черахский тоже около 4-5 к.с. Шли сходу. Порог Советский или Хебда (в районе бывшего села Советского, теперь Хебда) - совсем изменился! Вода теперь течет вдоль правого берега. А протоку вдоль левого берега за большим камнем завалило. Я бы все-таки назвал Советский (Хебда) 6 к.с. Шли после просмотра и постановки страховки и съемки под левым берегом. Двойка обнеслась. Ну не захотелось им.
 
 После порога Советский в русле то и дело появляются вальчики, и рынок на берегу реки (наверное воскресный), так как в момент нашей чалки, там было пусто. (спросить у Сашки о поселке). Мы то доплыли прямо до стоянки перед Карадахским каньоном, но смысла особого это не имеет. Лучше было бы прямо в районе рынка погрузить и обвезти катамараны на Карадах, или в районе поселка Голотль (чалка под мостом, там дорога не далеко).
 
 Проснувшись на следующий день после длинного прогона после Советского, мы как-то решили сделать как-бы днёвку. Ну то есть просмотр Карадахского. Карадахский каньон в любом случае стоит смотреть. в 2009 году мы его шли по большой воде (рязанцы годом раньше по сильно более низкой воде и насчитали там 7-8 ступеней, для отчета, ну надо же было им шестерку в МКК закрывать). В 2010 году воды у нас было мало, и под мостом в конце Карадхского ущелья был непроход. В этом, 2015 августе, и под мостом был проход, а к нашему прохождению, камень вообще скрылся под водой. Карадахский каньон сильно изменился.
 
Сильной бочки в начале каньона нет, далее валы не такие уж высокие, и сойти со струи на чалку просто. Так так экипаж был ослаблен днёвкой, мы резали порог как сырокопченую колбаску чалками, что позволяло переставлять съемки и страховку в Карадахе. Съемка и страховка возмущалась: "Вы достали уже так часто чалиться, нам тут жарко стоять. Идите уж до конца!". А мы разводили руками: "Ну что поделать, такая уж струя, что нам было просто зачалиться. Почти без усилий".
 
Каменистая отмель с правого берега, все еще отлично выражена. Но, с левой стороны сдвинулись огромные дома - камни, и как раз после отмели справа образовался ГАРАЖ, с хорошей струей вдоль левого берега, и канализационным негабаритным выходом воды из гаража. Пока шли начало Карадахского каньона водичка поднималась. И поворот после отмели с большими камнями стал намного приятнее проходимее. Валы и бочки после этого поворота по сравнению с 2009 году стали как-то менее крутые и менее кусучие. И в узости, струя не такая болтающая как в шейкере. Бочечку под мостом обошли аккуратненько. Но на стеночку в каньоне мы чирканули.
 
В 2009 году после узости текла неплохая струя, сейчас ощущается подпор перед водохранилищем струи нет. Так что мы сразу после узости зачалились на гранитную набережную левого берега и вытащили катамаранчик к машине. В принципе, можно было конечно лениво проплыть еще минут 5-10 до удобной площадочки, а не тянуть катамаран на стену. Но, после того как мы проплыли день от Советского до Карадаха, нам не хотелось рисковать и искать место.
 
Ночевку мы сделали на водохранилище. Где было приятно поплавать в голубенькой водичку, ветер был в сторону от нашего берега, так что плавающие пластиковые бутылки не мешали купанию. И такая приятная вымытость образовалась. Волосы совсем не проволочки, а мягкие и пушистые.
 
Утром мы направились на Андийку. Вообще промежуточная стоянка на водохранилище позволяет экономить ресурс спин и задниц на переброске. Доехав до Орлиногого гнезда ...
 
О! Кстати, в году примерно так 1982-1988 шла группа во главе с Виноградовым. На таких шеститонных поперечных плотах. И перед порогом Орлиное гнездо умудрились они выехать на большой камень, плот кильнулся. А Виноградов остался стоять на камне. Долго стоял пока его оттуда сдернули. И после этого пока камень стоял, порог перед Орлиным гнездом назывался "Виноградово гнездо".
 
В 2009 году, мы замечательно прошли "Орлиное гнездо" четверочкой, а в этот раз посмотрели, посмотрели, подумали. И решили, что не хотим. И стапелевались, ниже Орлиного гнезда, на маленькой полочке левого берега. В принципе прогончики такие около 5 к.с., некоторые даже заявляли, что жестенько. Мы вполне весело шли четверочкой и двоечкой. Около порога Предгимесотлерский зачалились у левого берега, но смотреть побежал только экипаж двоечки, четверкой мы прошли слева направо, как и в 2009 году. Структура порога изменилась, но общие контуры сохранились. После порога Предгимесотлерский, мы встали на стоянку, при этом не у реки, а за дорогой у стеночки.
 
Что-то меня опять уговорили на днёвку, хотя не люблю я днёвки. Посмотрели порог Гимесотлерский, порог совсем изменился. Вместо крупных камней в начале, бочечки и небольшие обливные камни. Прогулялись к ближайшему селу и в горы. Пофотографировали, порассматривали традиционные аварские постройки из необработанного камня. Стоять со штативом и камерой около дороги это очень забавно, обязательно остановятся проезжающие машины и начнут радостные разговоры. Дежурные вечером обленились настолько, что вместо приготовления пищи, побежали в поселок и купили таких плоских пирожков с мясом и картошкой, и молока.
 
Утром после днёвки в водном походе всегда ослабленное состояние. И капитан двойки отказался идти. Так что Гимесотлерский порог и несколько следующих мы прошлди одной четверкой. Ну так попрыгали на вальчиках, поскатывались с обливных камушков, поокунулись в бочечки. Но, в Гимесотлерском и после 6 к.с. нет, но 5 к.с. конечно есть. Проплыв немножко после порожков. Мы закинули четверу на крышу и поехали на водохранилище, где и сделали антистапель под дождиком.
 
На утро выглянуло жаркое дагестанское солнце, так что мы замечательно просушились искупались и отправились в сторону Невинномыска. сэкономленный день мы провели в холодном Архызе.
 
Участники похода:

Бессалый Александр http://my.mail.ru/list/aleksandrbessalyy/ м.с.
1. Гладких Андрей https://vk.com/id69552683
2. Мелехов Алексей
3. Некрасов Андрей
4. Подлубный Юрий (Рязань) https://vk.com/id26465192
5. Пономарев Игорь https://vk.com/id454721 (командор)
6. Сергеев Сергей http://my.mail.ru/mail/sergeeva.mary/
7. Сергеева Машка http://my.mail.ru/mail/sergeev_sergey_a/
 
Нитка маршрута: Москва - Невинномыск - Махачкала - Каспийское море в районе Каспийска - река Аварка (река Аваркское койсу ниже Тляраты) - Карадахский каньон - Водохранилище - река Андийка (Андийское Койсу, выше порога Орлиное гнездо) - порог Гимисотлерский и порожки чуть ниже - Водохранилище - Хасавьюрт - Невинномыск - Архыз - Невинномыск.
 
Сроки похода: 14 августа 2015 года - 30 августа 2015 года
 
Информация о подготовку и предыдущих походах на Аварку и Андийку в Дагестан
 

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Дагестан
еще маршруты
О Маршруте
Ссылка: