Кемь - Беломорск.

25 августа.
Ночь теплая, +13, утром все в густом тумане.
Сняли сетку, там несчетное множество мелкой камбалы, 2 наважки, 1 корюшка (пахнет свежим огурцом) и нацепляли огромное количество фукуса. Потом до 11ч мы выпутывали рыбу и чистили сетку, мелочь сразу отпускали. Еще выбросили 3 керчака и осталось 18 штук камбалы, 2 наважки и 1 корюшка. Я на камнях буквально на ровном месте поскользнулась и упала носом, руки были заняты, умудрилась поцарапать стекло очков, все потому, что представила себе, что я упаду, и оно случилось, мысли материализуются. Хорошо, что есть запасные старые очки. Дожарила 4 яйца с помидорами, сделала салат и чай - это первый завтрак. Отобрала у Волка второй пряник, так до Беломорска их не хватит. Пожарила чипсики, жареная камбала гораздо вкуснее, чем в ухе. Вышли поздно, в 13.30, скоро и перекус пора делать.
Море спокойное, идем мимо островов. На одном красивом скалистом островке сделали перекус, можно было там остаться на дневку, но нет пресной воды, дождей давно не было, пришлось идти дальше на нашу старую стоянку напротив о.Конев за мысом Паннаволок.
По дороге зашли в ручей Барабин за водой, шел отлив, Волк провалился в ил и набрал целый сапог воды. Но все равно он добрался до берега уже с веслом, долго ходил и притащил коричневой воды, ручей течет из болота.
Волк идет за водой
Потом лодку пришлось проводить через мель, сверху песочек, а внизу ил, я ухнула почти по пояс, удержалась за лодку. Уже было около 18ч, похолодало, да мы еще мокрые, но как-то к 19ч доползли до нашей стоянки. Здесь все сохранилось - и запас дров, и матрасик из мха, и наша первая баня.
Но пресной воды в ванночках на камнях не было, только соленая, и брусника созрела на берегу. Мы сразу поставили сетку, я дожарила камбалу. Ночью пошел дождь, но было тепло.

26 августа. Дневка!
Утром облачка, солнышко проглядывало. Сняли сетку - как елочная гирлянда, поймали почти 5кг рыбы и даже 1 семга!
Улов, общий вес 4,685кг
Отпутывали рыбу с 9ч до 10.45, мелочь всю отпустили, и я занялась жаркой наваги, она толстенькая и вкусная, а семгу Волк засолил в баночке к кофе. В 12ч был первый завтрак, потом я постирала все рабочее в слабо-соленой воде, порошок почти не мылился.
Осень.
Волк забрался в палатку отдохнуть, а я сварила варенье из брусники, очень густое и вкусное, и набрала ягод на компотик. Примерно в 16ч вылез печальный Волк, сказал, что мог бы проспать целый день, только кто же ему даст, и стал топить баню. При этом он немного ее расширил, у нас сначала было мало пленки, а потом мы нашли большой кусок на стоянке, он шел на бока бани, а сверху накрывали крышу нашей пленкой. Я пока пережарила камбалу, получились чипсики.
С 18ч до 20ч мы парились, вылезали подышать и снова поддавали пару. Шел отлив, в море не окунешься, идти надо метров 500. Потом опять пожевали рыбки, запили чаем и легли, скоро уже и стемнело. Ночью было тепло, на небе - почти полная желтая луна, огромная и яркая, как фонарь, и звезды.
27 августа.
Утром сначала облачно, потом с севера небо начало проясняться, выглянуло солнышко. Нам можно было гулять до 2 сентября, но далеко в море Волк заходить не хотел, чтобы не застрять на островах в шторм без питьевой воды, поэтому надо было потихоньку идти вдоль берега, ягод здесь полно, а сетку надо ставить только 40-ку, может, семга еще попадется, хватит возиться с этой мелочью. Здесь уже вовсю гуляет осень, березы все желтые, а на озерах - только отдельные желтые и красные веточки. На камнях - красивый разноцветный моховой ковер.
Набрали еще золотого корня, его нельзя чистить от кожицы и резать на мелкие кусочки, он может заплесневеть. Вышли около 11ч, здесь было отличное местечко для дневки. Сначала шли вдоль берега, потом зашли на каменистый островок. В море ветер с востока, в борт, шли в юбках, за островами стало тише. Потом перешли на материк за пресной водой.
Речушка
Был отлив, в устье речушки войти не удалось, пришлось чавкать до берега по илу. Я идти не хотела, отговаривалась, что лучше лодку посторожу, мало ли что, но зловредный Волк меня вытащил и погнал впереди, а на берегу были следы медведицы с медвежонком. Идти за пресной водой пришлось далеко, пока вода в ручье не сменила направление. Вода коричневая, настоянная на болотных травках.
На обратном пути на опушке мы насобирали кулек брусники, но еще не очень спелой.
На берегу встали на перекус, уже начался прилив, вода прибывала. Доедали рыбу, но холодная шла плохо, свежая вкуснее. Прошли еще 4км и встали на Шуйострове напротив Шуерецкой.
Стоянка на Шуйострове.
Времени было всего 16ч, но прошли уже 13км. Здесь полно спелой темно-вишневой брусники, она висит гроздьями как смородина. Никогда мы не стояли в таком сказочном месте! И грибов сразу набрали, подберезовиков и подосиновиков. Брусника здесь везде - вдоль тропинок, на кочках, просто под ногами.
Пока Волк грелся в палатке, он опять промок от брызг и замерз, я сходила за брусникой, набрала еще 0,5кг, да еще столько уже было - на варенье. Почитали книжку до ужина, закрапал дождик, это был сигнал вылезать. На ужин сварили гречку с грибами, хлеб с вареньем, пряники, Волк уговорил выдавать ему по 2 штуки, такой он прожорливый. В 21ч уже темно, читаем. Ночью шел дождь, шуршал по палатке.
28 августа.
Утром солнечно, тихо, хорошая погода. Завтрак просто роскошный - пшенка с вареньем, хлеб с сыром и чай с пряниками.
Шуйская Салма
Прогнала Волка в палатку писать дневник, а сама спокойно занялась делами - сварила 1,5л варенья, забила в банку салат из капусты с брусникой и пожарила грибы на перекус. Ждем прилива, он здесь 1,5м, уходит почти насухо, даже ванночки на берегу осушаются. В 13ч мы сразу перекусили макаронами с грибами и в 14.30 вышли, зашли на свою старую стоянку, но через 2мес я ее даже не вспомнила, или пейзаж так изменился.
Волк разрешил мне немного попастись на крупнющей чернике и мы полезли в пролив Сорокская Салма, очень мелкий и противный, дно покрыто илом, в июне мы с трудом здесь проползли по фарватеру. Подошли к ж/д на берегу, это дорога на Мурманск. Через заросли малины вылезли на насыпь и полюбовались на 2 ветки путей, 10 лет назад была 1 ветка.
И пошли дальше по небольшой боковой волне, поднимаемой северо-восточным ветром. Вылезли из протоки и подошли к речке Лейпручей поискать воду.
Сорокская Салма
Лейпручей.
Река довольно широкая, но вода мутная, илистая и соленая. За пресной водой пришлось подниматься до р.Коргаручей, пока вода не очистилась и не поменяла цвет. Мы набрали воды и вернулись к морю, здесь в кустах отличная стоянка под елками, а главное - рядом плантации черники!
На берегу Салмы.
И брусника на холме есть, как раз, как я мечтала. Тут и встали, на ужин была каша с грибами. Случилась неприятность - пошла мыть картошку для борща и где-то на берегу в траве потеряла ножик с деревянной ручкой, долго искали, и даже Волк не смог его найти, наверное ножик забрал себе Бурхун. Только залезли в палатку - пошел дождь, а в палатке - тепло и сухо. Комары совсем пропали, им холодно, а нам наоборот при +13 тепло, а +18 - уже Африка. Непромокаемые штаны не надеваем, подумаешь, волной хлестнет, а Волк перестал заходиться кашлем по утрам, а то после зимы в городе только горячим чаем можно было унять кашель. И левое плечо у него уже не болит, которое он в прошлогоднем жестком походе надорвал. Ну а я как всегда - чувствую бодрость, прилив сил и мечтаю еще куда-нибудь сгонять осенью. Жаль, что срок нашего похода ограничен, через 89 дней Волк должен пройти таможню и вернуться в Украину. И колени у меня стали лучше сгибаться, весной и присесть на них не могла. Сегодня прошли 13км, море гудит и штормит.
29 августа. Дневка-дождевка.
Утром небо белое, затянуто без просветов и моросит. Дождались перерыва и в 9.30 вылезли в плащах и сапогах пугать дождик. Сварили кофе, потом молочную гречку. Я натянула повыше болотники и пошла за черникой, она здесь развесистая и крупная, набрала пластмассовое ведерко. Волк меня пугал, что заблужусь, а там совсем рядом.
Дальше сегодня не пошли, остались на дневку-дождевку. Перекус совместили с ужином, потом долго читали книжку. До Беломорска осталось идти 13км, это на 3 дня. Дров здесь нет, надо удирать.
Ночью погода стала налаживаться, давление поползло вверх, ветер утих и дождя не было.
30 августа.
Утром на чистом небе яркое солнышко! Красота, зимовка окончилась, можно идти дальше. Вылезли около 8ч, уже пошел отлив, можно было встать и в 6ч., провалялись. Нам еще из Салмы выбираться на глубокое место.
Салма.
Я спешно нагребла на кочке брусники, сварила компот, мы поели и в 10.20 вышли в море. Пролезли до глубокого места с трудом, налетали на камни и мели, давали задний ход и обходили каменные россыпи, которые вылезли из-под воды. Островки пришлось обходить морем, а ветер был еще сильный и нас здорово поколбасило. Встречный ветер вырывал из рук весло, волна заливала до груди, затекала через щели внутрь и ползла по пузу. Волк ругался, что с моего правого весла ему в морду летел ил и вода и кричал: "Не греби правым!" А ветер ревел так, что если голову не повернуть - ничего не слышно. Но это были уже не первые мои дни на море, были волны и круче, я спокойно работала.
Волк сразу пошел курсом на СВ, мы обошли с севера о.Еловец и вылезли сначала на маленький каменистый о.Липунов, чтобы передохнуть.
Потом перешли на большой красивый о.Избной Кималище, здесь длинный песчаный пляж, есть пресная вода в ванночке на камнях.
О.Избной Кималище
Утренний улов
Напротив на островке Мал.Кималище - избушка и лодка возле нее. Встали здесь сначала на перекус, я была мокрая до ушей и сразу развесила штаны на солнышке. А потом решили остаться здесь еще на денек, пока погода позволяет. До Беломорска осталось всего 2 небольших перехода, как раз по графику 2 сентября и придем. Сразу нагрели воды и помылись прямо на берегу возле ванночки с водой. Я прополоскала одежду для поезда, в которой домой поедем, чтобы ее освежить. Сразу поставили сетку, через 2ч там уже попались 11 больших наважек, селедка и 3 крупные камбалы, всего 1,6кг.
Сразу пожарила 2 сковородки рыбы, съели ее и в 18ч еще поставили сетку до заката. Почитали в палатке, сняли сетку в 20.30, попалось уже меньше опять навага и камбалешки, всего 1,3кг, на завтрак хватит. Отпутали рыбу уже в сумерках и залегли в палатку читать. Луна была огромная, желтая как головка сыра. Все-таки на море лучше, чем на озерах. Там много рыбаков и всяких дачников, а здесь - простор, тишина, запах моря, чайки, красота!
Ночью было +9, но мы даже не почувствовали холода.
31 августа. Дневка!
Утром совсем тихо и море с той стороны острова не шумит.
Остались здесь на дневку. Встали в 8ч, после кофе - завтрак, сварила уху и компот из черники, потом еще рыбу пожарила. Волк отобрал все ненужное, чтобы оставить в рыбацкой избушке - пленку, баллончики и спиральки от комаров, всякие мелочи. Написали дневники за 3 дня.
В 12ч съездили на лодке в избушку на о.Мал.Кималище, там целое хозяйство и островок красивый. Пакет с подарками оставили в летней кухне.
Вернулись, я поставила тесто на плюшки, чтобы использовать муку и подсолнечное масло. Сходила по чернику, она крупная, но уже водянистая, на компот. Начали печь плюшки в 16ч, Волк помогал - принес камни для печки, наколол щепочек, убирал готовую продукцию. Закончили уже в 16.30, получилось много и вкусные.
Доели борщ с рыбой. С сеткой немного припозднились, надо было раньше ее ставить, на приливе. Немного гонит волну с ЮЗ. В 19.30 сетку сняли, улов был небольшой, только на ужин, поэтому поставили сетку еще раз и рыбу жарили уже по темноте.
Вечером по отливу с соседнего острова приходила бело-рыжая кошка, совсем дикая, к нам не подошла, выглядывала из-под кустика. Мы ей положили несколько рыбьих голов и она потихоньку их таскала. Ночью было +11.
1 сентября.
Навага и камбала
Встали рано, после кофе сняли сетку, попалось много наваги, 3 камбалы, селедки, мелочь корюшки, всего 2,2кг.
Навагу надо при жарке резать пополам, а то она изгибается и разваливается. Половину рыбы пожарили, половину отложили на вечер.

Вышли в 10.40. На море тихо, небольшая волна, бегут облака.
Подошли к своей первой стоянке, Волк ее узнал, а я совсем нет.
Здесь была наша первая стоянка.
В 14ч сделали перекус и пошли к Беломорску. Навигатор меряет расстояние как-то странно, по треку одно, по карте совсем другое. оказалось, город совсем рядом. Пролезли под пирсом, прошли мимо поселка Растьнаволок, и вот уже порт.
Вылезли сначала около елочек в порту, возле дороги, но оставаться там не стали, нет дров и тучки по небу бегут, нас уже 2 раза дождиком побрызгало. решили идти сразу на прежнюю стоянку за гаражами.
Дошли в 15.30, разгрузились. Сначала я думала, что этой ночью и уедем, чего здесь сидеть, но в 20ч уже темно, собраться бы не успели, поезд в 2.42. А оказалось, что поезд ходит по нечетным числам, т.е. будет только 3 сентября, и все само собой решилось. На фирменный поезд в 7.30 билеты стоят 3500р за плацкарт, а на этот - всего 2300р, ну и за что там переплачивать? За нижнюю полку? И на верхних доедем. А хорошая новость - поезд этот южный и прибывает на Курский вокзал, откуда я сразу уеду во Владимир, не надо искать помощь, чтобы перебраться с вокзала на вокзал в Москве. Зашла еще в магазин за огурцами-помидорами (померцами) и вернулась на берег к Волку. Он уже почти свернул лодку, вдруг пришлось бы сегодня ночью уезжать. Все ему рассказала, мы поставили лагерь, пожарили 2 сковородки рыбы с салатом, выпили за окончание похода, мы прошли  1284км. Отличный получился поход, ура капитану!
До свидания, Белое море!
2-3 сентября.
Ночью тепло, +15. Вылезли рано, в 6.50. Сегодня у нас сборы. Давление растет, а небо затянуло, дождик крапает и холоднее, чем вчера, всего +12. Быстро свернули лодку, дома досушу. На обед сварила картошку с большим белым грибом и сделала салат. Оставшуюся картошку сварила в дорогу. Читаем в палатке, иногда крапает дождик, иногда проглядывает солнышко, но погода держится, даже жалко уезжать. Волк решил выдвигаться на вокзал пораньше, а то если в темноте лезть по кустам-по кочкам, можно и ноги переломать. Он даже заранее протоптал тропу через крапиву в обход болота. Вечером сварили еще макароны с салатом, остатки крупы и макарон оставили у гаражей, мне сказали - там большую собаку держат, пригодится. Вышли со стоянки в 20.30 и до 22ч перетаскивали вещи до вокзала с заходом в магазин за продуктами на дорогу. Купила на дорогу мясо, вино, помидоры-огурцы, чай-кофе в пакетиках. пряников надо было брать больше, когда Волк нервничает, он очень много ест, хотя чего там нервничать, сиди и жди поезда. Пока читали вслух, время прошло незаметно. У нас был 3-й вагон в голове поезда, а поезд пришел раньше, и вот я стою около вагона с двумя рюкзаками, Волк убежал за лодкой, а стоянка поезда всего 5 минут! Хорошо, что Волк быстро бегает и не тормозит. Вагон новый, 2 туалета в одном конце, есть электронное управление через комп и кондиционер, но конечно, проводники настраивать ничего не умеют, в вагоне весь день стояла страшная жара, +28.
Едем, едим, спим, долго стояли в
Почетный знак "Лапа Странника"
Петрозаводске и в Бологое. Волк вручил мне заслуженную "Лапу странника" из карельской сосны, которая дается за поход более 1000км. А мы прошли, включая путь до вокзала, 1291км. В Москву на Курский вокзал мы прибыли в 2.12, перетащили вещи в зал ожидания. Теперь мне осталось дождаться электрички во Владимир в 8.12, а Волк купил билет до Киева на 12.43. Я забираю лодку и спасжилеты, он - солнечную батарею, она перестала работать в последний день похода, что-то отвалилось. Волк попробует сам ее отремонтировать. Мы как-то дотащили рюкзаки до турникетов, Волка на платформу не пустили, пришлось мне одной затаскивать рюкзаки в вагон электрички. Поход закончен, надо готовиться к новому походу.
Жизнь моя просто на лето одно стала короче... (Юта)