Топозеро - озеро Левицкое.

4 августа.
Утром сухо, облачно, но день ожидается хороший и солнечный. Сварили овсянку, собрались и около 11ч вышли. За губой Ламбаш пошла волна, но не очень сильная, мы повернули на юг к большой губе. На мысике стояла группа из Питера, 13 человек, стояли они уже давно, не хотели рисковать идти по волне, все-таки в группе были дети. На наше счастье у них оказалось сразу 2 медработника, сестра из реанимации и анестезиолог. Рану Волка профессионально обработали, засыпали банеоцином, сверху наложили пантенол, забинтовали и надели напальчник. Мы немного поговорили, рассказали о своем путешествии и пошли дальше.
На перекус встали в заливчике, рядом на болоте - просто море морошки, быстро набрали 2 кружки и 1л банку.
Перекус в заливчике у болота
А ребята у избушки говорили, что только местные места знают, где морошка растет, и они были согласны купить 10кг по 250р за кило. Потом мы срезали Большую губу, не стали обходить ее по болотам, и ветер как раз был в спину, волна подхватывала нас и несла вперед.
Шли до 18ч, встали на красивом каменном мысу Парпачуниеми, у костра - карельские сосны-бансай.
На ужин - супчик из 2 грибов и 1 окуня. Поставили сетку, полюбовались закатом, и опять - читать книжку, планшет заряжен. Ночью +16, наконец-то тишина, народ в основном около Кестеньги кучкуется, откуда их забросили. А здесь моторки уже не ходят, далеко.
5 августа.
Ночью +16, утром - красота, чистое небо, солнышко!
Хорошую погоду надо просто подождать, месяца 2, и она обязательно будет. В нашей сетке-40 опять пусто, Волк все бросил и распутывает сетку-20-ку, которую подобрал на берегу. Будем ловить мелочь, если крупной рыбы нет. А я сходила и рядом набрала еще 1л банку морошки. Потом помогала Волку, держала сетку, вдвоем дело идет быстрее. Все сушим, и спальники тоже. Потом Волк заклеил дырочку на дне лодки, зарядили фотик и планшет, жизнь налаживается. Возились до 14.15, пользуясь хорошей погодой, и вышли только в 15.30.
Пошли сначала на ближний мыс, потом на о.Нильмашари, там болото, ничего интересного, перешли на о.Лувань на Ю-З. Там по берегу коряги накиданы, но на южной стороне в заливчике нашли хорошую стоянку, сегодня прошли 13км. Поставили сразу 2 сетки, распутанную 20-ку и свою 40-ку. Ветра нет, тишина, красота! Палатку поставили на моховом матрасике.
О.Лувань
Здесь есть черника, но еще кислая. На ужин - гречка с салатом из капусты и огурца. Я понемногу строгаю капусту в баночку и присаливаю, чтобы сок пустила, так же дикий лук на Енисее заготавливала. Помидоров и огурцов много не возьмешь, портятся. К вечеру что-то устали, даже не дочитали про летающую тарелку, которая появилась у немцев, отложили на завтра.
6 августа.
Окунь заглотил рыбку
Утром солнышко, давление еще выросло, +18. Проверили сетки, в 40-ке пусто, а в 20-ке 5 окуней, самый большой на 340г. Я думаю, что новая сетка белая, и ее рыба в прозрачной воде не видит, а наша зеленая, на нее рыба не ловится. У нас есть еще одна запутанная сетка, но нам хватит и этой рыбы. Волк старается палец свой не мочить, поэтому рыбу теперь доверяет чистить мне, а я и не против, просто раньше спорить с ним не хотела. Волк все делает одновременно и параллельно - и еду заглатывает как удав, и цепочку с треноги снимает. Вообще, мелкие дела лучше делать сразу, чтобы не забыть, но костровое я обычно собираю сама, по порядку - цепь, крючки (обязательно пересчитать!), котелки, в них ложки, сверху миски, в мешочек засовывается береста на растопку и рукавичка.
Палец Волка как завязали, так и не трогаем, он только напальчник днем надевает. Сегодня идем дальше на юг в направлении волока на озеро Левицкое, туда мы должны выйти к 12 августа, можно еще походить по островам. Овсяное печенье раскрошилось, сушки невкусные, не угадаешь, а сухари слишком твердые для Волка. Пока есть хлеб, вафельки к кофе, сгущенка, можно напечь плюшек с черничным вареньем, сахару много. А печенье выдается по 1 штучке, чтобы растянуть на 2 недели, печалька... Вышли в 12ч и пошли к о. Хирвашшари, по пути зашли еще на маленький островок, набрали 0,5л черники, и Волк меня даже почти не торопил.
А вот на о.Хирвашшари все выбрано, там была избушка, теперь строят новую, лежат напиленные бревна. Я нашла 1 большой подосиновик, потом обошла остров по тропе на южную сторону, там есть хорошая стоянка на высоком берегу. На о.Меликирье сделали перекус на стоянке, там нашли подмокший сахар одним куском и бутылку уксуса, ну все его набирают зачем-то, потом бросают, уже 3-ю бутылку находим. Еще нашли коробочку со сгнившей наживкой, нет бы рыбам выбросили.
Перекус на о.Хирвашшари
Дальше мы зашли на о-ва Муллюк, черники и морошки там не оказалось, и спиннинг Волк кидал впустую.
Мы не торопимся и успеваем грызть семечки, нашли на берегу пакетик. На стоянку встали на песчаном берегу о.Кужишари в 17.30.
Стоянка на о.Кужишари
Сегодня прошли 16км, здесь есть связь, Мегафон 1 черточка, хотя до Кестеньги больше 30км. Поставили сетку 20-ку. Я сходила по берегу за мысик поискать грибов, нашла по краешку несколько маслят и моховичков, и пожарила их с макаронами, от песка, правда, отмыть их трудно. На небе собрались тучки, давление падает. В 20ч Волк уже залез в палатку, а у меня еще дела по хозяйству. Сварила баночку 700г черничного варенья на халявном сахаре, утром оно застыло в желе, можно на хлеб мазать, уже лет 20 черничного варенья не пробовала! Нарезала и засолила баночку капусты на завтра, теперь можно ложиться спать. Немного почитали до 22ч, но начали отключаться, стали больше уставать, особенно Волк, я бы еще почитала, но одной неинтересно. Ночью шел дождь, жарко, +18.
7 августа.
Утром туман, +18, но солнышко его постепенно разгоняет, уже видны кусочки неба. Сняли сетку, просто фантастический улов - 8 окуней по 200г и меньше, 2 сига 220г и 200г и огромный хариус на 550г!
Общий вес - 2кг. Хариуса Волк засолил в баночке, сигов и большого окуня зажарили, мелочь пустили на уху. Вот это жизнь!
Еще и батон с черничным вареньем на сладкое. Здесь тишина, моторки не ходят, будем еще бродить по островам, искать морошку. Вышли только в 13.20, расслабились. Немного отошли за мысик к западу, я вчера видела там морошку, оказалось, там и черники полно, но Волк долго собирать мне не дал, всего 1л набрали, и он стал верещать "пошли дальше".
Рыжая пыльца с елок
Предложила ему немного спиннинг покидать, пока я собираю, а он в расстройстве почти все конфеты перекусочные слопал, а в фантики палочки завернул из вредности. Заморосил дождик, я пожалела мающегося на берегу Волка и вылезла из болота. Вот еще бы он ягоды любил собирать, как я - цены бы ему не было!
Палатка рыбака
Обошли наш островок с запада и пошли на юг по направлению на мыс Паккониеми мимо маленького островка, где стояла палатка одинокого рыбака и на веревочке сушились рыбки. При этом мы спугнули стаю ворон, которые видимо этими рыбками уже обедали. На Кизострове стояла большая группа туристов-москвичей с надувными моторками, мы подошли поздороваться и поговорить. Они здесь на 3 недели, мужики ходили  на Урал, мы поговорили о своих маршрутах, о рыбе. Поспорили с ними о чернике, москвичи говорили, что черника еще зеленая, а мы ее уже вовсю собираем, с одной кочки пол-банки можно набрать. Здесь у них был сильный ливень, а у нас чуть покапало.
На перекус мы прошли чуть дальше вдоль острова, там народ был недавно, мы нашли зелень - укроп и петрушку, 4 баллончика спрея от комаров, их в этом году очень мало, спиральки от комаров, гвозди и 2 батона белого хлеба в нарезке. Хлеб мы сразу поджарили - подсушили на сковородке и за 1 день умяли с вареньем, халява! И пошли дальше, в Кизреку заходить не стали, там болото, времени было уже 17ч, пора искать стоянку. На о.Кукат - болото, на коренном берегу - тоже, так и пришлось нам уже на закате шкрябать до маленького о.Равишари между южным концом Куката и материком.
Здесь мы уже в 21ч встали на старой стоянке, берег сильно подмыло, лодку пришлось проводить между камней. Но место здесь высокое, ровное, продуваемое.
На о.Равишари
На ужин - гречка с сыроежками и салатом, чай с хлебом и вареньем. Поставили сетку у берега. До 24ч читали книжку в палатке, рассуждали о предателях и демагогах, всегда появляются новые темы для обсуждения. Вечером было +25, дождь нас нагнал, но быстро закончился, как и положено летом.
8 августа.
Утром солнечно, ветерок. Проверили сетку, рыбы поймалось много, общий вес 1770г, 9 окуней и 2 хариуса на 315г и 175г, сделаем малосолку. Когда идем, хариус играет, выпрыгивает, ловит мошек, а на дорожку ничего не клюет. Почистили рыбу, хариусов засолили, из окуней получился котелок ухи, еще на десерт съели вчерашние ягоды. Я подобрала большой гладкий камень величиной с гусиное яйцо и засунула его Волку в сапог. Он ногу сунул - не лезет! Пообещал меня выдрать ремнем.
О.Равишари
Вышли в 12.30, прошли мимо о. Вийташари, там ягод не нашли и перешли на болотистый берег материка, там пособирали морошку. Потом пересекли губу Ярушлакши, поднялся ветерок, началась болтанка.
Прошли мимо о.Хамегеншари, там на Ю-В конце хорошая высокая стоянка, мы увидели там людей, зашли поздороваться. Это москвичи, приехали сюда на недельку как на дачу, как и многие здесь. На том берегу, где мы набрали морошки, они утром уже собрали 7л ягод! Они старые байдарочники-походники, но уже перешли в другую стадию - комфортного отдыха с моторками, газовыми плитами, надувными ковриками. Ну а мы в первой стадии застряли, на одном месте нам тоскливо, и комфорт легко обменяем на свободу от вещей и вид из палатки. Когда стали прощаться, нам подарили супер-деликатесы: густое душистое оливковое масло прямо с Кипра, финские ржаные хлебцы и даже шоколадный тортик, который мы тут же прикончили на перекусе, чего его с собой возить. Еще нам отдали бутылку гречки, им все равно скоро уезжать. Предлагали еще взять крупы, но у нас и так целая герма продуктов. Мы завернули за край острова, там болото, перешли на мыс, там доели уху и тортик.
Потом прошли немного вперед до о.Алешари. Там посмотрели сначала 1 стоянку, она оказалась не очень ровной, но нашли 3 белых гриба! Прошли чуть дальше, покидали блесну у травки и встали на следующей стоянке. Вскоре подошли рыбаки-москвичи на двух моторках, спросив разрешения, они встали рядом. Поставили сетку. Надвигалась гроза, я быстро сварила супчик с белыми грибами, мы залезли в палатку, и сразу пошел дождь.
9 августа. Дневка!
На сетку попались 14 окуней, выпутывали их 40мин. На завтрак ели кашу, а окуней зажарили на обед, с корочкой.
Пока Волк чистил окуней, я все перестирала, на солнышке и ветерке все отлично высохло. Крошки овсяного печенья смешали со сгущенкой, получился еще типа тортик. Потом пришел Виктор знакомиться, принес пиво под нашего соленого хариуса и хлебцы. Мы сходили за грибами, нашли еще 2 подосиновика. В 16ч. Волк занялся баней, а меня отпустил по ягоды на целых 2ч. Я набрала примерно 1л черники, тут главное - процесс, черника развесистая и крупная. Волк сделал отличную баню, большую и жаркую.
Мы попарились, поплескались в озере, а потом позвали париться и соседей, те с благодарностью сразу прибежали, с тапочками. Но для ускорения процесса нам пришлось самим снять с бани пленку, немного протопить печку и снова баню завернуть, так было быстрее, чем объяснять им что и как. Потом мы еще долго сидели за столом, слушали рассказы Виктора о бурной молодости. Но это было давно, в 80-е, а теперь они приезжают сюда с моторками и кучей барахла и целый день тралят озера на дорожку. Но раньше щука по 5кг ловилась, а теперь и на 1,5кг рыбка - счастье, а остальное - мелочь окуневая. Разошлись мы только в полночь.
10 августа.
Виктор
Утром солнышко, красота! В 8ч Виктор разбудил нас на кофе, сварил и принес его нам прямо в палатку. Вот это жизнь! Сетку вчера не ставили, поэтому утром сварили молочные макароны. Опять пришел Виктор, на этот раз с малосольными огурчиками, ему хотелось пообщаться, а рыба подождет. Еще немного посидели за столом и попрощались, пора идти дальше. Сначала пошли на о.Нумушари, обогнули его с юга, подошли к материку, там есть старая стоянка, 2 стола, стенка от ветра около кострища.

Была сильная волна и вставать там мы не стали. На мысу перекусили и ушли на о.Конценшари, там стоянка на высоком обрыве, заход неудобный, песок осыпается, зато место ровное и вид сверху замечательный, все по фэн-шуй.
О.Конценшари
Мы с Волком перетащили стол и лавочку по бревнышкам ближе к озеру,  там опять все сложили и окультурили. Вечером поставили сетку, я сварила немного варенья.
11 августа.
Утром продолжалось лето. В сетку попались 7 окуней, крупной рыбы нет. Зажарили их на перекус, вышли около 12ч.
Обрывистый берег
Обогнули мысик, подошли к старому карьеру, где добывали слюду и шпат.
Потом мы углубились в губу и подошли к волоку на оз.Левицкое. Сначала мы шли по глубокому каналу, воды в этом году много, а 10 лет назад Волк здесь на пузе проползал.
Подошли к дамбе, там перекусили, чтобы груз был меньше - съели рыбу, чернику, картошку с грибами.
Волк уложил гермы в рюкзаки, чтобы удобнее.тащить. Здесь 2 тропы, одна сразу через дамбу, мокрая, по болоту, а вторая направо, сухая и гламурная, почти прямая.
Начали волок в 15.50, закончили в 17ч.
Оз.Левицкое
Перед нами, видимо, кто-то прошел, оставил морошку на кусте. Вообще, морошка уже водянистая и под градусом, ее время уже закончилось. А из черники варенье вкуснее. Мы немного прошли по оз.Левицкому и встали на полочке рядом с полоской песка.
Вода рядом, и морошка есть, но мелкая. Поставили палатку, развели костер, допили шотландский скотч, которым нас угостили - не понравился, наша водка пьется лучше. Уже в 20.30 были в палатке, читали книгу. Я бы ее уже бросила и стала читать более интересную, но Волк любит все доводить до конца и слушает, периодически засыпая, тогда я его толкаю и заставляю слушать дальше. Вечером около солнышка была необычная радуга.