По озерам в верховьях Дриссы и вниз по ней
 

Сорокины проснулись Сорокины проснулись
Рыбалка Рыбалка
водная красотка водная красотка
Аватарные горы на опорах разрушенного моста Аватарные горы на опорах разрушенного моста
плывем на запад плывем на запад
на полоцком вокзале на полоцком вокзале
прыжки под мостом прыжки под мостом
рыбалка веслами (для забывших дома удочки) рыбалка веслами (для забывших дома удочки)
село Озерное, старт на оз.Волобо село Озерное, старт на оз.Волобо
перекур-привал посрели озера перекур-привал посрели озера
разрушенный мост в Бухово разрушенный мост в Бухово
экпиаж Щуки экпиаж Щуки
Дрисса напротив первой стоянки Дрисса напротив первой стоянки
на мосту Краснополье-Слобода на мосту Краснополье-Слобода
личная жизнь стрекоз личная жизнь стрекоз
сапоги Иисуса сапоги Иисуса
продираемся сквозь дерево продираемся сквозь дерево
такси заказывали? такси заказывали?
водные просторы Витебщины водные просторы Витебщины
через кукурузное поле через кукурузное поле
Свалить куда-нибудь подальше из Москвы, от гари, копоти и жары. Но в пределах выходных, ибо внепланового отпуска никто не получал. Поехать надо на западное или северное направление, где нет пожаров. В Белоруссию! Прекрасная страна. Однако в РЖД нет никаких плацкартов на Минск. Не беда, поедем в Полоцк - древнейший белорусский город, немногим моложе Киева и Новгорода. Плыть по какой-нибудь речке. Так и нашлась на карте и в интернете Дрисса (Дриса, Дрыса).

Существенной проблемой казалось то, что из восьмерки выехваших с Белорусского вокзала людей существенным опытом сплава не обладал никто. А если и был такой опыт, то я вот например не мог все никак вспомнить, он относится к 95 или 96 году прошлого века. Но сплав это не самое сложное. В конце концов Дрисса не грозила нам страшными порогами и водоворотами. Собрать четыре байдарки, вот что было самым тонким местом в нашей короткой плавательной авантюре. И если в "Маринке" взятой напрокат, и надуваемой "Щуке" сомневаться особо не приходилось, то два древних деревянных "Тайменя" (с деревянными веслами!) вызывали опасения. Тем не менее применяя поистинне физтеховскую смекалку сдабриваемую крепким физтеховским матерком, а также советы опытного авиаконструктора Кати нам удалось собрать даже "Таймени". Причем у меня нет особой уверенности, что подобную процедуру удастся удачно повторить.

По итогам сборов мы оказались на стапели на окраине деревни Заборье, Россонского района Витебской области куда нас привезли за полтора часа прямо от полоцкого вокзала. Рядышком призывно плескалось озеро Оптино, куда мы ближе к обеду и не замедлили стартовать. Однако первый блин оказался комом. Через 450 метров плавание окончилось. Протока соединяющая Оптино с соседним озером Волобо оказалось наглухо заросшей, заваленной и совершенно мелкой. Иными словами непроходимой на плавсредствах. Разведка быстро привела к нашим кораблям "языка" - дедка с полным ведром лисичек и крайне удивленного видом видимо первого за всю его историю водного транспорта в Оптино. Дедок сообщил, что километр по дороге, направо, налево и будет Волобо. Так и пошли, байдарка под мышку, по лесу и по кукурузному полю. Не прошло еще и часа путешествия, я уже понял, что водный спорт - не халява. Руки просто отваливались. Пробежав на энтузиазме первую ходку с первым "Тайменем" за три присеста, второй "Таймень" тащили останавливаясь с десяток раз. Скользкий тайменный хвост вилял и так и норовил вырваться из объятий.

И все же "Старт номер два" дан и вот мы уже радостно гребем по озеру. Погода прекрасная, ветра и волн практически нет. Озерный край в верховьях Дриссы представляет собой лабиринт соединяющий ожерелье десятка ледниковых озер. Лабиринт заполнен острыми мысами и множеством островов. Усугубляет ориентацию то, что берега заросли и некоторые проливы протоки скрываются в бурной камышовой поросли. Впрочем вооруженные GPS, картой и здравым смыслом мы дорогу нашли легко, не забывая спрашивать о верности пути и у встречаемых рыбаков. Судя по их количеству рыбы тут должно быть много. Я никогда особо рыбалкой не увлекался, но вот Коля, забывший дома спиннинг, на каждом новом рыбаке буквально стонал от досады. Но зато, отвлекаясь только на купание, и совсем не отвлекаясь на рыбалку шли мы быстро, и к вечеру благополучно выбрались из озерного края и сплавлялись уже непосредственно по Дриссе.

В своем верхнем течении от Бухово до деревни Прудок вдоль реки множество прекрасных стоянок, на высоком сосновом берегу. На одной из них мы и разбили лагерь. Пора было наконец-то изведать преимущества водного похода перед остальными походами. А именно - практически неограниченный вес раскладки. В Белоруссии стоит жаркая сухая погода, поэтому порадовать себя грибами и ягодами не вышло. Ну зато можно было в неограниченном количестве потреблять закупленные в Заборье белорусскую тушенку и пиво.

Плавание по Дриссе действительно несложное, поэтому избавлю читателя от бессмысленных технических подробностей. Несколько разрушенных мостов, в каждом из которых есть существенный проплыв. Тем не менее мосты и некоторые стоянки я отмечал в GPS и данные по ним прилагаются. Пока забрасывались на машине видели последствия урагана - целые полянки выкорчеванных деревьев. Однако при плавании поперек реки так чтоб от берега до берега попалось лишь одно такое. Есть в Краснополье неплохой продуктовый магазин и даже "промтовары", где Коля купил таки крючок и лески. Ниже по течению, за Борковичами обещаются в большом количестве попадаться затопленные деревья, но туда мы не плыть и не собирались. Изначально объявленной целью было добраться до моста на трассе Р24 Полоцк-Россоны. До него по речке 80 километров, да плюс 20 уже проплыто по озерам. Итого получалось за сотню. Достаточно быстро нам стало понятно, что цифра 100 нереально, и дабы успеть на обратный поезд, отправлением в 18 часов вечера из Полоцка сбрасываться придется где-то раньше.

Но поход без цели и бех приключений не поход. Здесь начались приключения в виде полного отсутствия хоть сколько нибудь приемлимых стоянок ниже по течению деревни Межно. Приключения вылились в цель "пойти сотню". Ибо гребли мы весь вечер пока не стемнело долго и упорно, а высадились на берег уже в Тофелях, откуда до заветного моста рукой подать (рукой подгребсти). Высаживались поодиночке в разные места и раньше, но все было как-то не так. И наконец едва увидев построенные мостки и поляну за ними не сговариваясь и не разведуя разом причалились и вывалились на берег. На берегу за столиком на скамейке сидела девушка. Приехала в Тофели из Минска на дачу где-то на самой окраине далеко не самой большой деревни. А скорее даже на хутор. Как свечерело вышла девушка на речку покурить. Как закурила тут и выскочило из речки восемь взмыленных москвичей. Наверно решила она, что хватит курить...

Вообще же местных жителей попадалось нам не очень много, в основном конечно же рыбаки, да купающиеся. Все они, даже пьяненькие, выглядели очень приветливо, удивлялись что плывем аж от самих озер, и желали счастливого пути. Кажется байдарочников тут бывает не очень много и не очень часто, но все же бывает, иначе б этот маршрут не попал на сайт "Водные маршруты Белоруссии".

Забавный случай у нас с Олеськой вышел. Плывем, вдруг видно, что что-то шевелится на берегу. Я кричу: "Смотри, бобр!". Олеська всматривается и говорит: "Не, коряга!". В ее обязанности, как сидящей на носу входит предупреждать о препятсвиях. Я подгребаю все ближе. "Коряга" - кричит Олеся. "Бобр" - утверждаю я. "Коряга!". "Бобр!". "Нет, коряга!". "Бобр!". "Коряга, я тебе говорю!". "Бобр". И тут вдруг всплывает аквалангист и машет нам рукой. Дружный хохот был ответом на его приветствие. Мы так ничего и не смогли сказать, пока байдарка не скрылась за поворотом.

Река петляет страшно. Придерживаясь общего направления "на запад" она выкидывает 180-градусные фортели удлинняя таким образом прямое расстояние между точками А и Б в 2-3 раза. И все же в положенный срок до моста мы добрались. Разбирать как известно - не собирать. На разборку, сушку и укладку в мешки хватило одного часа, так что перед отправлением домой в Москву мы успеем даже отведать картофельных дранников и сушеной щуки. 


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Категория сложности: 2
Опубликовал Дмитрий Славин