Первое знакомство с самой высокой вершиной Европы. К сожалению, вершина так и не была покорена, однако впечатлений море. Погода не всегда была солнечной, но это не помешало с интересом провести время
Минеральные воды, г. Чегет, водопад Девичьи косы, скалы Пастухова, Пятигорск

Предисловие

Поход на Эльбрус я запланировал ещё в декабре 2015 года, практически сразу взял билеты на самолёт до минеральных вод. В то же время рассказал нескольким людям о своём желании посетить Приэльбрусье. Некоторые сразу загорелись этой идеей, кто-то присоединялся только за 2-3 месяца, а один человек даже буквально влился в нашу компанию за 4 дня до начала похода. В общей сложности нас собралось 15 человек, 12 из которых поехали на поезде Петербург-Пятигорск, а трое прилетели на самолёте в Минеральные воды. Продолжительность похода: 1-8 августа, включая запасной день для восхождения на случай плохой погоды.
День 1. Заезд

Мой самолёт прибыл по расписанию, около 12 часов. Сестра уже ждала меня около аэропорта, оттуда мы вместе направились в г. Нальчик. Местный таксист довез нас всего за 1000 рублей. Так что на месте мы были около половины третьего. Ребята, которые ехали на поезде были в Пятигорске в 9 утра. Докупили продукты, дождались наших самолётов и сели в маршрутку до Нальчика. В итоге, встретились в половине четвертого на автовокзале, где нам тут же предложили по цене автобуса доехать до Терскола. Собственно, автобус ходит только три раза в день и на последний мы уже не успели (ушёл в 15:00). Так что на предложение согласились без особых раздумий и доехали до места за часа 3. Довезли нас до поляны Азау, откуда идут подъемники на Эльбрус. Немного посовещавшись, решили немного спуститься в сторону Терскола, поискать место для стоянки около реки. Долго искать не пришлось, буквально в 10 минутах нашлось прекрасное место, причём, даже с оборудованным туалетом. Там и разбили лагерь, река рядом шумела сильно, но мы постепенно к этому привыкли. Погода стояла отличная, на небе ни облачка, но и особой духоты уже не ощущалось, как в низине. Вечером к нам на такси от мин.вод доехал последний член нашей группы. Всего по деньгам с него взяли 2000, что, как мне кажется, очень неплохо.
День 2. Чегет

DSC_0274-01 DSC_0274-01
DSC_0391-01 DSC_0391-01
DSC_0451-01 DSC_0451-01
DSC_0501-01 DSC_0501-01
Встали в 6 утра, позавтракали, собрали лагерь, и отдали по 50 рублей за рюкзак на хранение в какой-то гостинице. Сами в этот день решили взойти на г. Чегет. Для этого мы сначала спустились с поляны Азау через п. Терскол к поляне Азау, и оттуда сначала вдоль реки, а потом и просто серпантином в гору начали своё восхождение. Перепад высот составил примерно 1500 м, с 2 до 3.5 тысяч метров. До верха дошли не все, но видами насладиться удалось сполна. Погода продолжала стоять безоблачная, от этого идти было жарковато, но чем выше мы забирались, тем меньше чувствовалась духота солнца. Вместо того, чтобы подниматься пешком, часть пути можно было проехать на двух подъемниках. На первом до высоты 2600, на втором до 3100. Цена каждого всего 100 рублей, и большинство людей именно так и добирались наверх. Около каждого подъемника можно было посидеть в кафе, где по вполне демократичным ценам предлагали достаточно вкусную еду. Вниз мы спустились около 5 вечера и по пути к вещам решили зайти в кафе Байрамук, где и поужинали. Вечером встали на то же место, где и в предыдущий день. Приготовили ужин и легли спать.
День 3. Водопад Девичьи косы. Обсерватория

DSC_0642-01 DSC_0642-01
DSC_0674-01 DSC_0674-01
DSC_0701-01 DSC_0701-01
DSC_0715-01 DSC_0715-01
Подъём снова был ранний, но лагерь уже не сворачивали. Так вышло, что двое из нашей группы стали чувствовать себя не очень хорошо, так что они решили остаться в лагере. В связи с этим нам удалось выйти немного раньше. Дошли до Терскола, оттуда свернули на дорогу, ведущую к водопаду. С нас взяли входную плату в размере 50 рублей с человека, выдали билетики. Маршрут был проще, чем вчера, сначала серпантином по лесу, затем уже вдоль по склону горы до водопада. Людей было немного меньше, чем вчера, но все ещё достаточно много. У самого водопада сделали достаточно продолжительный привал, по фотографировались и покупались. Обновленные, двинулись выше, до обсерватории, подняться оставалось всего метров на 300. Оттуда нам открылись очень красивые виды на Эльбрус и окружающие его хребты. В общей сложности мы поднялись примерно до высоты 3200, то есть ниже, чем в предыдущий день. Спуск вниз был быстрым и простым, тем более, что часть серпантина удалось срезать по коротким, но достаточно крутым тропам. В лагере были уже около пяти вечера, где и посидели до вечера, отдыхая и набираясь сил перед следующим днём.
P.S. Оказалось, что место где мы стоим не предназначено для этого, и по хорошему нам надо передвинуть свой лагерь. Но нам разрешили остаться, но по 150 рублей за палатку мы все же платили, так же, как и в кемпинге.
День 4. Скалы Пастухова, 4700 м.

DSC_0941-01 DSC_0941-01
DSC_0974-01 DSC_0974-01
Вот и первое знакомство с самим Эльбрусом. Подъём, как обычно в 6, затем завтрак. Двое человек снова остались в лагере. Около 8 утра большинство группы двинулось в п. Терскол, где нужно было взять в прокат некоторое снаряжение. Так что к подъемникам на поляне Азау мы подошли только около 10 утра. Стоимость подъема и спуска на трех подъемниках составляет 1300 рублей, плюс платишь 100 рублей за карточку, которую потом можно вернуть и получить деньги назад. Всего поднимают до высоты 3800, где уже повсюду лежит снег. Весь подъем занимает около получаса, но вокруг очень красивые виды, так что путь пролетает незаметно.
Выйдя с подъемников мы немного приоделись, защитились от солнечных лучей и двинулись наверх. В планах было дойти до скал Пастухова, и у нас это получилось, хоть и добралась снова не вся группа. Выше скал идти особого смысла не было, так как гору затянуло туманом и облаками. Вообще, погода во второй половине дня стала портиться, так что на самих скалах уже достаточно сильно ощущалась прохлада. Наверх мы шли около 3.5 часов, а вот вниз сбежали за минут 40-50. Дальше на подъемниках вниз и в лагере снова оказались около пяти вечера. Часть группы осталась готовить и поедать ужин, часть пошла в прокат и затем в кафе. В лагерь вернулись уже около 10 вечера, немного посидели поболтали и разошлись спать.
День 5. Минеральные источники. Пирамидки.

DSC_0880-01 DSC_0880-01
День отдыха и релаксации. Я вообще весь день в лагере просидел, а так многие пошли сначала к источникам с минеральной водой, в обед вернулись, перекусили и пошли прогуляться недалеко от лагеря к пирамидкам, которые по некоторой информации являлись чьими-то могилами. Однако, вечером нас накрыл ливень, так что прогулка вышла неполной. Заливать начало сильно, пришлось натянуть тент и поправить палатки. Часов в 8 снова прогулялись до кафе, где и провели остаток вечера, попивая чай под шум дождя.
День 6-7. Отъезд основной группы. Ночевка на 4400.

DSC_1012-01 DSC_1012-01
DSC_1082-01 DSC_1082-01
DSC_1096-01 DSC_1096-01
DSC_1118-01 DSC_1118-01
DSC_1124-01 DSC_1124-01
DSC_1129-01 DSC_1129-01
Ночью и утром погода улучшилась, прояснилось. Но позвонив спасателями, узнали, что после обеда погода снова кардинально изменится. Собственно, дожди обещали на 5 дней вперёд. В связи с этим над нашим восхождением повис большой знак вопроса, тем более что из 6 человек, которые хотели восходить трое заболели.
В итоге, немного порассуждав, основная часть группы (10 человек) решили уехать в Пятигорск, где бы они могли провести время с большей пользой нежели в лесу. Осталось нас всего 5 человек, причём я вместе со своим братом решили все же попытать счастья и попробовать если не подняться на Эльбрус, то хотя бы переночевать на высоте. Собственно тут и начинается самое интересное.

Вышли мы не очень рано, около 10 утра. К 11 поднялись на 3800. Погода стояла хорошая, но было холоднее, чем в прошлый раз. У нас с собой на этот раз были рюкзачки по тяжелее, поэтому идти было сложнее, но в общем-то все равно получалось достаточно бодро. Изначально встать с ночевкой хотели на скалах Пастухова, но дойдя примерно до 4400 я во-первых увидел прекрасное место для палатки, а во-вторых подумал, что выше нас будет совсем сдувать. В итоге, там и встали. Поставили мою одноместную палатку, кое-как закрепив её среди камней. Колышки входили плохо, приходилось прижимать камнями, чтобы хоть как-то их закрепить. Рядом с нами мужчина встал вообще в однослойной палатке, у которой и дуги то были погнуты. Повезло хоть, что его палатку от ветра прикрывала гряда камней. Нам такого счастья не досталось, так что в последствии задувало нас знатно.
Подъём занял у нас около 2.5 часов, так что впереди была ещё уйма времени.
На горелке приготовили макароны с тушенкой, вскипятили чай (растапливали снег), перекусили. Ветер был не очень сильный, но прохладный, так что к концу нашей трапезы я начал подмерзать. Чтобы не усугублять ситуацию полез в палатку, где забрался в спальник и стал греться. Стоит заметить, что на такой высоте дышать уже не так просто, чувствуется, что не хватает кислорода. Голова особо не болела, но любые активные действия приводили к одышке. Вскоре брат тоже залез в палатку и стало совсем тесно. Собственно, хорошая погода сохранялась достаточно долго, часов до 10, разве что постепенно холодало. Ниже, бродили тучи, вдалеке громыхал гром, где-то шёл дождь, но у нас было спокойно. Мы надеялись, что уже пронесло, однако нет, в какой-то момент начался очень сильный ветер, а потом и снег пошел. Я очень боялся, что палатка не выдержит натиска природы, но опасения оказались напрасны, все колышки продержались до утра. Где-то в половине третьего ночи я вылез из палатки и наблюдал очень старинный и немного пугающий эффект. Воздух вокруг был сильно наэлектризован, так что во время прикосновений к волосам проходили достаточно ощутимые разряды
По ощущениям, как будто я снимаю через голову свитер, только в несколько раз сильнее. К сожалению, было очень холодно, а я практически не одет, так что от фотографии или видео пришлось отказаться. А второй раз вылазить из палатки категорически не хотелось.
Погода все же наладилась, где-то часа в 4 прекратился снег, распогодилось, открылась вершина. Однако на улице было все так же безумно холодно. Так что провалились в палатке мы где-то до 8 утра, после чего все же встали, согрели чай и стали собирать вещи. Периодически мимо нас проходили люди, видимо в сторону вершины. Внутри меня происходила битва, плюнуть на все и пойти наверх или все же спуститься вниз. В этой борьбе победил второй вариант, все-таки я не до конца был уверен в своей одежде, а рисковать совсем не хотелось. Плюс ко всему было уже достаточно позднее утро, и была вероятность не успеть вниз на подъемники.
Тем не менее, ночевка на 4400 это уже для меня очень интересный опыт, жаль только остальные решили уехать раньше.
Спустились мы без особенных приключений, после этого быстренько собрали лагерь, спустились в Терскол, и оттуда уехали в Пятигорск.