Маршрут: Барнаул-Красноярск-Лесосибирск-Енисейск-Северо-Енисейский-Куюмба-Байкит-Суринди-Туру-Кислокан-Стрелка Чуня-Ванавара-Кежма-Тагара-Хребтовый-Абан-Канск-Красноярск-Барнаул (5490 км)
 
По зимнику Эвенкии

Планы посетить Эвенкию по зимникам родились уже давно, проблема стояла в попутчиках, так как традиционно туристы посещают места более тёплые, менее отдалённые, да и чаще всего  в летний период отпусков. Поэтому желанием  проехать  в марте, по «зимникам» да ещё и по малонаселённой Эвенкии обладают единицы. И вот в марте 2012 года в г. Барнауле таких единиц набралось 5 человек: 2 девочки и  3 мальчика возрастом  от 25 до 47 лет:

Бывшая столица

Маршрут:
Барнаул-Красноярск-Лесосибирск-Енисейск-Северо-Енисейский-Куюмба-Байкит-Суринди-Туру-Кислокан-Стрелка Чуня-Ванавара-Кежма-Тагара-Хребтовый-Абан-Канск-Красноярск-Барнаул (5490 км)

Участники: Внедорожник:

   Идейный вдохновитель и путеводитель  маршрута: Алексей Котельников

  Водитель - Леонид: 
На центральной улице Ванавары
Члены команды: Алексей, Наталья и Ольга
 Сроки поездки: 26 марта -4 апреля 2012 год

 

                              День первый, 26 марта-понедельник , 14 часов пути ,1030 км 

                             Барнаул-Новосибирск-Красноярск

                                   День второй , 27 марта-вторник. 10 часов пути, 612 км

          Красноярск - Лесосибирск - Енисейск- переправа по  Енисею  (возле Епашино)- Северо-Енисейский

Северо-Енисейский. В этом посёлке найти ночью ночлег оказалось проще всего, в одном из местных магазинчиков дали информацию о том, кто сдаёт жильё и через 15-20 минут мы перетаскивали свои вещи в двух -  комнатную квартиру.

                                  День третий 28 марта , 11 часов пути, 454 км

                       Северо-Енисейск-Куюмба-Подкаменная Тунгусска-Байкит

Справка.Северо-Енисейский район расположен на правом берегу Енисея в центральной части Енисейского кряжа. Территория входит в состав Нижнего Приангарья и относится к районам Крайнего Севера. Около 90 процентов территории покрыты тёмнохвойными лесами. Через район протекают крупные реки: Большой Пит, Сухой Пит, Вельмо, Тея и Енашимо.В настоящее время с краевым центром территорию связывает малая авиация регионального значения, а так же грунтовая дорога Северо-Енисейск-Енисейск, а далее по Енисейскому тракту. В летнее время работают паромы-переправы на Енисее в Епишино, речной транспорт на реках Большой Пит и Вельмо. В зимнее время доставка грузов осуществляется по ледовым переправам, а к ряду поселков прокладывают автозимники.В Северо-Енисейском районе более 20 населенных пунктов, наиболее старинные из них: Аяхта, Чиримба, Широкино и поселок городского типа Тея.

До прихода русских здесь обитали самодийские, тунгусские и кетские племена. История района связана с развитием золотодобычи в XIX в., когда старательские артели вели разведку и добычу золота на 500 участках в долинах рек Актолик, Вангаш, Енашимо, Калами, Огня, Севагликон, Тея и Чиримба. В начале XX в. на Калифорнийском прииске была построена первая плавучая фабрика-драга, и золотодобыча постепенно встала на промышленные объемы.

Драга

После Октябрьской революции 1917 года в крае началась национализация золотопромышленных предприятий и рудников, был создан трест «Енисейзолото», а в дальнейшем объединение «Союззолото».

В годы советской власти Северо-Енисейский район стал местом ссылки для репрессированных, среди которых были художник Т. Ряннель, министр здравоохранения Латвии О. Алкс и другие.

В годы Великой Отечественной войны на фронт ушли более 5 тыс. жителей Северо-Енисейского района, из них вернулись 1522 человека. В п. Епишино в 1955 году была построена малая гидроэлектростанция: Енашиминская ГЭС. Остальные поселки получают электроэнергию от дизельных генераторов.

Районный центр расположен в п. Северо-Енисейский, образованном в 1928 году. Здесь в 1932 году открыли метеорологическую станцию. В 1981 году в посёлке построили золотоизвлекательную фабрику, на которой перерабатывают руду с Олимпиадинского месторождения.Северо-Енисейский район имеет структуру единого муниципального образования. Администрации населённых пунктов являются подразделениями районной власти. Наиболее крупные предприятия связаны с золотодобычей,  среди них: ЗАО «Полюс».

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ И ПАМЯТНЫЕ МЕСТАВ п. Северо-Енисейский открыт музей истории золотодобычи района, которая насчитывает более 170 лет. Перед входом бронзовая скульптура золотоискателя.

В п. Северо-Енисейский обустроено несколько мест отдыха жителей с беседками и фонтанами. Открыта гостиница «Актолик».Самая высокая гора Енисейского кряжа (Енашиминский Полкан (1104 м) находится недалеко от Енашиминского посёлка.Интерес представляют несколько горных массивов, покрытых тайгой, среди них: хребет Карпинский и хребет Горевский Полкан (951 м), а также Татарский кольцевой хребет.

Снежные шапки Североенисейска
Морозным солнечным утром мы отправились посмотреть посёлок и посетить  музей золотодобычи, который был ещё закрыт , но выходящая из музея сотрудница,  предложила нам осмотреть музей самостоятельно , чем мы благополучно и воспользовались.
Немного пошалили в музее
После чего мы посетили церковь  , помолившись всем святым на дальнюю и неизвестную нам дорогу.
Церковь в Североенисейске

Последние км по дороге ,

Начало зимника

а далее начинается зимник. 

Зимник проходит   с правой  стороны Енисея,

На берегу Енисея
переправа у Северо-Енисейского через Енисей
Переправа на Енисее
работает до первых чисел апреля, в 2012 году нам дали местные информацию, что эту переправу закроют 1 апреля, так как необходимо заполнять водохранилища.
Дорога по зимнику широкая, покрытие плотное при необходимости можно  разъехаться, скорость 35-55км.ч..
Бескрайний зимник
По пути на зимнике камазисты могут заправить соляркой по цене 15-20 рублей или как договоритесь.  Зимнику по тайге  шёл до Куюмбы, а далее великолепная дорога по реке Подкаменная Тунгуска до п.Байкит. По ней скорость ок. 100 км/ч. В Байките есть социальная гостиница-800руб. с человека, нас поселили в прачечной за 400р. Там есть номера, душ, кухня с эл.плитой, посудой, чайником, пообедать есть кафе.

День четвёртый : 29 марта, 5 часов пути,138 км

                                                                 Байкит-Суринда

Утро: посещение достопримечательностей Байкита- Байкитский филиал краеведческого музея, с. Байкит, ул. Увачана, д. 29.Очень интересная экскурсия.

В байкитском музее

Справка.Слово «Байкит» в переводе с эвенкийского языка  можно трактовать как богатая земля (место), и это очень близко к истине! Здесь живёт и трудится много прекрасных людей. Чистейший воздух, зимой здесь много снега, летом и осенью богатейшая тайга одаривает жителей множеством своих плодов, много всякого зверья — от пушного до копытных.

Вот это ротик

Мы посетили музей, аптеку и отправились в путь в Суринду. В гостинице нам сказали, что завтра в Суринде большой праздник-День оленевода. Вот на него мы и поспешили.

Ну чем ни олени...
По дороге заправились у камазистов.

Суринда. Небольшой эвенкийский сельский посёлок, численностью ок. 200 человек. Дома деревянные, малоэтажные. Во многих дворах - северные домашние олени. Имеется одно административное здание и 2-х этажная школа (ок. 70 учащихся).

Каникулы!
Обратившись в администрацию, мы сказали, что приехали на праздник и нас поселили в школе с бесплатным питанием (ужин + завтрак).
В Суриндинской школе
В посёлке есть продуктовый магазин, цены по сравнению с барнаульскими и красноярскими в 3 раза выше, крепкие спиртные напитки не продаются (уже более 10 лет).После ужина мы пошли в гости в балок к гостям из Туры. Слушать байки об этом крае. А на завтра нас ждала программа
  Весеннего Суглана: гонки на оленьих упряжках, гонки верхом на учаге, метание маута, «Школа начинающего каюра», катание на собачьих упряжках,  
ПРАЗДНИК ОЛЕНЕВОДОВ

День пятый : 30 марта, 8 часов пути, 340 км

Суринда-Тура

Утро. Завтрак  и сборы на праздник.

Праздник устроен в пойме реки, где установлены чумы для трапезы, костры для оленьих «шашлыков» ,

Традиционный шашлык из оленины
трасса для оленей и сцена для выступлений, здесь же размещались площадки для метания маута и национальной борьбы.

Регламент никто не соблюдал, ведущего тоже не было, поэтому мы стихийно смотрели и посещали всё, что возможно.

Особый интерес, конечно, у нас вызывали олени и еда. Так,  изрядно насмотревшись на метание маута

Метание маута
   и, не дождавшись гонок на оленьих упряжках, мы  отправились поедать местные кушанья в гостеприимный чум.
Там нам искренне были рады и предложили национальные блюда:
   

Ома - пресные лепёшки (хранятся очень долго, они у нас доехали до дома и не испортились, только соляркой чуть –чуть пропахли),

 Исемне(хуртимэ)- варёная оленина с жиром- очень вкусно
"Что бог послал.."
хакин- мороженая печень(сладковатая на вкус и очень необычна для нашего языка)
Гостеприимный чум
сугудай- из красной рыбы, блюдо напоминающее хе
строганина из сига- вкус мороженой речной рыбы

щука жареная- куски из крупной тушки, единственно знакомая как наша домашняя еда

силэ- суп из оленины( в супе только оленина!)

Справка. Суглан оленеводов ежегодно проводится в поселке Суринда. Ранее такие праздники проводились в советское время, так что это хорошо забытое старое. Возрождение началось уже в нынешнем веке. В рамках большого Суглана проводится спортивный праздник, а а главными участниками в нем являются сами оленеводы. Спортсмены, соревнуются в метании маута на хорей, в национальной борьбе. Но главными видами все-таки являются гонки верхом на учагах (оленях) индивидуально среди оленеводов, детей, а также гонки на оленьих упряжках в нартах и эстафетные гонки в различных вариациях между оленеводческими бригадами. И эти виды только для подготовленных людей. Дело в том, что неподготовленному человеку даже просто усидеть на олене трудно, не то что соревноваться.

И вот, подкрепившись, отведав все предложенные кушанья, мы отправляемся на продолжение праздника.

В национальном костюме
Гонок, к сожалению, так и нет, но появилась возможность посетить ферму по разведению овцебыков. 
Юный овцебык
Поездка на снегоходе (ферма в 5-ти км от посёлка), стоимость 200 р. С человека, на сани берут по 2 взрослых  человека.
Увезу тебя я в тундру...
 
Справка. Овцебык, или мускусный бык (лат. Ovibos moschatus) — подсемейство Caprinae, в которое входят козы и горные бараны. Известен один современный вид и 2 ископаемых. Ближайшим родственником овцебыка среди современных видов считается такин. На сегодняшний день это один из немногих видов крупных травоядных животных, которые приспособлены к постоянному обитанию в высоких широтах (кроме овцебыков, там постоянно могут обитать северные олени).В эпоху мамонтов наряду с шерстистым носорогом, бизоном и лошадью овцебык обитал в обширных арктических районах Евразии и Северной Америки. Эти животные населяли север Америки, Гренландию, острова Новосибирские, Врангеля и Фаддеевский, мыс Челюскин, Северо-, Восточно- и Западно-Сибирскую низменности, бассейны Колымы, Алдана и Вилюя, Кузнецкую котловину, Ямал, Таймыр, Северный и Средний Урал и значительную часть Европы. Ископаемые остатки встречаются в плейстоцене Сибири до широты Киева на юге, Германии, Франции и Великобритании.Причиной сокращения ареала и численности овцебыка указывается глобальное потепление климата, вызвавшее размораживание Полярного бассейна, заболачивание тундростепей, повышение уровня и плотности снежного покрова. Попытки акклиматизации овцебыка в Швеции, Исландии и Норвегии не имели особого успеха.Впервые это животное для европейцев открыл англичанин, служащий компании Гудзонова залива Генри Келси в 1689 году.В середине 70-х годов XX века на Таймыре в устье реки Бикада и острове Врангеля начался эксперимент по реинтродукции ранее обитавших здесь овцебыков, вымерших на севере Азии несколько тысяч лет назад. К началу 90-х годов овцебыки полностью заселили остров Врангеля. К 2000 г. были созданы свободно живущие популяции овцебыков на Полярном Урале, на полуострове Терпяй-Тумус, в дельте Лены, в низовьях Индигирки.
Двухлетние овцебыки
Далее мы всё-таки увидели  гонки на оленьих упряжках и учаге,
Настоящая наездница
только почему то к финишу наездники и наездницы падали из седла, а олени с санями шарахались в сторону от финиша .
На старте

Наконец-то и нам представилась возможность покататься на санях

С ветерком
  , на собачьих упряжках покататься не успели, так как хаски были «залётные» из Красноярска («Спортивная федерация ездового спорта Красноярского края»)    и их ждал вертолёт.
Хаски школы верхрвой езды (г.Красноярск)
Поэтому в окончании нашего визита мы уделили внимание концерту
   и сочли нашу программу выполненной.
P1160934
Далее наш путь лежал в бывшую столицу Эвенкийского автономного округа п. Тура. Выехали мы достаточно поздно, около 17 часов, поэтому добраться до Туры
  не смогли, и у нас была единственная ночёвка в машине. При чём все мы ночевали на реке Нижняя Тунгусска!

                                    День шестой 31 марта, 5 часов пути  361 км

                                                                     Тура-Кислокан

 Солнечным  и морозным утром мы благополучно въехали в Туру

Вид на Туру с Тунгусски
   На реке зимой кипит жизнь, кроме того, что это основная «скоростная магистраль», это  ещё и место  рыбалки. На фотографии видны деревянные строения с печками – это домик рыбака(комфортно, тепло и сухо!). 
Рыбачий рай
В Туре имеются магазины, Дом культуры, заправка (солярка по 34 руб.), аптека, краеведческий музей, церковь. 
 
В этом магазине можно приобрести мясопродукты  из оленины и рыбы, но к нашему приходу  уже всё закончилось, было только мороженое мясо.
Эвенкийский ассортимент
Цены на продукты (за исключением оленины) в два- три раза выше барнаульских. 
 
No comment!
Из Туры мы приняли решение возвращаться домой, для этого у нас два варианта: через Кислокан - Стрелку Чуню или сразу через Стрелку Чуню. Проведя опрос местного населения на предмет качества зимника и уровня скорости, мы выбрали зимник через п. Кислокан, тем более что часть пути идёт по реке.
По реке можно разгоняться до 100км ч
Погода была солнечная, и пассажиры любовались пейзажами. В Кислокан прибыли засветло и успели рассмотреть посёлок и место нашего ночлега.
Панорама Кислокана
В Туре нам посоветовали искать ночлег у директора школы или главы администрации, что мы и сделали. Глава администрации отнёсся к нам очень дружелюбно и поселил в одном из помещений здания администрации с удобствами ( тепло, эл.плита, бочка с водой, посуда, туалет на улице) . В посёлке проживает около 200 человек, 
  это самый восточный посёлок края, автотранспорт только по зимнику. Кислокан живописно расположился на берегу реки. Люди занимаются охотой и  рыбалкой. В посёлке есть метеостанция
.

 

                                    День седьмой: 1 апреля, 8 часов пути, 347 км

                                            Кислокан - Стрелка Чуня- охотничье зимовье

Наутро мы получили в подарок от главы администрации Кислокана на память «паспорта Эвенкии»,

Теперя мы "граждане Эвенкии"
  значки и  магнитики с гербом Эвенкии (в продаже мы так нигде их и не видели). Далее по зимнику мы двинулись на юг. Теперь комфортного ночлега намне предстояло, так как до Ванавары мы при всём желании не успевали, поэтому надеялись на рассудительность местных камазистов, которые и давали информацию о жилых балках или охотничьих домиках на зимниках.
Редкий транспорт на зимнике
Лес временами становился гуще, но скорость по зимнику по-прежнему  45-50 км/ч.
Мы достигли отметки 3000 км пути, что было отмечено смачным  поеданием заморской шелковницы, припасённой для особых случаев. В лесу следов людей не было видно, а вот замороженного соболя в капкане мы запечатлели
Соболиный край-рай для браконьеров
  По пути вновь была заправка за 0,5 л «Батюшки Енисея» нам залили ……л солярки.
 очередной ночлег мы приняли в охотничьей избе, в нескольких сотнях метров от дороги, 
Охотничья изба
 а так как некоторым было лень тащить вещи, то они прокапали заметённую колею почти
  до избы: 
 
   

День восьмой : 2 апреля , 8 часов пути, 322 км

                              Охотничье зимовье - п. Ванавара - зимовье на р. Чадобец

Сегодня встали пораньше и уже в 8 часов начали движение на юг домой. Тот факт, что движемся на юг, отчётливо был виден везде: погода стала весенней, температура явно плюсовая, стали появляться наледи  , лес стал гуще и стволы деревьев  толще. Единственным местом к текущему времени, где мы застряли ,была улица у Прокуратуры в Ванаваре.

Чуть-чуть занесло
снег настолько мягкий, что остановка для посещения музея  затянулась по причине вытаскивания джипа. Из всего проезжающего транспорта это по силам было только Уралу. Музей всё же мы посетили (хоть он и не работал в понедельник).
Родильное отделение
Работающего
 кафе  в Ванаваре не было .

Далее до Кежмы мест ночлега нет (хотя в Кежме тоже навряд ли, так как посёлок уже сожгли -в рамках затопления территории под  водохранилище ГЭС).Поэтому мы воспользовались информацией камазистов о балках на …. Км Балки были заняты и мы устроились  в доме на зимнике , со слов хозяина , построенного в 1922 году.

  О благоустройстве говорит не приходится, главное достоинство дома- здесь топилась печь. Бала набрана вода, были спальные места на нарах на 5 человек. 
                                День девятый : 3 апреля, 8 часов пути, 913 км
Зимовье на р. Чадобец-Кежма-Тагара-Хребтовый(преправа по  Ангаре)- Абан-Канск-Красноярск

 Наутро, поснимав окрестности, посмотрев корм собак(это птицы)

  мы отправились в путь.Дорга стала очень скользкой и джип немного занесло, а при отсутствии блокировки( поломка о которой мы выяснили на 3-й день пути) пришлось откапываться.   
Гололёд
От п. Кежмы остались одни трубы, территория входит в зону затопления при запуске ГЭС. 
Подготовка к созданию водохранилища(сожжёная деревня)
 
Далее маршрут прокладывался с учётом переправы через Ангару.Мы переправлялись в районе п. Хребтовый
По Ангаре-последние дни работы переправы
  так как через Богучанскую ГЭС дорогу открывают по  времени(утром , часов в 8)и пропускная способность – несколько машин. Преправу  по Ангаре должны закрыть через 1-2 дня. . А по эту сторону Ангары мы почти дома, так как теперь не страшна весенняя погода, зимники закончились! 

На выезде из посёлка есть кафе . Далее Абан-Канск-Красноярск.

                             День десятый :4 апреля, 12 часов пути, 973 км

                                                        Красноярск –  Барнаул

Утром, посчитав время возвращения домой, мы выкроили 1,5 часа на посещение Красноярской ГЭС(120 м ) в Дивногорске.

Водохранилище дивногорской ГЭС

     

 

 

 

 

 

Внедорожн

В

      

 

 

 

 

 

Внедорожн

В


Комментарии
Перед фото надпись - "-переправа у Северо-Енисейского через ЕНИСЕЙ" Был там и ездил по этой дороге. 
В Северо -Енисейске никогда Енисея и не было и быть не могло. Автор наверное спутал город Енисейск, когда переправлялся по льду Енисея в Епишино, а дальше через Брянку в Северо - Енисейск. Извините за поправку.
Guest15.04.13, 05:50
Здесь живёт Любовь 
Спасибо - посмотрел места, близкие сердцу.
Banderas18.03.13, 11:43
А есть ли.. 
..более подробный gps трек? Очень интересует как идет зимник в районе Суринды. Заранее спасибо
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Опубликовала Ольга Долматова