Свердловская область / Самостоятельная поездка

Апрельская поездка на Северный Урал
Екатеринбург-Североуральск-база Звезда - ГУХ

Главный Уральский хребет. Северный Урал

Не так давно нам удалось совершить поездку на Главный Уральский хребет, сокращенно он называется ГУХ. Расположен он на севере Свердловской области, в 50 километрах от города Североуральск. По центру хребта проходит граница Свердловской области и Пермского края. Попасть туда я хотел давно, да все как-то не складывалось: то погоды нет, то машины нет, то авария по пути туда. В этот раз все прошло удачно. Сначала мы хотели проехать на Крив, оттуда дойти пешком до избушки под перевалом, а днем пойти в сторону вершины Лямпа-Кутимская. Доехать до Крива не удалось, так как на той дороге был риск, что наст не выдержит массу нашей машины, поэтому мы решили повернуть обратно и ехать на базу Звезда. Дорога туда была прочищена. Доехав до базы, мы решили попробовать проехать до хребта Кваркуш, где расположены Жигаланские водопады. Проехать удалось около 7 километров, дальше дорога завалена снегом. Возвращаемся к повороту на базу. Там же перегружаем рюкзаки и готовимся к ночному переходу до границы леса, где планировали разбить лагерь и ночевать у нодьи. Проходим саму базу и уходим в лес, идем по накатанной буранке. Оказавшись на границе леса, мы были весьма обрадованы находкой – занесенный снегом вагончик с буржуйкой внутри. Я быстро затопил печь, один товарищ отправился за дровами, а другой начинал готовку пищи. Варили суп с гречкой, макаронами, тушенкой, картошкой и салом. Салом, правда, закусывали. Потом сделали котел чая и обсуждали насущные планы. Когда доходил четвертый час утра мы улеглись спать, подъем был назначен на половину восьмого. Я проснулся точно по расписанию – в половине восьмого, первым делом забросил в печь дров и раздул огонь, а потом, пока все спали, отправился на гору встречать рассвет. Рассвет был прекрасен. Минут через двадцать вернулся, окончательно распинал товарищей, и мы принялись готовить, вернее не готовить, а разогревать остатки с ночной трапезы. Поев и напившись чая собираем штурмовой рюкзак и выходим на хребет.

Денежкин Камень на рассвете.

На горизонте виднеется Конжаковский камень.

Подъем был крутой, а местами очень скользкий, так что были шансы немного прокатиться вниз по склону. Вскоре мы вышли на плато, расположенное на высоте около 1000 метров. Там, как и полагается в горах, дул сильный ветер, но в этот раз он был теплым. По плато шлось легко, бывало местами проваливались, но глубина была небольшой.

Начался подъем на вершину, с высотной отметкой на карте 1071.0. На нее подъем был пологим, так что забраться туда труда не составило. Отдохнув на вершине продолжаем путь дальше. Теперь надо спуститься вниз, на перевал. Спуск оказался немного круче чем подъем, да и на нем можно было поскользнуться и покатиться вниз. Спустившись к перевалу сделали небольшой передых и начали подниматься к вершине 1189.7. Подъем на нее был крутым, мне припомнился в тот момент подъем на Эльбрус, по крутизне примерно так же.

На вершине 1071.0

Туда нам надо спуститься.

Поднявшись на вершину 1189.7, мы очутились на плоском плато с заснеженными останцами. Ветер здесь был сильный, можно было спокойно лежать на нем. Прячась от ветра за останцами мы сделали передых, кто-то устроил себе фотосессию. Провели мы там около получаса, а затем начали спускаться вниз, на следующий перевал. Видя, что товарищам немного поднадоели эти спуски и подъемы, я предложил спуститься с перевала на границу леса и идти вдоль нее до вершины, которая называется Хребет, высота 1338.8. Идея была одобрена и спустившись на перевал мы стали искать пологий спуск на границу леса. Но безопасного пологого спуска мы не нашли.

Плато на вершине 1189.7

Небезопасный спуск.

Единственный вариант сойти в лес виднелся за вершиной под названием Сосьвинский, высота 1204.5. Ну что ж, надо подниматься на нее, подъем был круче, чем на предыдущую вершину. На вершине опять отдохнули, прячась от ветра кто-то засел за снежные надувы, кто-то за камни, а кто-то в ямы.

Вершина Сосьвинский, 1204.5.

Вершина 1189.7. Вид со склона вершины 1204.5.

Смотрим с вершины на северо-запад.

Пора спускаться вниз, спуск с вершины Сосьвинский был не менее крутым, чем подъем на ее, а еще больше осложняла дело ледяная корка надува, которую пробить было трудно, а порой не представлялось возможным. А если тут покатишься вниз, то остановишься скорее всего только на перевале. Мы спускались осторожно, небольшими серпантинами.

Оказавшись на перевале, состояние напряжения, в котором находились мы во время спуска ушло и можно было спокойно вздохнуть. Задача спуститься на перевал выполнена, осталась задача спуститься к границе леса. Здесь спуск был более пологим, если сравнивать с предыдущим перевалом. Хоть и был твердый надув, но на нем можно было твердо стоять на ногах и не катиться вниз. Когда до плато, которое было внизу, оставалось немного метров я решил сократить время спуска и скатиться вниз на пятой точке. Понравилось. Снега внизу практически не было, лежал лишь местами. Отсюда до границы леса остается несколько сотен метров.

Вот оттуда спускались.

У товарищей возникает желание идти дальше на север. Но все планы меняют найденные на плато ягоды. Сначала редкие ягоды шикши, потом стала появляться брусника, а затем и голубика. Чем дальше уходили по плато на юго-восток к лесу, тем больше становилось ягод и вскоре никто не желал уходить куда-то дальше этого плато. Зависли мы на нем часа на три или четыре. Паслись на курумнике и собирали и ели ягоды кружками. Потом развели костер и приготовили ягодный морс. А потом продолжили собирать и есть ягоды.

Шикша

Брусника

Опять шикша.

Это пойдет в чай.

Жалко высыпать в котелок.

С трудом оторвавшись от такого удовольствия, мы решили возвращаться в вагончик, где остановились, так как идти дальше вдоль хребта в северном направлении мы не успевали по времени. Обратно пошли вдоль хребта по границе леса. По пути встречались могучие кедры и проталины, изобилующие голубикой и шикшой, на которых мы останавливались и делали перекус ягодами.

Солнце, тем временем, скрылось за хребтом, и мы оказались укрыты его тенью. Стало прохладнее, поэтому старались идти без остановки, чтобы до темноты добраться до вагончика. Шлось легко, но местами проваливались по пояс.

Денежкин Камень в последних лучах солнца уходящего дня.

Ближе к восьми часам вечера мы пришли в наш обитель. Протопили печь и стали готовить «Королевский ужин». Насколько я помню, был очень годный суп, чай с ягодами. Чая с ягодами было больше всего. Сидели мы опять до позднего часа, гоняя чаи. Потом улеглись спать. Я просыпался каждые три часа и подбрасывал в печку дров. Так что ночь была немного бессонной. Проснулись в районе 11 часов утра и продолжили наш банкет, теперь было много картошки с тушенкой и со вчерашним чаем. Раскочегарили себя на обратный путь ближе к трем часам дня. Быстро дошли до машины, погрузились и поехали обратно в Екатеринбург.