Свояченица вновь проявила свои полезные качества,
«материализовав» (давненько уже) виртуальную подругу из ЖЖ, Ольгу. Встретились
мы с Ольгой в феврале нынешнего года в Тель-Авиве, во время поездки по Израилю,
и пару раз весело время провели.
Судя по всему, мы друг другу понравились. Хотя бы потому,
что заядлые путешественники.
Жила Ольга в собственном доме с участком неподалеку от
Раменского. В мае она пригласила нас на выходные в гости. Гости обычными посиделками
не ограничились: совместными усилиями (за половину дня) мы отреставрировали
огромную клумбу, прилично подняв на ней уровень земли с одновременной
пересадкой всей флоры. За это нас зауважал муж Ольги, Андрей, оказавшийся очень
приятным человеком.
-А вы в Калязине и Мышкине были? –спросила Ольга.
-Не довелось, -ответили мы.- Машины у нас нет, а речные
круизы нам не нравятся. По Нилу один раз сплавали – этого хватило.
-А давайте впятером в июне дня на два (в выходные) съездим,
-предложила Ольга.- У нас машин – целых две. Заодно и Кашин с Угличем посетим.
Сказано – сделано. Свояченица забронировала на одну ночь дом
возле Мышкина, а жена заказала на рынке (Теплый стан) 3 кг бараньего шашлыка. В
пятницу вечером, 17 июня, я с женой и свояченицей встретились на Казанском
вокзале, где купили билеты (по 160 рублей) на «Спутник» (экспресс, следующий до
Раменского).
Раменское
Через час высадились в Раменском, где нас на машине
встретила Ольга. Раменское – город разноцветный. В нем даже панельные дома
раскрашены. Не говоря уже о забавных скульптурах, добавляющих ощущение уюта. Мы
с сыном иногда на машине его проезжаем, с дачи возвращаясь. Поэтому - в курсе.
Раменское, городские скульптуры
Хлебосольная хозяйка угостила нас супом из белых грибов и
жульенами из них же. За разговорами засиделись мы за полночь, встать же
пришлось в 5 утра.
Уже в 6-00 мы выехали (на «Митсубиси Паджеро»), обогнув по
МКАДу половину Москвы, и выбрались на Ярославское шоссе.
В 8-00 по Ярославскому шоссе (в Пушкине) обнаружили
гипермаркет «Глобус».
-Шикарный магазин, -сообразили мы.
И в самом деле, «Глобус» представлял из себя примерно два
«Ашана», сложенных вместе. С соответствующим великолепным ассортиментом. Наше
любимое белое испанское вино (в пакетах), правда, дороже, чем в «Ашане»,
продавалось, зато я нашел (по скидке) отличное итальянское красное.
-Говорят, -заметила свояченица.- Сеть этих магазинов в
Москву не пускают. А жаль.
Набив тележку, чем могли (сосиски гриль на случай, если
шашлыка не хватит, вино, овощи, кунжутное масло, аппетитные булочки с кунжутом,
ялтинский лук), двинулись к кассе. По дороге я предложил и кофе (на всякий
случай) купить, но услышан не был. Тогда я быстро положил в пакет десяток
персиков, продававшихся также по скидке.
При входе в «Глобус» имелся ресторанный дворик, где в
кофе-машине я налил три стаканчика (два «Американо» и один «Двойной эспрессо»).
На кассе выяснилось, что все три порции кофе 90 рублей стоят. Обалдеть.
В 10-00 мы пересекли границу Тверской области и въехали в
Калязинский район.
В 11-00 были уже в самом Калязине (169 км от Москвы и 187 км
от своего областного центра, Твери).
Выйдя из машины, отправились по улице Карла Маркса (бывшей
Московской) к Волге, к знаменитой колокольне, торчащей из воды.
Основание Калязина (по местной легенде) относится к 12 веку,
когда на правом берегу Волги при впадении в нее вытекающей из угличских лесов
речки Жабни появился монастырь во имя святителя Николая (на Жабне).
Располагался он на месте нынешней затопленной колокольни. Рядом с монастырем
возникла Никольская слобода (Никола-на-Жабне).Со временем монастырь свое
существование прекратил.
Историческое же начало Калязина связано с основанием иноком
Макарием (около 1434 года) на левом берегу Волги напротив устья Жабни Троицкого
(во имя Живоначальной Троицы названного) монастыря. По имени его основателя
монастырь долго Макарьевским называли.
Макарий (в миру Матвей), родившийся в 1402 году, происходил
из боярского рода Кожиных, чьи владения находились на границе Кашинского и
Угличского княжеств. Родители, боярин Василий Ананиевич Кожа, прославившийся
своими воинскими подвигами при великом князе Василии Васильевиче II Темном, и
супруга его Ирина воспитывали сына в благочестии.
Женился Матвей на Елене Яхонтовой, причем супруги
договорились: тот, кто овдовеет, примет монашество. Через три года (после
смерти жены) 25-летний Матвей постригся в монахи и стал Макарием. Поступил в
Николаевский Клобуков монастырь в Кашине, но, тяготясь многолюдьем обители,
вскоре с благословения игумена удалился в пустынь, где построил себе келью.
Вскоре к нему присоединилось несколько монахов – так и возник монастырь.
Земля, на которой расположилась обитель, принадлежала
боярину Ивану Коляге. Боярин с неприязнью наблюдал за монахами и даже (боясь,
что земли его монастырю отойдут) замыслил убить Макария. Внезапно у Коляги
умерла вся семья, да и сам боярин тяжело заболел. Исповедавшись Макарию, Коляга
получил прощение. После чего отдал монастырю все свои земли и сам в него иноком
поступил. С тех пор Макарий именовал обитель Калязинскою.
Макарий обладал даром исцеления, многочисленные случаи которых
описаны. Умер Макарий на 82-м году жизни, в 1483 году. В 1521 году (при
ремонтных работах) обнаружили гроб с его нетленным телом и в 1547 году на
церковном соборе Макария причислили к лику святых.
Икона с Макарием Калязинским
Со временем Троицкий (Макарьевский) монастырь превратился в
одну из самых богатых (благодаря вкладам прихожан) и влиятельных обителей в
округе. Поклониться мощам общероссийского святого приезжали мать Ивана Грозного
Елена Глинская, сам Иван Грозный, царь Алексей Михайлович, Петр Великий,
Екатерина Великая.
В 1609 году Троицкий монастырь стал на время центром
освободительного движения Русского государства от польско-литовских
захватчиков. Здесь собирал войска князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский. И,
собрав, победил в августе того же года у устья Жабны войско «Тушинского вора»
(Лжедмитрия II),
возглавляемое гетманом Яном Сапегой. Передовой отряд «тушинцев» (вначале
расступившись) зажали в болоте и сильно побили. После чего русское войско
заперлось в острожце неподалеку и весь день отбивало приступы «тушинцев». Под
вечер, когда «тушинцы» утомились, русское войско внезапно перешло в контратаку
и гнало неприятеля 15 верст, пока не стемнело. Итогом Калязинской битвы стала
снятая Яном Сапегой осада Троице-Сергиевого монастыря.
В 1610 году поляки монастырь все же сожгли, погибли все его
защитники во главе с воеводой Давыдом Жеребцовым.
По окончании Смутного времени Троицкий монастырь отстроили
одним из первых. Всего в нем было пять храмов, и три корпуса: братский,
настоятельский и наместничий. Монастырь опоясывала каменная стена длиной 700
метров с мощными башнями.
В 1764 году, при секуляризационной реформе Екатерины
Великой, монастырь был отнесен к первоклассным и в степенной лестнице занял
11-е место.
Троицкий мужской монастырь, начало 20-го века
В 1775 году Калязин становится уездным городом, объединив
три поселения: Подмонастырскую (Калязинскую), Никольскую слободы и село
Пирогово.
Калязинские купцы были успешнее своих коллег из Кимр, Углича
и Кашина. Если в других новых волжских городах количество каменных домов
насчитывало несколько десятков, то в Калязине их было более двухсот.
Среди местных промыслов выделялось кузнечное производство
лопат и домашнее кружевоплетение, которым занимались до тысячи мещанок.
Калязинские кружева были дешевле вологодских и с успехом продавались по всей
России.
Набережная Волги. Калязин, начало 20-го века
Торговая площадь. Калязин, начало 20-го века
Так и жили себе люди потихоньку, никому не мешая.
И тут грянула революция.
В 1930-е годы берега Верхнего Поволжья захлестнула
индустриализация. Началось сооружение канала Москва-Волга и первых трех ГЭС
Волжского каскада. Так создавался водный путь к Москве (судоходные глубины на
мелководье Верхней Волги). Кроме того, столице нужна была вода, а бурно
растущей промышленности – электроэнергия.
В Тверской, Московской, Ярославской и Вологодской областях
на берегах Волги и ее крупных притоков под воду полностью или частично ушло 6
городов, больше 900 сел и деревень, около сотни храмов, десятки бывших
дворянских усадеб, кладбища, сотни археологических памятников. С обжитых мест
переселили около 200 тысяч человек.
Схема Рыбинского водохранилища
В частично затопленных городах терялась самая красивая
часть, прибрежная. Так и с Калязиным случилось.
Накануне затопления в города в нем проживало 9 тысяч
человек. 1300 домов, из которых почти 200 – каменных. Особенно красива была
Волжская набережная, сплошь застроенная домами калязинского купечества и
украшенная храмовым комплексом, состоявшим из Николаевского собора (1694),
грандиозной соборной колокольни (1801) и храма Иоанна Предтечи (1792)
Слева направо: Николаевский собор, колокольня, церковь
Иоанна Предтечи
Торговая площадь, Николаевский собор с колокольней и
Троицкий монастырь, начало 20-го века
Схема Калязина с зоной затопления
Всего в зону затопления попало 530 домов. Был разрушен
пятиглавый Николаевский собор и рядом с ним стоявшая церковь Иоанна Предтечи
(выполнявшая роль «зимнего» городского собора). А вот колокольню оставили,
собираясь переоборудовать в парашютную вышку. Окружавшая соборы торговая
площадь ушла под воду вместе с двумя сотнями магазинов и лавок.
Пятиярусная колокольня, высотой более 70 м, построена была
крестьянами-умельцами помещика В.Ф. Ушакова. Звонницу колокольни украшали 11
колоколов, самый большой из которых весил 501 пуд. В 1960-1963 и 1990-1991
годах Ярославскими реставрационными мастерскими было проведено укрепление
памятника, а вокруг него для защиты фундамента от воды насыпан небольшой
островок.
Самая большая утрата – калязинский Троицкий монастырь.
Закрыли его в 1920 году. В разное время на территории его размещались: Дом
отдыха Московского электрозавода, пионерский лагерь, а в конце 1920-х годов –
Историко-краеведческий музей.
По плану гидростроителей монастырь почти не затапливался.
Его могла спасти даже небольшая обваловка. Тем не менее, монастырь взорвали и
разобрали на кирпичи. Слободской и Монастырский острова – все, что осталось от
Троицкого монастыря и Заволжской стороны Калязина.
Троицкий собор Калязинского монастыря в 1939-1940 гг.
В 2003 году на Монастырском острове воссоздана (на
сохранившемся фундаменте) угловая юго-восточная башня монастыря. В ней
разместилась часовня во имя преподобного Макария Калязинского.
Башня монастыря на Монастырском острове
А в местном краеведческом музее хранится фрагмент фрески из монастыря
«Страшный суд» (17 век) и кое-какие предметы из него (экспозиция «Реликвии
Троицкого монастыря»).
Реликвии Троицкого монастыря
А в 2008 году установили бронзовый памятник Макарию
Калязинскому. Святой стоит спиной к затопленной колокольне.
Памятник Макарию Калязинскому
В доме купцов Ляховых в начале 20 века заседала Городская
дума, в 1908-1918 – частная женская гимназия, сейчас – Калязинский колледж.
Дом купцов Ляховых
На спуске торговали сувенирами.
Я купил три иллюстрированных путеводителя (больше
смахивающих на брошюры): «Калязин», «Мышкин» и «Углич» по 150 рублей, книгу
«Города под водой» за 250 рублей и разделочную доску, изображавшую вежливую
встречу Пушкина с котом, собравшимся на зимнюю рыбалку (250 рублей).
-На работу заберешь, -предупредила жена.
-Заберу, -согласился я. -Это же настоящая картина. На стенку
повешу.
Вместо сдачи (50 рублей) я взял магнит на холодильник.
-На даче повешу, -подумал я.
Книга про Кашин не продавалась.
Дом купцов Рыжковых, торговавших мануфактурой, у самой воды
Отсюда уже виднелась затопленная колокольня. Ни один
уважающий себя турист без снимка на ее фоне из Калязина не уедет. Снялись и мы.
Теплоход «Дмитрий Фурманов»
Колокольня на фоне теплоходов просто потрясала.
Слева у берега скучали моторные лодки. Расценки у лодочников
не порадовали.
250 рублей – вокруг колокольни.
500 рублей – до Богоявленской церкви на противоположном
берегу и обратно.
1000 рублей – от колокольни к церкви и большим кругом вокруг
Монастырских островов.
И все это – с человека.
Однако желающие имелись.
Мы решили до Богоявленской церкви добраться пешком, то есть
бесплатно, осматривая по дороге город.
Старинные дома имели очень ветхий вид.
Дом купцов Тишковых
Дома купцов Обуховых с Акцизным свечным заведением
У того же дома купцов Ляховых над входом – ажурный чугунный
балкон, вот только пол в нем отсутствует.
Дом купцов Ляховых
И тут до меня дошло: обилие «революционных» названий улиц (полный
советский набор) связано (скорее всего) с тем, что у города просто нет средств
вернуть им исторические названия. Это денег стоит: те же таблички изготовить,
регистрацию в паспортах проставить и т.д.
На улице Карла Маркса повсюду расставлены стенды со
старинными фотографиями Калязина до затопления.
Здание из красного кирпича со смотровой башней построили
1883 году по решению Городской думы как Общественный дом. В нем располагались
городское училище, земская управа и жандармско-полицейское управление. В
настоящее время – городская общеобразовательная школа.
Здание бывшей городской управы со смотровой башней
Женская гимназия
В бывшей женской гимназии – школа.
Здание аптеки, судя по наклейкам на окне, охраняется и
милицией, и полицией.
Аптека
Можно даже развалюху (зато от собственника) приобрести.
Развалюха от собственника
Повернув направо и пройдя по мосту через Жабню, мы
отправились к Богоявленской церкви.
Богоявленская церковь
Городской дом
Колокольня предстала перед нами с другой стороны.
Монастырский остров
Внизу, под обрывом, купались люди.
Выяснилось, что в бывшей Богоявленской церкви (1781 год) с
1937 года находится Калязинский краеведческий музей.
Богоявленская церковь
Перед музеем стоят якоря и пушки 17 века. Те самые пушки,
которые в «тушинцев» и поляков палили.
Теплоход «Петр Чайковский»
На наших глазах в музей зашла группа, привезенная на
автобусе.
Времени на посещение музея у нас не было, мы торопились в
Кашин.
Анатолий Новак,
05 августа 2016 года