хребет Хибины / Мототуризм | Автотуризм
 

На квадроцикле по Хибинам 2015

4 - 18 июля 2015 г.

На квадроцикле по Хибинам 2015

Идет загрузка карты ...
Увеличить карту Скачать для GPS для Google Earth Нитка маршрута Места
Это наше шестое путешествие на север, но первое на квадроцикле по Хибинам. Цель нашего путешествия можно сформировать очень просто: поближе познакомиться с миром природы Хибин, - пока это еще вполне возможно.
Рассказ 
День первый

Сегодня 5 июля 2015 года, воскресенье. Выезд назначен на 10:00, правда, как всегда, выехать точно в назначенное время не удалось. Квадроцикл на тренировке по погрузке заезжал без проблем, а вот теперь стал упираться всеми четырьмя колесами. В итоге выехали на полтора часа позже. Дальше все шло по намеченному плану. Погода прекрасная, как говорят в авиации «миллион на миллион» а дорога на север - известна нам и знакома по прошлым путешествиям. Маршрут с дачи проходил как всегда, через Орехово-Зуево, Загорск (Сергиев Посад), Ростов Великий, Ярославль, Вологду, Вытегру. После Вытегры на Онеге сделали первую ночевку на месте прошлогодней встречи с ленинградцами, на траверзе деревни Возрицы. После пробега в 1150км с прицепом, к тому же, последние 200км по напрочь разбитой вечными ремонтными работами дороге, решили не ставить палатку, а попробовать переночевать в салоне нашего Хайлюкса. Полностью разложили сиденья, выровняв их вещами и надувными матрасами, решили проверить, на сколько это удобно. Тем более что в этот раз мы еще перед отъездом, специально сняли задние сиденья. Оказалось, в общем-то, вполне реальное ложе. Ко всему прочему, конечно, еще сказалась и усталость пройденного пути. Так, что быстренько перекусили, попили чайку и улеглись в свои персональные места. Долго мучиться со сном не пришлось. Скоро наши бренные тела погрузились в счастливое царство безмятежного сна. Так закончился первый день путешествия.

День второй

Утро 6 июля нас уже так не радовало. На небе облака почти полностью скрывали солнце, которое с трудом пробиваясь через плотное одеяло туч, время от времени награждало таким желанным для нас теплом. К тому же, в тот момент, когда солнце закрывали, постоянно набегающие тучи, всевышний поливал нас дождичком. И конечно ни о какой жаре не было и речи. Зато были воспоминания о прекрасной, солнечной и теплой погоде в этом же месте год назад. Да, Онега в этом году, нас не жалует.

Быстро позавтракав, ощущая всем телом явную немилость погоды, понимаем, что ждать тут нам нечего и принимаем решение двигаться дальше.

Сборы туристической амуниции прошли быстро. Проходит немного времени и наша Тойота, переваливаясь как утка, с боку на бок, таща за собой прицеп, уже - на лесной дороге. Проезжаем деревню Возрицы и выскакиваем на приличный асфальт.

Сегодня, согласно нашим планам, (хотя более правильно — это просто хороший экспромт) ночевка должна состояться на месте прошлогодней стоянки на правой стороне трассы (если смотреть со стороны возврата из Мурманска). По дороге ничего непредвиденного не случилось, единственно, что не соответствовало прошлому году — так это то, что мы в этот раз решили встать на ночевку, не доезжая километра до прошлогоднего места стоянки, и поставить машину на крутом берегу залива, еще ближе к трассе.

На берегу Верхней Куземки

День третий

Утро 7июля. Сегодня нас погода балует.

Чистейшее голубое небо и теплое солнце. После прохладной и недружелюбной, в этом году, Онеги - это особенно ощущалось приятно.

 Завтрак прошел, конечно, без шампанского, но зато под бесконечные и восторженные эпитеты, посвященные прекрасной панораме залива. Единственно, что еще к этому можно, наверное, добавить — это только то, что если бы мы были рыбаками — вряд ли бы уехали от такой красоты. Вода от разыгравшейся рыбы - просто кипела, а ласковое и нежное, дуновение теплого ветерка, гипнотически удерживало нас на берегу залива! Вот так можно было бы бесконечно стоять и любоваться этой красотой. Но мы все-таки не рыбаки, а туристы и сегодня нас уже ждали Хибины.

Сборы, были как всегда, скоротечными. Проходит немного времени и под колесами нашего Хайлюкса снова слышится приятное шуршание асфальта.

От этой стоянки до Хибин, а вернее до озера Щучьего, где собираемся поставить лагерь и определиться с дальнейшими планами, примерно 360км. Так, что по дороге есть предостаточно времени и помечтать, и серьезно прикинуть всевозможные варианты наших предстоящих действий. Пока, нас больше всего беспокоило, как выдержит дорогу прицеп, с погруженным в него квадриком.

Дело в том, что прицеп, который мы приобрели для доставки в нем квадрика в Хибины - оказался фактически конструктором, под названием - «доделай, переделай, доведи до ума, все, что только возможно и не возможно - вовремя и САМ!». В соответствии с этой негласной рекомендацией, в буквальном смысле этого слова, пришлось так все и сделать. Так, что теперь у нас, еще фактически попутно проходили и испытания полностью доработанного прицепа!

Время пролетело быстро, благо тем для разговоров и размышлений было предостаточно. Вот уже и Кировск показался на горизонте. Здесь делаем остановку на заправке, бензин для квадрика, заливаем под самую завязку во все канистры, и точно также, солярку в Тойоту. Дальше уже только Хибины. Подъезжаем к водяной дороге, останавливаемся, сгружаем с прицепа квадрик и теперь едим уже порознь. Я на Тойоте Саша на квадрике. Проезжаем знакомые и красивые места перевала, гостиницу Куэльпорр и едем к озеру  Щучьему.

Не доезжая его, видим отходящую  влево интригующую колею, довольно хорошего качества. Немного поразмыслив, куда она может нас привести, решаем все-таки попробовать по ней проехать, и оказывается не зря.

 Дорога приводит нас к  очень живописному, крутому берегу реки Кунийок.

 Здесь мы нашли  удобное место для установки палатки, обустройства кострища и ко всему прочему в округе уже можно было собирать грибы. С грибами, правда, было все как-то очень удивительно и необычно. На пятачке размером в сто метров, росли грибы по нашим понятиям совсем не соответствующие друг другу по времени. Сначала попалось несколько больших шикарных сморчков,  через несколько метров моховики, а дальше совсем я был ошарашен увиденным — это был настоящий белый.

    Оставалось только жалеть о том, что мы просто к этому были не готовы, на ужин, уже  все было приготовлено, то есть оставалось только разогреть. Так, что дополнительная суета с грибами, нами  всё-таки была отвергнута. Сказывалась  малочисленность  нашего экипажа — всего два человека. Грибы пришлось оставить не тронутыми, расти дальше, а самим, после знакомства с таким красивым местом продолжить движение к озеру Щучьему.

Пока все шло без всяких приключений, и все было очень прекрасно. Правда, при подъезде к озеру появились какие-то странные звуки в подвеске, природу которых мы так и не смогли вовремя выяснить. Как оказалось впоследствии нам это очень дорого стоило. Подъезжаем к озеру, перед нами все тот же брод через озеро, который мы в 2014 году на Тойоте в стандартном исполнении не взяли. Скорее надо признаться — побоялись брать. В этом году у нас обоих болотные сапоги - так, что проверить брод можно более тщательно и объективно. А главное — мы это хотим сделать не на Тойоте, а на квадроцикле. После промера решаем - лучше все-таки проехать в обход. И вот здесь на возврате, при движении задним ходом случилась беда. Как потом выяснилось, странный звук в подвеске издавал тормозной суппорт, оставшийся на одном, вместо двух болтах. А при движении задним ходом, он уперся в диск. Этого мы просто не могли предположить, считая, что упираемся в какой-то предмет, - корни, камни, чего тут в изобилии. Добавляется немного газа — слышится треск, очень похожий по звуку при езде по жесткому каменистому грунту, хотя именно здесь кроме корней и торфа ничего не было. Секунда — и перед нашим взором, наблюдается спущенное колесо, причиной которого является просто полностью разрушенный диск.

Настроение резко падает, под угрозой вся программа нашего путешествия на квадроцикле по Хибинам. Ко всему прочему еще начинается дождь и температура падает до +8 градусов. Кое-как подъезжаем к машине. Первый вопрос — как его на трех колесах загрузить обратно в прицеп, мы с трудностями, но все-таки решили.

Теперь, когда квадрик в прицепе, остается не решенным или вернее не ясным второй вопрос — а как такую дорогу выдержит прицеп? Ведь мы даже и не рассчитывали по такой дороге везти квадрик в прицепе. Однозначно считалось, что здесь в Хибинах квадрик будет идти только своим ходом.

 В общем, оставалось взять себя в руки, успокоится, переночевать, а утро, как говорят в народе, вечера - всегда мудренее. Так и поступили.

 Перед ужином, пока Саша им занялся, я сходил до следующего озера пешком, сделал многочисленные снимки, как на видео, так и на фото, и вернулся к машине. Ужин, конечно, прошел не в лучших тонах. Местные рыбаки, стоящие невдалеке от нашего лагеря, внесли в наши души не малый элемент надежды, и предложили несколько вариантов решения этой проблемы. Выясняется, что в этих местах квадроцикл вовсе не является экзотикой и вполне реально купить новый диск. Так, что после этой беседы, мы воодушевленные обнадеживающей информацией, спокойно подумав, решили, что еще не все потерянно и есть все-таки шансы на успех.

Озеро Щучье

День четвертый

Восьмое июля — с самого утра все наши мысли направленны на одно — только бы удачно получилось приобрести диск. Желательно конечно здесь же в Кировске, а если нет... тогда можно рассчитывать только на два варианта - Кандалакша и Мурманск. Хотя и там тоже нет никакой гарантии приобретения в этот же день.

 Подъезжаем к базе МЧС и... Что называется, молимся на сотрудника МЧС, который вчера нам встретился именно на Квадрике. Расчет, конечно, простой - раз эксплуатируется такая техника, значит, что-то нам могут подсказать или чем-то помочь.

Конечно это не аксиома, но «надежда» умирает последней!

Надо отдать должное сотруднику МЧС, который проявил достаточно серьезную инициативу, связавшись по своей связи с магазинами Апатитов, Мурманска и Кандалакши. Именно благодаря его активному поиску, в Кандалакше все-таки диск был найден.

Быстро собираемся и гоним в Кандалакшу. По дороге еще заскакиваем, что называется - на всякий случай в соответственный магазин Апатитов, но все безрезультатно. До самого последнего момента не верилось, что эта проблема будет все-таки решена. В Кандалакше находим заветный магазин, - перерыв на обед! Нервно ждем окончания обеденного перерыва, открываются двери и … Директор он же хозяин магазина, нам подтверждает — есть диск, но не совсем тот который нам нужен. В итоге диск все-таки подошел. Он был на полтора дюйма уже нашего — то есть, как передний. Но тут уж сами понимаете, не до жира! На радостях мы его здесь же в Кандалакше, все в той же шиномонтажке, где и в 2013году ремонтировали колеса на Сузуке Гранд-Витаре, смонтировали, а заодно и подобрали потерянный болт для суппорта.

Все сделано, настроение опять на высоте! Счастливые едем снова в Хибины. В 20:00 мы на том месте, где стояли и летали на Х-7 в 2014году. Поднялись на ледник оценить возможность покататься завтра на доске.

Теперь можно со спокойной совестью ужинать и ложиться спать.

День пятый

Девятое июля нас встречает отличной погодой. На небе ни облачка!

Если предыдущие дни мы чуть ли не исчерпали лимит теплых вещей то сегодня - даже начинаются появляться мысли о шортах. Подымаемся на ледник.

Хребет Поачвумчорр. Июль!

Саша тащит доску и все причиндалы, связанные с ней, а я - видео и фотоаппаратуру. К сожалению, Хибины нас в этом году, совсем не балуют. Пока поднимались и готовились к съемкам, а так же выбиралось место для спуска на доске, солнце спряталось за низкие облака. Но покататься и снять все это мероприятие мы все-таки смогли. Во второй половине дня приехали на КСП в Куэльпорр. Поставили под охрану машину, отблагодарили сотрудника МЧС, благодаря активным действиям и инициативе которого, наша проблема была успешно решена, приступили к реализации задуманной программы, а именно — путешествие на квадроцикле по Хибинам.

Принимается решение - в этот же день сразу ехать в долину за водопадом на реке Рисйок. На водопаде мы были еще в 2014году, но проехать такое чудо и не остановиться, и не полюбоваться еще раз просто не возможно. Дальше дорога начинала петлять между камней и кустарника, то резко подымаясь круто вверх, то так же опускаясь вниз и нам порой казалось, что это предел наших и квадрика возможностей. Тогда мы еще себе просто не представляли, что нас ждет впереди. Так мы добрались вполне уверенно до пика Марченко. Здесь, у его подножия, было принято решение покорить эту гору, благо погода пока еще способствовала восхождению. Здесь, как и в 2014 ситуация повторилась точь в точь. Гора у ее подножия мне показалась очень простенькой, но по мере подъема начинали открываться все новые, и новые высоты, которые внизу у ее подножия не были видны вовсе. Отступать назад не хотелось, в итоге, не очень быстро и совсем не легко, но пик Марченко был все-таки взят.

Вид с пика Марченко на гору Куэльпорр

Спуск проходил не очень быстро, но все-таки легче и заметно быстрее, чем подъем. Здесь у подножья пика мы опробовали работу портативной бензиновой горелки, подзаправились бутербродами и кофе. На обратном пути заехали еще в несколько мест, но уже не столь значительных. Так закончился пятый день нашего путешествия. К выше сказанному можно только лишь добавить. В эту ночь в центре Хибин температура опускалась до +1градуса. Это был для нас еще один необычный «рекорд» - летом, 9 июля, в таких условиях нам еще ни разу не приходилось ночевать в палатке. Но спальники и матрасы показали себя вполне достойно. Зато комары после того, как температура опустилась ниже + 5градусов, резко выпали в осадок и уже абсолютно нас не досаждали!

День шестой

В программе 10 июля было пересечение небольшого брода и достижение перевала Петрелиуса, а дальше все зависело от того как будут обстоять наши дела.

Утро 10 июля было самым обыкновенным. Температура около 13 градусов, переменная облачность, но главное — сухо. В общем-то, для этого года — это были отличные условия!

Карликовый лес по дороге к перевалу Петрелиуса

Дорога к перевалу Петрелиуса чем-то напоминала дорогу к пику Марченко. Правда, попадались места, где дорога проходила через карликовый лес Хибин, который не переставал нас удивлять своими необычными сказочными формами. И реки! Эти бесконечные стремительные и многочисленные потоки с кристально чистой и ледяной водой! Не раз мы останавливались по пути к перевалу лишь только потому, что, просто невозможно было проехать что бы не остановиться, и еще раз не полюбоваться, этой суровой северной сказочной природой! Так не спеша, мы подъехали к снежному подножью перевала и горы Петрелиуса, высота которой – 1140 метров над уровнем моря. Сегодня довольно прохладно и ветрено. Но я все-таки уговорил Сашу пойти на «штурм» горы. Сначала, как и на предыдущих подъемах, было все очень легко и просто. Но чем ближе к вершине, тем осыпь становилась все более и более не стабильной. Иногда вообще казалось, что в любой момент все эти огромные камни зашевелятся и посыплются вместе с нами вниз. К тому же, чем выше мы подымались, тем явно становилось холоднее и ветренее. А у нас конечно ни какой горной экипировки не было вообще — это, как и в прошлые разы, был опять просто экспромт. Но в этот раз, когда оставалось метров 100 до вершины, холод и пронизывающий на сквозь ледяной ветер, заставил нас все-таки прекратить подъем и начать спуск. Как оказалось в последствии решение это было правильным.

Подъем на гору Петрелиуса

 Как только мы спустились к подножию - половина горы была уже полностью скрыта плотной облачностью. Теперь нам только оставалось представить - как мы себя бы чувствовали там, на вершине Петрелиуса, в холодном тумане и практически с нулевой видимостью. Жалко конечно, что Петрелеус нами не был покорен, но все же это лучше чем возможные и серьезные проблемы. Как потом нам сказали пешие туристы, что именно с этого склона неделю назад сошла каменная осыпь. Еще раз полюбовавшись на гору, оставляя прощальные взгляды, возвращаемся обратно. По дороге к базе КСП спускаемся к берегу одной из многочисленных рек на перекус. Здесь нам снова встречаются пешие туристы, которых в Хибинах не мало. Несмотря на то, что в этом году, лето совсем не балует теплом. В середине июля температура от 8 до 13 градусов, а ночью и того меньше 1-3 градуса, хорошо еще, что не ниже нуля!

И так, к  20:00 мы были на базе. Ночи здесь, сами понимаете, в июле нет, поэтому принимаем решение — сегодня, пока еще не так уж и поздно — всего лишь 20: 00, перед главным броском через Умбозерский перевал, сделать разведку предстоящей дороги. Насколько это будет возможно, как по времени, так и по расстоянию, решим на месте по ситуации.

Снова под колесами нашего СИСТЕКА — фирма квадроцикла, на котором мы путешествуем по Хибинам — знакомая дорога в сторону озера Щучьего. Не доезжая до озера, поворачиваем направо по дороге, уходящей в сторону перевала. По качеству и своему состоянию она пока нас ни чем не удивляет. Вполне приемлемые подъемы и спуски, похожие на все дороги которые здесь вообще существуют, в том числе и как на перевал Марченко или на Петрелеуса. Крупные в меру камни чередуются с каменистой мелкой осыпью и броды, не представляющие кроме приятных спортивных ощущений, абсолютно ни каких волнений. Единственно, что нас время от времени заставляло волноваться — так это то, что мы будем делать, если здесь на перевале у нас что-нибудь случится с квадриком. Очень уж сомнительно и маловероятно тогда для нас было, что мы сюда сможем добраться на своем Хайлюксе. Забегая вперед, можно сказать только одно - такие мысли у нас были, пока мы не встретили здесь ни одного живого внедорожника. Преодолев первое каменное серьезное нагромождение, которое у нас ассоциировалось с довольно сложным участком дороги, которых, как потом оказалось, нам придется преодолевать довольно часто и, к тому же, намного больших размеров, как по длине таки по своей сложности, подъезжаем к первому условному ориентиру — водопаду. Как всегда съемка на память. Теперь перед нами очередное препятствие — дорога уходит в озеро, а за озером каменный завал почти такой же по сложности, как и предыдущий, но самое главное - это крутой подъем. Тогда нам это препятствие показалось почти непреодолимым. Мы глядели на него и сомневались, можно ли его вообще преодолеть, а самое интересное было бы увидеть, на чем и как!? Но внимательно походив, вниз вверх по подъему, видим, что его все-таки проезжают. И вполне реальные автомобили. Мы даже нашли оторванный брызговик от Уазика. Основательно подумав, решаем — сначала выясним вопрос с поиском брода и его преодоления, а там уж будет видно, что делать дальше. Идем по краю озера в сапогах и определяемся с траекторией маршрута брода. Приходим к выводу, что теоретически пройти вброд вполне реально. Дело в том, что квадрик у нас в стандартном исполнении, то есть нет шнорхеля, а это накладывает соответствующие требования по четкости прохождения глубоких водных преград. Что называется точно, и без репетиции! Итак …. идут последние минуты принятия решения. Все, решение принято — вперед. Осторожно, на сколько это только реально, ныряем в озеро. Проходят несколько напряженных мгновений, сопровождаемых надрывным шумом квадрика, работающего на понижающей передаче и со всеми включенными блокировками. Шум разлетающихся во все стороны брызг, лязг резины, стуки алюминиевой защиты днища о каменистый грунт озера и... - мы выезжаем на берег! Потом, 13июля – т.е. на третий день после разведки, когда мы прошли уже весь Умбозерский перевал и возвращались домой, по этому же маршруту, на наших лицах читалась ироническая улыбка по поводу прохождения этого «серьезного», как нам тогда казалось препятствия. Сколько их потом у нас было!? И каждый раз они всегда были «сложнее» предыдущих. Но сейчас мы этого даже не могли себе представить, и были на высоте. В приподнятом состоянии подъезжаем к выше описанному подъему, Перед нами стоит Гамлетовский вопрос - «Брать или не брать» - после не долгих размышлений, принимается решение – в связи с тем, что время уже позднее, а палатка и весь туристический скарб остался в машине, сегодня штурмовать его, не имеет смысла. Все равно, сразу же после подъема придется возвращаться обратно.

Дорога в лагерь проходила по тому же маршруту, так, что никаких сюрпризов на обратном пути у нас не было. И через пару часов мы уже были у КСП. Забираем со стоянки автомобиль и едем в лагерь на ночевку.

Сегодня нам не везет — наше место занято, приходится экспромтом искать новое. Хорошо, что это не заняло слишком много времени, так ка это все проходило под моросящим дождичком. И пока Саша ставил палатку, я позаботился о костре, а через полчаса мы уже ужинали.

День седьмой

Утро седьмого дня путешествия, начиналось довольно-таки прохладной и не очень сухой  погодой. Зато прогноз завтрашнего дня звучал очень обнадеживающе - температура  10 градусов, облачность 5-6 баллов  и всего лишь местами кратковременные дожди!

У нас заканчивались кое-какие съестные припасы, поэтому принимается решение съездить в Кировск, а на обратном пути проехать через Малый Вудьявр в сторону ущелья Рамзая. Заодно в Кировске, пока будем делать покупки в магазине, поговорить по телефону с Москвой и дать о себе сведения. Главное, чтобы в магазине мы своим видом, не напугали местную публику.

Все прошло хорошо: с Москвой связались, очень приятно поговорили, продукты все куплены и мы едем по намеченному маршруту.

Проезжаем знакомые по прошлым путешествиям места стоянок и ночевок на Вудьявре, дальше дорога подымается понемногу вверх. Встречаются пешие туристы, возвращающиеся с перевала Рамзая. Спускаемся с очередного подъема вниз и дорога, приемлемая по ширине для езды на квадроцикле, понемногу начинает теряться. Для пеших туристов впереди еще огромный выбор тропинок, а вот для нас...? Начинаются проблемы, решаем ехать по руслу реки, пока это у нас получается. На параллельном маршруте, на гребне, видим велосипедиста. Тоже не очень-то ему приходится сладко, но все же велосипед не квадроцикл — можно и под мышкой…, и на плече, но все-таки протащить. Какой-то момент мы даже ему начинаем немного «завидовать». Он еще сравнительно долго будет иметь возможности, сравнимые с пешими туристами. А вот наши возможности подходят к концу. Подъезжаем все по тому же руслу к водопаду, выезжаем из реки на тропу и делаем остановку для принятия решения. Проходим пешком вдоль реки мимо водопада и убеждаемся. Дальше — можно только идти пешком.

Водопад на р. Поачвумйок.

Возвращаемся к квадроциклу и едем опять по реке только уже в обратную сторону. На знакомой площадке у озера Малый Вудьявр, делаем остановку для перекуса, а заодно можно пообщаться с пешими туристами, которых встречали, когда ехали в сторону перевала Рамзая. Подзаправившись, возвращаемся к месту ночевки, расположенному, все там же, не далеко от КСП.

Сегодня нам везет — пешие туристы, занявшие наше место, предыдущей ночью, куда-то съехали, даже не использовав наш запас дров. А с дровами здесь, в отличие от берега Белого моря — напряженка. Так, что лагерь сегодня ставим на прежнее место и с дровами никакой беготни и поиска. Мелочь конечно, но приятная, да еще и без дождя. Как тут не вспомнить «философию», как мало бывает нужно человеку - для полного счастья!?

Так прошел седьмой день нашего путешествия по Хибинам. А к главной цели, проехать через Хибины к Умбозеру, и проехать вокруг него, мы так еще и не подошли.

День восьмой

Сегодня 12 июля собираем все, что нам потребуется в намеченном путешествии на квадроцикле. Единственное, что нас беспокоит — это объем кофра квадроцикла. Ведь в него надо ухитрится засунуть все, что может потребоваться в двух — трех дневном переходе, то есть — палатка, спальники, матрасы, кино — фото аппаратура продукты (как когда-то, очень давно, еще в годы моей юности, их называли — шамовкой). И вообще, куча всего, что нужно в серьезном путешествии с ночевкой, возможно не одной. Естественно появились мысли, а как его подвеска будет все это выдерживать, тем более что маршрут-то не по асфальту!? Далеко не по асфальту. Тогда мы даже не представляли себе как далеко!

Но вот все собрано, и мы отправляемся в путь. Оставляем Тойоту на стоянке у КСП. Снова едем по уже знакомой дороге в сторону озера Щучьего и снова под колесами нашего квадрика знакомые лужи, камни, корни деревьев и вообще все, что только можно здесь себе представить и даже не представить на так называемой дороге.

 Все шло прекрасно, пока вдруг мы не услышали непонятный, то ли

 писк, то ли свист в ступице переднего колеса. Останавливаемся, слушаем, пытаемся найти причину, но все наши усилия не дают должных результатов. Неприятный свист не исчезает. Повторяется уже знакомая ситуация. Но еще раз, мы уже не можем себе позволить ошибиться. Решили - лучше вернуться в лагерь и найти не спеша причину чем еще раз рисковать. И как это не было обидно, но мы возвращаемся обратно в лагерь.

Подъезжаем к домику МЧС, рассказываем о своих новых неприятностях. На, что нам предлагается снять прямо здесь же колесо и посмотреть состояние ступицы. Делать нечего, выбора все равно нет. Снимаем колесо, смотрим на разобранную ступицу и видим испорченный сальник. Остается только одно — набить побольше предложенной смазки и надеяться, что это поможет. Так и сделали, поблагодарили за смазку и обнадеживающие слова. Но старт решили перенести уже на завтра — то есть на 13 июля.

Теперь пока мы разговаривали о предстоящей поездке и делились своими впечатлениями с представителями МЧС, и хозяином гостиницы, а так же внимательно слушая их советы о способе прохождения сложных участков, подъехала к воротам КСП Тойота 40-й серии, как потом выяснилось с 32 летним стажем и 350000 км пробега. А за рулем ее был автотурист из Франции, желающий проехать по Хибинам. Узнав такое его желание, я, не долго думая, на ломанном английском языке — говорю:  «Камрад, тугеза Умбозерский перевал!?» - и как это не было странно, но к моему великому изумлению, оно было очень радостно принято. Саша сразу превратился в переводчика. Осталось только договориться о времени выезда и месте ночевки. С этим конечно уже проблем никаких не было. Время быстро определили, правда, меня это как-то очень удивило — шесть часов утра, это когда нет ночи вообще!? Зачем так рано? Но как потом выяснилось, во Франции так принято. В связи с этим было принято компромиссное решение – назначить выезд на 8:00. Вечером у костра за ужином, была откупорена бутылочка хорошего крымского вина. Единственное, чего нам не хватало сегодня, так это только отличного знания французского. Но вполне реально обошлись английским. Единственное на что сетовал Бернар так это то, что французская кухня будет только завтра. Вот так за туристическим не «круглым», но международным столом, мы познакомились перед завтрашним броском на Умбозерский перевал поближе и поосновательнее, на сколько, правда, этому, позволяли Сашины познания английского языка и Бернара тоже. Так на международном уровне закончился восьмой день нашего путешествия.

Встреча с французским туристом Бернаром

Девятый день

Утро 13июля, нас, к сожалению, ни чем не обрадовало, но, правда, и ничем не удивило. Низкая облачность, неба не видно, хорошо, что хоть нет дождя. Температура +8 градусов — норма. Единственное, что было в это утро необычным, так это подъем по-французски в 07:00. А в остальном — все как обычно. Завтрак, сборы квадрика по схеме предыдущего дня, с надеждой, что больше нам уже, ничего не помешает и... выезд на маршрут в 08:00. Правда, не на восточный, куда была произведена предварительная разведка 10го июля, а на западный.

 На принятие нового решения и отдание предпочтения западному маршруту, возможно, повлияло несколько моментов.

 Восточный маршрут мы уже частично видели. Пройдя по нему три дня назад 4 км. Западный же маршрут нам не был известен совсем. Этот факт для нас тоже был достаточно интригующим. К тому же, хотелось все-таки пройти брод, который в 2014году не был пройден. Не скрою - это серьезно било по нашему самолюбию, по крайней мере, по моему - точно. Единственное, что пока в западном маршруте для нас было неизвестным — это брод через реку. Зато было известно, на какие интересные места выводил бы нас этот маршрут на квадроцикле.

А если все-таки брод не удастся пройти, будем решать на месте, как говорится в рабочем порядке. Хотя если быть откровенными, на сколько мы поняли, в Хибинах, для автотранспорта, вариантов больше не существует. Только два  - восточный или западный.

Вот с такой информацией и планами, мы выехали в составе Квадроцикла «СИСТЕК» и Тойоты 40ой серии из лагеря на западный маршрут.

Подъезжаем к озеру Щучьему. Перед нами знакомый брод. Снова промеряется путь движения по воде вокруг островка и принимается решение, в этот раз, пройти именно по воде.

 Вообще, забегая вперед, до озера Гольцового все броды были нами пройдены успешно, чего к сожалению не скажешь про Бернара на его Тойоте.

 При проезде очередного брода между озером Щучьим и озером Гольцовым он имел неосторожность взять чуть правее, и его тяжёлая Тойота застряла в мягком грунте на дне брода. Это конечно выглядело очень серьезно.

 Зато теперь у нас появилась реальная возможность еще ближе познакомиться друг с другом.

 Все началось с того, что сначала мне пришлось на спине перетащить Бернара из машины на берег, В связи с тем, что у него не оказалось болотных резиновых сапог.

 А дальше началось самое интересное. Лебедка у Тойоты конечно была, но …. ручная! Она находилась в специальном ящике, расположенном, между бампером и радиатором. Сначала, при ее виде, когда он достал ее из этого ящика, мы просто не могли себе представить, что нас ждет впереди. Она была такая мощная и тяжелая, вид одного только троса, толщиной с большой палец, мне давал уверенность в том, что мы с легкостью можем вытащить не только Тойоту, но и любого бегемота.

Вот в этом я, как оказалось потом, очень здорово ошибался.

Не прошло и получаса, как мне припомнился детский классик - Корней Чуковский.

Перефразируя которого, так и хотелось сказать -

- Ох и сложная эта работа

 - из болота

 тащить Тойоту(ручной лебедкой !)

 Но это было, только начало! Попросту говоря — еще только цветочки!

Какие ягодки нас ждали впереди мы даже не могли себе представить!

Зато познакомился я с этой экзотикой, что называется вплотную — и за рулем, и вне руля, и далеко не один раз! К тому же, здесь нам еще не повезло тем, что сосны, за которые мы цеплялись, не выдерживали и тащились вместе с корнями из торфа. Хорошо, что оказалась поблизости Мицубиси с очень мощным нейлоновым тросом, а на берегу, хорошая сосна! Теперь, удлинив родной металлический нейлоновым, прицепившись к достойному «якорю» то есть сосне, медленно, но верно, машину мы все-таки вытащили. Вот таким было наше первое испытание, техники и людей, которое мы с честью выдержали, не дрогнув! Немного времени спустя, Бернар признался Саше: «если бы не вы, я один бы здесь не справился и на этот маршрут не пошел».

 Людей, конечно, он бы дождался, и конечно они бы ему помогли. Но дальше на маршрут? После этого, один? Вряд ли бы пошел.

 Но он был не один, нас было трое и мы уверенные в себе двинулись на своих транспортных средствах дальше к достижению поставленной цели, извергая из них порой ужасные звуки, раскидывая при этом колесами в разные стороны, кучи брызг и щебня. Судя по дорогам, в каком бы виде они не были. Здесь все-таки немало бывает нарушителей девственной тишины и величия Хибинских озер, лесов и хребтов. Туристы, рыбаки и охотники - не редкие гости. Даже в такую погоду как в это лето, когда горы окутаны, мокрыми низкими и холодными облаками, они встречались нам везде.

 Но сегодня, кроме нас, здесь не было никого. Мы были единственными нарушителями этой первозданной тишины, пока вытаскивали застрявшую Тойоту. И кроме представителей птичьего мира, вроде больше никого не побеспокоили. А их тут было во множестве, в том числе и гнезд. Начиная с того момента пока, когда мы ходили в сапогах измеряя глубину брода и кончая выездом на берег, они беспрестанно с неописуемой яростью пикировали на нас, норовя каждый раз клюнуть в голову. А у основания той самой большой сосны, которую использовали, как якорь. Оказалось утиное гнездо. И эта бедолага сидела в гнезде, затаив дыхание, до самого последнего момента, пока наши ноги не оказались в считанных сантиметрах от ее гнезда. С диким кряканьем она вылетела из гнезда, до смерти всех перепугав, но слава богу все обошлось хорошо. Гнездо цело, яйца на месте, правда, мы без ее разрешения, воспользовались ситуацией и в отсутствии мамаши сфотографировали его на память.

Вот на такой лирической ноте заканчивается описание прохождение бродов между озером Щучьем и Гольцовым.

Дальше наш путь лежал вдоль берега озера Гольцового к западному маршруту вокруг Хибин. Песок берегов был достаточно плотен, а броды проходимы. Но недолго нам пришлось торжествовать победу, проходим несколько средней тяжести участков, в том числе и через лес, подъезжаем к берегу реки Куна. Пытаемся измерить глубину в болотных сапогах и сталкиваемся с двумя проблемами.

Во-первых, я не уверен, что пройду стремнину и меня при этом не смоет.

Во-вторых, не уверен, что не зачерпну в сапоги ледяной воды. А погода-то шепчет! Неба не видно, облачность 10 баллов, вернее это даже не облачность, а что-то среднее между туманом, низкой облачностью и моросью, при этом температура, всего 10 градусов! Не подумайте только, что мы ноем, нет, мы просто реалисты. Сушиться естественно негде, а сушится костром, слишком долго.

IMG_6412

 Небольшое совещание, уже на международном уровне! И принимается решение такое — выйти по лесной дороге по маршруту, который нашел в интернете Бернар в объезд озера Щучьего, и далее проехать восточным маршрутом вокруг Хибин через Умбозерский перевал, разведку которого мы проводили (первые четыре километра три дня назад).

Рисковать, решили, нет смысла. Разворачиваемся и уходим через лес на восточный маршрут. Попутно принимается и еще одно решение. Саша садится к Бернару на правое сидение в качестве переводчика — штурмана. При этом «убиваются сразу два зайца» даже три — сидит в тепле, получает практику общения на английском языке и квадрику сразу становится заметно легче. Таким образом, в Тойоте появился экспромтом международный экипаж. На объезде щучьего озера, перед выходом на восточный маршрут, встречается небольшой но довольно-таки коварный брод, при прохождении которого Бернар чуть было не вывернул берег упираясь в него передним мостом и рессорой. Перед моими глазами возникло явное соперничество — берег, камень или Бернар на Тойоте. Победителем в этой «схватке» вышел Бернар. Это была одна из первых демонстраций мощи и надежности этого «мостодонта»! При этом он был, что называется на волоске от падения на бок, но все обошлось благополучно. Дальше уже шла дорога до водопада, известная нам по разведке, которую мы провели три дня назад, как уже говорилось выше. И здесь, на крутых косогорах, Бернар опять нас не переставал удивлять, он чувствовал себя, на удивление, очень уверенно. Были моменты, где я уже на 99 процентов предвидел падение машины на бок! Но, к нашему и его счастью, всё заканчивалось поднятым вверх, большим пальцем руки!

 И так мы у водопада. Фотографируемся, естественно, а дальше брод, который мы уже брали, но не брали подъем. И здесь нас опять удивил Бернар. Его Тойота, как старая утка, изведавшая в своей долгой, не легкой жизни, всё и вся, переваливаясь с боку на бок, поднатужившись, собравшись всеми силами, издавая при этом неподражаемые звуки, вскарабкалась довольно-таки уверенно на подъем, который нам вообще казался непреодолимым. Теперь, после всего, что мы увидели, нам просто, ничего не оставалось, как только взять этот подъем, во что бы это ни стало, мы просто не имели никакого морального права, его не взять.

Дальше некоторое время дорога выглядела очень прилично, естественно в сравнении с тем, что мы только, что прошли.

 Через метров семьсот мы подъезжаем к двум озерцам. Первое для нас вообще ни какой проблемы не имело. Там вся суть была в прохождении его по каменному крутому склону, который для квадрика не представлял никаких проблем, а вот Бернар нас здесь снова удивил, проезжая его, что называется на грани фола! Казалось достаточно прикосновения пальца и его аппарат просто сделает «бочку». А вот и второе, здесь вся сложность в аккуратном и точном проезде. Нужно пройти брод, как можно ближе прижимаясь к скальному отвесному берегу, при этом естественно, очень желательно, не соскользнуть в глубину. Проходит немного времени... и эти препятствия остаются позади.

После преодоления Умбозерского перевала

 Снова перед нами сравнительно ровная поверхность, чем-то напоминающая дорогу, где можно даже немного расслабиться. Но ненадолго. Теперь перед нами открывается ровное плато, длиной метров 300. И все оно покрыто огромными камнями, величиной в среднем сантиметров 70 в диаметре, при этом естественно не круглые, а абсолютно бесформенного вида и с довольно острыми гранями. В общем то, что нужно для идеальной поверки подвески на прочность! Но и это испытание на прочность, наши транспортные средства выдержали с честью и достоинством. Теперь, после таких испытаний, я вообще не мог себе представить, что нас может остановить, кроме конечно брода, в котором можно просто, утонуть!? Но была еще одна неприятная сторона испытаний, правда она уже касалась, скорее всего, только меня лично, минуя международный экипаж. Это постоянная и очень неприятная морось, от которой я конечно вполне реально забаррикадировался снизу болотными сапогами, а сверху дождевым комбинезоном. Но солнце, которое нам так приятно светило в 2014году и которого в этом 2015 совсем не было, мне бы сейчас, очень хотелось увидеть. Зато будет, что потом вспомнить! Проехав еще один водопад, я остановился перед простирающейся впереди нашего пути рекой, по которой нам, скорее всего, придется ехать дальше, так как другого варианта не было видно вообще. Зато это реально могло означать падение высоты и начало спуска с перевала. Дождавшись Бернара и Сашу, было внесено предложение: здесь на ровном месте сделать остановку, попить чайку и двинуться дальше по реке. Предложение было дружно одобрено, к тому же можно было еще и пофотографироваться на фоне местной заполярной природы Хибин, где, как подметил Бернар, снег лежит в июле месяце у самого подножья. В отличие от Альп, где его можно увидеть только высоте не ниже 3000метров.

За Умбозерским перевалом

 Чаепитие прошло в очень теплых условиях, как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Я это особенно почувствовал! А еще больше, когда пересаживался снова за руль квадрика.

 Река, выполнявшая роль дороги была пройдена довольно быстро и без всяких проблем обоими видами транспорта... Зато потом, когда начался торф вперемежку с огромными валунами, размером с человека, Бернар, на одном из участков пути все-таки соприкоснулся боком своей Тойоты с грунтом. И надо отдать ему должное, выскочил из этой ситуации, как мне потом рассказал Саша, довольно-таки легко и быстро. А главное очень уверенно.

 Теперь перед нами, во всей своей заполярной красоте, вставал лес Хибин. Даже стало появляться что-то похожее на настоящую грунтовую дорогу. Но, как это очень быстро выяснилось, слишком рано мы радовались. Очень скоро серьезно застрял Бернар. Одно только обстоятельство его и нас радовало, это наличие многочисленных и могучих сосен. Здесь, что бы выкарабкаться из торфа вперемежку с огромными валунами, был использован весь арсенал агрегатов которые имелись у Бернара в его Тойоте. Не мало времени нам здесь пришлось потратить и опять в гордом одиночестве. Хотя следов борьбы с бездорожьем, оставленных неизвестными нам транспортными средствами тут было предостаточно. Как нарочно, в самый последний момент, когда я за рулем Тойоты выскочил, наконец, на твердый грунт, на встречу нам выехали грязные, что называется по уши, Лендкруизер и Лендровер. Естественно начались расспросы о предстоящем пути и его сложностях. Глядя на них, мы все себе могли представить, но то, что они нам сказали, что самое сложное и трудное, у нас еще только впереди, просто, не верилось. Но это оказалась, к сожалению, чистая правда. К этому можно только добавить одно - она еще была и очень грязная, в полном смысле этого слова! Бернар застревал еще не раз. А в последний раз, когда я почувствовал довольно большое отставание около двух километров, пришлось возвращаться назад. Здесь и выяснилось, что нас догнал на велосипеде Михал (Поляк из Гданьска, тоже турист, только на велосипеде). Он выехал за нами в этот же день с той лишь только разницей, что сразу поехал Восточным маршрутом через Умбозерский перевал. А вообще у него были планы такие — из Гданьска на самолете до Финляндии, дальше на велосипеде до Хибин и по Хибинам. Потом на Рыбачий, снова в Финляндию и домой на самолете. И вот сейчас, когда я, возвратившись обратно, проехав пару километров, вижу знакомую сцену, в которой задействована еще одна человеческая сила. Что конечно меня немало удивило, но и обрадовало. Изрядно помучившись, мы и в этот раз одержали победу, правда, уже вчетвером. Это было последнее место, где нам пришлось поработать лебедкой и всем, что только можно было к ней добавить, включая простые человеческие руки. Далее дорога в основном походила на настоящую лесную грунтовку, где можно было в полном смысле этого слова — расслабиться, уделяя внимание красотам Хибинского леса, совсем не похожего на тот лес, который мы видели в самом начале маршрута. Проехав около 4х километров, подъезжаем к развилке. Вправо уходит дорога вниз и упирается в брод. По всей вероятности - это тот брод, о котором нас информировали автотуристы на двух джипах, повстречавшихся нам ранее. Если пройти его, то дальше по дороге через Коашву можно приехать в Кировск, а потом соответственно на базу к гостиннице Куэльпор. Этот вариант, нас пока еще не интересовал. Мы все еще мечтали пройти вокруг Умбозера или хотя бы, пройти на Ревду. Так, что мельком посмотрели на брод и двинулись дальше в сторону Умбозера. Отличная, по местным понятиям дорога, довольно быстро, нас вывела к берегу залива. Здесь нам встретилась группа велотуристов, стоящая лагерем на берегу залива. Пообщавшись с ними, ничего нового, в плане преодоления перспективного брода, мы, к нашему сожалению, не узнали. Время было уже около часа ночи. День у нас сегодня был далеко не из легких, поэтому решили разведку и штурм очень не простого брода, отложить на утро. Тем боле, что утро вечера мудренее!

 Быстро определяемся с подходящим местом для установки палаток, разжигания костра. Михалу из Польши он вообще необходим. Когда я смотрел на его насквозь всю мокрую до нитки одежду, у меня по коже мурашки бегали. Но ему было всего немногим за 30, а в молодости, как известно, все нипочем! А вот у Бернара, пока мы заняты были своими насущными вопросами, сегодня появилась реальная возможность отличиться и приготовить, обещанный, французский ресторан. И пока мы сушились, раскладывали по своим местам шмотки и всякую туристическую утварь, он время не терял даром. Слышится команда - в ресторан. И вот мы уже вчетвером, сидим в Тойоте Бернара за роскошным столом. По европейским не писаным законам, сначала нам был подан аперитив и закуска, потом Бернар вытащил бутылочку вина и сказал: отправляясь в эту поездку по России, ему наказывали открыть и выпить ее с другом, которого он повстречает на своем не легком пути! Вот в таких прекрасных и теплых тонах прошел этот незабываемый вечер, точнее ночь, которой конечно не было вообще. В завершение можно добавить только одно — это был действительно один из самых сложныхи и тяжелых дней, но он стал самым главным и незабываемым днем нашего прекрасного путешествия, которое подарило нам знакомство с Бернаром из Франции и Михалом из Польши!

На берегу залива Умбозера

День десятый

 Утро было, как и в предыдущие дни, мягко выражаясь, прохладным, ртутный столбик термометра с трудом, подымался до отметки в 9 градусов. Небосвод был полностью скрыт от нашего ока тяжелыми, серыми, свинцовыми облаками, глядя на которые, можно было только мечтать о солнце. При этом каждый из нас, по своему, все-таки надеялся и ждал, когда же наконец. его теплые лучи смогут пробиться через эту серую свинцовую броню. К 9:00, Бернар, встав согласно своего биоритма, - все равно, правда, часа на два позже чем обычно, - усиленно начал искать способ, поднять и вытащить наши экипажи из своих «берлог». Дипломатические манеры ему явно мешали, не давая возможности, нас просто вытолкнуть на свет божий. И он в бессилии, несчастный, более часа бродил вокруг наших палаток, пока все-таки мы сами не проснулись и не приступили к приготовлению завтрака.

 Но у нас было целых три серьезных оправдания:

 Во-первых — мы вообще не претендовали на жаворонков, в отличие от него.

 Во-вторых — слишком большая была разница окружающего нас мира — внутри, теплого и сухого спального мешка, лежащего в палатке, и снаружи.

 И в третьих — так спят люди, только с чистой совестью, или с чувством исполненного долга!

 Итак, после завтрака сегодня перед нами стоял главный вопрос. Сможем ли мы пройти брод здесь в заливе? Или придется все-таки возвращаться? Подъезжаем к предполагаемому месту и пытаемся в сапогах найти реальный маршрут, но все тщетно. Выясняется, что для объективной и надежной примерки желательно иметь не болотные сапоги, а поясные, которых у нас, во-первых, просто нет, а во-вторых, если бы и были, то для нашего квадрика, не имеющего шнорхеля, это было бы  явным перебором по глубине.

 Посовещавшись, приходим к общему мнению: попробовать поискать где-нибудь в округе более мелкий брод. Возвращаемся к началу залива и начинаем углубляться в лесной массив, в поисках новых выходов к воде залива или реке, впадающей в залив, с более мелким бродом. Здесь, пока мы куролесили по лесным еле заметным дорогам, нам повстречалось необычное жилье, кто его строил и кому оно принадлежит, мы конечно могли только догадываться, но выглядело оно очень «экзотично». Напоминая очень уж грубо рубленную избушку. Зато виднелась плохенькая электропроводка и что-то наподобие какого-то древнего холодильника. Все это говорило, конечно, о том, что в определенное время года здесь могла быть теплая компания и вокруг портативного генератора тогда закипала жизнь.

 Еще немного поездив по лесу, так и не найдя никакого брода, через залив, возвращаемся в обратный путь. Подъезжаем к уже знакомому броду через реку в сторону Коашвы.

 Теперь у нас остается только два варианта.

 Первый — это пройти брод, потом через ГОК, в Коашву, далее в Кировск, а после, по известной дороге, в Куэльпор.

 Второй вариант — если брод все-таки не окажется приемлем по глубине, - возвращаться точно по тому же маршруту, только в обратную сторону.

 Опять измеряется брод и опять мы приходим к выводу, что для квадрика он очень рискован. Течение такое, что оно просто может его снести. Да и глубина на пределе. Я опять не имея поясных сапогов не смог дойти даже до середины стремнины. Посовещавшись, решили так: Тойота несоизмеримо тяжелее квадрика, и ее не снесет. Да и брод она может взять более глубокий. А дно здесь, в отличие от озера - сплошные камни, не провалишься и не забуксуешь. Так, что для Тойоты, этот брод пройти, все-таки реально. Проходит немного времени, и Бернар решается на штурм реки. Спускает немного давление в шинах. Последние морально-психологические подготовки и... машина уходит в кипящие воды реки. У середины течения ее немного подворачивает, еще немного и... все кончается благополучно, брод взят. Бернар от переполняющей его радости, подымает обе руки с поднятыми вверх большими пальцами. И его естественная радость, конечно, всем понятна. В Тойоте вместе с Бернаром уходит и Михал. Его велосипед еще раньше был погружен в машину. Остается теперь только пожелать от всей души им удачи

 Нам же предстоит возвращение по не простому, но зато уже известному пути.

 Проводив их печальным взглядом, мы подымаемся к квадрику, и теперь уже одни, возвращаемся домой. Пройдя без проблем самую сложную часть маршрута, до первого водопада, решаем сделать остановку. В этот момент как раз появилось, долгожданное солнце. Быстренько, у скалы вскипятили чай, достали бутерброды и... мы еще не успели их полностью съесть, как задул холодный ветер. С гор, прямо на наших глазах, спускаются ледяные облака и через считанные минуты мы уже снова окутаны холодной моросящей сыростью. А от ласковых и теплых солнечных лучей, остались только такие же воспоминания. Нам остается только быстро все собрать и двигаться дальше.

Водопад за Умбозерским перевалом

На средней части маршрута проходим известные нам броды и теперь уже крутой спуск. Теперь эти бывшие проблемы, кроме иронической улыбки на наших лицах, никаких эмоций не вызывают. В хорошем темпе проезжаем последнюю часть маршрута, вот уже и первый брод. А дальше дорога до КСП, теперь и вовсе ассоциируется у нас, как вполне приличная грунтовка. Здесь мы встречаем, стоящую около ворот Тойоту Бернара. Заходим в гостиницу, прощаемся с Бернаром и Михалом. Благодарим на стоянке всех кто с нами так или иначе контактировал, оказывал нам посильную помощь и внимание, забираем Хайлюкс. В этом году мы уже здесь больше не будем. Последняя ночевка недалеко от КСП, на том же месте где мы всегда ночевали, а завтра с утра уже выезд в сторону дома.

Одиннадцатый день

Завтрак прошел довольно быстро, и мы уже готовились к отъезду, как вдруг слышим знакомый рокот Тойоты Бернара. Подъезжает и рассказывает: Михалу, оказывается, очень не повезло — по профессии он ветеринар, вот и проявил инициативу по отношению к местной собаке в плане постановки диагноза. Но кончилось это все очень банально — она просто его здорово укусила. Рука распухла и теперь, скорее всего, все его планы по поводу Среднего и Рыбачьего - «накроются медным тазом». Перед самым отъездом мы, конечно, навестили его, естественно пожелали ему быстрейшего выздоровления, хотя, конечно понимали, что с такой опухшей рукой, вряд ли он сможет нормально ехать на велосипеде, да еще и по таким дорогам. Вот на такой печальной ноте прошли наши последние минуты общения с Михалом. А с Бернаром мы еще раз встретились, не доезжая до водяной дороги. Остановка была не долгой. Пожелали друг другу еще раз удачи и двинулись дальше. Больше нам уже встретиться было не суждено. При выезде на грейдер, погрузили квадрик в прицеп. И покатили по грейдеру, который нам теперь казался, после всех перипетий Умбозерского перевала, гладким, как асфальт. А через несколько километров и вовсе, под колесами нашего Хайлюкса, зашуршал уже настоящий асфальт. В Кировске у нас по времени вполне реально получалось посетить музей минералогии. Первое, что нас удивило - это как здесь было прекрасно все продуманно, с точки зрения специфики архитектуры размещения залов и экспозиции музея! Сначала была представлена очень интересно история Хибин.

 Дореволюционный период. Послереволюционный — Советский и Российский. Много представлено интересных макетов, наглядно демонстрирующих добычу апатитовой руды и сопутствующих минералов. И в завершении всей очень интересной экспозиции, как апофеоз — представлена была прекраснейшая большая, я бы сказал даже огромная, коллекция минералов. То, что мы здесь увидели — это было просто пределом наших воображений. Ко всему увиденному, можно еще добавить только одно, как прекрасно, что мы все-таки здесь побывали и не проехали мимо этого незабываемого чуда! В этом году здесь же в музее проходила еще и творческая выставка изобразительных искусств. Работу свою она еще не начала, но нам, в виде исключительной ситуации, была предоставлена возможность познакомиться с ее экспозицией. На прощание с музеем и Хибинами в книге отзывов, оставили свои впечатления обо всем увиденном, купили сувениры на память и в прекрасном настроении двинулись дальше.

Кировск. Горно-минералогический музей

 Теперь у нас было достаточно времени, что бы подумать о дальнейших планах этого шестого путешествия на север. Поступило предложение еще раз съездить на Терский берег, а заодно проверить, как выглядит Мыс корабль соответствующий координатам карты, наяву!? И после не долгих размышлений, это предложение было принято.

 Подъехали мы к обозначенному месту на карте с соответствующими координатами поздно. Но самое печальное и обидное, что этим координатам в живую, соответствует только полностью срытая и абсолютно ровная береговая полоса, основательно замусоренная, останками человеческой деятельности. Увидев такую печальную картину, конечно, возвращаемся обратно, туда, где мы стояли втроем в 2013году. Местные (которым не больше лет, чем нам) именно это место и называют Мысом Корабль. Ставим палатку. Так закончился еще один день шестого путешествия на север.

Двенадцатый день

 Утро этого дня было уже более приветливое. И хотя явная половина неба была еще закрыта от нашего взора плотными облаками, все-таки чувствовалось, что это уже не Хибины. Тонкие лучи заполярного солнца, еще с трудом, но все-таки уже доносили до наших тел, свое еще пока совсем скромное и нежное, но все-таки тепло.

 Позавтракав, пошли побродить  по Терском берегу в надежде найти красивых минералов  на память. Здесь нас ждал очень необычный сюрприз. Найдя довольно удачное место, я вдруг заметил мелькнувший толстый хвост. Мы, конечно, знали, что теоретически ареал обитания гадюки, доходит до заполярья, но увидеть вживую здесь, у самого берега моря, да еще такую огромную!? Это конечно была явная неожиданность. Она была к тому же и очень необычной расцветки. Ее зигзагообразный узор шел по темно-коричневому толстому и довольно мощному телу. Быстро передвигаясь, по стелящемуся зеленому можжевельнику, она то исчезала от нас, в плотном покрове можжевельника, то снова появлялась где-нибудь рядом. Но все-таки, нам удалось сфотографировать эту местную ядовитую красавицу. И это все происходило буквально в нескольких десятках метрах от места стоянки лагеря. Прямо на тропинке, идущей вдоль берега моря. Вот таким необычным эпизодом кончается программа сегодняшнего дня. Нам осталось только погрузить наши собранные трофеи в машину и готовиться к отъезду. Стоянка у нас сегодня планируется там, где мы стояли, возвращаясь, домой в 2014году. По дороге связались с Вадимом Таукиным. К этому времени он уже давно выехал из Ленинграда и теперь мы двигались, на встречу друг другу. Конечно после того как мы случайно встретились в 2014 году на водопаде, потом вместе проехали до Среднего, Рыбачьего, и снова встретились, но уже на Онеге, нам очень хотелось встретиться снова. Хотя бы здесь на трассе.

 Еще до выезда на север, мы пытались состыковаться, но обстоятельства были не на нашей стороне. И вот теперь нам представлялась такая возможность провести вместе хотя бы одну ночевку и рассказать Вадиму о Хибинах. А для него это была важная и ценная информация…

 Но к назначенному времени у места встречи нам все-таки не удается попасть. Слишком уж разная по своему состоянию была перед нами дорога, - от Терского берега до точки встречи, да и прицеп с квадриком давал о себе знать. Особенно на обгонах и подъемах. А тут еще в самый последний момент, когда оставалось до встречи километров 20, связь пропала совсем. В итоге мы были на месте часа на полтора позже.

 Подъезжаем — нет никого. Что делать, Вадим мог уйти на стоянку, как на левую сторону по своему пути движения, так и на правую. А связи-то нет! Стоим в размышлениях. И тут, Саша мне показывает - на одном из строительных щитов - большими буквами красная стрелка и надпись. Все ясно, едем на стоянку 2014года. Через несколько минут наступает торжественный момент встречи. Вадим ждет нас здесь уже около часа. Ставим палатки и готовим праздничный ужин. Кстати — сразу замечается, что это уже не Кольский и, тем более, не Хибины. Заметно теплее и намного суше, на, что обращаем внимание наших ленинградских коллег. Но об этом еще конечно поговорим. Сегодня у нас предвидится очень долгая беседа. Нам есть, что показать на ноутбуке, о многом, конечно, хочется рассказать, в то же время нам интересно узнать и планы Вадима. Он снова хочет проехать на Средний и Рыбачий. Я же не зря говорил — север как магнитом, тянет к себе людей. Вот и его он снова тянет на самую дальнюю точку. Так мы допоздна и просидели у костра, делясь своими планами и впечатлениями.

Тринадцатый день

 Встали мы не очень рано — сказалась огромная информация, которой хотелось поделиться и уложиться в минимум времени. Не трудно догадаться, на сколько это было реально и..., что из этого вышло!? Здесь конечно пессимистам есть повод порассуждать о смысле жизни, потерянном времени и т.д... Но мы-то знаем, что все это было не зря! И нам будет, что вспомнить, а может быть даже не нам, а самое главное — нашим детям, нашим потомкам!?

Р. Верхняя Куземка

 Вот на такой оптимистической ноте, мы пожелали друг другу удачи и разъехались в полном смысле этого слова в противоположные стороны. Нам на юг, а Вадиму на север. У него сегодня в планах Хибины, а мы хотим сразу без ночевки доехать до дома — то есть приехать сразу на дачу.

 Примерно в 22:00 мы проехали Вытегру и пока солнце еще окончательно не ушло за горизонт, решили сделать остановку на ужин. Заканчивали трапезу, уже почти в полной темноте. Быстро собираем посуду в походный столик и едем дальше. Теперь главное — это проехать через ночь. Здесь меня за рулем подменил Саша. Относительно не плохо отдохнув, проснувшись около пяти часов утра, отходя от предутренней дремоты, разглядываю в окно машины, окружающий нас мир Ярославля. Здесь, как и повсюду в России, в эти утренние часы, встречаются спешащие со своими корзинками грибники. Еще немного отдохнув на правом сиденье, я снова меняю Сашу за рулем, и к полудню на четырнадцатый день 18 июля мы подъехали к воротам нашей дачи.

Фильм

Первая часть: Вторая часть:

Комментарии
Damary08.12.15, 17:04
Хорошо прокатились! А погода в дальнейшем была еще хуже. Как говорили местные ребята: в Хибинах в этом году лета не было. 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Хибины
еще маршруты
О Маршруте